Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Антидемпинговые меры в современной экономике: международные тенденции и российская практика





Специальной защитной мерой можно обозначить чрезвычайное действие, которое предпринято правительством для осуществления временной защиты отечественных производителей от непредвиденного роста импорта в связи с изменениями в конкурентной среде вследствие отмены или снижения торговых барьеров.

В зависимости от степени эластичности импорта введение специальных защитных мер может обернуться как ростом, так и падением благосостояния для страны в общем: вводимые ограничения на импорт происходит снижения предложения, повышение цен на соответствующие товары, затраты национального производителя, использующего данный товар в качестве полуфабриката.

Защитные меры разрешены к применению ст. XIX Генерального соглашения по тарифам и торговле в случае, если импорт причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб зарубежным предприятием. Государство, доказав причинение ущерба, может применить дополнительную пошлину или ввести ограничение импорта в виде квоты.

Процедура применения специальных защитных мер прописана в соответствующем Соглашении ВТО по защитным мерам. В данном документе устанавливается, что они должны быть применены на временной основе, при возникновении серьезного ущерба для отечественной отрасли, что конкурирует с импортом, иметь недискриминационный характер и подлежать постепенной либерализации. Правительство, раскрыв «протекционистский зонтик», может сохранять разный уровень защиты в течение рассматриваемого периода, иначе велика вероятность того, что отечественные производители не смогут применять действенных мер по росту своей конкурентоспособности в течение всего срока действия мер. Постепенный рост квот или снижение ставки пошлин обязано стимулировать отечественных производителей принимать усилия по увеличению эффективности своей работы.



Для применения защитных мер серьезный ущерб трактуется как значительно общее ухудшение позиций национальной промышленности. Должны приниматься во внимание факторы, что представлены на рисунке 2.12.

Рисунок 2.12 – Факторы применения защитных мер

Источник: Коваль А.Г., Трофименко О.Ю.Антидемпинговые меры в современной экономике: международные тенденции и российская практика // Экономический анализ: теория и практика. - 2015.- № 15.- С. 43

 

Необходимо отметить, что во внимание принимаются не только абсолютные показатели роста импорта, но и доля импортных товаров на рынке без роста абсолютных показателей. Данный подход предоставляет больше гибкости в доказательстве серьезного ущерба.

Если причинно-следственная связь между импортом и ущербом установлена, государство может вводить соответствующие меры. Их применение означает отказ от предоставленных уступок и/или применение количественных ограничений. Необходимо отметить, что защитные меры имеют временный характер, должны применяться основываясь на режиме наиболее благоприятствуемой нации. Данное означает, что в случае введения квот на импорт каждое государство - импортер сохранит за собой ту долю в импорте, которая была у нее до установления ограничений. Вместе с тем странам с небольшими объемами поставок и развивающимся странам могут быть предоставлены особые условия. Если объем поставок из развивающейся страны будет составлять менее 3% объема импорта и менее 9% из всех развивающихся государств, по отношению к ее продукции квоты устанавливаться не будут.[19]

Необходимо отметить, что специальные защитные меры неохотно применяются членами ВТО в отличие от других мер защиты национального рынка, таких как компенсационные и антидемпинговые пошлины. Данное вызвано тем, что государство, применяющее такие меры, обязано предоставить соответствующие компенсации тем странам, экономические интересы экспортеров которых пострадали в результате их введения. Но сложности могут возникать не только с предоставлением компенсации, но и с определением ее размера.

Однако процедура введения защитных мер не является автоматической, введению должно предшествовать расследование. Несмотря на определенные различия в природе защитных, компенсационных и антидемпинговых мер. Расследование проводится специальными органами в соответствии с установленной и заранее опубликованной процедурой. Само Соглашение ВТО по защитным мерам не имеет детальных и четких инструкций относительно того, каким образом данные процедуры должны выстраиваться в государствах-членах. Вместе с тем в нем содержится призыв к публикации извещений о начале расследования. Данное предоставляет возможность всем заинтересованным сторонам выразить свою точку зрения по существу вопроса.

Важно определить, что введение защитных мер должны отвечать общественным интересам. К примеру, не все отечественные производители смогли с радостью воспринять появление дополнительных ограничений в торговле, так как это негативно отразится на их коммерческих интересах.

Последствия введения защитных мер является рост цен на национальном рынке из-за применения дополнительной пошлины или уменьшения присутствия иностранных поставщиков на рынке при установлении импортной квоты, соответственно снижение конкурентоспособности иностранной продукции.

Одним из основных моментов является конфиденциальность информации. Участниками разбирательств в процессе расследования может быть представлено в соответствующие органы данные, что составляют коммерческую тайну. Следовательно, органом расследования предоставляется несколько видов отчета: один, что содержит информацию конфиденциальную, лишь для участников процедуры, иной, который предназначен для открытого доступа.

Применение мер в рамках и пределах, необходимых для защиты или предотвращения ущерба, а также для содействия структурным преобразованиям. Защитная мера не должна являться поводом для резкого «закручивания гаек» в отношении импорта. Например, если защитная мера носит форму импортной квоты, ее размер не может быть ниже фактического уровня импорта в последние года перед началом расследования, если только нет четкого обоснования, почему это не так.

Максимальная продолжительность защитной меры - четыре года, если она не будет продлена в соответствии с положениями Соглашения. В частности, если будет доказана необходимость сохранения меры для предотвращения серьезного ущерба и только если будут доказательства того, что отрасль адаптируется к новым условиям. Развивающимся странам возможно добавлять к данному периоду еще два года. Если защитная мера пролонгируется, она не может быть более суровой, чем на протяжении первых четырех лет ее существования. Одним из важных положений Соглашения есть необходимость исследования мер в середине срока их применения, в случае ели их продолжительность превысит три года. На основании анализа страна - член ВТО, применяющая меру, может или сократить их, или либерализовать более быстрым темпом, чем было предположено изначально.

Необходимо отметить, что расследование, процесс по рассмотрению о необходимости введения защитных мер занимает продолжительный период времени. Потому в критических условиях, когда задержка с введением мер принесет тяжело преодолимый ущерб, должны вводиться предварительные защитные меры. Они могут быть в форме пошлин и использоваться на срок, что не превышает продолжительность 200 дней. Данный период впоследствии обязан быть включен в общую продолжительность действия защитных мер.

Необходимо отметить, что защитные меры не могут быть введены вновь на период, что равен по сроку их действия в предшествующий период. Так, в современных условиях срок неприменения составляет не менее двух лет.

Процедура использования защитных мер возможна только с использованием обязательной нотификации определенного комитета ВТО в соответствии со всеми элементами, что представлены на рисунке 2.13

Рисунок 2.13 – Процедура использования защитных мер

Источник: Коваль А.Г., Трофименко О.Ю.Антидемпинговые меры в современной экономике: международные тенденции и российская практика // Экономический анализ: теория и практика. - 2015.- № 15.- С. 42

 

В независимости от того, что в общем для величины антидемпинговых пошлин характерно уменьшение, а объем импорта, который затрагивают, значительно повышаются, для международной торговли данное имеет больший эффект.

Россия является полноправным участником в торговых спорах в рамках ВТО, которые затрагивают и антидемпинговое регулирование. Однако Россия выступает также в роли ответчика в споре, что касается, введенных антидемпинговых пошлин Евразийской экономической комиссией, импорта легких коммерческих автомобилей из Италии и Германии. Но, так как Казахстан и Беларусь не являются странами-членами ВТО, Российская Федерация выступает в роли единственного ответчика. В середине 2014 г. Россия подала иск против ЕС, при этом оспаривая методику расчета антидемпинговой пошлины. Можно констатировать, что Россия применила ответный спор, использую принцип взаимности, который часто можно наблюдать в торговой политике некоторых стран - членов ВТО.[20]

В соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.03.2012 № 1 «О некоторых вопросах применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза» полномочия органа, что ответствен за проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных мер на единой таможенной территории Таможенного союза и теперь Евразийского экономического союза, переданы Департаменту защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии. Расследования проводятся этим подразделением, а решения принимаются на уровне Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Меры, действующие на территории Евразийского экономического союза по состоянию на 1 октября 2015 г., представлены в табл. 2.11.

 

Таблица 2.11

Специальные защитные меры, действующие на территории Евразийского экономического союза

Источник: меры защиты внутреннего рынка в ЕАЭС.

URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/podm/mery/Pages/default.aspx

 

В современных условиях Евразийской экономической комиссии делается многое для повышение эффективности ее деятельности. В последний период времени был разработан и размещен на сайте Евразийской экономической комиссии[21] документ, касающийся методических рекомендаций для предприятий, что предполагают повысить конкурентоспособность путем использования процедур механизма защиты внутреннего рынка, в том числе с помощью применения специальных защитных мер. Также, был увеличен штат Евразийской экономической комиссии, для того, чтобы у организации была возможность оперативно реагировать на запросы компаний.

Страны-члены ВТО в период с начала существования организации по 30 апреля 2015 г. применили 147 специальных защитных мер. Необходимо отметить, что число инициированных расследований в два раза превышает число введенных мер.

Важно отметить, что Россией были введены несколько специальных защитных мер. Отраслевая структура специальных защитных мер, введенных странами - членами ВТО, что представлена в таблице 2.12.

 

 

Таблица 2.12

Отраслевая структура специальных защитных мер, введенных странами - членами ВТО с 01.01.1995 по 30.04.2015

Источник: Safeguard measures. URL: http://www.wto.org/english/tratop_e/safeg_e/safeg_e.htm

 

В результате анализа проведенных исследований можно сделать вывод, что нужно отслеживать методику расчета демпинговой маржи, чтобы уменьшить риск оказаться в роли ответчика. При этом необходимо проводить мониторинг зарубежной практики, с целью выявления неправомерного введения антидемпинговых пошлин против отечественных компаний.

В условиях резкого увеличения доли импортируемых товаров на внутреннем рынке страны – члены ВТО могут на временной основе вводить дополнительные меры защиты национальных производителей - специальные защитные меры, цель которых представлено на рисунке 2.14.

Рисунок 2.14 – Цель специальных защитных мер

Источник: Источник: Коваль А.Г., Трофименко О.Ю.Антидемпинговые меры в современной экономике: международные тенденции и российская практика // Экономический анализ: теория и практика. - 2015.- № 15.- С. 44

 

Однако, процедура введения специальных защитных мер сложна и имеет множество условий в сравнении с санкциями, но направлена на разрешение проблем конкретных национальных отраслей в рассматриваемый период времени в установленных правилами международной системы норм и процедур.

Вместе тем следует отметить, что, несмотря на рост популярности применения специальных защитных мер в мире, российским компаниям не стоит рассчитывать на их использование в массовом порядке. Все-таки они связаны с отходом от обязательств в рамках ВТО, и затронутые этим другие страны - члены Всемирной торговой организации могут потребовать компенсации.

Таким образом, специальные защитные меры являются инструментом оперативного реагирования на возрастающий импорт и могут послужить эффективным инструментом политики импортозамещения. Однако только в сочетании с грамотной промышленной политикой они могут дать стране возможность не утратить конкурентоспособности отечественного производства в долгосрочной перспективе.

Следовательно, в современных условиях невозможно однозначно оценивать влияние права ВТО на российскую экономику, необходимо проводить оценку экономических последствий в долгосрочной перспективе.

 


 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.