|
Влияние членства в ВТО на перспективы экономического развития РоссииСовременные проблемы российской экономики формировались на протяжении ряда лет в результате воздействия различных негативных факторов (внутренних и внешних), что представлены на рисунке 3.3 Рисунок 3.3 - Факторы воздействия на российскую экономику Источник: Гусева О.И., Молодан И.В. Перспективы функционирования свободных экономических зон в России в рамках вступления в ВТО // В сборнике: Молодёжь Сибири - науке России Международная научно-практическая конференция. - Красноярск, 2014. - С. 105
Россия получила некоторые преимущества от членства в ВТО, что подтверждается возможностью свободного доступа российских товаров на международный рынок, повышением инвестиционной привлекательности (табл. 3.1). Таблица 3.1 Отличительные характеристики России в период до и после вступления в ВТО Источник: Хлутков В.А. Первые итоги вступления в ВТО для экономики и промышленности России // Экономическое возрождение России. - 2015. - № 3 (45). - С. 115
Однако одновременно с положительными моментами существуют угрозы различным областям экономики нашей страны. Так, членство России в ВТО отрицательные последствия, что представлены на рисунке Рисунок 3.4 - Негативные последствия членства России в ВТО Исчтоник Хлутков В.А. Первые итоги вступления в ВТО для экономики и промышленности России // Экономическое возрождение России. - 2015. - № 3 (45). - С. 115 В качестве наиболее проблемных отраслей экономики, для которых характерен отрицательный эффект от вступления в ВТО (см рис 3.5). Рисунок 3.5 - Отрасли экономики с отрицательным эффектом от членства в ВТО Источник: Самарина В.П. Деятельность России в составе ВТО: прошлое, настоящее и будущее // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 325
Отрасль тяжелого машиностроения имеет стратегическое значение для развития России в условиях членства в ВТО. Несмотря на то, что прямой вклад отрасли в ВВП и занятость РФ не так уж велик, именно тяжелое машиностроение является фундаментом для большинства добывающих и перерабатывающих отраслей российской экономики (см рис 3.6) Рисунок 3.6 - Проблемы добывающих и перерабатывающих отраслей российской экономики Источник Самарина В.П. Деятельность России в составе ВТО: прошлое, настоящее и будущее // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 325
Сельское хозяйство является приоритетной отраслью российской экономики, так как оно позволяет обеспечить продовольственную безопасность страны. В настоящее время российская экономика находится в кризисном состоянии. Важной задачей для экономики России является активное развитие собственного агропромышленного комплекса, который сможет конкурировать с АПК мирового уровня. Санкции со стороны России о запрете ввоза сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, установивших санкции против России. Под запрет попали мясо, рыба, молочная продукция, овощи и фрукты, орехи и иные товары. Издание этого указа повысило напряженность на российском продовольственном рынке. Мнения разделились на две группы: - одни считают, что такая ситуация побудит отечественных производителей сельскохозяйственной продукции расширить производство; - приверженцы второй стороны считают, что в настоящее время отечественные производители не способны самостоятельно удовлетворить потребности жителей России касаемо продовольствия. До введения санкций импорт продовольствия в Россию составлял 43 млрд. долларов. Если не учитывать алкогольную продукцию, примерно 50% этой суммы пришлось на ЕС, Канаду, Японию, Австралию и США. Главным торговым партнёром РФ был ЕС - товарооборот с этими странами равняется 370 млрд. долларов (для сравнения: с США всего 26 млрд. долл.). Порядка 62% импорта сыров и творога приходится на Евросоюз, 15% - молока, 37% - мяса, 2530% плодовоовощной продукции, 39% - готовой продукции из мяса и рыбы, 31% - масла. Таким образом, ограничив доступ стран Евросоюза к продовольственному рынку РФ, производители этих стран потеряли рынок сбыта, но, с другой стороны, раскрыли его для таких стран, как Турция, Китай, Бразилия, Аргентина. Поскольку процедура входа на рынок не одномоментная, то местные производители сельскохозяйственной продукции имеют шанс их опередить, заключив договора на поставку с сетевыми магазинами. По большей же части, установление санкций может обернуться только изменением движения финансовых потоков за оплату продовольствия с Европы на Азию и Латинскую Америку. Главной проблемой в сложившейся ситуации является то, что российская продукция не может достойно конкурировать с зарубежной по качественным характеристикам, а для создания продукции импортного уровня нужна дорогостоящая модернизация производства. Это возможно решить предоставлением субсидий от государства. Согласно данным экспертов, в 2013 г. погектарное субсидирование сельхозпроизводителей составило около 15 млрд. руб. В странах ЕС в среднем на 1 га выделено 365 евро, в России данный показатель составляет около 300 руб. Это недопустимо, поскольку в некоторых странах рассматриваемый показатель достигает 954 евро (Финляндия). Разрешить эту проблему можно путем увеличения погектарного субсидирования вместе с параллельной реализацией других программ и мероприятий по поддержке сельскохозяйственной отрасли. Необходимо выделить ряд проблем, мешающих развитию отечественного аграрного комплекса, в условиях применения санкций относительно стран, входящих в Евросоюз. Первая - это срок действия санкций. Подразумевается, что в течение года производство сельскохозяйственной продукции может значительно вырасти. Но ведь это предполагает привлечение новых кредитов. На эти деньги надо построить новые коровники и свинофермы, хранилища продукции, внести затраты на облагораживание земель, а часто еще и на строительство новой дороги от фермы к близлежащему крупному населенному пункту. Все это не учитывает немаловажный фактор - длительность процесса производства в преобладающей части отраслей сельского хозяйства. Не удастся вырастить из молодняка продуктивных коров и садовые деревья не принесут урожай за один год. Существует и вторая проблема. Как известно, вместо западных товаров рынок России постепенно заполняется продовольствием из развивающихся стран. Нет никаких оснований считать, что эти товары смогут составить меньшую конкуренцию российским производителям, чем попавшие под эмбарго европейские товары. Возможно, на короткий период в отдельных сегментах рынка образуется недостаток продукции из-за той спешки, в которой были утверждены санкции. Несомненно, наши импортеры найдут новых партнеров, поставки продовольствия стабилизируются, и, возможно, удастся даже снизить цены. Причем произойдет это как раз к тому времени, когда инвестиции отечественных производителей станут приносить результат. Третья проблема - так называемая «голландская болезнь», которой давно подвержена отечественная экономика. Все то, что производится в РФ, стоит достаточно дорого. Издержки российских производителей намного выше, чем в развивающихся странах. В результате, импорт из Латинской Америки и Юго-Восточной Азии оказывается дешевле отечественного продовольствия, даже с учетом затрат на перевозку. Поэтому, чтобы оставаться конкурентоспособным, российскому производителю требуются дотации из бюджета. Однако в условиях дефицитного бюджета при резком падении мировых цен на нефть возможность дотировать аграрный сектор практически отсутствует. Чтобы поддержать отечественного производителя сельскохозяйственной продукции, придется либо повысить налоги, либо изъять средства из других отраслей, либо выпустить больше денег, увеличив тем самым и без того высокую инфляцию. Государство вряд ли решится на одну из этих мер, так как, все они имеют негативные макроэкономические последствия. Государственный контроль АПК предусматривает создание инновационной инфраструктуры, по большей части, за счет использования экономических методов: - ограждение российского продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от высокомонополизированных отраслей, создающих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; - сохранение и модернизация функции государства в качестве заказчика и инвестора касаемо условий переходного периода; - помощь в развитии рыночной инфраструктуры; - поддержание государственного сектора АПК; - развитие социальной сферы села; - развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства. Среди перспективных направлений развития аграрной отрасли необходимо выделить следующие: - побуждение сельскохозяйственных товаропроизводителей к введению и применению инноваций; - создание модели частно-государственного партнерства в АПК (и в правовом, и в экономическом смыслах); - создание терминально-логистических комплексов; - развитие лизинговых операций в агропромышленном комплексе. По нашему мнению, одним из наиболее важных вопросов развития аграрной политики остается внедрение и использование в деятельности терминально-логистических комплексов, а также их модернизация. Они помогут осуществлять перевозку и хранение сельскохозяйственной продукции в надлежащих условиях. Для реализации этого направления развития аграрной политики необходима не только финансовая государственная поддержка, но и законодательное закрепление терминально-логистических комплексов. В аграрном секторе экономики использование лизинга может оказать значительное воздействие на материально-техническое обеспечение и производственные процессы сельскохозяйственных товаропроизводителей. На сегодняшний день лизинг может служить источником увеличения производственных фондов для отечественных сельскохозяйственных производителей. Кроме того, при формировании терминально-логистических комплексов в сельскохозяйственной отрасли в роли одного из инструментов может применяться лизинг. Государственно-частное партнерство - это инновационный способ сотрудничества государства и частного бизнеса на условиях обоюдной выгоды. Этот способ сотрудничества с недавних пор получает широкое распространение в РФ и осуществляется путем заключения концессионных соглашений, создания кластеров и специальных экономических зон, осуществления деятельности Инвестиционного фонда России и трактуется как государственно-частное партнерство]. Для решения проблем, освещенных в данной статье, можно применить Методику осуществления технико-экономического обоснования и оценки экономической эффективности научных разработок и изысканий в сфере сельского хозяйства. Благодаря ей, есть возможность установить главные индексы и критерии оценки научных разработок, общие подходы по обоснованию научных проектов и методику расчета экономических и правовых показателей развития сельскохозяйственной деятельности в нашей стране на федеральном уровне. На уровне региона критерии и индексы оценивания научных разработок логично было бы расширить, принимая во внимание особенности субъектов РФ.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|