|
Практикум по психологическому сопровождению диагностического и терапевтического процесса
Коммуникативная компетентность (умение общаться) — профессионально значимое качество врача, которое обеспечивается наличием таких психологических характеристик, как уверенность в себе, выраженность эмпатической тенденции, тенденции к аффилиации, чувствительность к отвержению, способность к восприятию социальной поддержки. Важным для формирования коммуникативной компетентности является также интернальный локус контроля. Напротив, к качествам, снижающим способность к установлению и развитию межличностных отношений с больным, относится высокий уровень депрессивных и тревожных переживаний врача. Ниже приводятся психодиагностические методики, с помощью которых можно оценить наличие психологических характеристик, формирующих коммуникативную компетентность.
Уверенность в себе
Бихевиоральные терапевты полагают, что степень уверенности в себе представляет некоторую шкалу. На одном конце этой шкалы — человек неуверенный, который сталкивается с трудностями при выражении положительных эмоций по отношению к другим, при беседе с незнакомыми людьми, при необходимости обратиться к кому-либо с просьбой или за советом, ответить отказом на неразумную просьбу. Этот человек не знает, как начать или закончить разговор, как реагировать должным образом, как выразить раздражение или негодование. На другом конце этой шкалы находится человек агрессивный, чья единственная забота — он сам. Этот человек часто не заботится о правах и привилегиях других, он углублен в себя, ориентирован на собственные ценности и цели. Между этими двумя крайностями — уверенный (наученный общению) человек. Он ясно и прямо выражает позитивные и негативные чувства, не игнорируя права и чувства окружающих. Уверенный человек отстаивает свои законные права, активно завязывает новые отношения с другими людьми и обычно успешно справляется со сложными и затруднительными ситуациями. Опросник позволит определить, насколько уверенно Вы ведете себя в различных ситуациях. Следующие 10 пунктов помогут оценить степень уверенности в себе. Инструкция. Обведите кружком одну из цифр в зависимости от того, насколько данное утверждение подходит к Вам. 0 — нет или никогда. 1 — отчасти или иногда. 2 — нечто среднее. 3 — обычно или много. 4 — практически всегда или всецело.
Обучение уверенности в себе помогает вырабатывать навыки общения при помощи таких методик, как репетиция поведения и самоконтроль. В методе репетиции поведения пациент обучается межличностным навыкам при помощи структурных ролевых игр. Бекер и соавт. рекомендуют составлять каждое подобное упражнение в соответствии со следующими требованиями. 1. Пациенту следует дать точные инструкции о роли, которую он должен представить. 2. Следует показать пациенту желаемое исполнение и затем удостовериться, что клиент отметил характерные аспекты поведения в тренируемой ситуации. 3. Пациент должен исполнить роль, которую он только что наблюдал. Роль нужно представить открыто (в действии) или скрыто (мысленно повторить действие). 4. Следует обеспечить правильную обратную связь с пациентом относительно различных аспектов исполнения, дать новые инструкции и проиллюстрировать навыки, которые необходимо улучшить. 5. Одобрить попытку пациента следовать инструкции и поощрить его на дальнейшие ролевые игры (цит. по: Хьелл, Зиглер). При методе самоконтроля пациент делает записи о каких-то разрозненных событиях по мере того, как они происходят. Такая запись позволяет ему точно определить случаи социального избегания, бестактности, тревоги или фрустрации. Наиболее общеупотребительная стратегия самоконтроля — ежедневное заполнение журнала домашней работы. Этот журнал важен, так как его можно использовать и как руководство для новых поведенческих целей, и как инструмент для оценки успехов пациента в тренировке уверенности.
Личностный опросник для измерения эмоционального отношения к общению
Шкала 1. Измерение эмпатической тенденции
1. Мне обидно, когда новый человек чувствует себя в группе одиноко. 2. Люди обычно преувеличивают способность животных переживать, преувеличивают их чувствительность. 3. Меня раздражает, когда люди открыто проявляют свои эмоции. 4. Терпеть не могу, когда неудачники себя жалеют. 5. Когда люди вокруг меня нервничают, я тоже начинаю нервничать. 6. Я считаю, что плакать от счастья глупо. 7. Я эмоционально включаюсь в проблемы своих друзей. 8. Иногда слова песен о любви глубоко трогают меня. 9. Мне трудно сохранять самообладание, когда я приношу людям плохие новости. 10. Мое настроение сильно зависит от окружающих меня людей. 11. Большинство иностранцев кажутся мне людьми холодными и неэмоциональными. 12. Работу, которая дала бы мне возможность помогать людям решать их личные проблемы, я предпочел бы работе, связанной с обучением людей. 13. Я не склонен расстраиваться только потому, что мой друг чем-то расстроен. 14. Я люблю наблюдать, как люди разворачивают подарки. 15. Одинокие люди обычно недружелюбны. 16. Меня очень огорчает, когда люди плачут. 17. Слушая некоторые песни, я чувствую себя счастливым. 18. Когда я читаю книгу, я сам переживаю все чувства героев. 19. Я выхожу из себя, когда вижу, что с кем-то жестоко обращаются. 20. Я могу оставаться спокойным, даже если вокруг меня все обеспокоены. 21. Когда знакомый начинает говорить о своих проблемах, я стараюсь перевести разговор на другую тему. 22. Я не заражаюсь чужим смехом. 23. Иногда в кино я бываю удивлен тем, как много людей вокруг меня плачут или всхлипывают. 24. Я могу принимать решения, не беря в расчет чувства людей. 25. Я не могу прекрасно чувствовать себя, когда окружающие меня люди чем-то подавлены. 26. Я не могу понять, почему некоторые вещи так расстраивают людей. 27. Мне очень больно видеть страдающих животных. 28. Глупо переживать из-за событий, произошедших в фильме или книге. 29. Мне жаль беспомощных людей. 30. Когда кто-то рыдает, это вызывает у меня скорее раздражение, чем сочувствие. 31. Когда я смотрю кино, я ярко переживаю все, что вижу на экране. 32. Я часто обнаруживал, что могу сохранять спокойствие, даже когда вокруг меня все очень возбуждены. 33. Маленькие дети иногда плачут безо всяких причин.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|