Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономика России в условиях членства в ВТО: риски и методы их минимизация





В условиях кризиса глобальной экономики в России сложилась достаточно неоднозначная ситуация. Характер социально-экономического и политического развития страны ставится в зависимость от внешних факторов, в частности от мировых цен на энергоносители, от условий функционирования страны во ВТО, от импортной экспансии и т.д. РФ де-факто оказалась исключенной из G8, с которой были связаны значительные среднесрочные и долгосрочные планы. Инвестиционные потоки направляются в большинстве своем в сырьевые отрасли национальной экономики.

С приведением российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО правительством было подготовлено комплексный план адаптации экономики РФ к условиям членства в ВТО (см табл.. 3.2).

Таблица .3.2

Комплексный план адаптации экономики РФ к условиям членства в ВТО

 

Один из неблагоприятных для России внешних факторов является продолжающаяся в ряде зарубежных стран разработка шельфовых месторождений нефти и газа. Извлекаемые более чем в 30 странах мира запасы сланцевого газа оцениваются в 187,5 трлн. м. Поэтому дальнейшее падение цен на нефть может привести к углублению структурных проблем в стране и к резкому обострению социальной обстановки.

В отношении постсоциалистических стран предлагается применять смешанную модель, базирующуюся на интеграционной и адаптационной моделях (рис. 3.7).

Рисунок 3.7 - Смешанная модель сотрудничества России с постсоветскими странами, базирующаяся на интеграционной и адаптационной моделях

На основании анализа результатов проведенных исследований необходимо отметить, что у национальной экономики ежегодно повышается зависимость в импортных товарах непродовольственного и продовольственного назначения. Введение санкции со стороны ЕС, как одного из крупнейших внешнеторговых партнеров России, «отрезали» отечественный рынок для западных стран, поставляющих продукцию первой необходимости.



На основании проведенных исследований можно выделить такие сценарии дальнейшего сотрудничества России с отдельными странами и регионами после снятия санкций или ослабления санкционного режима (рис. 3.8).

Рисунок 3.8 - Сценарии сотрудничества России после отмены или ослабления санкционного режима

Источник: Мудрецов А.Ф., Тулупов А.С. ВТО и проблемы устойчивого развития России // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015. - № 1 (51). - С. 93

 

Следует отметить, что введенные санкции создали определенные проблемы, поскольку перестала поступать отдельная импортная продукция, в которой российская экономика крайне нуждается. Однако введенные санкции принесли убытки для России, так и для Европейского союза. Также многие страны ЕС находятся в зависимости от отечественного экспорта минеральных ресурсов.

Необходимо отметить, что введенные санкции против России были толчком многим странам для пересмотра среднесрочного и долгосрочного сотрудничества. Без сомнения, национальная экономика привлекательна для государств-соседей своими энергетическими и минеральными ресурсами, научными технологиями, транзитной территорией, однако этого оказалось мало для отдельных стран.

Однако можно выделить несколько сценариев дальнейшего развития сотрудничества с разными странами для России в контексте введенных санкций.

Рисунок 3.9 – Сценарии развития экономики России в современных условиях

Источник: Мудрецов А.Ф., Тулупов А.С. ВТО и проблемы устойчивого развития России // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015. - № 1 (51). - С. 95

 

Таким образом, для развития национальной экономики нужно применять и адаптационную модель. При реализации стратегии импортозамещения упор следует делать на внутренние ресурсы, а также на развитие системообразующих отраслей национальной экономики. Однако важно стремление к обеспечению продовольственной безопасности государства, а не только поиск новых рынков для импорта продукции и услуг. В соответствии с современными тенденциями России целесообразно наращивать свой экономический потенциал за счет внутренних ресурсов, что позволит более стойко переживать мировые дисбалансирующие процессы. Безусловно, РФ привлекательна для стран-партнеров своими энергетическими и минеральными ресурсами, научными технологиями.

Для национальной экономики становится приоритетным направлением восстановление и развитие тесного сотрудничества со странами Европейского союза и усиление геополитических позиций на евроазиатском пространстве (рис.3.10).

Рисунок 3.10 - Сотрудничества России со странами Европейского союза и усиление геополитических позиций на евроазиатском пространстве

Источник: Мудрецов А.Ф., Тулупов А.С. ВТО и проблемы устойчивого развития России // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015. - № 1 (51). - С. 98

Механизм импортозамещения заключается в том, что снижение реального обменного курса приводит к относительному удорожанию импортных товаров, вследствие чего спрос должен смещаться в сторону товаров национального производства.

С помощью применения стратегии импортозамещения возможно достижение существенной минимизации негативного эффекта от введенных санкций. Однако в современных условиях сложилась неблагоприятная бизнес-среда, заключающаяся в значительном оттоке иностранных инвестиций из страны, снижении мировой цены на нефть, повышении ставки рефинансирования со стороны Банка России, что не дает отечественным предприятиям восстановить «индустриальный ландшафт». Цены на импортные товары и комплектующие только возрастают, что не дает возможность отечественным компаниям сформировать современную инфраструктуру.

Таким образом, следует отметить, что применение только стратегии ориентации на взаимодействие с азиатскими странами только завуалирует негативную ситуацию. Необходимо применения стратегии импортозамещения и после отмены санкций. Но не следует увязывать процесс восстановления и развития национальной экономики в целом с санкционным режимом, необходимо применение полного комплекса стратегий развития сотрудничества России со всеми странами.

За два десятилетия Россия стала практически полностью зависима от импортных компонентов и за обозначенное время сформировалась не отечественная инфраструктура, а импортная. Импортозамещение не предполагает нахождения новых рынков в целях закупки товаров, а подразумевает развитие собственного производства, чего в нынешних условиях не наблюдается.

 


 

Заключение

Таким образом, в результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. ВТО является международной организацией, что создана для регулирования торгово-политических отношений между входящими в нее государствами. Целью ВТО есть осуществление открытой торговли, а среди основных задач установление принципов международной торговли.

2. Совместное сотрудничество в рамках ВТО осуществляется на определенных условиях. Так, странам - участницам международного сотрудничества разрешается использовать торговые меры для достижения неких неэкономических целей; запрещено использовать природоохранные мероприятия для сокрытия протекционистской политики государства; допускается вмешательство в торговлю по экономическим причинам; не предоставляется режим наибольшего благоприятствования странам, имеющим льготный режим в ВТО, региональным зонам свободной торговли, а также Таможенным союзам.

3. В современных условиях развития международной торговой системы и кризисной ситуации в мировой экономике государства сталкиваются с проблемой выбора оптимальной торговой политики. С одной стороны, либерализация торговли стимулирует развитие внешнеторговых связей, с другой стороны, может приносить ущерб национальному производству, что приводит к необходимости его защиты. Национальные правительства оказываются перед выбором между политикой фритредерства или протекционизма, стратегии экспортной ориентации или импортозамещения, правильнее сказать, сталкиваются с поиском баланса между обозначенными противоположностями.

4. В нынешних реалиях внешнеэкономические условия подталкивают Россию к политике импортозамещения. При этом санкции рассматриваются как наиболее значимый, а иногда единственный инструмент в ходе ее реализации. Однако существуют и другие инструменты, которые достаточно активно используются странами и которые регулируются международными нормами и правилами. Речь идет о мерах защиты национального рынка, которые позволяют странам - членам ВТО проводить протекционистскую политику, чтобы избежать ущерба от экспансии импортных товаров.

5. Так, в работе исследованы мировая практика введения специальных защитных мер с позиций основных положений институциональной теории, особенности этой процедуры применения, прописанной в соответствующем соглашении ВТО. Практика введения специальных защитных мер предполагает наличие и успешное функционирование институтов, отвечающих за это направление торговой политики. Поэтому представляется важным изучение мирового опыта. Анализ современных тенденций применения специальных защитных мер позволяет понять, какие страны и в каких отраслях преуспели этом виде поддержки национальных производителей.

В условиях глобальной нестабильности позиции России в геоэкономической сфере являются неоднозначными и противоречивыми. Введенные в отношении РФ санкции со стороны США и ЕС только углубили структурные проблемы национальной экономики. В современных условиях социально-экономическое развитие России ставится в зависимость от внешних факторов, в частности от мировых цен на энергоносители, условий функционирования РФ в ВТО, от кризиса глобальной экономики.

6. Установлено, что современный глобальный экономический кризис выявил специфические проблемы неэффективности локальных экономик, усилившиеся в условиях дестабилизации мирохозяйственных связей. Зависимое положение национальной экономики от мировых цен на нефть можно преодолеть только путем восстановления «индустриального ландшафта» и коренной трансформации его структуры.

Позиции РФ можно определить двумя основными факторами: внутренним развитием, а также влиянием внешней среды, в которую интегрирована страна. В современных условиях Россия становится все более зависимой от внешней среды, от политических и экономических решений отдельных интеграционных группировок, международных организаций, в частности, Всемирной торговой организации, ущемляющих интересы Российской Федерации в области внешнеэкономических связей.

7. По итогам первых двух лет очевидно, что присоединение к ВТО незначительно повлияло на экономику страны. ВТО - это не панацея, а инструмент. Надо уметь им пользоваться и понимать, что собираешься с его помощью сделать. А 2014 год показал, что изменение конъюнктуры на мировых рынках влияет на экономику России гораздо сильнее, чем вступление в ВТО.

8. В условиях глобальной нестабильности и резкого снижения мировых цен на нефть правительство России разработало пакет антикризисных мер, которые, возможно, сгладят дисбалансы в экономике. Однако не стоит забывать, что необходимы структурные изменения в стране в части восстановления и развития реального сектора экономики. Зависимое положение РФ от мировых цен на нефть можно преодолеть только путем восстановления «индустриального ландшафта» и коренной трансформации его структуры.

9. Государство, взявшее курс на импортозамещение, должно задуматься о тех мерах, которые позволят не сбавлять темпы развития агропромышленного комплекса в случае отмены эмбарго и укрепления курса рубля. Более того, в случае отмены всех санкций и контрсанкций Россия вернется к необходимости выполнения условий ВТО, поэтому государственная поддержка мерами «желтой корзины» будет сокращена. Из этого следует, что аграрная политика государства должна будет трансформироваться и наполниться мерами «зеленой корзины».

В качестве основных приоритетов можно назвать следующие:

- развитие фундаментальной и прикладной аграрной науки, способной обеспечить резкий рост продуктивности и эффективности отраслей агропродовольственного комплекса;

- продуктивная реформа системы образования, направленная на подготовку нового поколения кадров для АПК;

- возрождение на современном уровне системы селекции и семеноводства; перевооружение отраслей первой сферы АПК;

- развитие инфраструктуры сельских территорий - дорожной сети, систем энергоснабжения, газификации, транспортного сообщения, информационных коммуникаций, а также объектов социальной инфраструктуры;

- охрана окружающей среды, включая развитие биоэнергетики и органического сельского хозяйства;

- диверсификация сельской экономики, включая развитие традиционных промыслов и агротуризма;

- разработка экономических механизмов регулирования отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса в агропродовольственном комплексе, а также с их контрагентами в других отраслях экономики, с целью создания благоприятных и справедливых условий их участия в цепочке создания стоимости.

 


 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.