Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психологическая характеристика деятельности





Деятельность – форма активности, совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность (сознательность), плановость, регулируемость, преобразовательный характер.

Различают ведущую деятельность: игра, учение, труд, общение.

Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усвоение общественного опыта.

Учение – процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Труд- деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

Общение – форма деятельности, осуществляемая между людьми и приводящая к возникновению психического контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании. Психологический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь между людьми, но и сопереживание, обмен эмоциями.

В процессе деятельности происходит формирование сознания. Психика познается и проявляется в деятельности.

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы (действия), цель и результат.

Мотивы - внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или иной деятельностью.

Способы и приемы – это действия, состоящие из операций, предпринимаемые человеком для достижения целей деятельности. Действие – это структурная единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели. Оно осуществляется в виде способов и приемов, соотносимых с конкретной ситуацией деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Эти способы и приемы – неосознаваемые или малоосознаваемые операции – представляют собой низший уровень деятельности. В каждом действии выделяют его двигательные (моторные), умственные (внутренние) и чувственные (сенсорные) компоненты. По способу функционирования действие является произвольным и непроизвольным.

Цели - образ результата деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными.

Результат- это то, чего достигает человек в ходе деятельности.

В процессе закрепления знаний и обучения (упражнений) деятельности формируются умения и навыки. Знания первоначально возникают в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания закрепляются в памяти.

 

Навык – это упрочившийся способ выполнения действий. В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия, выработка и упрочнение условнорефлекторных связей. Различают двигательные, мыслительные, сенсорные навыки и навыки поведения. Когда человек овладевает каким-то видом деятельности, то у него обычно вырабатывается система навыков, причем новые навыки накладываются на ранее сложившиеся, которые оказывают положительное (перенос) или отрицательное влияние (интерференция) на формирование нового навыка.

Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Умения – это навыки, доведенные до автоматизма. Навык формируется в упражнении. Упражнение – это целенаправленное, многократно выполняемое действие, осуществляемое с целью его усовершенствования. По механизму образования с навыком тесно связаны привычки. Привычка – потребность совершать действия. Навыки и привычки представляют собой фундамент поведения личности – на их основе формируются черты характера, профессиональная умелость.

Профессия – это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, требующая от него комплекса специальных теоретических знаний и практических навыков.

Основные типы и классы профессий:

- человек-техника;

- человек-человек;

- человек-природа;

- человек-знаковая система;

- человек-художественный образ.

Основные психологические образования личности, влияющие на выбор профессии – интересы, склонности, способности.

Интерес – индивидуально-психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности.

С течением времени интересы могут переходить в склонности.

Склонности стремление человека заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности.

Большое значение в выборе профессии играют также способности.

Способности индивидуально-психологические свойства человека, соответствующие требования определенной деятельности и обеспечивающие ее успешное выполнение.

 

Волевая регуляция поведения

 

Все действия человека подразделяются на непроизвольные (совершаются в результате неосознаваемых побуждений, имеют импульсивный характер без четкого плана) и произвольные (предполагают осознание цели).

Все произвольные действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Воля – есть сознательный психический процесс управления человеком своего поведения и деятельности, мобилизации своих сил на достижение поставленных целей. Воля направляет или сдерживает действия человека, а также организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований.

Зачатки воли заключены в потребностях как исходных побуждениях человека к действию. «Опредмечивание», т.е. осознание человеком своих потребностей является необходимой предпосылкой возникновения волевой деятельности. Лишь тогда, когда осознан предмет, на который направляется влечение, и объективное выражение потребности cтановится осознанным и предметным желанием, человек начинает понимать, чего он хочет, и может на новой осознанной основе организовывать свои действие. Будучи в своих первоначальных истоках связано с потребностями, волевое действие человека никогда, однако, не вытекает непосредственно из них. Волевое действие всегда опосредовано работой сознания – осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как цели. Волевое действие, исходя из побуждений, направляется на осознанную цель.

Воля имеет условно – рефлекторную природу. Волевое действие – это кортико - пирамидальный процесс. В его выполнении участвует ряд центров: низшие двигательные центры, центры, расположенные в двигательной зоне коры, из которой исходят идущие к низшим центрам проводящие пути, и центры той зоны в левом полушарии, с которой связаны все высшие, наиболее сложные виды деятельности человека. Поражение отдельных участков двигательной зоны и проекционных систем производит частичные параличи дифференцированных движений. Поражение зоны в левом полушарии, с нарушением которой связаны также расстройства других высших психических функций (мышления, речи), вызывает так называемые апраксические расстройства – расстройства сложного волевого действия.

Итак, воля неразрывно связана с мышлением и эмоциональными процессами и с движениями.

Волевая деятельность состоит из волевых действий. Волевые действия бывают простыми и сложными.

Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели и принятие решения о выполнении производится без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют этапы: осознание цели, осознание возможностей достижения, борьба мотивов и выбор, осуществление принятого решения.

Поскольку действие в волевом акте не вызывается импульсом, а опосредуется сознательным процессом и приобретает избирательный характер, оно есть в большей или меньшей степени проявление личности, выражение ее направленности. Волевой акт исходит от человека и управляется им. Такое действие становится в подлинном смысле слова поступком, в котором человек себя выявляет и которым он устанавливает свое отношение к другим.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия, человек вырабатывает в себе волю и волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, смелость, самообладание. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Но воля может не сформироваться у человека, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятными (ребенок был избалован или ребенок был подавлен жесткой волей родителей).

Развитие волевой регуляции поведения человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности.

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.