Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Влияние членства в ВТО на перспективы экономического развития России





Современные проблемы российской экономики формировались на протяжении ряда лет в результате воздействия различных негативных факторов (внутренних и внешних), что представлены на рисунке 3.3

Рисунок 3.3 - Факторы воздействия на российскую экономику

Источник: Гусева О.И., Молодан И.В. Перспективы функционирования свободных экономических зон в России в рамках вступления в ВТО // В сборнике: Молодёжь Сибири - науке России Международная научно-практическая конференция. - Красноярск, 2014. - С. 105

 

Россия получила некоторые преимущества от членства в ВТО, что подтверждается возможностью свободного доступа российских товаров на международный рынок, повышением инвестиционной привлекательности (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Отличительные характеристики России в период до и после вступления в ВТО

Источник: Хлутков В.А. Первые итоги вступления в ВТО для экономики и промышленности России // Экономическое возрождение России. - 2015. - № 3 (45). - С. 115

 

Однако одновременно с положительными моментами существуют угрозы различным областям экономики нашей страны. Так, членство России в ВТО отрицательные последствия, что представлены на рисунке

Рисунок 3.4 - Негативные последствия членства России в ВТО

Исчтоник Хлутков В.А. Первые итоги вступления в ВТО для экономики и промышленности России // Экономическое возрождение России. - 2015. - № 3 (45). - С. 115

В качестве наиболее проблемных отраслей экономики, для которых ха­рактерен отрицательный эффект от вступления в ВТО (см рис 3.5).

Рисунок 3.5 - Отрасли экономики с отрицательным эффектом от членства в ВТО

Источник: Самарина В.П. Деятельность России в составе ВТО: прошлое, настоящее и будущее // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 325

 

Отрасль тяжелого машиностроения имеет стратегическое значение для развития России в условиях членства в ВТО. Несмотря на то, что прямой вклад отрасли в ВВП и занятость РФ не так уж велик, именно тяжелое ма­шиностроение является фундаментом для большинства добывающих и пере­рабатывающих отраслей российской экономики (см рис 3.6)

Рисунок 3.6 - Проблемы добывающих и перерабатывающих отраслей российской экономики

Источник Самарина В.П. Деятельность России в составе ВТО: прошлое, настоящее и будущее // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 325

 

Сельское хозяйство является приоритетной отраслью российской экономики, так как оно позволяет обеспечить продо­вольственную безопасность страны. В настоящее время российская экономика находится в кризисном состоянии. Важной задачей для экономики России является активное развитие собственного агропромышленного комплекса, который сможет конкурировать с АПК мирового уровня.

Санкции со стороны России о запрете ввоза сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, установивших санкции против России. Под запрет попали мясо, рыба, молочная продукция, овощи и фрукты, орехи и иные товары.

Издание этого указа повысило напряженность на российском продовольственном рынке. Мнения разделились на две группы:

- одни считают, что такая ситуация побудит отечественных производителей сельскохозяйственной продукции расширить производство;

- приверженцы второй стороны считают, что в настоящее время отечественные производители не способны самостоятельно удовлетворить потребности жителей России касаемо продовольствия.

До введения санкций импорт продовольствия в Россию составлял 43 млрд. долларов. Если не учитывать алкогольную продукцию, примерно 50% этой суммы пришлось на ЕС, Канаду, Японию, Австралию и США.

Главным торговым партнёром РФ был ЕС - товарооборот с этими странами равняется 370 млрд. долларов (для сравнения: с США всего 26 млрд. долл.). Порядка 62% импорта сыров и творога приходится на Евросоюз, 15% - молока, 37% - мяса, 25­30% плодовоовощной продукции, 39% - готовой продукции из мяса и рыбы, 31% - масла.

Таким образом, ограничив доступ стран Евросоюза к продовольственному рынку РФ, производители этих стран потеряли рынок сбыта, но, с другой стороны, раскрыли его для таких стран, как Турция, Китай, Бразилия, Аргентина. Поскольку процедура входа на рынок не одномоментная, то местные производители сельскохозяйственной продукции имеют шанс их опередить, заключив договора на поставку с сетевыми магазинами. По большей же части, установление санкций может обернуться только изменением движения финансовых потоков за оплату продовольствия с Европы на Азию и Латинскую Америку.

Главной проблемой в сложившейся ситуации является то, что российская продукция не может достойно конкурировать с зарубежной по качественным характеристикам, а для создания продукции импортного уровня нужна дорогостоящая модернизация производства. Это возможно ре­шить предоставлением субсидий от государства.

Согласно данным экспертов, в 2013 г. погектарное субсидирование сельхозпроизводителей составило около 15 млрд. руб. В странах ЕС в среднем на 1 га выделено 365 евро, в России данный показатель составляет около 300 руб. Это недопустимо, поскольку в некоторых странах рассмат­риваемый показатель достигает 954 евро (Финляндия). Разрешить эту проблему можно путем увеличения погектарного субсидирования вместе с параллельной реализацией других программ и мероприя­тий по поддержке сельскохозяйственной отрасли.

Необходимо выделить ряд проблем, мешающих развитию отечественного аграрного комплекса, в условиях применения санкций относительно стран, входящих в Евросоюз.

Первая - это срок действия санкций. Подразумевается, что в течение года про­изводство сельскохозяйственной продук­ции может значительно вырасти. Но ведь это предполагает привлечение новых кре­дитов. На эти деньги надо построить но­вые коровники и свинофермы, хранилища продукции, внести затраты на облагора­живание земель, а часто еще и на строи­тельство новой дороги от фермы к близ­лежащему крупному населенному пункту. Все это не учитывает немаловажный фак­тор - длительность процесса производства в преобладающей части отраслей сельско­го хозяйства. Не удастся вырастить из мо­лодняка продуктивных коров и садовые деревья не принесут урожай за один год.

Существует и вторая проблема. Как известно, вместо западных товаров рынок России постепенно заполняется продо­вольствием из развивающихся стран. Нет никаких оснований считать, что эти товары смогут составить меньшую конкуренцию российским производителям, чем по­павшие под эмбарго европейские товары. Возможно, на короткий период в отдель­ных сегментах рынка образуется недостаток продукции из-за той спешки, в которой были утверждены санкции. Несомненно, наши импортеры найдут новых партнеров, поставки продовольствия стабилизируются, и, возможно, удастся даже снизить цены. Причем произойдет это как раз к тому времени, когда инвестиции отечественных производителей станут приносить резуль­тат.

Третья проблема - так называемая «голландская болезнь», которой давно подвержена отечественная экономика. Все то, что производится в РФ, стоит достаточно дорого. Издержки российских про­изводителей намного выше, чем в развивающихся странах. В результате, импорт из Латинской Америки и Юго-Восточной Азии оказывается дешевле отечественного продовольствия, даже с учетом затрат на перевозку. Поэтому, чтобы оставаться конкурентоспособным, российскому про­изводителю требуются дотации из бюдже­та.

Однако в условиях дефицитного бюд­жета при резком падении мировых цен на нефть возможность дотировать аграрный сектор практически отсутствует. Чтобы поддержать отечественного производителя сельскохозяйственной продукции, придется либо повысить налоги, либо изъять средства из других отраслей, либо выпустить больше денег, увеличив тем самым и без того высокую инфляцию. Государство вряд ли решится на одну из этих мер, так как, все они имеют негативные макроэкономические последствия.

Государственный контроль АПК предусматривает создание инновационной инфраструктуры, по большей части, за счет использования экономических методов:

- ограждение российского продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от высокомонополизированных отраслей, создающих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию;

- сохранение и модернизация функции государства в качестве заказчика и инвестора касаемо условий переходного периода;

- помощь в развитии рыночной инфраструктуры;

- поддержание государственного сектора АПК;

- развитие социальной сферы села;

- развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства.

Среди перспективных направлений раз­вития аграрной отрасли необходимо выделить следующие:

- побуждение сельскохозяйственных товаропроизводителей к введению и при­менению инноваций;

- создание модели частно-государственного партнерства в АПК (и в правовом, и в экономическом смыслах);

- создание терминально-логистических комплексов;

- развитие лизинговых операций в агропромышленном комплексе.

По нашему мнению, одним из наиболее важных вопросов развития аграрной политики остается внедрение и использование в деятельности терминально-логистических комплексов, а также их мо­дернизация. Они помогут осуществлять перевозку и хранение сельскохозяйствен­ной продукции в надлежащих условиях. Для реализации этого направления разви­тия аграрной политики необходима не только финансовая государственная под­держка, но и законодательное закрепление терминально-логистических комплексов.

В аграрном секторе экономики исполь­зование лизинга может оказать значитель­ное воздействие на материально-техническое обеспечение и производст­венные процессы сельскохозяйственных товаропроизводителей. На сегодняшний день лизинг может служить источником увеличения производственных фондов для отечественных сельскохозяйственных производителей. Кроме того, при форми­ровании терминально-логистических ком­плексов в сельскохозяйственной отрасли в роли одного из инструментов может при­меняться лизинг.

Государственно-частное партнерство - это инновационный способ сотрудничест­ва государства и частного бизнеса на усло­виях обоюдной выгоды. Этот способ сотрудничества с недавних пор получает широкое распространение в РФ и осуществляется путем заключения концессионных соглашений, создания кластеров и специальных экономических зон, осуще­ствления деятельности Инвестиционного фонда России и трактуется как государственно-частное партнерство].

Для решения проблем, освещенных в данной статье, можно применить Методику осуществления технико-экономического обоснования и оценки экономической эффективности научных разработок и изысканий в сфере сельского хозяйства. Благодаря ей, есть возможность установить главные индексы и критерии оценки научных разработок, общие подхо­ды по обоснованию научных проектов и методику расчета экономических и право­вых показателей развития сельскохозяйст­венной деятельности в нашей стране на федеральном уровне. На уровне региона критерии и индексы оценивания научных разработок логично было бы расширить, принимая во внимание особенности субъ­ектов РФ.

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.