Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет и основные функции философии.





Мировоззрение

Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

Типы мировоззренческих систем:

-Космоцентризм, древней демократической философии

-Теоцентризм, философии и культуры средних веков.

-Антропоцентризм, эпохи Возрождения XIV-XVI I веков.

 

Структура:

-Знания (гносеология) - раздел философского знания, изучающий процесс познания. Основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и места в нем человека.

-Натуралистические(природные)

-гуманитарный(социальный) компоненты

-методологическая

-Ценности(аксиология) - категория, указывающая на личностное, социальное или общечеловеческое значение определённых явлений действительности. Выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, детерминируют важнейшие императивы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

-предметная ценность

-субъективная ценность

-Убеждения - те знания, в кот чел верит, принимает как регулятивы своей деятельности.

Праксиология-раздел фил. знания, изучающий поведение людей, их деятельность.

-Чувства, эмоции - определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире.

- Мироощущение - эмоционально – психологическая сторона (первичный образ мира, Основанный на чувственном восприятии, чувства, настроения);

-Мировосприятие - опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений (складывается из 1, позволяет видеть мир в единстве, даёт + или- хар-ку мира.);

-Миропонимание - познавательно - интеллектуальная сторона (подключение рациональных способов восприятия)

Классификации:

-По субъекту:

-личностная форма,

-мировоззрение класса,

-социальной группы,

-общества

-эпохи.

-По полноте:

-Нетеоретическое - формами выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение;

-Философско-теоретическое

-Научное мировоззрение

-По генезису:

А) Мифологическое

Мифология – это исторически первый, возникший на ранних этапах развития общества и культуры тип мировоззрения.

Характеристика:

1.Эмоц-образная форма выражение

2.антропоморфизм

3.отсутствие рефлексивности

4.неразделённость

5. практическая направленность

6. фантастическая интерпретация природы

Функции:

1.регулирующая,

2. обобщающая,

3.объясняющая

Б) Религиозное -исторически зарождается в недрах мифологического сознания. В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом.

Характеристика:

1. верой в сверхъестественное

3. тенденция развития от политеизма к монотеизму

4. религиозный культ

5. иррационалистическая

Функции:

1. социально-обобщающая

2. психологическое убежищу

3. объясняющая

4. регулирующая

 

В) Философское -представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. Свободный поиск истины.

Характеристика:

1) Осмысление основы бытия, мышления

2) Стремление к систематизации знаний, их обобщение

3) Логическая аргументация

4) Опора на разум и опыт

Переход к более сложным формам цивилизационных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения.

Материализм и идеализм, их сущность и значение.

Основной вопрос философии - об отношении бытия и мышления. Две стороны этого вопроса:

Что является первичным?

Монизм

- философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит одно первоначало - материальное или идеальное

Материализм - одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Близким к понятию "материализм" является понятие "натурализм" - взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего. (материя первична, а сознание вторично

3 стадии:

1) Наивный (Греция, Китай)

2) Метафизический (Новое время) (механистический)

3) Диалектический

Идеализм(идеальное первично, а материальное вторично).

объективным (творящей силой является нечто, лежащее вне этого мира)

субъективным (творец мира - разум человека).

Дуализм -

признаёт 2 первоначала мира (Аристотель, Декарт)

2) Познаваем ли мир?

1) Гностицизм (Оптимизм) - признание познаваемости мира

2) Агностицизм - отрицание познаваемости мира.

3) Скептицизм - не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира

Философия древнего Китая.

Подлинный расцвет древней китайской философии приходится на период 6-3вв. до н.э., который по праву называется «Золотым веком китайской философии». Именно в этот период происходит формирование китайских философских школ – даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософовских

Периоды китайской философии:

1) Пред философский (10-8 в. до н.э.).

-формируются основные литературные памятники (книга перемен, книга песен, книга истории)

- развивается почитание культа предков, который строился на признании влияния умерших, на жизнь и судьбу потомков

- жертвоприношение духам природы и предкам

- мифологическая форма мышления – господствующая

- развивается кровнородственная община, осознается ее ценность

- формируется поклонение небу

- формируется представления о человеке как о большой семье

2) Натурфилософский (8-6 вв. до н.э.)

Натурфилософия – ранняя стадия развития философских знаний, характеризуется формированием первоначальных реалистических воззрений на природу (что есть мир?)

формирования идеи перемен

формирование учений об Инь и Ян – противоположные начала

формирование учений о первоэлементах (воду, огонь, металл, землю, дерево)

формируется учение о даах

3) Золотой век китайской философии (6-3 вв. до н.э.).

- происходят крупные экономические и общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю

- острая социальная борьба между царствами

- расцвет культуры и философии

- формирование даосизма, конфуцианства

Для всех трех периодов древнекитайской философии характерно:

- специфика китайского письма (афористический стиль, образность, метафоры)

- приверженность традиций. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу, а авторские новации имеют смысл и ценность только в том случае, если они претендуют на более ясное и адекватное прочтение традиции.

- светский рационализм. Небо - надличностный принцип мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбы. Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала. Вся мощь философского рационализма в Китае была направлена на прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической жизни, разработку эффективных методов управления государством.

-холизм – философская концепция, утверждающая, что целое больше суммы частей.

- интуитивность как метод познания.

- включенность человека в систему этических отношений.

IV) Легисты

- считали, что если будут хорошие законы, то и самый заурядный человек может быть мудрым правителем

- выступали за равные возможности для возвышения в стране каждого человека

- выдвижение талантливых людей вне зависимости от ранга

- особое значение уделяли хозяйственной функции государства, главная задача власти – забота о поддержании землевладений, создание сильной армии

Основные отличия китайской философии:

- морально-этическая направленность

- ориентация на внутреннюю активность человека

- активность человека во вне

Философия древней Индии.

Философия возникает в 5-6 веках в трех регионах: Индия, Китай, Античность.

Причины возникновения:

Экономические:

1) развитие производственных сил (растут навыки, производительность труда)

2) разделение труда

3) специализация труда

4) переход от бронзы к железу

5) развитие товарно-денежных отношений (обмен)

Социальные:

1) возникновение частной собственности

2) ослабление родоплеменных связей

3) возникновение первых государств

Духовные:

1) возникновение умственного труда как специфического рода деятельности

2) критика и недостаточность мифологического и религиозного мировоззрения

3) рост потребностей в научных знаниях

Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами.

Веды

Состоят из:

1) Самхиты – самые древние

2) Брахманы

3) Араньяки

4) Упанишады – философская часть Вед; (букв. – «сидеть у ног учителя»)

Образование первых философских школ относится к VI – II вв. до н. э.

Школы древнеиндийской Ф. Можно разделить на 2 группы:

I) Ортодоксальные (астика). Признают авторитет Вед.

- Веданта

- Йога

- Миманса

- Вайшешика

1) приверженность традиций

2) рассматривают познание, состоящее из 3-х компонентов:

- освоение Вед

- Рационально-философское осмысление Вед, а сутрах

- Признается роль интуитивного достижения истины по средствам медитации и интуиции.

3) связь с религией

Категории:

Брахман– безличное духовное начало всего мира.

Атаман – телесное (личностное) начало всего мира

Сансара – круговорот перерождений личности и души

Карма – карма говорит о причинно-следственных связях между поведением и хорошим перевоплощением.

 

В структуре человека выделяют 5 слоев:

1) телесный (т.е. биологический)

2) жизненный

3) умственный (сознание, ум, психологическая деятельность, хар-ся чувственностью)

4) развернутое сознание (может функционировать без контакта с объектом)

5) свернутое сознание ( он нашел гармонию себя миром)

 

До сократовский

В Ионии сложилась первая философская школа (Милетская школа), известная такими представителями, как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Среди ранних ионийских философов выделялся также Ксенофан из Колофона, а творчество знаменитого Пифагора с острова Самос и Гераклита из Эфеса можно рассматривать как кульминацию в становлении раннеклассической философской мысли в Элладе.

На этом этапе философия обращена преимущественно на проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. Появляются первые натурфилософские концепции, ориентированные на рациональное объяснение природно-космического универсума, на поиск первоначала, источника и основы бытия многообразных вещей и явлений действительности.

Учения о стихиях

Фалес - воду.

Анаксимандр - беспредельное (“апейрон”), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что0либо иное.

Анаксимен - воздух.

Пифагора - «все есть число», согласно которой единство космоса определяется числами или отношениями чисел. Число было поднято на уровень реальной сущности всех вещей. Важнейшими полагали первые 4 числа арифметического ряда.

Гераклит – огонь, «все течет», «все правится судьбой или необходимостью» Большое значение Гераклит предавал детерменизму, всеобщей обусловленности событий и явлений

Классический период.

К середине V в. до н. э., после греко-персидских войн (500 – 449 гг. до н. э.), древняя Греция достигла значительных успехов во всех областях общественной жизни. В классический период (V – IV вв. до н. э.) главным культурным и философским центром стали демократические Афины. В этих условиях появилось множество новых философских концепций, существенно расширилось проблемное поле философии.

На смену ионийской физике приходит философская атомистика Демокрита. Это учение о дискретном строении материи было гениальной попыткой создать первую физико-математическую модель природы. Основоположник элейской школы Парменид и его ученик Зенон Элейский противопоставили друг другу бытие и становление, умопостигаемое и чувственное, истину и мнение, отождествив бытие с мышлением. Предметом философии стала не чувственно созерцаемая природа, а бытие как таковое, рассматриваемое в своем общем существовании, как «то, что есть». Философия оказалась ориентированной на категориальный анализ универсума.

Софисты (платные учителя красноречия) обучали молодежь различным знаниям, необходимым для активного участия в гражданской жизни полиса. Наиболее известны старшие софисты – Протагор и Горгий, которые учили об относительности истины и отсутствии объективных моральных ценностей. Тем самым они положили начало развитию гносеологической проблематики в философии. Общей чертой их учений был морально-гносеологический релятивизм, наиболее точно выраженный тезисом Протагора – «Человек есть мера всех вещей».

Кульминацией классического этапа было творчество великих философов древности – Сократа, Платона и Аристотеля.

Главным предметом философских диалогов Сократа были вопросы о том, как следует жить. Истинная нравственность – знание того, что есть благо, прекрасное и вместе с тем полезное для человека. Главными добродетелями Сократ считал сдержанность, мужество, справедливость. В беседах и дискуссиях Сократа постепенно сформировался знаменитый философский метод диалектического спора. Его целью было достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника.

В философии Платона также отсутствует интерес к натурфилософской проблематике. Человек, его разум и познание, природа знания и морали, принципы государственной жизни – этот круг тем Платон полагал приоритетными для философского исследования. Платон первым в истории философии сформулировал положение, согласно которому всякая вещь и вообще все, что существует на свете, имеет свою идею. Платон разработал учение об идеях как объективно существующих сущностях всех вещей. Идеи вечны, они не возникают и не уничтожаются. Учение Платона заложило основы философского идеализма.

Кульминацией в развитии древнегреческой философии было творчество Аристотеля. Ядром философии Аристотель считал онтологию – науку о сущем. Основу всякого бытия составляет, по Аристотелю, первая материя. Четыре элемента – огонь, воздух, вода, земля – лежат в основе реальных вещей. Вслед за своим учителем Платоном Аристотель высказывал самое возвышенное представление о назначении философии, считая ее вершиной всех наук, высшим родом познания. Он был великим систематизатором философии, благодаря его творчеству она приобретает вид целостной системы знания. Философия делилась Аристотелем на теоретическую часть (цель которой – знание ради знания), практическую (знание ради деятельности) и пойетическую (знание ради творчества). Основное внимание мыслитель уделял фундаменту теоретического познания – учению о сущем. Собственно, Аристотель возвысил философию до статуса метафизики («первой философии»).

Проблема отношений человека и космоса в философии греческого эллинизма. Новый, эллинистический период в истории античного общества начался после распадения империи Александра Македонского и образования на ее основе (главным образом на Востоке) новых социально-политических объединений. В этот период Александрия стала средоточием научного, философского и религиозного развития народов Средиземноморья. Наибольшее значение имели такие философские школы, как эпикуреизм, скептицизм, кинизм и стоицизм.

Философия эллинизма порывает с рационалистическим оптимизмом классической эпохи. Философы этого времени не придают знанию самостоятельной ценности. Цель философии – не поиск истины, а обеспечение спокойного и безмятежного состояния духа. Так, афинянин Эпикур полагал, что человек должен стремиться к идеальному душевному состоянию – атараксии (невозмутимости). Она достигается избавлением от страха перед смертью, предполагает ограничение потребностей, умеренность в наслаждениях, самоустранение от общественной жизни и государственных дел. Основатель скептицизма Пиррон считал, что окружающие человека вещи совершенно непознаваемы. Скептики отрицали объективное существование добра и зла, не верили в возможность рационального обоснования моральных норм. Учение киников предлагало обратиться к духовному освобождению личности, проповедуя внутреннюю свободу индивида. Киники (лат. – cynic) полагали, что человек обязан жить в обществе не по его законам, а по своим собственным – «без общины, без дома, без отечества» (Диоген). Стоики учили о том, что всепроникающий Логос, будучи внутренним принципом развития Вселенной, составляет сущность каждой вещи, определяет путь развития природы и судьбу человека. Человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств (автаркия). Стоическая философия оказала сильное влияние на христианское мировоззрение и религиозную этику.

Космополитизм и религиозный мистицизм философских учений римского эллинизма. Индивидуализм философского мышления, его нравственно-практическая направленность свойственны и римскому периоду в развитии античной философии. Римский стоицизм представлен творчеством Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и характеризуется усилением религиозно-мистических тенденций. Природа считалась пронизанной божественным началом – Логосом. Его понимание приблизилось к христианской трактовке Бога как абсолютной Личности. Обожествляемый космос отождествлялся с универсальным государством, в котором человек является космополитом (гражданином неба), поскольку его родина – не конкретное земное государство, а небесный Космополис. Религиозно-мистический характер римского философствования проявился также в учении неопифагорейцев и неоплатоников. Они разработали детальное учение о происхождении и устройстве космоса. Согласно этому учению в основании космоса находится сверхсущее Единое – непознаваемый и неописуемый духовный Абсолют, который отождествляется с Благом и уподобляется Солнцу и свету. Целью философии неоплатоники считали мистическое постижение Единого, осуществляемого на основе нравственного очищения человека. Неоплатонизм оказал мощное воздействие на христианскую апофатическую теологию и был одним из популярнейших учений философии средних век




Апологетика

Патристика

3) схоластика

1) Апологетика-защита

Представители – Ориген, Тертуллиан, Юстин.

Цель: доказать, что крестьянство единая религия

- защита крестьянства

- христианская философия наследует лучшие черты античной философии

- христианская теология – единственная прав. философия до 325г.

 

2) Период разработки «отцами церкви» основ христианской догматики обычно называют патристикой (Западная - Аврелий Августин, Восточная - Василий Великий)

Своей кульминации патристика достигает после признания христианства госуд. Религией Римской империи. В отличие от античной философии, где требовалось познать истину, отцы церкви закрепили в догматах новую для своего времени идею откровения в Священном Писании. Понятая таким образом истина сама стремилась проникнуть в человека, овладеть им. Полагалось, что человек должен постичь истину не ради себя, а ради самой истины, поскольку источником ее был Бог. Именно с тех пор христианская философия встала на путь, который характеризовался формулой: «Философия – служанка теологии».

Цель: систематизация догматов, распределение, детальная трактовка – «верю, чтобы понимать»

 

 

Схоластика (С 11 по 14 вв.). Для этого типа философии было характерно соединение догматики с рационально-дискурсивным методом ее обоснования и интерпретации.

Представители: Абеляр, Эриугена, Ансельм. Осн. представитель – Фома Аквинский, который прославился как великий систематизатор средневековой философии. Он считал, что в философии вероучение должно обрести рациональную форму «здравого смысла».

Проблемы:

- обоснование бытия Бога

- проблема соотношения веры и разума

- спор реализма и номинализма (спор о сущности понятий)

Реализм – философская концепция, которая признает реальное существование понятий.

Номинализм – в реале сущ. вещи, а понятия – функция.

Основные идеи средневековой философии:

Монотеизм

2) креационизм(творчество)

Идея откровения

4) провиденциализм (предустановленности)

5) эсхатологизм.История понималась как проявление воли Бога, осуществление божественного плана «спасения» человечества. Главной движущей силой считалось внеисторическое божественное провидение. Люди – только актеры драмы, задуманной Богом. Руководимая Богом история должна преодолеть себя в приходе «грядущего мира» – вечности.

6) Принцип оппозиции души и тела составлял фундамент христианской антропологии, согласно которой человек сотворен по образу и подобию Бога.

Важнейшей задачей философского мышления в эту эпоху было соблюдение соответствий между философскими построениями и догматами христианского вероучения.

 

Философия эпохи Возрождения

Эпоха Ренессанса (XIV – XVI вв.) Происходит возврат к ценностям Античной философии. Средневековье отрицается.

Предпосылки:

1) возникают первые мануфактуры

2) время геогр. Открытий

3) бурный рост городов

4) необходимость обмена, торговли

5) изменение идеологии

6) растет критика религиозных идей, идет запрос на науку, искусство

 

В развитии философии Возрождения можно выделить три периода:

- гуманистический,

- неоплатонический,

- натурфилософский.

 

1) Гуманистический (13-14 вв) (Данте, Петрарка, Монтени.)

Человека гуманисты рассматривали как высшую ценность, критерий развития общества и культуры. Они отстаивали блага земной жизни и необходимость реализации его творческого назначения.

Концепции гуманистического периода:

1) идея гуманизма (человек – высшая ценность)

2) идея антропоцентризма (человек – центр Вселенной)

3) идея равенства

4) идея индивидуализма

2) Неоплатонический (Никола Кузанский (1401-1464), Мирандола.)

А) возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосма;

Б) идея познания (как устроено наше познание) «Об ученом незнании»

Пантеизм – философское учение, признающее существование Бога во всей природе.

3) Натурфилософский (Кеплер, Бруно, Коперника, Леонардо да Винчи)

Согласно идее тождества макро- и микрокосма, устройство Вселенной мыслилось по аналогии с устройством человеческого организма. В этот период доминировала качественная, органицистская модель природы. Основоположник экспериментального естествознания Леонардо да Винчи выдвинул положение о наличии в природе естественной необходимости, гениально предвосхитил связь эксперимента с математическим анализом. Благодаря астрономическим открытиям Н. Коперника появилась идея гелиоцентризма, радикально подрывавшая религиозную космологию и учение о творении. На этом основании Дж. Бруно выдвинул концепцию бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце, а И. Кеплер установил математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Тем самым единство планетной системы стало ассоциироваться с математической гармонией чисел, а сам космос был представлен как сложнейший часовой механизм, который доступен научному познанию.

 

Установки:

1) Новая трактовка природы.

- идея бесконечности природы

- множественность миров

- однородность этих миров (единство, связь)

- формирование гелиоцентрической модели мира

2) Внимание к политической философии. Человек стал рассматриваться как творец своей судьбы. Общество понималось как союз свободных и равных творческих личностей.

Микола Маккиавели (1469-1527)

Ученик, разделявший политику и мораль, проповедующий: В политике все средства хороши.



Докритический

В первый период интересы философа сосредоточены главным образом на проблемах естественнонаучного и натурфилософского характера. Кант занимается вопросами природы. Он выступал как учёный, астроном и географ.

2) Критический этап начинается с 1770 года.

-"Критики чистого разума"

-Гносеология – главное произведение данного периода

-"Критики практического разума" - этика

-"Критики способности суждения" - эстетика. Философское творчество Канта представляет собой синтез двух основных традиций европейской философии – эмпиризма и рационализма. Кант ввел понятие априорных форм чувственности и рассудка. Введение понятие «априорные формы чувственности и рассудка» меняло познавательную ситуацию, по существу. Доступ к вещам самим по себе оказался невозможен из-за этих форм. Мы можем знать лишь мир явлений, внутренние же содержимое вещей непознаваемо, т.е.

2 понятия по Канту:

- вещь в себе - мир, существующий независимо от нас;

- вещь для нас - это то, что мы знаем об этом мире.

Таким образом, вещь сама по себе является субъектом и человек может знать только явления, т. е. вещь остаётся "вещью в себе" (непознанной и нераскрытой вещью).

Категорический императив Канта - человек должен вести себя так, чтобы его поведение стало законом для других людей.

Различие мира явлений и мира вещей Кант связывал с понятиями трансцендентального и трансцендентного. Первый термин означает, что явление имеет признаки априорности, второй – указывает на нахождение чего-либо за границами опыта. Свою этику Кант строил с учетом результатов критики теоретического разума. Данной проблеме посвящен основной труд философа «Критика практического разума». Главным законом своей этики немецкий философ провозгласил формальное внутреннее повеление – категорический императив. Категорический императив Канта предполагает наличие свободы воли, воли как свободной причины наших поступков. Государство, по мнению Канта, должно обеспечить такое положение, когда свободное проявление произвола одного совместимо со свободой каждого.

Т.о., критическим исследованием разума Кант обосновал идею новой метафизики, имеющей в качестве основы морального поведения закон свободы. Философия же в целом признана отвечать на фундаментальные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?», «Что такое человек?»

В самом субъекте Кант различает 2 уровня:

-эмпирический (опытный);

-трансцендентальный (находится по ту сторону опыта).

Философия по Канту не должна изучать природу, мир, человека, но и открывать законы разума и познавательной деятельности.

Закон отрицания отрицания.

Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить положительное содержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.

Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в области духовной культуры наблюдался известный регресс, связанный с господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как определенный этап развития. Живые организмы возникают, совершенствуются, а затем постепенно стареют и гибнут.

Сущность закона.

Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

 

Почему?

Трудовая концепция-

1) преемственность высокоорганизованных животных и человека

2) в качестве факторов эволюции-изменения условий и среды обитания

3) эти изменения ведут в гоминидной триаде -прямохождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга. →начало антросоциогенеза. Труд (целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда) становится сущностной характеристикой человека.

Игровая концепция- Игра- форма своеобразной творческой активности. Игра, освобождая от гнета повседневности, одновременно подчиняет человека своей стихии, где обязательными признаками игры являются наличие у нее своего временного ритма, закрепленного в особых правилах, и пространства, в пределах которого эти правила действуют с непреложностью закона. Подобно тому, как в индивидуальном развитии ребенок приобщается к миру взрослых через игру, а не труд, точно также, играя, человечество вступило в свою историю.

Психоаналитическая концепции З. Фрейда- возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, краеугольные основания которого составляют тотем и табу. Появление их стало следствием разыгравшейся в первобытной орде «эдиповой» драмы, связанной с восстанием сыновей против отца. Одновременно происходит табуирование сферы сексуальных отношений, явившихся видимой причиной сыновнего бунта. Тем самым религия и мораль, укорененные в разрушительности страха и стыда, начинают определять направленность последующего развития человека и культуры.

Животный мир→биологические инстинкты, рефлексы→норма, ценности

Семиотическая модель- культуру как особая знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык. Язык, традиционно рассматриваемый как средство общения и коммуникации, в рамках семиотической модели превращается в подлинного демиурга культуры и человека.

Синтетическая модель -рациональные моменты из каждой концепции. Указывает на:

1.эволюционность

2.преемтсвенность

3. формирование социальности

Особенности развития человека:

1. прямая походка, освобождение передних конечностей

2. взгляд вперёд -видеть в трёх направлениях

3. большой мозг и развитая нервная система

4. длительная зависимость детей от родителей

5. устойчивость сексуальных влечений формы семьи

6.

Категории познания.

Субъект познания – носитель чел. творческой активности, направленной на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний.Вроли субъекта познания выступают индивид, соц. группа, человеч. общ-во.

Четыре гносеологические программы:

1. Наивно-реалистическая (Ламетри, Гольбах,Дидро,Фейербах)

-субъект познания трактуется как антропологический субъект, т. е. естественноприродный человек, биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом естественной эволюции природы

2.Гносеол. программа идеалистического эмпиризма (Юм, Беркли,Мах,Авенариус)

- субъект познания интерпретируется как совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления).

3.Программа трансцендентальной гносеологии(Кант)

- мир вещей и объектов не есть некая внеположенная субъекту реальность, не зависящая в своем существовании от воли и сознания субъекта. Наоборот, объекты познания существуют как результат активного их конструирования в творческой деятельности субъекта.

 

4. Социокультурная программа

представлена в двух ее основных версиях:

а) в объективно- идеалистической философии Гегеля

б) в марксистской диалектико-материалистической гносеологии.

В рамках этой программы обосновывается принципиально новое понимание субъекта, познания. Он трактуется как социально-исторический субъект. Согласно такой трактовке, субъект познания есть продукт (результат) социально-исторического опыта, накопленного в процессе развития предметно-практической и теоретико-познавательной деятельности. Совокупность этого опыта интерпретировалась Гегелем как историческая последовательность форм объективного духа. В марксистской философии она понималась как объективация форм социальной практики и культуры. Таким образом, человек становится субъектом познания лишь постольку, поскольку он в процессе обучения и социализации приобщается к культурно-историческому наследию и усваивает определенный набор культурных традиций, социальных норм и ценностей.

Объект познания – то в сфере природной, социальной и дух. реальности, на что направлена познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непознанное и непонятное

В качестве важнейших программ постклассической гносеологии выделяют:

экзистенциально-феноменологическую

биопсихологическую

аналитическую

герменевтическую и др.

Каждая из этих программ по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения человека к миру, специфически рассматривает задачи и цели познания, обосновывает такие модели сознания, которые не сводятся к их рационально-теоретическим или эмпирико-сенсуалистическим проекциям.

 

 

Классовый подход

доказывает, что классы существуют не вечно, а появляются в течение времени из-за: - разделения труда, увеличения производительности, - это приводит к появл







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.