Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Материализм и идеализм, их сущность и значение.





Основной вопрос философии - об отношении бытия и мышления. Две стороны этого вопроса:

Что является первичным?

Монизм

- философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит одно первоначало - материальное или идеальное

Материализм - одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Близким к понятию "материализм" является понятие "натурализм" - взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего. (материя первична, а сознание вторично

3 стадии:

1) Наивный (Греция, Китай)

2) Метафизический (Новое время) (механистический)

3) Диалектический

Идеализм (идеальное первично, а материальное вторично).

объективным (творящей силой является нечто, лежащее вне этого мира)

субъективным (творец мира - разум человека).

Д уализм -

признаёт 2 первоначала мира (Аристотель, Декарт)

2) Познаваем ли мир?

1) Гностицизм (Оптимизм) - признание познаваемости мира

2) Агностицизм - отрицание познаваемости мира.

3) Скептицизм - не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира

Философия древнего Китая.

Подлинный расцвет древней китайской философии приходится на период 6-3вв. до н.э., который по праву называется «Золотым веком китайской философии». Именно в этот период происходит формирование китайских философских школ – даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософовских

Периоды китайской философии:

1) Пред философский (10-8 в. до н.э.).

- формируются основные литературные памятники (книга перемен, книга песен, книга истории)

- развивается почитание культа предков, который строился на признании влияния умерших, на жизнь и судьбу потомков

- жертвоприношение духам природы и предкам

- мифологическая форма мышления – господствующая

- развивается кровнородственная община, осознается ее ценность

- формируется поклонение небу

- формируется представления о человеке как о большой семье

2) Натурфилософский (8-6 вв. до н.э.)

Натурфилософия – ранняя стадия развития философских знаний, характеризуется формированием первоначальных реалистических воззрений на природу (что есть мир?)

формирования идеи перемен

формирование учений об Инь и Ян – противоположные начала

формирование учений о первоэлементах (воду, огонь, металл, землю, дерево)

формируется учение о даах

3) Золотой век китайской философии (6-3 вв. до н.э.).

- происходят крупные экономические и общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю

- острая социальная борьба между царствами

- расцвет культуры и философии

- формирование даосизма, конфуцианства

Для всех трех периодов древнекитайской философии характерно:

- специфика китайского письма (афористический стиль, образность, метафоры)

- приверженность традиций. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу, а авторские новации имеют смысл и ценность только в том случае, если они претендуют на более ясное и адекватное прочтение традиции.

- светский рационализм. Небо - надличностный принцип мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбы. Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала. Вся мощь философского рационализма в Китае была направлена на прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической жизни, разработку эффективных методов управления государством.

-холизм – философская концепция, утверждающая, что целое больше суммы частей.

- интуитивность как метод познания.

- включенность человека в систему этических отношений.

Школы в китайской философии.

I) Конфуцианство -Конфуций (551-479 до н.э.)

Осн. произведения Конфуция «Беседа и суждения»

- разделяли традиционные представления о небе и небесной судьбе, но делали упор не на проповедь величия неба, а на страз перед небом. Небо определяет место человека в обществе, награждает и наказывает его.

- идея единства физических и нравственных законов

- концепция «благородного мужа»: человеколюбие, гуманность, следование долгу, сыновья почтительность, ритуал, благопристойность, разумность.

Благородный муж проявляет осторожность к тому, чего не знает

Благородный муж может проявляться в следующих отношениях:

* государство и подданность

· отец – сын

· старший брат – младший брат

· муж – жена

· друзья

- отстаивал старые традиции и обычаи, яростно выступал против каких-либо изменений в управлении страной

II) Даосизм Основатель – Лао-цзи. Основное произведение «Книга о пути и добродеятели»

Дао употребляется:

- дао – это порожденное начало

- дао – это синоним мирового целого

- дао – законом. Бытия космоса

- дао – это источник движения

- само небо и его выраженная небесная судьба отвергаются даосистами

- отбрасывали одухотворение природы

- отрицали роль чувственных знаний, требовали ухода из жизни, от активной деятельности

Их главный принцип в познании: «Не выходи со двора, можно познать мир; Не выглядывай в окно, можно увидеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь»

III) Моисты (Моц-зы, 480-400 до н.э.)

- моисты единственные приблизились к пониманию логического анализа и к его применению и практическому использованию в своих рассуждениях

- воспринимали идею веры в небо и его волю, воля неба – познаваема и всем известна – это всеобщая любовь и взаимная выгода, рассматривая небо как образец для поднебесной

- развивают естественнонаучные взгляды на природу

- центральным в учении моистов являлся принцип «всеобщей любви»

IV) Легисты

- считали, что если будут хорошие законы, то и самый заурядный человек может быть мудрым правителем

- выступали за равные возможности для возвышения в стране каждого человека

- выдвижение талантливых людей вне зависимости от ранга

- особое значение уделяли хозяйственной функции государства, главная задача власти – забота о поддержании землевладений, создание сильной армии

Основные отличия китайской философии:

- морально-этическая направленность

- ориентация на внутреннюю активность человека

- активность человека во вне

Философия древней Индии.

Философия возникает в 5-6 веках в трех регионах: Индия, Китай, Античность.

Причины возникновения:

Экономические:

1) развитие производственных сил (растут навыки, производительность труда)

2) разделение труда

3) специализация труда

4) переход от бронзы к железу

5) развитие товарно-денежных отношений (обмен)

Социальные:

1) возникновение частной собственности

2) ослабление родоплеменных связей

3) возникновение первых государств

Духовные:

1) возникновение умственного труда как специфического рода деятельности

2) критика и недостаточность мифологического и религиозного мировоззрения

3) рост потребностей в научных знаниях

Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами.

Веды

Состоят из:

1) Самхиты – самые древние

2) Брахманы

3) Араньяки

4) Упанишады – философская часть Вед; (букв. – «сидеть у ног учителя»)

Образование первых философских школ относится к VI – II вв. до н. э.

Школы древнеиндийской Ф. Можно разделить на 2 группы:

I) Ортодоксальные (астика). Признают авторитет Вед.

- Веданта

- Йога

- Миманса

- Вайшешика

1) приверженность традиций

2) рассматривают познание, состоящее из 3-х компонентов:

- освоение Вед

- Рационально-философское осмысление Вед, а сутрах

- Признается роль интуитивного достижения истины по средствам медитации и интуиции.

3) связь с религией

Категории:

Брахман – безличное духовное начало всего мира.

Атаман – телесное (личностное) начало всего мира

Сансара – круговорот перерождений личности и души

Карма – карма говорит о причинно-следственных связях между поведением и хорошим перевоплощением.

 

В структуре человека выделяют 5 слоев:

1) телесный (т.е. биологический)

2) жизненный

3) умственный (сознание, ум, психологическая деятельность, хар-ся чувственностью)

4) развернутое сознание (может функционировать без контакта с объектом)

5) свернутое сознание (он нашел гармонию себя миром)

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.