Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Приоритеты внешнеэкономической политики России: Стратегия 2030





Согласно Основам политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2030 года, к 2015 г. внутренние затраты на научные исследования и разработки должны достигнуть уровня 1,5—1,7% валового внутреннего продукта, а к 2020 г. - 2,5-3%, причем более половины из них - за счет частного сектора. Достичь этих показателей реально только при существенном повышении интереса предпринимательского сектора к инновациям.

Природные топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) являются необходимым условием развития любой экономики. Вместе с тем исчерпаемость ТЭР, их все усложняющаяся эксплуатация, как и сокращение удельного веса топливных товаров мировой торговли (с 18% до 8%) выступают своеобразными вызовами, на которые должна отвечать национальная экономика. При явной актуальности цель данного исследования лежит в плоскости анализа сложившейся структуры топливно-энергетического потенциала (ТЭП) России и необходимых трансформаций, оптимизирующих ее участие в мировой торговле.

В первую очередь, следует учитывать основные тенденции в энергопотреблении. По данным МИРЭК (Мировой Энергетической Конференции) потребление первичных энергетических ресурсов за ХХ век выросло более чем в 10 раз, превысив 15 млрд. тонн условного топлива и 19 млрд. КВт электроэнергии. При реализации прогноза (увеличения энергопотребления на 2% в год) это потребует увеличения затрат энергоресурсов в 7 раз, т.е. более 100 млрд. Данное обстоятельство уже ставит энергосфере мира и России задачу структурного совершенствования в производстве традиционных и иных энергоносителей.

В то же время доля органических энергоносителей в суммарных геологических запасах планеты оценивается следующими величинами: нефть - 16%, газ - 17%, уголь - 67%. В России при доле нефти в суммарных запасах первичных ТЭР около 8%, ее добыча составляет почти 39% от суммар­ной добычи и производства первичных энергоресурсов. Соответствующие соотношения по газу составляют 24 и 43%, по углю - 28 и 11%, а по урану -38 и 2,5%. Таким образом, как в мире, так и в России, в структуре добычи и производства первичных энергоресурсов наблюдается неадекватность с объемами их запасов.



В перспективе темпы несоответствия обусловят масштабные ценовые изменения, которые будут стимулировать потребления рост твердого топлива, а это предполагает внедрение новых технологий использования угля и урана. Все это потребует соответствующих объемных инвестиций для развития национального ТЭК.

Определяющие значение для мировой энергетики и топливной промышленности, как и для торговли их продукцией, будет иметь складывающаяся энергетическая структура. На ее формирование воздействуют помимо ценовой политики энергосбережения, усиливающийся координи­рующий контроль со стороны МЭА (Международного энергетического агентства) и ОПЕК. Помимо усиления регулирования мировой торговли энергоресурсами на ситуацию воздействуют ограниченность и неравномерность распределения природного топлива и энергии. В этом плане РФ находится в выгодной внешнеторговой позиции. Располагающая примерно 30% мировых запасов энергоресурсов и потребляя лишь 7% от их суммарного расхода, Россия имеет широкий спектр маневрирования такими ресурсами, в первую очередь, во внешней торговле.

Утверждение энергетической стратегии России на период до 2030 г. связано с рядом внешних вызовов (неустойчивостью мировых энергорынков, скачками цен на ТЭР и др.), дестабилизирующих развитие национального энерго сектора. Стратегией предусмотрено рациональное снижение доли ТЭР в структуре российского экспорта с одновременной дифференциацией зарубежных продаж энергоносителей.

Одновременно рост экспорта ТЭР будет затруднен по ряду оснований (высокий уровень износа фондов нефте-газодобычи, недостаточные средства на инновации, ограничения со стороны ряда стран на импорт из России). Поэтому инерционный сценарий развития внешней торговли обрекает экономику на замедление темпов экономического роста, требуя помимо реализации накопленных конкурентных возможностей поворота и инновационной модели, последнее требует глубокой перестройки топливно-энергетического хозяйства и внешнеэкономических связей.

Можно выделить основные направления реализации политики по нивелированию последствий ухудшения положения сельскохозяйственных товаропроизводителей в результате постепенного открытия аграрно-продовольственного рынка, что представлены на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 – Основные направления реализации политики открытия аграрно-продовольственного рынка

Источник Иволга И.Г. Государственная поддержка как инструмент адаптации российского АПК к условиям ВТО // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 9-1. - С. 148

 

Так, известно, что в воспроизводстве общественного капитала торговля обеспечивает лишь движение произведенных товаров и услуг от производителя к потребителю. Зарубежные торговые организации «аккумулируют» доходы российских потребителей. Иначе говоря, обменом своих доходов на иностранные товары и услуги финансируем зарубежную экономику, способствуя росту занятости и благосостояния их населения. Помимо «выдавливания» российских оптовых и розничных торговцев, зарубежные мегаторговые сети вытесняют продукцию отечественного производства.

Таким образом, к сырьевой деформации отечественного производства добавляется еще зависимость внутреннего рынка от всепоглощающего импорта товаров и услуг, как продовольственного, так и производственного назначения.

На сегодняшний день российская экономика имеет системную деформацию. В качестве фрагмента системного подхода может быть предложено следующее.

Во-первых, необходимо восстанавливать воспроизводственную цепочку российской экономики, где взаимодействуют все процессы (см рис. 3.2).

Рисунок 3.2 – Воспроизводственная цепочка российской экономики

Источник: Кончиц Н.В. Прогноз и оценка социальных и экономических последствий вступления России во всемирную торговую организацию // Вестник науки и образования. - 2015. - № 3 (5). - С. 78

 

Из анализа данных рисунка 3.2 следует, что главным в данной цепочке есть производство. Данное не свидетельствует о уменьшении роли других фаз воспроизводства, но первично должно быть производство, или так называемый реальный сектор экономики.

Политика монетаризма привела к девальвации рубля, что нанесло удар развитию всех сфер деятельности. Вся монетаристская политика России навязана зарубежными странами. Именно Запад санкционировал уход российской экономики с планомерного устойчивого развития с целью выталкивания ее на периферию мировой финансовой системы. Россия потеряла контуры развития материального производства. Необходимо отходить от монетарного подхода в развитии экономики. Не должна быть стратегией экономического развития уровень валютный курс или инфляции. Данные показатели — производные от состояния реального сектора, новых технологий, инвестиций в основной капитал, конкурентоспособности компаний.

Во-вторых, поскольку запасы природных ресурсов в России велики, то необходимо разрабатывать и реализовать стратегию ресурсных конкурентных преимуществ. Данное означает немедленный переход к глубокой переработке нефти, газа и иных ресурсов, что способствует снижению внутренних цен и сокращению расходов у отечественных производителей.

В-третьих, через выстраивание технологических цепочек и диверсифицированных связей воссоздавать и развивать воспроизводственную целостность национальной экономики, которая будет отличаться безопасностью и устойчивостью.

В-четвертых, с помощью санкций возможен рост импортозамещения. Импортозамещение рассматривается как новый прорыв к возрождению сельскохозяйственного и промышленного производства. Необходимо отметить, что нужно единовременный процесс в разных отраслях создания новых цепочек повышения стоимости. Возможностями для индустриального возрождения России есть те области, где существует сравнительное преимущество и наращивание экспорта: глубокая переработка аграрного и минерального сырья. Россия является крупнейшим в мире обладателем резервов сельскохозяйственных угодий, а также огромных водных ресурсов.

В условиях глобализации политических и экономических процессов в современном мире для экономики России важным является поддержание оптимального соотношения между открытостью экономики и защитой национальных интересов, чтобы обеспечить экономическую безопасность страны.

Таким образом, Россия стала одним из ведущих и стабильных партнеров на глобальном рынке энергоносителей, активно используя накопленные потенциал. Происходящие структурные трансформации в мировом энергопотреблении существенно воздействует на конъюнктуру энергетических рынков, что вызывает потребность в кардинальных изме­нениях во внутренней политике и сценариях развития внешней торговли РФ.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.