Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







II) Неортодоксальные (настика)





Отрицают авторитет Вед. Вели постоянные дискуссии с ведантой, опираясь на систему категорий, разработанную буддизмом. Среди важнейших понятий буддийской философии следует назвать категорию Пустоты (Шуньята), понятия дхарма, сансара, нирвана.

 

- буддизм

- джайнизм

- локаята

Особенности неортодоксальных школ:

4 истины буддизма

1) жизнь наполнена страданиями

2) существует причина возникновения страданий

3) имеется возможность прекращения страданий

4) человек должен достичь нирваны

 

Для этого необходимо соблюдать следующие правила:

1) правильное поведение, образ жизни

2) правильная речь, направление мыслей

 

Что приносит буддизм:

1) Во-первых, нет Брахмана как духовной субстанции, сущность мира пустотна (учение о Шуньяте).

2) Во- вторых, нет бессмертной души, тождественной Абсолюту (учение о несубстанциальности личностного начала). Индивид представляет временное состояние, возникающее вследствие констелляции мельчайших первоэлементов бытия (дхарм).

3) В-третьих, действия человека включены во всеобщий причинно-следственный поток

4) В-четвертых, следует помнить, что существует путь, ведущий к достижению покоя в безбрежной мировой Пустоте (учение о нирване).

Специфические черты древнеиндийской философии:

1) древнеиндийская философия носит морально-этический характер

2) основные проблемы это: проблемы человека, его психики, сознания, познания

3) она направлена на развитие способностей совершенствования

4) она носит безличностный характер (нет личного авторства произведений)

Оригинальные идеи древнеиндийских мыслителей были восприняты и продолжены другими народами Востока, повлияли на ход философского развития античного мира и европейских стран, продолжают оказывать мощное воздействие на духовную жизнь современной западной цивилизации

Специфика и основные проблемы древнегреческой философии.

Античная философия, представляющая собой множество философских учений и школ, начинает складываться в 7 веке до н.э. Она формируется под влиянием восточных мифологических и философских учений. Однако своим характером, содержанием и направленностью отличается от них, т.к. является первой попыткой сформировать рациональную картину мироздания.

4 основных этапа:

1) До сократовский (7-6-вв. до н.э.)

2) Классический (5-4 вв. до н.э.)

3) Эллинистический (3-2 вв. до н.э.)

4) Римский (1в. до н.э. –529 н.э.)

До сократовский

В Ионии сложилась первая философская школа (Милетская школа), известная такими представителями, как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Среди ранних ионийских философов выделялся также Ксенофан из Колофона, а творчество знаменитого Пифагора с острова Самос и Гераклита из Эфеса можно рассматривать как кульминацию в становлении раннеклассической философской мысли в Элладе.

На этом этапе философия обращена преимущественно на проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. Появляются первые натурфилософские концепции, ориентированные на рациональное объяснение природно-космического универсума, на поиск первоначала, источника и основы бытия многообразных вещей и явлений действительности.

Учения о стихиях

Фалес - воду.

Анаксимандр - беспредельное (“апейрон”), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что0либо иное.

Анаксимен - воздух.

Пифагора - «все есть число», согласно которой единство космоса определяется числами или отношениями чисел. Число было поднято на уровень реальной сущности всех вещей. Важнейшими полагали первые 4 числа арифметического ряда.

Гераклит – огонь, «все течет», «все правится судьбой или необходимостью» Большое значение Гераклит предавал детерменизму, всеобщей обусловленности событий и явлений

Классический период.

К середине V в. до н. э., после греко-персидских войн (500 – 449 гг. до н. э.), древняя Греция достигла значительных успехов во всех областях общественной жизни. В классический период (V – IV вв. до н. э.) главным культурным и философским центром стали демократические Афины. В этих условиях появилось множество новых философских концепций, существенно расширилось проблемное поле философии.

На смену ионийской физике приходит философская атомистика Демокрита. Это учение о дискретном строении материи было гениальной попыткой создать первую физико-математическую модель природы. Основоположник элейской школы Парменид и его ученик Зенон Элейский противопоставили друг другу бытие и становление, умопостигаемое и чувственное, истину и мнение, отождествив бытие с мышлением. Предметом философии стала не чувственно созерцаемая природа, а бытие как таковое, рассматриваемое в своем общем существовании, как «то, что есть». Философия оказалась ориентированной на категориальный анализ универсума.

Софисты (платные учителя красноречия) обучали молодежь различным знаниям, необходимым для активного участия в гражданской жизни полиса. Наиболее известны старшие софисты – Протагор и Горгий, которые учили об относительности истины и отсутствии объективных моральных ценностей. Тем самым они положили начало развитию гносеологической проблематики в философии. Общей чертой их учений был морально-гносеологический релятивизм, наиболее точно выраженный тезисом Протагора – «Человек есть мера всех вещей».

Кульминацией классического этапа было творчество великих философов древности – Сократа, Платона и Аристотеля.

Главным предметом философских диалогов Сократа были вопросы о том, как следует жить. Истинная нравственность – знание того, что есть благо, прекрасное и вместе с тем полезное для человека. Главными добродетелями Сократ считал сдержанность, мужество, справедливость. В беседах и дискуссиях Сократа постепенно сформировался знаменитый философский метод диалектического спора. Его целью было достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника.

В философии Платона также отсутствует интерес к натурфилософской проблематике. Человек, его разум и познание, природа знания и морали, принципы государственной жизни – этот круг тем Платон полагал приоритетными для философского исследования. Платон первым в истории философии сформулировал положение, согласно которому всякая вещь и вообще все, что существует на свете, имеет свою идею. Платон разработал учение об идеях как объективно существующих сущностях всех вещей. Идеи вечны, они не возникают и не уничтожаются. Учение Платона заложило основы философского идеализма.

Кульминацией в развитии древнегреческой философии было творчество Аристотеля. Ядром философии Аристотель считал онтологию – науку о сущем. Основу всякого бытия составляет, по Аристотелю, первая материя. Четыре элемента – огонь, воздух, вода, земля – лежат в основе реальных вещей. Вслед за своим учителем Платоном Аристотель высказывал самое возвышенное представление о назначении философии, считая ее вершиной всех наук, высшим родом познания. Он был великим систематизатором философии, благодаря его творчеству она приобретает вид целостной системы знания. Философия делилась Аристотелем на теоретическую часть (цель которой – знание ради знания), практическую (знание ради деятельности) и пойетическую (знание ради творчества). Основное внимание мыслитель уделял фундаменту теоретического познания – учению о сущем. Собственно, Аристотель возвысил философию до статуса метафизики («первой философии»).

Проблема отношений человека и космоса в философии греческого эллинизма. Новый, эллинистический период в истории античного общества начался после распадения империи Александра Македонского и образования на ее основе (главным образом на Востоке) новых социально-политических объединений. В этот период Александрия стала средоточием научного, философского и религиозного развития народов Средиземноморья. Наибольшее значение имели такие философские школы, как эпикуреизм, скептицизм, кинизм и стоицизм.

Философия эллинизма порывает с рационалистическим оптимизмом классической эпохи. Философы этого времени не придают знанию самостоятельной ценности. Цель философии – не поиск истины, а обеспечение спокойного и безмятежного состояния духа. Так, афинянин Эпикур полагал, что человек должен стремиться к идеальному душевному состоянию – атараксии (невозмутимости). Она достигается избавлением от страха перед смертью, предполагает ограничение потребностей, умеренность в наслаждениях, самоустранение от общественной жизни и государственных дел. Основатель скептицизма Пиррон считал, что окружающие человека вещи совершенно непознаваемы. Скептики отрицали объективное существование добра и зла, не верили в возможность рационального обоснования моральных норм. Учение киников предлагало обратиться к духовному освобождению личности, проповедуя внутреннюю свободу индивида. Киники (лат. – cynic) полагали, что человек обязан жить в обществе не по его законам, а по своим собственным – «без общины, без дома, без отечества» (Диоген). Стоики учили о том, что всепроникающий Логос, будучи внутренним принципом развития Вселенной, составляет сущность каждой вещи, определяет путь развития природы и судьбу человека. Человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств (автаркия). Стоическая философия оказала сильное влияние на христианское мировоззрение и религиозную этику.

Космополитизм и религиозный мистицизм философских учений римского эллинизма. Индивидуализм философского мышления, его нравственно-практическая направленность свойственны и римскому периоду в развитии античной философии. Римский стоицизм представлен творчеством Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и характеризуется усилением религиозно-мистических тенденций. Природа считалась пронизанной божественным началом – Логосом. Его понимание приблизилось к христианской трактовке Бога как абсолютной Личности. Обожествляемый космос отождествлялся с универсальным государством, в котором человек является космополитом (гражданином неба), поскольку его родина – не конкретное земное государство, а небесный Космополис. Религиозно-мистический характер римского философствования проявился также в учении неопифагорейцев и неоплатоников. Они разработали детальное учение о происхождении и устройстве космоса. Согласно этому учению в основании космоса находится сверхсущее Единое – непознаваемый и неописуемый духовный Абсолют, который отождествляется с Благом и уподобляется Солнцу и свету. Целью философии неоплатоники считали мистическое постижение Единого, осуществляемого на основе нравственного очищения человека. Неоплатонизм оказал мощное воздействие на христианскую апофатическую теологию и был одним из популярнейших учений философии средних век










Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.