Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В начале XIII века появляется новый орган в системе государственного аппарата – полиция, выполняющая важную задачу по охране крепостнического строя (схема №2, схема №3 приложения к дипломной работе)





Государство, сложившееся к началу XVIII века, называют«полицейским», не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, но и потому, что государство стремилось вмешиваться во все мелочи жизни, регламентируя их[11]. Основные этапы формирования правоохранительной системы Российской империи 17-18 вв. выглядят следующим образом:

1 этап. Начало развития деятельности полиции XVIII века. Полиция возникла в Петербурге. В 1715 году здесь учреждается полицмейстерская канцелярия, а три года спустя вводится должность генерал-полицмейстера, соответствующая пятому классу Табели о рангах.

2 этап. Сыскной приказ.

В 1730 году для улучшения организации борьбы с преступностью, восстанавливается Сыскной приказ (До 1733 года регулярная полиция существовала только в обеих столицах, а затем появляется еще в 23 городах Империи)

3 этап. Преображенский приказ.

При Петре I в качестве специального органа политической полиции выступает Преображенский приказ. Возник он в 1686 году в подмосковном селе Преображенском для управления Преображенским и Семеновским полками. Преображенский приказ занимался делами, поступающими из других регионов России. С 1695 года он ведает охраной порядка в Москве и (с 1697 года, после стрелецкого бунта) расследованием особо важных судебных дел. Также наряду с Преображенским приказом в России существовали майорские канцелярии (просуществовали до 1723 года),



4 этап. Тайная канцелярия.

В 1718 году создается новая структура, занимающаяся политическим сыском - Тайная канцелярия. Тайная канцелярия вела дела о политических преступлениях, совершавшихся в Петербурге и окрестностях.

5 этап. Верховный тайный совет и Сенат.

После ликвидации Тайной канцелярии (1726 г.) и Преображенского приказа (1729 г.) политический сыск в стране осуществляли Верховный тайный совет и Сенат.

6 этап. Канцелярия тайных розыскных дел.

Императрица Анна Иоанновна, племянница Петра I, в 1731 году для расследования политических дел учреждает особую канцелярию. В дальнейшем она стала называться Канцелярией тайных розыскных дел. Через Канцелярию проходили все крупные политические процессы «верховников». При Елизавете Петровне Канцелярия рассматривала дела по оскорблению царствующих особ, их фаворитов, чиновников, дела участников народных движений, одиночек-бунтарей, в разных формах выражавших протест существовавшему строю. В Канцелярии разбирали дела и неполитического характера: о взяточничестве и злоупотреблении властей, придворных дрязгах и ссорах.

7 этап. Тайная экспедиция.

1762 год - последовал Указ Петра III о ликвидации Канцелярии. Все дела и материалы канцелярии передавались Сенату. Но в действительности орган политического сыска не был ликвидирован. Просто вместо канцелярии при Сенате была учреждена Тайная экспедиция.

В начале своего существования Тайная экспедиция не располагала тайными агентами, но она активно практиковала засылку надежных людей (лазутчиков) на публичные сборища для подслушивания разговоров. Основные материалы для работы тайная полиция получала из доносов.

8 этап. Торговая полиция.

В 1741 году на основании доклада Сенату генерал-полицмейстера Салтыкова о необходимости наблюдения за продажей харчевых припасов учредили Торговую полицию. Одновременно определили обязанности полиции по наблюдению за производством торговли:

- установление таксы на съестные припасы и строительные материалы;
-наблюдение за не повышением торговцами цены на съестные припасы и другие предметы торговли;

-надзор за доброкачественностью продаваемых съестных продуктов и т.д.

Толчком к проведению преобразований полицейских учреждений стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

9 этап. Учреждение для управления губерний.

В 1775 году в России проводится реформа местных органов управления: страна делится на губернии и уезды, применительно к которым и строится сеть полицейских учреждений. Основным нормативным документом, определявшим организацию, функции и компетенцию полиции, стало Учреждение для управления губерний. Согласно этому нормативному акту в каждом уезде создается сельская полиция в лице нижнего земского суда.

10 этап. Устав благочиния или полицейский, Управа благочиния

Реформа 1775 года основное внимание уделила созданию административно-полицейского аппарата в уезде, и практически никак не коснулась городской полиции. Именно для решения этой проблемы в 1782 году издается Устав благочиния или полицейский, по которому в городах создавался новый полицейский орган - Управа благочиния.

Дальнейшее развитие полиции было связано с кратким периодом царствования Павла I.

11 этап. Задачи полиция при Павле I

Управы благочиния ликвидируются. При Павле I компетенция полиции расширяется посредством возложения на нее функций контроля за исправным несением службы чиновниками, исполнения ими предписаний властей. Для усиления эффективности работы полиции на губернаторов, комендантов, полицмейстеров возлагалась материальная ответственность за нераскрытые хищения и кражи государственного имущества.

12 этап. Тайная агентура

Конец XVIII века знаменателен созданием тайной агентуры - явлением для тех лет новым, но, как показало время, очень перспективным. Телесные наказания уже практически не применяются.

Таким образом, вторая половина XVIII в. знаменательна строительством новой системы государственных органов. Существенный признак этого изменения в составе и структуре государственного аппарата - замена приказов коллегиями, создание регулярной армии и полиции.

В XVIII веке и Петр Великий и его преемники главное внимание уделяли не охране правопорядка и борьбе с уголовной преступностью, а созданию, дальнейшему развитию и укреплению политической полиции. Эпоха правления ознаменовалась реформами западного образца во всех сферах жизни российского общества, в том числе и в вопросах политического сыска, уголовно - исполнительной системы и правоохранения в целом.


Глава 2. Правоохранительные органы Российской империи во второй половине 19 – начале 20 века.

2.1. Развитие правоохранительных органов Российской империи во второй половине 19 века.

Правоохранительная система царской России во второй половине XIX в. переживала кризис, связанный с изменением политической ситуации в государстве. Одной из причин такого положения стали противоречия, возникшие в результате борьбы старой феодально-крепостнической системы с новой буржуазной идеологией. Другой причиной можно обозначить несоответствие функционирования институтов власти и правоохранительных органов новым социальным задачам, возникшим в результате отмены крепостного права.

Александр II. Социально-политическая ситуация в России во второй половине XIX в. характеризовалась современниками как предкризисная. Александр II находился перед дилеммой модернизации или радикальной реформы государства.

Коротких М.Г. считает, что реформа 1864 г., сохранившаяся в истории России как судебная реформа, решила задач намного больше, нежели предполагалось. Она затронула все правоохранительные институты: юстицию, полицию, жандармерию, суд, прокуратуру, адвокатуру и законодательство, регламентировавшее их деятельность.

Реформа правоохранительной системы включала в себя несколько стадий. На первой стадии осуществлялась разработка идеологии. На второй стадии формировалось правовое обеспечение. На третьей стадии шла техническая работа по изменению правоохранительных органов. Во времени процедура реформирования правоохранительной системы заняла 14 лет (с 1857 по 1871 гг.). За этот период было подготовлено и представлено в Государственный Совет 14 законопроектов с различными изменениями структуры судебной системы и судоустройства. Материалы судебной реформы составили 74 тома. модернизация России продолжалась на новой основе - освобожденного от крепостного права труда, развития частной инициативы, зарождения гражданского общества[12].

Реформаторы пытались корректировать деятельность отдельных правоохранительных институтов с целью их приспособления к европейским стандартам. Однако вскоре стало ясно, что модернизировать отдельные элементы системы невозможно без радикальной реформы всех институтов финансов, армии, управления, правоохранительных органов. Поэтому Александр II в основу реформирования заложил несколько новых для того времени принципов. Первый принцип - принцип разделения властей. Предлагалось отделить исполнительную власть от судебно-следственной[13].

Институт мировой юстиции разделили на два самостоятельных подразделения. Первое - подразделение мировых посредников, созданное для разрешения споров между помещиками и крестьянами. Второе - мировых судей, оно должно было получить статус судебного органа. О мировых посредниках официально упоминалось в высочайшем повелении «Об отделении полиции от суда» от 25 марта 1859 года. В частности, говорилось, что для разрешения споров между помещиками и крестьянами учреждались мировые судьи (посредники). Они находились в ведомстве Министерства юстиции, должны были осуществлять следствие по предписанию полиции. Надзор за следствием поручался «стряпчим и прокурорам».

Следствие включало две стадии: предварительную и формальную. По мере развития правоохранительной системы возникла целесообразность серьезного реформирования полиции. Прежде всего, ставилась задача разграничения ее полномочий. В этой связи появилась идея проведения административно-полицейской реформы. В то время уездная полиция контролировала сельские и большинство городских населенных пунктов империи.

Уездная полиция по своей организационной форме являлась достаточно крупным структурным подразделением исполнительной полиции. Она функционально решала большой объем поручений в системе местного управления. Полиция столичных городов, таких, как Санкт-Петербург или Москва, имела свою организационную основу, связанную с деятельностью и значимостью данных городов в жизни государства. Поэтому она фактически была обособленна в отдельную структуру. Помимо городской и уездной полиции в губерниях действовали также ведомственные полиции. К ним относились: дворцовая, военная, морская, судоходная, железнодорожная, торговая, горная, карантинная, духовная полиции.

Структура полиции того временного периода представлена схематично (схема № 4).

Попытки реформирования полицейских органов привели к тому, что появилось значительное количество структур, отнесенных к городской полиции, что не соответствовало надобности. В этой связи А.Д. Градовский отмечал, что полицейская реформа привела к разделению структуры на уездную и городскую полиции.

Традиции и специфика государственного управления в Российской империи обусловили формирование разветвленной системы полицейских учреждений, которые, помимо участия в охране правопорядка, осуществляли и управление. В «Записке о полициях», составленной в мае 1861 г., отмечалось: «общую предупредительную и общую исполнительную полицию составляют у нас земские суды, городские полиции и внутренняя стража».







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.