|
Конспект лекций Семеновой Н.Г.Стр 1 из 14Следующая ⇒ Конспект лекций Семеновой Н.Г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ... 4 1.1.Психология как наука. 4 1.2. Методы исследования в психологи и педагогике. 5 1.3. Понятие «психика». 6 1.4. История возникновения и развития психологии. 7 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.. 13 2.1.Понятие «личность», структура личности. 13 2.2 Самосознание, самооценка и Я-концепция в структуре личности. 15 2.3.Возрастная периодизация. Психические механизмы развития. 17 2.4. Теории личности в психологии. 21 2.5. Направленность личности. 31 2.6. Психологическая характеристика деятельности. 33 2.7. Волевая регуляция поведения. 34 2.8. Понятие «способности». Структура управленческих способностей. 36 2.9. Понятие «темперамент». 46 2.10. Понятие «характер». Классификация акцентуаций и психопатий. 47 2.11.Эмоции и чувства. Управление стрессом. 52 2.12. Психология конфликта. 59 3.ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП И КОЛЛЕКТИВОВ.. 72 3.1.Понятие о группах и коллективах, классификация групп. 72 3.2.Психология толпы.. 74 3.3.Психология малой группы. Социометрия. 74 3.4.Понятие «лидерство» и «руководство» в группе. 79 4.КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 83 4.1 Понятие «ощущения». 83 4.2 Понятие «восприятие». 87 4.3 Понятие «память», процессы памяти. 93 4.4 Понятие «воображениe». 98 4.5 Понятие «внимание». 101 4.6 Понятие «мышление». 106 4.7 Речь и язык, виды и функции речи. 109 5. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.. 112 5.1.Общение, его роль в развитии и жизнедеятельности личности. 112 5.2. Виды общения. 115 5.3. Основные составляющие структуры общения. 117 6. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ.. 136 6.1. Педагогика – как наука: предмет и задачи. 136 6.2. История развития педагогики. 137 7. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.. 139 7.1. Сущность процесса обучения, мотивы учения. 139 7.2. Принципы и методы обучения. 140 7.3 Закономерности обучения. 141 7.4. Виды и формы обучения. 144 7.5. Диагностика обученности. 145 7.6 Тесты как форма проверки знаний………………………………………..150 8. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ.. 157 8.1. Социализация личности. 157 8.2. Цели воспитания. 158 8.3. Принципы воспитания в трудовом коллективе. 160 8.4. Задачи и методы воспитания личности в коллективе. 160 Список использованных источников.. 162 ПРЕДИСЛОВИЕ
Рыночная экономика требует качественно нового типа специалиста, чья профессиональная квалификация отвечала бы динамичным требованиям времени. Главным дефицитом в современных экономических условиях является ограниченное количество профессионально отобранных, способных, обученных и мотивированных экономистов - менеджеров.В настоящее время деятельность специалистов требует не только глубоких знаний в области экономики, но и психолого - педагогических знаний и умений, в целях повышения эффективности работы в области «человек – человек». Учитывая это, программа включает актуальные вопросы психологии и педагогики для студентов экономических специальностей. Основными задачами курса лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики» являются: - ознакомление с историей возникновения и развития наук «психология» и «педагогика»; - изложение методов исследования в психологии и педагогике; - характеристика основных психологических и педагогических категорий; - изложение возрастных закономерностей формирования личности, ее индивидуально-типологических особенностей и деятельности; - раскрытие основных психологических теорий личности; - характеристика социально- психологических особенностей групп и коллективов, массовых явлений, понятий «лидерство» и «руководство», межличностных отношений, конфликтов и способов их разрешения. - ознакомление с психологией общения; - ознакомление с методами саморегуляции психических состояний; - изложение основ когнитивной психологии; - раскрытие сущности и содержания основных вопросов воспитания и обучения личности. Программа курса лекций «Основы психологии и педагогики» составлена на основании Образовательного стандарта цикла социально-гуманитарных дисциплин. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Вопросы: Психология как наука. Методы исследования в психологии и педагогике. Понятие «психика». 1.4. История возникновения и развития психологии.
Психология как наука
Своим названием и возникновением психология обязана греческой мифологии. Древние греки называли душу человека термином «психе». Психология долгое время развивалась в русле философии. Слово «психология» впервые появилось в 17 веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Психология выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале 19 века. Психология прошла длинный путь развития, в котором происходило изменение в понимании объекта, предмета, задач и целей. Приведем основные этапы становления психологии как науки: 1 этап - психология как наука о душе. 2 этап - 17в. психология как наука о сознании. 3 этап -20в. психология как наука о поведении. В это время так же уделяется внимание изучению бессознательной части психики. В настоящее время психология-это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и проявления психики человека. Психология изучает мир субъективных психических явлений, процессов и состояний, осознаваемых и неосознаваемых самим человеком. Каждая наука имеет свой объект, предмет, задачи. Объектом являются носители тех явлений и процессов, которые исследует наука, а предметом – специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Особенность психологии в том, что в ней как бы сливается объект и субъект познания. Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий его мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние этого мира на нее. Предмет психологии: психические процессы, состояния, свойства. Основной задачей психологии является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений как отражения объективной действительности. При этом психология ставит перед собой ряд других задач: изучать качественные особенности психических явлений; анализировать становление и развитие психических явлений в связи с детерменированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей; исследует физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений; содействует внедрению научных знаний психологии в практику жизни и деятельности людей. Задачи, которые решает психология, обусловили возникновение и развитие ее конкретных отраслей. Отрасли психологии: общая психология, социальная психология, педагогическая психология, возрастная психология, инженерная психология, психология спорта, юридическая психология, военная психология, медицинская психология, психология личности, психология индивидуальных различий, психология религии, психофизиология, психология труда, авиационная и космическая психология и др. Психология взаимосвязана со следующими отраслями научных знаний: философия, исторические науки, медицинские науки, социальные науки, науки о трудовой деятельности, педагогические науки и т.д. Психология – достаточно молодая отрасль знаний и чрезвычайно перспективная, поскольку постоянно расширяет свои возможности, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.
Понятие «психика»
Головной мозг – это орган, деятельностью которого обусловлена психика. Психика есть системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Психика – свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать окружающий объективный мир. Психика – это субъективный образ объективной реальности. Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных, - это сознание. Сознание человека образует единство высших психических функций (мышление, память, восприятие и др.) Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная и духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества. Психика многообразна и сложна по своим проявлениям. Выделяют три группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. 1. Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Психические процессы подразделяются на: познавательные (память, мышление, ощущение, восприятие, воображение, речь, внимание), эмоциональные, волевые. В психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. 2. Психические состояния – определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Психические состояния имеют рефлекторную природу, они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, стимулов из внешней среды. Примеры психических состояний: эмоциональные состояния, общее психическое состояние (внимания, памяти и др.) 3. Психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения человека. Свойства личности многообразны и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психического процесса на основе которого они формируются. Отсюда можно выделить свойства интеллектуальной деятельности человека (наблюдательность, гибкость ума и др.), волевые (решительность, настойчивость и др.) эмоциональные (чуткость, страстность и другие). Психические свойства синтезируются и представляют собой структурные образования личности, к котором относят: · Жизненную позицию личности (направленность); · Темперамент; · Способности; · Характер. Каждое психическое свойство личности формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Вопросы: Направленность личности. Понятие «способности». Управленческие способности. Понятие «темперамент». Психология конфликта. Направленность личности
Направленность личности – это сложное психическое свойство личности, включающее систему побуждений, стимулирующих активность личности и избирательность ее отношений. В структуре направленности выделяют мотивы, цели, перспективы. Любое действие человека можно определить с помощью внутренних или внешних факторов. Внешние факторы – это стимулы, исходящие из сложившейся ситуации. К внутренним факторам относят: потребности, мотивы, цели, ценности, мировоззрение, установки. Основой активности личности являются потребности. Потребность – это субъективное переживание нужды в чем-либо. Потребности – это главные причины, определяющие активность и психическое состояние человека, особенности его чувств и переживаний. Неудовлетворенные потребности толкают человека к действию. Потребности могут осознаваться человеком и не осознаваться. Потребности человека многообразны, А. Маслоу разделил все потребности человека на пять основных групп: Низшие – физиологические (лежат в основе гомеостаза и связаны с размножением), потребности в безопасности и стабильности. Высшие - потребности в любви и принадлежности к людям (в общении и взаимодействии с людьми), потребности в уважении и в самоуважении, потребности в самоактуализации (реализация своего личностного потенциала). Высшие потребности актуализируются, когда более-менее удовлетворены низшие потребности. Потребности конкретизируются в мотивах. Потребности перерастают в мотивацию и активизируют центральную нервную систему и другие потенциалы организма. В результате возрастает поисковая деятельность организма. Мотивы – это внутренние силы, связанные с потребностями человека и побуждающие его к определенной деятельности. Мотивы многообразны, их подразделяют на высшие (социальные) и низшие (биологические). Мотивы бывают внутренние и внешние. У человека есть две мотивационные установки, связанные с деятельностью: - мотив достижения успеха (стремление человека добиваться успехов в деятельности и в общении); - мотив избегания неудачи (стремление человека избегать неудач в ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения). От этих ориентаций зависит успешность жизни человека и его положение в обществе. Людей можно разделить на тех, у кого интернальный (внутренний) локус контроль и экстернальный (внешний). Локус контроля – характеристика локализации причин, исходя из которых, человек объясняет поведение и ответственность. Интернальный локус контроля – поиск причин и ответственности в самом себе. Экстернальный локус контроля – локализация причин и ответственности вне человека - в других людях, в судьбе. Мак Клелланд выделил три группы социальных мотивов: - Аффиляция (потребность в общении) – мотив отвергания (страх быть отвергнутым); - Мотив власти – альтруизм; - Тенденция к проявлению агрессии – тенденция к торможению агрессии. Эти мотивы определяют отношение личности к людям. На втором месте, по своему мотивационному значению, после потребности имеет цель. Цель - это осознаваемый результат, на который направлено действие человека, связанное с удовлетворением потребности. Ценности – это то, что человек особенно ценит в жизни (материальные и духовные). Мировоззрение - это сложившаяся у личности система убеждений, взглядов на окружающий мир, общество, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Установки - внутренняя настроенность личности на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.
Волевая регуляция поведения
Все действия человека подразделяются на непроизвольные (совершаются в результате неосознаваемых побуждений, имеют импульсивный характер без четкого плана) и произвольные (предполагают осознание цели). Все произвольные действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека. Воля – есть сознательный психический процесс управления человеком своего поведения и деятельности, мобилизации своих сил на достижение поставленных целей. Воля направляет или сдерживает действия человека, а также организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований. Зачатки воли заключены в потребностях как исходных побуждениях человека к действию. «Опредмечивание», т.е. осознание человеком своих потребностей является необходимой предпосылкой возникновения волевой деятельности. Лишь тогда, когда осознан предмет, на который направляется влечение, и объективное выражение потребности cтановится осознанным и предметным желанием, человек начинает понимать, чего он хочет, и может на новой осознанной основе организовывать свои действие. Будучи в своих первоначальных истоках связано с потребностями, волевое действие человека никогда, однако, не вытекает непосредственно из них. Волевое действие всегда опосредовано работой сознания – осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как цели. Волевое действие, исходя из побуждений, направляется на осознанную цель. Воля имеет условно – рефлекторную природу. Волевое действие – это кортико - пирамидальный процесс. В его выполнении участвует ряд центров: низшие двигательные центры, центры, расположенные в двигательной зоне коры, из которой исходят идущие к низшим центрам проводящие пути, и центры той зоны в левом полушарии, с которой связаны все высшие, наиболее сложные виды деятельности человека. Поражение отдельных участков двигательной зоны и проекционных систем производит частичные параличи дифференцированных движений. Поражение зоны в левом полушарии, с нарушением которой связаны также расстройства других высших психических функций (мышления, речи), вызывает так называемые апраксические расстройства – расстройства сложного волевого действия. Итак, воля неразрывно связана с мышлением и эмоциональными процессами и с движениями. Волевая деятельность состоит из волевых действий. Волевые действия бывают простыми и сложными. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели и принятие решения о выполнении производится без борьбы мотивов. В сложном волевом действии выделяют этапы: осознание цели, осознание возможностей достижения, борьба мотивов и выбор, осуществление принятого решения. Поскольку действие в волевом акте не вызывается импульсом, а опосредуется сознательным процессом и приобретает избирательный характер, оно есть в большей или меньшей степени проявление личности, выражение ее направленности. Волевой акт исходит от человека и управляется им. Такое действие становится в подлинном смысле слова поступком, в котором человек себя выявляет и которым он устанавливает свое отношение к другим. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия, человек вырабатывает в себе волю и волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, смелость, самообладание. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. Но воля может не сформироваться у человека, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятными (ребенок был избалован или ребенок был подавлен жесткой волей родителей). Развитие волевой регуляции поведения человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности.
Понятие «темперамент» Темперамент – это проявление типа ВНД (сильный или слабый), совокупность свойств, характеризующих особенности протекания психических процессов человека, их силу, подвижность, уравновешенность. Темперамент – это характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности. Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т.е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов, при этом ведущая роль принадлежит нервной системе. В основу своей классификации типов нервной системы И.П. Павлов положил три основных критерия, а именно: силу, уравновешенность и лабильность коры. Исходя из этих признаков он определил четыре основных типа нервной системы: «Живой тип» (сильный, уравновешенный, подвижный тип н/с) – соответствует виду темперамента «сангвиник»; «Безудержный тип» (сильный, неуравновешенный, подвижный тип н/с с преобладанием возбуждения над торможением) – соответствует виду темперамента «холерик»; «Спокойный тип» (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с) – соответствует виду темперамента «флегматик»; «Слабый тип» (слабый, неуравновешенный, инертный тип н/с) – соответствует виду темперамента «меланхолик». Учение И.П. Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Темперамент – это понятие психофизиологическое и выражается не только в моторике, в характере реакций, в их силе, скорости, но так же и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и др. Таким образом, темперамент не свойство нервной системы или нейроконституции как таковой, он динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности. Психологическая характеристика типов темперамента: Сангвиник – как правило, находится в приподнятом расположении духа, активный, жизнерадостный, отличается быстрым мышлением и быстрой скоростью реакции, движения и речь быстрые, высокая общительность, высокая приспособляемость к новому и сопротивляемость жизненным трудностям, изменчивость чувств и привязанностей, взглядов и интересов, склонность к лидерству. Холерик – в его нервной системе возбуждение преобладает над торможением, вследствие чего реакции очень быстрые, необдуманные, импульсивные, движения резкие и торопливые, перепады в настроении, цикличность в деятельности, высокая эмоциональность и несдержанность, раздражительность, но быстрая отходчивость, общительность и непостоянство интересов и привязанностей, склонность к лидерству. Флегматик – человек уравновешенный, но с инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, движения и речь замедленные, настроение ровное, высокая работоспособность, не любит новое – консервативен, необщителен, устойчивые интересы, не любит менять работу, друзей, распорядок жизни. Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью и ранимостью, тактичен, быстрая утомляемость, настроение очень изменчивое, высокая тревожность, сдержанность движений и речи, замкнутость, часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. Тип темперамента дается человеку с рождения и является природной базой для формирования тех или иных черт характера. Образуя основу черт характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют их. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они субординируются – от поведения, убеждений, волевых и интеллектуальных качеств человека. Другими словами, формирование характера на базе свойств темперамента существенно связано с направленностью личности. Тип ВНД определяется наследственностью, но не является абсолютно неизмененным – с возрастом или благодаря воспитанию нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. В чистом виде тип темперамента редко встречается - чаще смешанный при доминировании того или иного типа. Психология конфликта Существуют различные определения конфликта. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когдасуществующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие, столкновение, борьбу. Слово “конфликт” - латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. В основе любого конфликта лежит противостояние, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные и деструктивные. Некоторые авторы, в частности У. Крейдлер, подразделяют конфликты на функциональные (ведущие к оптимизации внутригрупповых отношений, более глубокому взаимопониманию людей) и дисфункциональные (имеющие следствием ухудшение, ожесточение внутригрупповых отношений). Надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия. В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными). Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е.острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций. Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации — создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении. В конфликте нет виноватых и правых, каждый хочет достичь своих целей. Конфликт — такой вид взаимодействия, где результат принадлежит всем участникам конфликта, свой вклад в конфликт вносит каждый участник. Но обычно человек думает: “В конфликте виноват не я, а другой человек”, “Я прав, а другой — не прав, он плохой”, и каждый собирает вокруг себя союзников, чтобы доказать: “Я прав!”. Так происходит расширение конфликта. Посягательство одной стороны на какую-либо из таких потребностей другой стороны создает социально-психологическую основу конфликта. Это и есть структура противоречия, пока еще не перешедшего в конфликт, — конфликтная ситуация. Таким образом,конфликтная ситуация — это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между различными социальными субъектами. Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания будущих противоборствующих сторон (сокращение штатов в трудовом коллективе), а может быть создана или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется действительными событиями и ее субъективное значение зависит от того, какое объяснение дает этим событиям каждая сторона, в соответствии с которыми она и начинает действовать в ходе развития конфликта. Главная черта этой ситуации — возникновение предметаконфликта. Предмет конфликта — это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу. Поскольку в ходе конфликта разрешаются противоречия, происходит поиск путей выхода из тупиковой ситуации, то возникает вопрос о егофункции — положительной или отрицательной, плохой или хорошей. Другими словами, плохо это или хорошо, что происходит конфликт? С обыденной точки зрения здесь может быть дан только отрицательный ответ, потому что конфликт связан с такими явлениями, как бытовые ссоры и неурядицы, служебные неприятности, межнациональные, территориальные, общественно-политические противостояния и противоборства, связанные со страданиями и потерями. Отсюда и оценка конфликта в качестве явления нежелательного. Но при более внимательном взгляде в существо этой проблемы вырисовывается другой подход, другая точка зрения, согласно которой конфликт не только негативное социальное явление, но также еще и позитивное. Ход рассуждений здесь примерно следующий. Да, конфликт - это нежелательное явление, начинающее разъедать нормально функционирующую социальную систему, но в его ходе появляются такие силы, которые смогут вернуть ее в состояние баланса и стабильности, а также поддержания ее в устойчивом состоянии. Наряду с этим существует также тенденция рассматривать конфликт не как отклонение от нормы, а как норму социальных отношений, нормальное состояние общества. Мортон Дойч, осуществляя мотивационный анализ конфликтного поведения, отмечал, что конфликт — это такое взаимодействие двух сторон, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого, т. е. конкуренция, соперничество выступает как объективная ситуация конфликта, а с другой стороны, эмоциональное неприятие другого человека, тенденция к конкурентному взаимодействию людей, как их психологическая особенность, способствует конфликтному поведению. Поскольку конфликты неизбежны во взаимодействии людей, то они могут выполнять позитивную конструктивную функцию: - конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой; - в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение, “снятие”, находятся средства предотвращения будущих конфликтов; - конфликт — это определенное отрицание старых, “отживших” отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия; - в конфликте “изживается” внутренняя напряженность, “выплескиваются” агрессивные чувства, “разряжаются” фрустрации, неврозы; - конфликт — способ самоутверждения личности, особенно у подростка конфликт — необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе; - внутригрупповой конфликт в научной деятельности создает необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности; так, исследование показало, что продуктивность творческой научной деятельности выше у конфликтных личностей; - межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы; - необходимость решения конфликта приводит к кооперации, к концентрации усилий участников на решение конфликтной ситуации, к вовлечению членов группы в общую жизнь группы. Признаки деструктивного конфликта: 1) расширение конфликта; 2) эскалация конфликта (т.е. конфликт становится независимым от исходных причин и, даже если причины конфликта устранены, сам конфликт продолжается); 3) увеличение затрат, потерь, которые несут участники конфликта; 4) рост ситуативных высказываний, агрессивных действий участников. Окончание конфликта не всегда однозначно. Он может быть исчерпан в случае примирения или выхода из конфликта одной из сторон, а также пресечения и прекращения конфликта в ходе вмешательства третьих сил. Очень важно определить причины конфликта, так как, зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект. Анализ социологических и социально-психологических исследований позволяет выделить следующие основные причины конфликтов: - социально-экономические — конфликты в современном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социально-экономических противоречий; - социально-психологические — потребности, мотивы, цели деятельности и поведения различных людей; - социально-демографические — различия в установках, мотивах поведения, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом, принадлежностью к различным национальным образованиям. Существуют пять основных типов конфликта: внутриличностный; межличностный; внутригрупповой; межгрупповой; социальный. Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь причиной конфликта являются различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Внутриличностные конфликты могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а второго - нарушение принципа единоначалия. В основе внутриличностного конфликта может лежать какие-либо неудовлетворенные потребности человека. Межличностный конфликт. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Наиболее яркий пример такого рода особенностей - взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу. Внутригрупповой конфликт (или служебный) - между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства. Конфликты на производстве вызываются факторами, препятствующими достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности - достаточно высокого заработка, благоприятных условий труда и отдыха. Ключевский выделяет еще одну причину конфликта, относящуюся к разряду психологических – территориальный. Люди, входящие в ту или иную рабочую группу “обживают” определенную территорию (рабочее пространство или комнату отдыха) и занятие ее членами другой группы нередко оборачивается межгрупповыми столкновениями. Например, имея свой рабочий стол, вряд ли мы испытываем радость, обнаружив за ним во время заседания отдела другого человека. Если подобная ситуация повторится, это может вызвать раздражение. И, наконец, о причинах конфликтов, коренящихся в ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|