|
Самосознание, самооценка и Я-концепция в структуре личностиСознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Самосознание – это осознание своего внутреннего «я». Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как «я»; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как «я», является результатом развития. При этом развитие у личности самосознания совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание поэтому не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, сто-роны, компонента. В.С. Мерлин включил четыре компонента самосознания: - осознание отличия себя от остального мира; - осознание «Я» как активного начала субъекта деятельности; - осознание своих психических свойств, эмоциональная самооценка; - моральная оценка себя, которая формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности. В структуре самосознания можно выделить: 1.Осознание целей и мотивов своего «Я». 2.Осознание своих реальных и желаемых качеств (Я реальное и Я идеальное). 3.Познавательное представление о себе (Я как наблюдаемый объект). 4.Эмоциональное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: - самопознание; - самоотношение. Не сознание рождается из самосознания, из «я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она становиться самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, «я» формируется в ней. Реальная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и ее основными событиями ее жизненного пути. «Я – концепция» - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно своей личности, «теория самого себя». А.А. Реан и Я.Л. Коломинский, предложившие такое определение, полагают, что «Я -концепция» являются не статичным, а динамичным психологическим образованием. По мнению авторов, «Я – концепция», в отличии от самооценки, представляет набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Р. Бернс полагал, что «Я – концепция» представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого «Я- концепцию» можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. По мнению Р. Бернса, «Я – концепция» является важным фактором организации психики и поведения индивида. Функции «Я – концепции»: регулятивная, защитная. «Я - концепция» (представление о себе) не возникает сразу (появляется у ребенка с 3 лет), а складывается постепенно на протяжении жизни человека под воздействием многочисленных социальных влияний. Движущие силы развития самосознания следует искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими. В детстве «Я-концепция» складывается исходя из того, как родители комментируют личность ребенка и только к 5-6 летнему возрасту начинает развиваться субъективное представление о себе, а к 15 годам подросток овладевает навыками самонаблюдения и рефлексии. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих людей. Для самосознания значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддержать себя в трудных обстоятельствах. В целом, можно выделить три пласта сознания человека: - отношение к себе; - отношение к другим людям; - ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция). Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас нередко сравнивал себя с другими и в итоге вырабатывал довольно устойчивое мнение о себе, т.е. набор самооценок, от которых зависит наше поведение. Самооценка тесно связана с потребностью в самоуважении и уважении. Виды самооценки: - адекватная; - завышенная; - заниженная. Самооценка тесно связана с уровнем притязания. Уровень притязаний – степень трудности задач и целей, которую человек ставит перед собой (адекватный уровень, завышенный, заниженный). При успехе уровень притязаний увеличивается, а при неудаче падает (это связано с самоуважением). Самоуважение - один из истоков психической устойчивости и хорошего настроения. У людей, страдающих неврозами (невроз - болезнь, вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний и действительности, которая их не удовлетворяет) самооценка чаще бывает завышенная или заниженная, а иногда даже крайней – самый добрый или самый стеснительный. Люди с истерическими проявлениями высказывают такие суждения: я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной. Трудности в общения у людей с завышенной самооценкой: человек намеренно подчеркивает свое превосходство (достоинства) и пренебрежительно относится к другим, что является неиссякаемым источником негативизма окружающих. Из-за завышенной самооценки к окружающим проявляют ревностно-завистливое отношение и провоцируют такое же отношение окружающих к себе, т.к. свои успехи и достоинства демонстрируют без скромности. Завышенная самооценка способствует и такой черте, как чрезмерная обидчивость и нетерпимость к малейшим замечаниям. Правда, бывает и другая крайность - человек с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу. Человек с завышенной самооценкой потенциально конфликтен. Трудности человека с заниженной самооценкой: чрезмерно зависим от других, робок, замкнут, заискивает перед окружающими, ему свойственно искаженное восприятие людей, тревожность, пониженный фон настроения. У человека есть области, связанные с его самооценкой, критика которых может болезненно восприниматься: внешняя привлекательность, ум, профессиональная деятельность и общая оценка личности. Следует быть тактичным, критикуя данные области и соблюдать правило: оценивай поступок, а не личность в целом. Можно применять и правило Я высказывания: «Когда ты сделал (не сделал) то-то …, я думаю … и чувствую…». И не следует соглашаться с чужой самокритикой – своевременно сказанный комплемент, хоть и не надолго, но повышает настроение.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|