Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Реорганизация уездной полиции составляла основную часть реформирования российской правоохранительной системы.





Третий принцип, провозглашенный Александром II, - принцип признания равенства всех подданных империи перед законом[14].

Двадцатого ноября 1864 года появилось «Учреждение судебных установлений», в нем определялась система судебной власти. Одновременно вышел в свет «Устав уголовного судопроизводства», он отделял обвинительную власть от судебной, устанавливал задачи прокуроров, отменял различия подсудности по сословиям, вводил публичные судебные процессы, учреждал подсудность мировых судов и т.д. Судоустройство в России во второй половине 20 века представлено на схеме № 5.

Четвертый принцип - принцип демократизации управления.

В отношении судебной системы произошли перемены, позволившие сделать процесс по всем делам состязательным, гласным, публичным. Утверждался принцип осуществления правосудия только судом, отменялась система формальных доказательств, упразднялся институт оставления в подозрении, когда суд не принимал решения ни о виновности, ни о невиновности обвиняемого.

Так, судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной, закреплялся принцип независимости и несменяемости судей. Провозглашалось равенство всех перед законом, вводился всесословный суд, адвокатура. Для рассмотрения уголовных дел в окружных судах основывался институт присяжных заседателей. Вводились популярные в то время в Европе принципы устности, гласности, состязательности судопроизводства. Провозглашалась презумпция невиновности[15].

Пятый принцип, который пытался реализовать в своих реформах Александр II - принцип гармонии власти и народа. Шестой принцип, реализованный императором в процессе реформ, -принцип сохранения основ самодержавной власти. В Своде законов существовал раздел «О вере».

В нем декларировалось, что «император - христианский государь - есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, блюститель правоверия, и всякого в церкви святой благочиния». Тем самым подчеркивалось верховенство монарха. Данная норма наделяла российского императора неограниченной властью. На сохранение основ самодержавия работала вся правоохранительная система, начиная от судебных органов, заканчивая жандармерией.

Третья заключается в создании гибкой правоохранительной системы по европейскому образцу, способной защищать всю государственную систему. Однако действия по сохранению устоев самодержавия со стороны Александра II были недостаточными, в результате чего он был убит. Это подтверждает мысль автора о том, что формирование правоохранительной системы государства проводилось без учета российских патриархальных традиций. В результате этого возник конфликт интересов, приведший к гибели реформатора.

По судебным уставам в основе организации адвокатуры лежал принцип: адвокат - правозаступник, оратор, поверенный своего клиента. Адвокаты делились на 2 категории: присяжные поверенные и частные поверенные.

Восьмой принцип - принцип гуманизации наказаний. Уложение и воинские уставы, которые закрепили в качестве телесного наказания удары розгами и оковы, все прочие виды физических наказаний отменялись. Император отменил наложение клейма - выжигание на лбу и щеках преступников "Кот" (каторга), "Г" (грабитель), "В" (вор) и др[16].

В 1864 г. вышел в свет «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», он устанавливал ответственность за уголовные преступления и закреплял новую систему наказаний, в которой отсутствовали телесные наказания.

Подводя итог, можно констатировать, что для проведения реформ Александр II использовал технологии, позволившие ему радикально изменить ситуацию в государстве и преобразовать правоохранительную систему.

Для этого он внедрил новые принципы организации всей государственно-правовой системы, позволившие ему в короткий срок сначала провести модернизацию некоторых правоохранительных органов, а затем полномасштабную реформу всей правоохранительной системы. По существу, император адаптировал опыт европейских государств к условиям крепостной России. Так появились демократические институты, которые по форме напоминали европейские, однако содержательная часть несла в себе пережитки патриархального строя.

После смерти Александра II изменилась внутренняя политика российского государства. В обществе обозначилось два полярных лагеря. Один лагерь сторонников убитого императора стремился продолжить курс демократизации государства. Другой, консервативный лагерь, пропагандировал идеи возврата к патриархальным истокам.

Правовая система царской России в шестидесятые годы XIX в. трансформировалась под воздействием буржуазных правовых идей, при этом разрушился самобытный патриархальный уклад, который поддерживала консервативная элита. Это негативно повлияло на ее отношение к правовой политике Александра II и привело к поддержке политико-правовой доктрины Александра III, которую назвали контрреформой.

Новая правовая концепция опиралась на николаевский принцип -«самодержавие, православие и народность». Самодержец совершил непопулярные преобразования в правоохранительной системе с целью усиления ее полицейских функций. Император преследовал конкретную цель - умиротворить и защитить подданных от террора и агрессии.

Уже в конце жизни, передавая власть сыну, он озвучил свою позицию. Обращаясь к Николаю II, император сказал: «Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как его нес я, и как несли наши предки.

Концепция новой правовой доктрины, отражавшей сущность правоохранительной политики государства, отчасти была реализована в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» " от 14 августа 1881 г. Оно устанавливало правила и положения усиленной охраны, права и обязанности по сохранению государственного порядка и общественной безопасности. Положение определяло, что «высшее направление действий по охране порядка и общественного спокойствия принадлежало Министру внутренних дел» ". Министр получил самые широкие полномочия по обеспечению установленного порядка вплоть до объявления местности в исключительном положении.

Положение о негласном полицейском надзоре, утвержденное 1 марта 1882 г. Министром внутренних дел, определяло, что негласный полицейский надзор (секретный) есть одна из мер предупреждения государственных преступлений посредством наблюдения за лицами сомнительной благонадежности. В документе подчеркивалось, что секретный надзор не должен создавать поднадзорному лицу стеснений в свободе передвижений, образе жизни, выборе занятий[17]. Александром III были проведены непопулярные в среде интеллигенции преобразования правоохранительной системы, названные впоследствии «контрреформами». В основу модернизации государственно-правовой системы, помимо названных причин, было положено желание Александра III создать стабильный общественный правопорядок в империи за счет жесткой правоохранительной политики. В отечественной историко-правовой науке, особенно в советскую эпоху, действия Александра III по установлению правопорядка в обществе, направленные против терроризма и ослабления престола, называли «контрреформами» и рассматривали как реакционную политику самодержавия.

Вскоре 3 декабря 1883 г. в свет вышло «Положение об устройстве секретной полиции в Империи» Следующий акт заслуживает особого внимания, так как он раскрывает структуру и функции Министерства внутренних дел Российской империи".

Данный документ получил название «Учреждение Министерства внутренних дел», он был обнародован в 1892 г. В нем прописывался штатный состав министерства, юрисдикция министра, подчиненность корпуса жандармов, определялись права и обязанности Министра внутренних дел в чрезвычайных ситуациях. Министру предоставлялись широкие полномочия по охране внутренней безопасности государства, закреплялись функциональные обязанности Департамента Полиции. Можно констатировать, что данный документ, впервые после министерской реформы 1802 г., упорядочил структуру и функции МВД России[18].

В структуре Министерства внутренних дел находилось также управление духовными делами иностранных исповеданий. Допуская свободу вероисповедания, МВД охраняло неприкосновенность каждого из них, кроме того, осуществляло организацию церковного управления. К ведению министерства внутренних дел относилось «главное управление почт и телеграфов». В его подчинении была и телефонная часть. Для рассмотрения технических вопросов при главном управлении существовал «технический комитет». В МВД имелись статистические учреждения - центральный статистический комитет и статистический совет. На комитет возлагались обязанности производства статистических работ, главным образом, по предметам ведомства министерства внутренних дел. В него стекался весь статистический материал из губернских, областных и городских статистических комитетов, производилась его обработка. В состав Министерства внутренних дел входило главное тюремное управление. Как отмечали современники, «главное тюремное управление» с большим основанием можно было бы отнести к министерству юстиции, так как «судебное управление имело тесную связь с тюрьмоведением и тюрьмоуправлением». В МВД существовал «департамент общих дел», который рассматривал материалы, вносимые в совет министра, по службе чиновников, делопроизводству и некоторые другие дела. Департамент ведал дворянскими выборами, материалами о правах состояния, административной организацией в губерниях и областях, губернскими типографиями, сооружением памятников. В его компетенцию входило рассмотрение уставов музыкальных и певческих обществ любителей искусств. В этом департаменте были собраны все дела, которые не могли «быть приурочены другим учреждениям»[19]. Министерство внутренних дел в России особо не отличалось от МВД западноевропейских государств и по своему функционалу представляло такой же смешанный набор. Во многих государствах в этом министерстве сосредоточивались: общая администрация, полиция, медико-санитарная часть, довольно часто общественное призрение, реже тюремное управление и управление делами печати. МВД России по своей структуре и функциям больше всего напоминало французское министерство внутренних дел, но центральное место в нем занимал Департамент полиции. Необходимо отметить, что полицейское ведомство в бытность Александра III имело хорошо организованное управление, позволявшее решать задачи различной сложности. Надзорными функциями наделялась и прокуратура, только в отличие от полицейского надзора прокурорский надзор затрагивал основы соблюдения законности государственными и иными органами. Необходимо подчеркнуть, что российская прокуратура 80-х годов XIX века была организована по французскому образцу. Во главе её стоял министр юстиции, исполнявший прокурорские функции в качестве генерал-прокурора в верховном уголовном суде. Ему подчинялись обер-прокуроры кассационных департаментов сената и прокуроры судебных палат. Прокуроры судебных палат контролировали прокуроров окружных судов.

В результате достигалась строгая подчиненность. В своих действиях перед судом прокурор руководствовался своими личными убеждениями и существовавшими законами. Прокуратура реализовывала две функции: правоохранительную и обвинительную. Правоохранительная функция проявлялась во время участия в рассмотрении гражданских и уголовных дел в кассационных департаментах. В мировых и уездных съездах прокуратура присутствовала не как сторона по делу, а как эксперт, представлявший заключение о правильности применения закона. Она также осуществляла наблюдение за исполнением приговоров. По уголовным делам прокуратура принимала участие во всех заседаниях суда кроме дел, возбужденных в порядке частного обвинения. К прокурору могли обращаться все частные лица с сообщениями о различных происшествиях, содержащих в себе признаки преступления. Данные сведения являлись основанием для возбуждения прокуратурой уголовного преследования. Прокурор не только осуществлял преследование, но и представлял государственное обвинение в уголовном процессе на правах стороны. Судоустройство в России представлено в приложении на схеме № 6. По форме организации и содержанию реализации функциональных обязанностей прокуратура России находилась в весьма специфичном положении, которое и ныне кардинально не изменилось. Прокуратура в конце XIX в. представляла в правоохранительной системе Российской империи достаточно сильный институт, который использовался в борьбе с террористическими организациями и уголовной преступностью. Решались две задачи - политическая и правоохранительная. Серьезный удар по судейскому статусу нанесли представители императорской власти, уничтожив принцип несменяемости судей. С 1885 г. Высшему Дисциплинарному присутствию Сената передавалось право увольнять судей по представлению Министра юстиции. Основанием к увольнению могло быть любое упущение по службе и проступок вне службы, не повлекший «удаления» от должности по приговору суда.

На практике получалось, что все судьи находились под надзором Министра юстиции, то есть исполнительной власти[20]. Подытожив, укажем, что, во-первых, все проведенные Александром III мероприятия в сфере правотворчества или правоохранительных органов лишь модернизировали их, приспосабливали к нуждам государства. Во-вторых, новая правоохранительная политика, реализованная императором Александром III, имела ярко выраженную полицейскую направленность. Основная роль в ней отводилась полицейскому и прокурорскому надзору. В-третьих, правоохранительная политика Александра III способствовала появлению принципиально нового Министерства внутренних дел, которое включало в себя достаточно большое количество подразделений, решавших не только правоохранительные, но и хозяйственные задачи. Это была первая серьезная акция, направленная на изменение системы МВД, осуществленная после министерской реформы 1802 г.
2.2. Эволюция правоохранительных органов Российской Империи в начале 20 века.

Правоохранительная система российской империи в царствование Николая II в российской истории получила неоднозначную оценку. Одни называли его «кровавым» или «тираном», другие «мучеником». Какими бы полярными не были суждения, очевидно одно: Николай II остался императором, завершившим эпоху самодержавия в России. В наследство Николаю II досталось сильное государство, для его сохранения и укрепления молодой император должен был определиться в выборе политического курса. Несмотря на критику со стороны оппозиции, император Николай II к концу XIX века отдавал предпочтение сохранению правоохранительной системы, созданной его отцом Александром III. Он поддерживал тактику полицейского умиротворения страны, реализуемую министром внутренних дел В.К. Плеве.

В нормативно-правовом выражении правоохранительная политика Николая II основывалась на реконструированных нормативных актах эпохи Александра III. Можно констатировать, что император ни по форме, ни по содержанию принципиально не изменил правоохранительные установки, заложенные его отцом. Основным элементом его правоохранительной доктрины оставалась борьба с терроризмом и революционной идеологией, привносимой из буржуазных стран. В этой связи приоритетное значение получило специфическое направление правоохранительной деятельности, связанное с охраной интересов государства и власти. В этой ситуации император сделал политический маневр. Пытаясь сохранить власть и снизить революционный накал, он издал «Манифест об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г. Несмотря на его критику со стороны правых и левых сил, Манифест сыграл историческую роль. Впервые в Российской империи населению предоставлялись гражданские свободы и неприкосновенность личности. Узаконивались свободы совести, слова, собраний и союзов, развивались «начала общего избирательного права». Появился выборный, демократический законодательный институт - Государственная Дума.

В это время вышел в свет «Свод основных государственных законов» или Конституция. Названный документ способствовал сохранению целостности империи, определял территориально-правовое положение Российского государства как единого и нераздельного, закреплял статус русского языка как государственного. В «Своде» раскрывалась сущность «верховной Самодержавной власти», процедура прохождения закона с момента зарождения законопроекта до его подписания императором. Регламентировался порядок функционирования Государственного Совета и Государственной Думы. При всех минусах и плюсах «Свод основных государственных законов» представлял собой новую концепцию государственно-правовой политики, сущность которой состояла в принятии ограничительных мер в отношении власти императора. Дальнейшие шаги, направленные на изменение правоохранительной системы российского государства в начале XX века, можно определить как умеренно либеральные. Инициатива исходила сверху, поэтому действия царской администрации в основном были направлены на реконструкцию отдельных элементов системы - правоохранительных органов. Наиболее противоречивыми можно считать преобразования в судоустройстве, судопроизводстве и полиции. С одной стороны, наметилась тенденция к демократизации названных институтов, с другой стороны, поддерживалась идея сохранения «незыблемости правоохранительной политики Александра III». Это в сочетании с чрезвычайными мерами приводило к тому, что соображения целесообразности и государственной необходимости иногда преобладали над законностью[21].Концепция защиты государственной власти получила выражение еще в «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных», вышедшем в 1845 г. Николай II внешне изменил процедуру производства дел о государственных преступлениях, упростил механизм судебного преследования политических преступников. Забота о защите правопорядка и противоборство с преступностью - это еще одно направление правоохранительной политики Николая II, однако на фоне борьбы с политическим, революционным терроризмом она оставалась в тени последней. Реализация правоохранительной политики напрямую зависела от правоохранительной практики, которая целиком и полностью опиралась на полицейскую систему.

Полицейская система, доставшаяся по наследству Николаю II, в конце XIX начале XX веков не могла эффективно работать по нескольким причинам. Первая причина была связана с отсутствием в полиции четкой организационно-правовой структуры. Второй причиной плохой деятельности полиции являлась запутанная система нормативно-правового регулирования ее деятельности.

Структура и функции полиции в конце XIX - начале XX веков определялись различными документами: «Общим учреждением губернским» 6, «Уставом уголовного судопроизводства», «Уставом о предупреждении и пресечении преступлений», множеством иных ведомственных актов МВД. В то же время на деятельность полиции распространялись Устав лесной (том 8), Устав о налогах и пошлинах (том 5), Уставы врачебный, народного продовольствия, общественного призрения (том 13) и другие.[22] В 1903 году появился документ «Об учреждении полицейской стражи». Приближенные императора предприняли очередную попытку усиления полицейского контроля в некоторых губерниях. В 1906-1907 гг. увидели свет два документа: «Положение о районных охранных отделениях» и «Положение об охранных отделениях» (9 февраля 1907 г.) В первом положении регламентировалась деятельность районных охранных отделений, подконтрольных директору департамента полиции. Одной из главных задач созданной структуры являлось учреждение центральной, внутренней агентуры, способной освещать деятельность революционных сообществ поднадзорной области. Отмечалось, что указания этой агентуры должны использоваться для направления входящих в район розыскных органов и особенно тех, которые проявляли недостаточно успешную деятельность, В положении определялись условия взаимодействия с полицией, жандармерией и прочими розыскными структурами.Второе положение прописывало условия формирования при департаменте полиции канцелярии, именуемой охранным отделением. Работать названной структуре предписывалось в городах и по необходимости в районах губернии. Общее руководство осуществлял директор департамента полиции. Начальники охранных отделений должны были сосредотачивать в своих руках все розыскные дела. В положении устанавливались правила взаимодействия с другими службами и жандармерией. Можно отметить, что оба документа реализовывали правоохранительные задачи в сфере защиты государственных интересов.

Обострение революционной ситуации привело к тому, что в некоторых районах империи не хватало полицейских сил для осуществления мероприятий по установлению общественного порядка. В этой связи с целью содействия гражданским властям и полиции для решения задач по охране правопорядка были изменены правила призыва войск.

По данному поводу 7 февраля 1906 г. Государственный совет рассмотрел представление военного министра об использовании войсковых частей для противодействия беспорядкам и принял решение разрешить использование войск при недостаточном наличии полиции, в случаях угрозы массовых беспорядков. Документ был опубликован 17 февраля 1906 г. и получил название «Об изменении правил о призыве войск для содействия гражданским властям». В правилах подробно регламентировались функции войск по прекращению беспорядков, особое внимание обращалось на применение оружия и взаимодействие с гражданской властью.

В 1908 году 6 июля появился закон «Об организации сыскной части». Он регламентировал создание в составе полицейских управлений империи сыскных отделений четырех разрядов для производства розыска по делам общеуголовного характера как в городах, так и в уездах. Основными нормативными документами, регламентировавшими их деятельность, были судебные Уставы. Законом устанавливался порядок назначения и увольнения со службы, предоставлялось право надзорному органу - прокуратуре - давать чинам сыскных отделений поручения по осуществлению розыскных действий.

Необходимо отметить, что стремление к улучшению качества деятельности правоохранительных органов, в частности, сыскных отделений полиции, проявлялось в развитии новых форм борьбы с уголовной преступностью. К таким направлениям деятельности можно отнести активное внедрение на службу в полицию служебно-розыскных собак. Начиная с 1910 г., в нескольких городах появились питомники, в которых готовили собак для работы в уголовном розыске. Об эффективности этой деятельности свидетельствуют статистические данные. Только в 1911 году в Харьковской губернии при помощи розыскных собак было раскрыто 30преступлении, из них 9 убийств.

Названное Постановление завершило цикл документов самодержавного правительства, направленных на изменение функционирования одного из основных звеньев правоохранительной системы - полиции. Акт не решил социальных проблем, кардинально не улучшил ситуацию в полицейской системе, однако в его содержании появились новые ранее не существовавшие положения, в частности, статья о служебном равноправии мужчин и женщин. Дальнейшее совершенствование правоохранительной системы, в том числе и полиции, прервала война и революция.

Реформирование полиции сводилось к увеличению полицейских чинов и штатных полицейских команд, введению становых приставов и полицейских урядников. Эти мероприятия не решали главной задачи -создания целостного, хорошо управляемого института полиции, способного осуществлять эффективную охрану правопорядка и вести борьбу с преступностью в государстве.

 

 

Глава 3. Внутренние войска в правоохранительной системе Российской империи.

3.1. Становление внутренних войск в XIII – первой половине IX века.

Следует обратить внимание на исторические предпосылки возникновения внутренних войск. Так, В IX – XV веках в русском государстве не было разницы между войсками «внешними и внутренними». Княжеские дружины выполняли несколько функций: ходили в военные походы, следили за правопорядком внутри государства, помогали собирать судебные и таможенные пошлины. Попытки создания «внутренних» войск происходят на Руси в XVI веке. У «Губных изб» появился аппарат ответственный за «розыск». Далее, в Москве Иваном Грозным был создан институт «жильцов». Для несения службы со всей страны по нарядам воевод на «житие в столицу» на три месяца созывалось до 3 тысяч дворян. Эти военные гарнизоны вводились для «охранения Москвы». Отчасти функции современных внутренних войск выполняла опричнина. Чуть позже для охраны южных регионов стали создаваться «жилые полки» в городах. В дальнейшем для охранения южных рубежей России по городам были размещены «жилые полки».

Далее, Петр I переименовал эти полки в «гарнизонные». Затем были созданы и драгунские гарнизонные полки. При Екатерине II Великой в 1764 году они стали пограничными и внутренними батальонами. А в конце XVIII века, при Павле I включительно, для охраны правопорядка в Российской империи стали создаваться местные воинские команды. Подчинялись они органам местной власти.

При Александре I указом от 1811 года местные губернские воинские команды были переданы в Военное ведомство. Они были подчинены губернской гражданской администрации и выполняли обязанности по охране внутреннего порядка. Следом в этом же году по указу императора штатные губернские роты и воинские команды передислоцированы в губернские центры и из них были сформированы батальоны, которые были сведены в бригады внутренней стражи.

Общепризнанным днем рождения внутренних войск считается 27 марта 1811 года. Указом Александра I, гласящего о создании в городах России батальонов внутренней стражи, в Российских губерниях были сформированы воинские батальоны внутренней стражи, ставшей одной из важнейших частей правоохранительной системы Российской империи в то время. Формирование отдельного корпуса внутренней стражи (ОКВС) произошло через сведение подразделений бывшей Инспекции внутренней стражи[23].

Им утверждено «Положение для внутренней стражи», которым на внутреннюю стражу помимо общих воинских обязанностей возлагались караульная, конвойная служба. Она использовалась, как правило, в помощь исполнению законов и приговоров суда; на поимку, преследование и истребление разбойников; на усмирение неповиновении и буйства; для поимки беглых, ушедших преступников и дезертиров; в помощь, свободному движению внутреннего продовольствия; для сохранения порядка и спокойствия церковных обрядов всех исповеданий, законом терпимых; для охранения порядка на ярмарках, торгах, народных и церковных празднествах.[24]

Кроме того, внутренняя стража обязывалась брать под стражу и представлять губернскому начальству людей, настигнутых на месте преступления, буйства, либо насилия против лица или имуществ и найденных с окровавленным оружием либо платьем и захватывать сборища воров и разбойников.

Порядок использования войск и применения оружия в случае массовых волнений законодательно был определен Императорскими указами о Корпусе внутренней стражи. В них устанавливалось, что губернаторы и городничие имеют право призыва войск для подавления массовых волнений[25].

При учреждении внутренней стражи образовано 8 округов (существовало в разное время от восьми до двенадцати округов в каждом округе две-три бригады, включающие от двух до четырёх батальонов, численность которых насчитывало до семисот человек).

В каждом губернском городе дислоцировался внутренний гарнизонный батальон (пятьдесят батальонов), в состав которого также входили уездные инвалидные (ветеранские) команды. Первоначально общая численность внутренней стражи по состоянию на октябрь 1811 года насчитывала около тридцати семи тысяч человек. Командование каждым возлагалось на генерал-майора. Округ включал в свое подчинение несколько бригад. Каждая бригада состояла из 2—3 батальонов. Сами батальоны были расположены в губернских городах и носили их название (Астраханский, Минский и т. п.). В каждом уездном городе размещалась инвалидная команда. Такая структура внутренней стражи была создана по всей России (кроме Сибири).

Генерал Е.Ф. Комаровский был первым командующим внутренней стражи. В 1799 году он участвовал в итальянском и швейцарском походах русской армии под командованием А.В. Суворова. Потом был назначен помощником Санкт-Петербургского военного губернатора. Е.Ф. Комаровский возглавлял внутреннюю стражу более 17 лет.

Интересный факт: в 1812 году (апрель – август) Губернские батальоны, а также уездные команды, базировавшиеся в западной части России, приняли активное участие в оборонительных сражениях против войск Наполеона. В этом же году (Сентябрь—декабрь) на отдельные батальоны внутренней стражи, кроме сбора и сопровождения рекрутов, возложена задача по набору лошадей для действующей армии.

В соответствии с указом «Об именовании внутренней стражи Отдельным корпусом внутренней стражи» подразделения внутренней стражи сведены в Отдельный корпус внутренней стражи (ОКВС).Он был сформирован 30 марта 1816 года. 1 февраля 1817 года, в составе ОКВС, на основании утвержденного положения «Об учреждении жандармов внутренней стражи» были сформированы подразделения жандармов. Жандармские формирования внутренней стражи состояли из двух дивизионов (Санкт-Петербургский и Московский, каждый штатной численностью по триста тридцать четыре человека) и пятьдесят шесть жандармских команд (четырнадцать — тридцать один человек) в некоторых губернских и портовых городах. Обязанности жандармов совпадали с обязанностями внутренней стражи, за исключением сбора податей и охраны присутственных мест и острогов.

8 февраля 1817 года военным ведомством введена этапная система препровождения арестантов; в составе батальонов внутренней стражи сформированы этапные команды для конвоирования арестантов по утвержденным этапным трактам.

22 июня 1818 года военным ведомством установлен порядок (общий, частный) комплектования Отдельного корпуса внутренней стражи. Общий — один раз в год из полков все признанные негодными к полевой службе после инспекторских смотров отправлялись на родину в распоряжение внутренних батальонов. Частный — ежемесячно после выписки из госпиталей. В свою очередь Отдельный корпус внутренней стражи раз в год передавал рекрутов гражданским ведомствам для службы почтальонами, полицейскими, пожарниками, объездчиками и в охрану ассигнационных банков. 5 августа при соляных промыслах для несения караульной службы учреждены соляные инвалидные команды. 12 августа соляные команды причислены к внутренней страже.

22 июля 1817 года утвержден Устав «Об этапах для препровождения ссыльных в сибирские губернии». § 50 Устава определял, что каторжные отделяются от поселенцев и следуют в оковах.

19 августа 1825 года военным и тюремным ведомствами в целях борьбы с побегами учрежден порядок сковывания этапируемых. арестантов металлическим прутом. 25 июля Утверждено Положение о линейных батальонах и подвижных ротах, предназначенных для охраны горных заводов, монетных дворов и других заведений, подведомственных Горному управлению 2 октября. Военным министром для отличия военнослужащих Отдельного корпуса внутренней стражи от других войск для их формы одежды введены выпушки крапового цвета.

Николай I 25 июля 1829 года издал указ, по которому должны были формироваться 5 линейных батальонов и 3 подвижные роты для охраны горных заводов по добыче серебра и золота Урала и Нерчинска. Содержаться батальоны и роты должны были за счет Министерства финансов. Они стали первыми подразделениями, созданными для охраны важных объектов промышленности и сопровождения специальных грузов.

В ноябре 1835 год военным ведомством на окружных генералов внутренней стражи возложена обязанность по наблюдению за организацией военного обучения в исправительных отделениях военных арестантов.

В 1836 году жандармские подразделения внутренней стражи были переданы в состав Корпуса жандармов, созданного ещё в 1827 году под эгидой III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В результате чего Корпус жандармов реорганизован в Отдельный корпус жандармов, с созданием на территории Империи нескольких (сначала пять, потом восемь) жандармских округов.

24 марта 1837 года по предложению командира Отдельного корпуса внутренней стражи учреждено этапирование арестантов в европейской части России и по этапному тракту до Тобольска на подводах.

В 1840 году при батальонах внутренней стражи учреждены Исправительные отделения для содержания осужденных нижних чинов внутренней стражи. Упразднены приказом по военному ведомству от 18 мая 1861 г.

8 июля того же года для улучшения содержания нижних чинов Отдельного корпуса внутренней стражи утверждено Положение «О запасном капитале Отдельного корпуса внутренней стражи», который состоял из сбережений внутренних гарнизонных батальонов.

21 февраля 1854 года в Пермской губернии для поимки беглых создан двухсотенный отряд внутренней стражи.

Отдельного внимания все же заслуживает жандармерия. С воцарением Николая I часть функций современных внутренних войск в России была вменена жандармам. Первые подразделения, условно носящие наименование «жандармские» появились в России еще в конце XVIII века, но не прижились. При Александре I в 1815 году в жандармский полк был переименован в Борисоглебский драгунский полк. На него были возложены функции современной военной полиции. При Николае I в 1825 году жандармерию реорганизовали, ее функции расширили. 28 апреля 1827 года был создан отдельный корпус жандармов, подчиненный Военному ведомству. В нем служило 4278 военнослужащих. Затем ее штат был расширен примерно до 6 тысяч человек. Командир жандармского корпуса приравнивался к командующему армией. Корпус обеспечивал «силовые операции» Третьего отделения собственной Его величества канцелярии. При Александре II в 1880 году корпус жандармов официально переподчинили МВД, оставив под него строку в бюджете военного ведомства. Жандармский корпус делился на жандармерию столичных и губернских управлений; железнодорожную, пограничную, полевую и «наблюдательную полицию».

Жандармы применялись для борьбы с особо опасными преступниками, членами революционных подрывных организаций. Жандармские дивизионы и команды комплектовались солдатами, как обычные армейские части. В остальных жандармских подразделениях на «солдатских» должностях службу проходили унтер-офицеры.

Офицер жандармского корпуса должен был соответствовать высоким требованиям. У него не должно было быть судимостей, взысканий, долгов. За плечами должен был быть безупречный опыт армейской службы, Офицер должен был обладать крепким здоровьем и физической подготовкой. При этом у него должно было быть «не польское» и «не еврейское» происхождение. Офицеры должны были сдать экзамены выдержавшие экзамены на жандарма в Петербурге. Затем их направляли в свои части до завершения «специальной проверки». После того, как руководство корпуса убеждалось в надежности кандидата, он направлялся на жандармские курсы, где изучал право, криминалистику, тактику дознания и ведения расследований, стрельбу, рукопашный бой и политическую ситуацию. После выпускных экзаменов офицеры приступали к службе на новом месте.

Причины, побуждавшие офицеров стремиться к службе в жандармских корпусах, были разными: от патриотических соображений до высокого жалования и карьерных перспектив. Многие не представляли особенностей работы, которой им придется заниматься.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.