Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Часть I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К





Часть I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К

ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИ­МЫЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ, В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ТИПА

Дневное отделение - 2 ч.; очно-заочное отделение - 1 ч. Учебные вопросы.

1. Система специальных (коррекционных) учреждений для де­тей, имеющих нарушения в развитии.

2. Определение понятия «нерезко (слабо) выраженные отклоне­ния в развитии». Психолого-педагогическая характеристика де­тей с отклонениями в развитии. Организация психолого - педаго­гической и лечебной помощи детям этой категории.

3. Основные организационные мероприятия при поступлении детей с отклонениями в развитии в образовательные учреждения общего типа.

Методические рекомендации к проведению занятия

Первый вопрос занятия обсуждается в форме собеседования преподавателя со студентами. Установка к этому дается педаго­гом на предшествующем лекционном занятии. При подготовке к собеседованию студенты пользуются материалами лекционного курса и литературными источниками (с. 14, №№ 1-5 и др.). В ча­стности, преподаватель напоминает студентам современную обобщенную модель системы специального образования и меди­ко-социальной помощи детям с проблемами в развитии, ее ос­новные компоненты: лечебно-профилактическое направление, диагностическое, воспитательно-образовательное, социально-реабилитационное, коррекционно-развивающее. Им соответст­вуют основные виды государственных учреждений: специальные (коррекционпые) образовательные учреждения, лечебные учре­ждения по оказанию помощи детям с отклонениями в развитии, консультационно-диагностические учреждения (психолого-ме-дико-педагогические комиссии и консилиумы, консультационно-диагностические центры и др.), центры реабилитации и коррек­ции. На практическом занятии преподаватель более подробно знакомит студентов с основными типами специальных (коррек­ционных) учреждений: (1) учреждениями системы гособразова­ния (детские сады компенсирующего и комбинированного вида, коррекционные группы при ДОУ общего типа, логопедические пункты при общеобразовательных учреждениях, специальные школы, классы коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, центры развития ребенка с коррекционными группами и др.), (2) учреждениями системы здравоохранения (специализи­рованные стационары, отделения и группы в детских больницах и домах ребенка; система специализированных кабинетов при детских поликлиниках и др.), (3) системы социальной помощи населению (центры медико-социальной и психологической помо­щи детям и подросткам, детские дома для детей с глубокими на­рушениями интеллекта). Преподаватель обращает внимание на социально-правовой аспект деятельности специальных образова­тельных учреждений, знакомит студентов с нормативными доку­ментами, регламентирующими их деятельность (с. 14, №№ 2-5; Приложения, с.с. 266-295). Со студентами факультета дошколь­ного воспитания более подробно рассматривается вопрос: «Сис­тема специальных (коррекционных) учреждений для детей до­школьного возраста».

При рассмотрении второго вопроса определяется, дети с ка­кими отклонениями, в развитии и при каких условиях могут нахо­диться в ДОУ и школе общего назначения. Преподаватель дает обобщенную клиническую и психолого-педагогическую характе­ристику детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии (нарушения развития легкой степени тяжести), приводит приме­ры таких нарушений при различных формах отклоняющегося развития.

Категория детей с минимальными, либо парциальными на­рушениями развития полиморфна и представлена следующими категориями:

- дети с минимальными нарушениями слуха;

- дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косог -лазием и амблиопией;

- дети с нарушениями речи (дислалия, стертая форма дизартрии, за­крытая ринолалия, дисфония, нарушения темпо-ритмической сторо­ны речи несудорожного характера; нарушения фонематического восприятия);

- дети с легкой задержкой психического развития (конституцио­нальная, соматогенная, психогенная);

- дети - носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна и др.) соматогенной или церебрально-органической природы (часто болеющие дети, постгравматики, аллергики, дети с компен­сированной и субкомпенсированной гидроцефалией, цереброэн-докринными состояниями);


- дети и подростки с психопатоподобными формами поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидной психопатии, психастении и др.);

- дети с девиаытным поведением органического генеза (синдром ги­перактивности, синдром дефицита внимания);

- дети с легкими проявлениями двигательной патологии цереб­рально-органической природы;

- дети, у которых наблюдается асинхрония созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции) и др. [с. 14, №5].

В ходе занятия уточняется содержание терминов-понятий: «дети, испытывающие трудности в обучении», дети «группы риска» в образовательных учреждениях; проявления «школьной дезадаптации», «психической депривации» у детей и подростков, «дети с особыми социальными (образовательными) потребностя­ми» и др. (с. 14, №№ 2,3). Затем студенты знакомятся с необхо­димыми организационными мероприятиями в отношении детей с недостатками в развитии, поступающих в ДОУ и школы общего типа. (Практическая часть настоящего пособия, с.60-63.) Препо­даватель дает необходимые пояснения и указания к данному ме­тодическому материалу, приводит примеры из практики коррек-ционно-педагогической работы с детьми.

Студентам вечернего отделения предлагается для конспекти­рования и самостоятельного изучения соответствующая литера­тура и указанный методический материал (№№ 1-3, 8, 9; Прило­жения 1-3 и др.).

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ

1. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2001.

2. Специальная педагогика / Под ред. П.М. Макаровой. М, 2002.

3. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. -М., 2001.

4. Инновации в российском образовании. Специальное (коррекцион-ное) образование. Министерство общего и профессионального образо­вания РФ.-М., 1999.

5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2005.

6. Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения / Сост. А.Ю. Исаков, О.Е.Грибова. - М., 2001.

7. Словарь-справочник по специальной педагогике / Сост. М.И. Ники­тина, Н.М. Назарова, Б.П. Пузанов и др. - М., 2004.

8. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу "Коррекци­онная педагогика и специальная психология" / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. - М., 2001.

9. Хрестоматия по специальной педагогике / Под ред. Н.М. Назаро­вой. - М., 2002.

 

 

Тема 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ

С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Дневное отделение - 2 ч.; очно-заочное отделение - 1 ч. Учебные вопросы.

1. Организация, методы и содержание психолого-педагогичес­кого обследования детей с отклонениями в развитии.

2. Педагогическое изучение детей с нерезко (слабо) выраженны­ми нарушениями развития в условиях образовательных учрежде­ний общего типа.

3. Педагогическая характеристика ребенка с нарушением в раз­витии, ее основное содержание.

4. Методы и приемы выявления детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии среди детей, поступающих в дошколь­ные и школьные общеобразовательные учреждения.

Методические рекомендации к проведению занятия

Разбор содержания первого вопроса проводится с учетом имеющихся у студентов знаний по теме: «Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного (младшего школьного) воз­раста, его задачи, используемые методы и приемы» (учебный материал дисциплин: «Педагогическая психология», «Методы психологический диагностики» и др.). В связи с этим главное внимание обращается на специфику психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии (особенности ор­ганизации и значение подготовительного этапа обследования, выбор программы обследования с учетом характера отмечаемого нарушения развития и др.). Отдельно рассматриваются вопросы: а) о принципах психолого-педагогического изучения онтогенети­ческого развития детей (комплексный подход, системность, ди­агностическая направленность, дифференциация и индивидуали­зация программы обследования и др.), б) о методических требо­ваниях к организации и содержанию обследования детей с нару­шениями развития (дифференцированный подход к проведению обследования с учетом возрастных особенностей детей, харак­тера и степени выраженности отмечаемого дефекта, особен­ностей познавательного развития разных категорий детей с ог­раниченными возможностями, отмечаемого недоразвития речи и коммуникативных способностей; вариативность методических приемов исследования и др.). [Практическая часть пособия, с. 64--75.] Студенты знакомятся с обобщенной схемой обследования, используемой для анализа и систематизации полученных данных психолого-педагогического изучения детей, с программами пси­холого-педагогического обследования, разработанными в отече­ственной специальной педагогике и психологии. (Практическая часть пособия, с. 85, 101-116.)

Основное внимание на занятии уделяется вопросу об органи­зации и содержании педагогического изучения детей с отклоне­ниями в развитии, так как этот вопрос имеет непосредственное отношение к практической деятельности педагогов системы школьного обучения и дошкольного воспитания. Преподаватель знакомит студентов с задачами, содержанием и основными раз­делами педагогического изучения детей (Методическая часть, с.с. 76-78). Рекомендуется обсуждение материалов литературных источников по данной теме (с.21, №№ 1,2,4-7 и др.), а также ре­феративных докладов-сообщений студентов, выполненных по указанным литературным источникам.

Затем студенты знакомятся с примерным содержанием пе­дагогических характеристик детей школьного и старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии (Методическая часть пособия, с.73-76). Преподаватель подробно раскрывает содержание каждого раздела педагогической характеристики, указывая, что ее общее содержание может варьироваться с уче­том характера и особенностей отмечаемого дефекта развития. Обсуждается также вопрос о назначении психолого-педагоги­ческой характеристики, ее использовании в практике работы пе­дагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Четвертый вопрос занятия рассматривается в плане изложе­ния основных мероприятий по выявлению детей с отклонениями в развитии среди поступающих в образовательные учреждения об­щего вида, а также находящихся в массовых ДОУ с ясельного воз­раста. Эти мероприятия проводятся в основном работниками ме­дицинских учреждений в ходе диспансеризации детского населе­ния (см. Приложение 7, с.с. 313-317), а также сотрудниками пси­холого-медико-педагогических комиссий и консультаций (ПМПК). Выделение данного вопроса является целесообразным в связи с тем, что педагогическим работникам ДОУ и массовой школы регулярно приходится принимать участие как в организа­ции диспансерных осмотров детей, проводимых в образователь­ных учреждениях, так и в мероприятиях по комплектованию этих учреждений. Необходимо обратить внимание студентов на важ­ность и вместе с тем сложность ранней диагностики слабовыра­женных отклонений в развитии, в том числе у детей, поступающих в школу, а тем более, - в младшие возрастные группы детских дошкольных учреждений. Нередко отставание или отклонение в развитии наиболее отчетливо проявляется в старшем дошкольном или даже в младшем школьном возрасте. Большую помощь меди­цинским работникам и педагогам-дефектологам в своевременном выявлении у детей отклонений в развитии могут оказать педагоги и психологи общеобразовательной школы или ДОУ.

Практические задания для студентов по изучаемой теме.*

1. Провести педагогическое изучение ребенка, имеющего от­клонение или отставание в развитии, используя схему психоло­го-педагогического исследования (Практическая часть пособия, с. 86).

2. Составить педагогическую характеристику ребенка, имеюще­го отклонения в психофизическом развитии. (Студентами ис­пользуются образцы составления такой характеристики.)

3. Выполнить практическое задание по изучению детей с выяв­ленными отклонениями в развитии, посещающих ДОУ или шко­лу общего типа, и обобщить полученные данные по предлагае­мой схеме. (Методическая часть пособия, с. 93-97).

Выполненные студентами задания разбираются и обсуждают­ся в ходе последующих практических занятий, в частности, по темам 3, 5, 6, 8 и 9.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ

1. Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. — М., 1978.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М., 1973.

3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2002.

4. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М., 2001.

5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2005.

6. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обуче­нии. - М., 1993.

7. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова и Г.В. Воробьева.-М., 1979.

Тема 4. ДЕТИ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (НАРУШЕНИЯ СЛУХА И ЗРЕНИЯ)

Дневное отделение - 2 (4) ч.; очно-заочное отделение - 1 (2) ч.

Занятие 1-е. Учебные вопросы.

1. Контингент детей с нерезко выраженными нарушениями слу­ха и зрения в дошкольных и школьных образовательных учреж­дениях общего типа.

2. Возможности и условия обучения детей с сенсорными нару­шениями в образовательных учреждениях общего вида.

3. Психолого-педагогическое обследование детей с сенсорными нарушениями. (Задачи, основные разделы, специфические осо­бенности обследования детей данной категории.)

4. Приемы обследования состояния слуха у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

5. Обследование состояния зрительных функций у детей.

Методические рекомендации к проведению занятия

В ходе обсуждения первого вопроса преподаватель дает краткую характеристику детей с сенсорными нарушениями, ко­торые могут посещать образовательные учреждения общего типа (слабослышащие дети с легкой и умеренной степенью тугоухо-сти при отсутствии выраженного недоразвития речи; слабови­дящие дети, у которых острота зрения составляет 0,2 - 0,4, при отсутствии нарушения других зрительных функций: цветовос-приятия, объема зрения, зрительной работоспособности и др.). Специальное внимание обращается на то, при каких условиях дети с нерезко выраженными нарушениями слуха и зрения могут воспитываться и обучаться в ДОУ и школе общего типа (отсутст­вие выраженных сопутствующих или вторичных отклонений со стороны двигательной, нервно-психической и эмоционально-волевой сферы; достаточный уровень речевого, познавательного и интеллектуального развития и др.). Подчеркивается, что эти дети могут находиться в ДОУ /школе/ общего вида только при наличии соответствующих медицинских заключений врача-психоневролога и других врачей специального профиля (офталь­молога, отоларинголога или сурдолога).

В ходе изучения второго вопроса преподаватель знакомит сту­дентов с программами психолого-педагогического обследования и педагогического изучения детей с нарушениями слуха и зрения, с примерными образцами педагогических характеристик детей с сенсорными нарушениями (Практическая часть пособия, с. 128). Особое внимание уделяется особенностям организации и методов психолого-педагогического обследования детей данной категории (выбор методик и тестовых заданий для обследования, особенно­сти взаимодействия обследующего с ребенком, испытывающим стойкие затруднения в общении с окружающими, в том числе приемы установления контакта и др., критерии оценки выполне­ния некоторых заданий и т.д.). [Методическая часть, с. 66-73 и др.]

Обсуждается вопрос о содержании и организации первично­го обследования состояния слуха у детей; студенты знакомятся с доступными приемами выявления нарушений слуха у детей до­школьного и младшего школьного возраста (с. 27, №№ 6, 9).

 


 


При подготовке к занятию студенты работают с соответст­вующей специальной литературой по данному вопросу (с. 27); некоторые из них выступают на самом занятии с докладами-сообщениями соответствующей тематики.* К следующему заня­тию нескольким студентам предлагается выполнить практиче­ское задание по обследованию состояния слуха у детей (в дет­ском саду общего или компенсирующего типа, в общеобразова­тельной школе). Студенты дневного отделения могут выполнить это задание в период прохождения педагогической практики.

В конце занятия преподаватель кратко знакомит студентов с организацией и основными приемами обследования состояния зрительных функций у детей (объем, острота зрения, сохранность цветовосприятия). Используется демонстрация таблиц для обсле­дования остроты зрения и цветовосприятия, а также кино- и ви­деоматериалы соответствующей тематики.

Для правильной интерпретации полученных данных обсле­дования педагогам необходимо основываться на классификации нарушений слуха и зрения у детей (в частности, классификации тугоухости Б.Ю.Преображенского; определении слабовидения и слепоты в зависимости от степени снижения остроты зрения и др.). При этом еще раз уточняется, какие дети с нарушениями слуха и зрения могут находиться в ДОУ и школе общего типа, а кого необходимо направлять через психолого-медико-педагоги­ческие комиссии в специальные учебно-воспитательные учреж­дения.

 

Занятие 2-е. Учебные вопросы.

1. Организационные мероприятия, проводимые с детьми, имею­щими нарушения слуха и зрения, в образовательном учреждении общего типа.

2. Осуществление индивидуального педагогического подхода к детям с сенсорными нарушениями в условиях ДОУ и школы об­щего типа.

3. Организация и содержание коррекционно-педагогического процесса в специальных учреждениях. Разбор выполнения прак­тических заданий.

4 Основные мероприятия по профилактике нарушений слуха и зрения у детей. Роль педагогов общеобразовательных учрежде­ний в осуществлении этих мероприятий.

Методические рекомендации к проведению занятия

В начале занятия обсуждается вопрос об основных меро­приятиях, которые проводятся педагогическими работниками ДОУ и школы в отношении детей с нерезко выраженными нару­шениями слуха и зрения при их поступлении в данное образова­тельное учреждение (мероприятиях, проводимых в течение каж­дого учебного года, при переводе из одной возрастной группы или класса в другие, а также по завершении обучения). Обраща­ется внимание на важность тщательного изучения анамнестиче­ских данных, данных клинического и психолого-педагогического обследования детей в ПМПК (КДЦ), необходимость углубленно­го психолого-педагогического изучения детей с сенсорными на­рушениями в детском саду и школе общего вида в целях индиви­дуального планирования степени и форм участия ребенка в учеб­ных и игровых занятиях, осуществления индивидуального под­хода к ребенку с учетом отмечаемых первичных и вторичных отклонений в развитии. Указывается на необходимость постоян­ного медико-психолого-педагогического контроля за состоянием здоровья, общим психофизическим статусом, а также состоянием слуховой и зрительной функций. Медицинский контроль, лечеб­но-оздоровительные мероприятия, диспансерное наблюдение за детьми с сенсорными нарушениями осуществляется медицин­скими работниками детских учреждений (врач-педиатр, средний медицинский персонал) и специалистами детской поликлиники (отоларингологом, сурдологом, офтальмологом), где дети с ука­занными нарушениями состоят на диспансерном учете. [См. При­ложение 8, с.314.] Педагогические работники школы и ДОУ должны активно участвовать в осуществлении контроля за про­хождением детьми с сенсорными нарушениями регулярных спе­циальных обследований (офтальмологического, отоларингологи­ческого), проводимых в образовательных и медицинских учреж­дениях.

Предметом обсуждения второго учебного вопроса являются основные приемы и особенности индивидуального подхода к де­тям с нарушениями слуха и зрения в условиях школы или ДОУ

При подготовке к занятию студенты работают с соответст­вующей специальной литературой по данному вопросу (с. 27); некоторые из них выступают на самом занятии с докладами-сообщениями соответствующей тематики.* К следующему заня­тию нескольким студентам предлагается выполнить практиче­ское задание по обследованию состояния слуха у детей (в дет­ском саду общего или компенсирующего типа, в общеобразова­тельной школе). Студенты дневного отделения могут выполнить это задание в период прохождения педагогической практики.

В конце занятия преподаватель кратко знакомит студентов с организацией и основными приемами обследования состояния зрительных функций у детей (объем, острота зрения, сохранность цветовосприятия). Используется демонстрация таблиц для обсле­дования остроты зрения и цветовосприятия, а также кино- и ви­деоматериалы соответствующей тематики.

Для правильной интерпретации полученных данных обсле­дования педагогам необходимо основываться на классификации нарушений слуха и зрения у детей (в частности, классификации тугоухости Б.Ю.Преображенского; определении слабовидения и слепоты в зависимости от степени снижения остроты зрения и др.). При этом еще раз уточняется, какие дети с нарушениями слуха и зрения могут находиться в ДОУ и школе общего типа, а кого необходимо направлять через психолого-медико-педагоги­ческие комиссии в специальные учебно-воспитательные учреж­дения.

Занятие 2-е. Учебные вопросы.

1. Организационные мероприятия, проводимые с детьми, имею­щими нарушения слуха и зрения, в образовательном учреждении общего типа.

2. Осуществление индивидуального педагогического подхода к детям с сенсорными нарушениями в условиях ДОУ и школы об­щего типа.

3. Организация и содержание коррекционно-педагогического процесса в специальных учреждениях. Разбор выполнения прак­тических заданий.

4 Основные мероприятия по профилактике нарушений слуха и зрения у детей. Роль педагогов общеобразовательных учрежде­ний в осуществлении этих мероприятий.

Методические рекомендации к проведению занятия

В начале занятия обсуждается вопрос об основных меро­приятиях, которые проводятся педагогическими работниками ДОУ и школы в отношении детей с нерезко выраженными нару­шениями слуха и зрения при их поступлении в данное образова­тельное учреждение (мероприятиях, проводимых в течение каж­дого учебного года, при переводе из одной возрастной группы или класса в другие, а также по завершении обучения). Обраща­ется внимание на важность тщательного изучения анамнестиче­ских данных, данных клинического и психолого-педагогического обследования детей в ПМПК (КДЦ), необходимость углубленно­го психолого-педагогического изучения детей с сенсорными на­рушениями в детском саду и школе общего вида в целях индиви­дуального планирования степени и форм участия ребенка в учеб­ных и игровых занятиях, осуществления индивидуального под­хода к ребенку с учетом отмечаемых первичных и вторичных отклонений в развитии. Указывается на необходимость постоян­ного медико-психолого-педагогического контроля за состоянием здоровья, общим психофизическим статусом, а также состоянием слуховой и зрительной функций. Медицинский контроль, лечеб­но-оздоровительные мероприятия, диспансерное наблюдение за детьми с сенсорными нарушениями осуществляется медицин­скими работниками детских учреждений (врач-педиатр, средний медицинский персонал) и специалистами детской поликлиники (отоларингологом, сурдологом, офтальмологом), где дети с ука­занными нарушениями состоят на диспансерном учете. [См. При­ложение 8, с.314.] Педагогические работники школы и ДОУ должны активно участвовать в осуществлении контроля за про­хождением детьми с сенсорными нарушениями регулярных спе­циальных обследований (офтальмологического, отоларингологи­ческого), проводимых в образовательных и медицинских учреж­дениях.

Предметом обсуждения второго учебного вопроса являются основные приемы и особенности индивидуального подхода к де­тям с нарушениями слуха и зрения в условиях школы или ДОУ общего тина (на учебных занятиях, во время игровой и предмет­но-практической деятельности, при проведении режимных мо­ментов). Обращается также внимание на использование (в случае необходимости) индивидуальных технических средств коррекции (слуховые аппараты для детей, имеющих значительную степень тугоухости, специальные корригирующие очки - для слабовидя­щих детей и др.). Студенты используют при изучении этих во­просов методические рекомендации по индивидуальному подхо­ду к детям с сенсорными нарушениями, приводимые в специаль­ной педагогической и медицинской литературе (с.27, №№ 1-6, 8; Методическая часть пособия, с.131-135).

Затем под руководством преподавателя проводится обсуж­дение рефератов (сообщений) и материалов лекционного курса по вопросу «Организация и содержание коррекционного обуче­ния и воспитания детей с сенсорными нарушениями». Повторя­ются и уточняются сведения о системе и структуре специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха (специальные школы 1 и 2-го вида, детские сады компенсирую­щего типа), для детей, имекчаих расстройства зрения (специ­альные /коррекционные/ учреждения 3 и 4-го вида), о специфике образовательных и коррекционно-развивающих программ обуче­ния и воспитания детей с сенсорными нарушениями. Затрагива­ются, в частности, вопросы о развитии остаточного слухового восприятия, формировании словесной речи и вербального обще­ния у неслышащих и слабослышащих детей, использовании в процессе обучения различных коммуникационных технологий: мимико-жестикуляционной, билингвистической, тотальной ком­муникации (применительно к особенностям педагогической ра­боты с детьми с нарушениями слуха); о роли тактильного вос­приятия и ручного праксиса в обеспечении полноценного позна­вательного развития незрячих детей, обеспечении минимально достаточного зрительного восприятия и особом режиме зритель­ных нагрузок в работе со слабовидящими детьми и др. (Прило­жение 2, с.с. 276-277 и др.).

На втором занятии проводится также разбор выполненных студентами практических заданий по педагогическому изучению и психолого-педагогическому обследованию детей с нарушения­ми слуха и зрения и составлению педагогических характеристик детей с сенсорными нарушениями. Преподаватель вместе со сту­дентами проводит анализ и дает оценку выполненных заданий.

При необходимости студентам (на основе проведенного анализа) даются соответствующие рекомендации к выполнению после­дующих заданий (е.21, задания 2,3).

Завершает изучение темы вопрос об основных мерах профи­лактики нарушений слуха и зрения у детей, посещающих образо­вательные учреждения общего типа. Примерный перечень основ­ных профилактических мероприятий, связанных с организацией жизни и деятельности детей в общеобразовательном учреждении, проведением учебных занятий, приведен в Практической части пособия (с. 136-139). Особое внимание при рассмотрении данно­го вопроса уделяется роли педагога детского образовательного учреждения в осуществлении этих мероприятий.

Примечания. При работе со студентами дневного отделения на рассмотрение двух последних вопросов темы может отводиться дополнительное время (3 и 4-й учебные часы).

При обсуждении последнего вопроса используется материал других учебных курсов (Анатомия и возрастная физиология, Ос­новы педиатрии, Основы медицинских знаний и др.). Рекомендуется подготовить к данному занятию доклад-сообщение одного-двух студентов по изучаемым вопросам с ис­пользованием соответствующих литературных источников (№№ 1,2,4,7).

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ

1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. -М., 1987.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.,

3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу "Коррекци-онная педагогика и специальная психология" / Сост. Н.Д. Соколова Л.В. Калинникова. - М., 2001. Гл. 5,6.

4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М., 2001.

5. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М 1973 <э. 6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., 2000.

7. Неиман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и

8. обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях / Сост. М.И.Земцова и др. - М., 1978. М

9. Филичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989. Гл. XI.

 

 

I. Общие данные.

_Дата рождения__________________

Ф.И. ребенка______________

Посещает ДОУ № / школу №_____________________
возрастная группа___________/ класс_____
Когда и в каком возрасте поступил в ДОУ (школу)______________


 

Характер протекания родов___________________________

Состояние ребенка при рождении____________________________

Особенности развития в раннем возрасте._____________________________________________

начал держать головку_________________сидеть_______________стоять___________________ходить_______________

Речевое развитие

гуление______________________________________

лепет___________________________________________

появление первых слов_________________________________
переход к овладению фразовой речью__________

(указать возраст)

Как проходило развитие речи (нормально, быстро, задержка формирования речи и др.)_____________________

Перенесенные заболевания и травмы

в раннем возрасте (до 3-х лет)_________________________

в последующие годы____________________________________

в) Условия развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте (ребенок воспитывался дома_________ в детском саду____________________________________

Семейный анамнез (заболевания / нарушения развития у родственников 1-2 поколения) /да, нет/ _________

Отмечаемые у них нарушения _____________________


 


II. Анамнестические сведения

а) Сведения о семье

Характеристика семьи (полная, неполная)__________________

мать_____________________________________________________

(Ф.И.О., год рождения, образование, место работы, профессия) отец___________________________________________________

(те же сведения) другие члены семьи__________________________________________________

Материально-бытовые условия_


г) Сведения о состоянии здоровья ребенка по данным медицинских обследований________________________

Состояние зрения___________________________________

слуха_________________________________________________

опорно-двигательного аппарата______________________

Физическое развитие ребенка_______________________

Неврологический статус____________________________


 


Заключение психоневролога_____________________________________


операционная стороны предметно-пракшчсскоь и интеллекту- альной деятельности ребенка.

При анализе организационной стороны деятельности анализи руется следующее:

- может ли ребенок ставить цель действия и удерживать ее;

- планирует ли он свою деятельность;

- контролирует ли он ее;

- правильно ли оценивает свою деятельность и ее результаты;

- способен ли ребенок осуществить перенос умений с ранее усвоенных на вновь осваиваемые способы решения задач;

- может ли обследуемый варьировать приемы решения познава­тельных задач, проявлять гибкость и самостоятельность при их решении;

- насколько ребенок способен проявить настойчивость и умст­венное напряжение при встречающихся трудностях и неудачах;

- какую (по характеру, объему) помощь и каким образом ис­пользует обследуемый ребенок.

При анализе исполнительной (операционной) стороны психи­ческой деятельности особое внимание уделяется состоянию опе­раций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации * абстрагирования.

Все формулируемые выводы иллюстрируются соответствую­щими примерами.

В заключении должны быть отражены следующие моменты:

- каковы содержание и структура нарушения развития: какие проявления (признаки) нарушения являются первичными, какие вторичное нарушения возникли вследствие первичного дефекта;

- какова взаимосвязь в развитии высших психических функций ребенка, в первую очередь - мышления и речи;

- соответствует ли уровень интеллектуального и речевого раз­вития ребенка возрастным нормам;

- каков уровень жизненного опыта (знаний, представлений Я практических навыков) к моменту обследования;

- какова степень обучаемости ребенка;

- как проявляется воздействие интеллектуального И речевого развития ребенка на формирование его личности.

4. Резюме наиболее важных данных. Формулирование практи­ческих рекомендаций для родителей ребенка и педагогов данного образовательного учреждения.

Методические рекомендации к составлению психологическо­го заключения

Психологическое заключение является логическим завершением анализа результатов психологического обследования ребенка. Психо-10ГИческое заключение всегда строго «индивидуально» и включает в себя феноменологическое описание индивидуально-психологических особенностей испытуемого, выявленных в процессе обследования.

Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сна­чала психолог, проводивший обследование, обрабатывает ре­зультаты выполнения проверочных заданий, обсуждает их с другими специалистами и приходит к определенным выводам об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмо­ционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка и о признаках своеобразия в его развитии, а также решает вопрос о характере необходимой коррекционной помощи. После это­го психолог оформляет полученные результаты в виде пись­менного заключения.

Условно все психологическое заключение может быть подраз­делено на четыре части. В первой части психолог дает описательную характеристику эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка в процессе обследования. Во второй - характеризует деятельность ребенка, в третьей - описывает качественное своеобразие исследуе­мых психических функций и состояние моторики. При этом обяза­тельно следует указывать способы выполнения проверочных тесто­вых заданий и качественную специфику познавательных процессов.

В заключительной части психолог должен определить психологи­ческий диагноз состояния познавательной деятельности и личностной сферы ребенка. Психологический диагноз - это вывод о результатах проведенного исследования.

Психологический диагноз является отправной точкой для последующей коррекционно-развивающей работы с ребен­ком. В связи с этим психологический диагноз представляет собой иерархически организованную последовательность психологических составляющих (от ведущего нарушения к Связанным с ним вторичным и сопутствующим нарушениям). Целостная картина психологического портрета ребенка долж­на завершаться указанием на сохранные функции - «сильные» звенья, позволяющие компенсировать негативные качества и личностные проявления.

В своей завершающей части психологаческое заключение должщ| содержать рекомендации, которые содержат обоснование последов», тельности включения в работу с ребенком тех или иных специали-

стов по психокоррекционной работе (психоневролога, психолога

общего профиля, коррекционного педагога и т.д.).

Психологическое заключение пишется в свободной форме;


тем не менее при его написании следует соблюдать определенные правила. Обычно заключение состоит и







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.