|
Часть I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КСтр 1 из 22Следующая ⇒ Часть I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ, В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ТИПА Дневное отделение - 2 ч.; очно-заочное отделение - 1 ч. Учебные вопросы. 1. Система специальных (коррекционных) учреждений для детей, имеющих нарушения в развитии. 2. Определение понятия «нерезко (слабо) выраженные отклонения в развитии». Психолого-педагогическая характеристика детей с отклонениями в развитии. Организация психолого - педагогической и лечебной помощи детям этой категории. 3. Основные организационные мероприятия при поступлении детей с отклонениями в развитии в образовательные учреждения общего типа. Методические рекомендации к проведению занятия Первый вопрос занятия обсуждается в форме собеседования преподавателя со студентами. Установка к этому дается педагогом на предшествующем лекционном занятии. При подготовке к собеседованию студенты пользуются материалами лекционного курса и литературными источниками (с. 14, №№ 1-5 и др.). В частности, преподаватель напоминает студентам современную обобщенную модель системы специального образования и медико-социальной помощи детям с проблемами в развитии, ее основные компоненты: лечебно-профилактическое направление, диагностическое, воспитательно-образовательное, социально-реабилитационное, коррекционно-развивающее. Им соответствуют основные виды государственных учреждений: специальные (коррекционпые) образовательные учреждения, лечебные учреждения по оказанию помощи детям с отклонениями в развитии, консультационно-диагностические учреждения (психолого-ме-дико-педагогические комиссии и консилиумы, консультационно-диагностические центры и др.), центры реабилитации и коррекции. На практическом занятии преподаватель более подробно знакомит студентов с основными типами специальных (коррекционных) учреждений: (1) учреждениями системы гособразования (детские сады компенсирующего и комбинированного вида, коррекционные группы при ДОУ общего типа, логопедические пункты при общеобразовательных учреждениях, специальные школы, классы коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, центры развития ребенка с коррекционными группами и др.), (2) учреждениями системы здравоохранения (специализированные стационары, отделения и группы в детских больницах и домах ребенка; система специализированных кабинетов при детских поликлиниках и др.), (3) системы социальной помощи населению (центры медико-социальной и психологической помощи детям и подросткам, детские дома для детей с глубокими нарушениями интеллекта). Преподаватель обращает внимание на социально-правовой аспект деятельности специальных образовательных учреждений, знакомит студентов с нормативными документами, регламентирующими их деятельность (с. 14, №№ 2-5; Приложения, с.с. 266-295). Со студентами факультета дошкольного воспитания более подробно рассматривается вопрос: «Система специальных (коррекционных) учреждений для детей дошкольного возраста». При рассмотрении второго вопроса определяется, дети с какими отклонениями, в развитии и при каких условиях могут находиться в ДОУ и школе общего назначения. Преподаватель дает обобщенную клиническую и психолого-педагогическую характеристику детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии (нарушения развития легкой степени тяжести), приводит примеры таких нарушений при различных формах отклоняющегося развития. Категория детей с минимальными, либо парциальными нарушениями развития полиморфна и представлена следующими категориями: - дети с минимальными нарушениями слуха; - дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косог -лазием и амблиопией; - дети с нарушениями речи (дислалия, стертая форма дизартрии, закрытая ринолалия, дисфония, нарушения темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера; нарушения фонематического восприятия); - дети с легкой задержкой психического развития (конституциональная, соматогенная, психогенная); - дети - носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна и др.) соматогенной или церебрально-органической природы (часто болеющие дети, постгравматики, аллергики, дети с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией, цереброэн-докринными состояниями); - дети и подростки с психопатоподобными формами поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидной психопатии, психастении и др.); - дети с девиаытным поведением органического генеза (синдром гиперактивности, синдром дефицита внимания); - дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы; - дети, у которых наблюдается асинхрония созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции) и др. [с. 14, №5]. В ходе занятия уточняется содержание терминов-понятий: «дети, испытывающие трудности в обучении», дети «группы риска» в образовательных учреждениях; проявления «школьной дезадаптации», «психической депривации» у детей и подростков, «дети с особыми социальными (образовательными) потребностями» и др. (с. 14, №№ 2,3). Затем студенты знакомятся с необходимыми организационными мероприятиями в отношении детей с недостатками в развитии, поступающих в ДОУ и школы общего типа. (Практическая часть настоящего пособия, с.60-63.) Преподаватель дает необходимые пояснения и указания к данному методическому материалу, приводит примеры из практики коррек-ционно-педагогической работы с детьми. Студентам вечернего отделения предлагается для конспектирования и самостоятельного изучения соответствующая литература и указанный методический материал (№№ 1-3, 8, 9; Приложения 1-3 и др.). ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 1. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2001. 2. Специальная педагогика / Под ред. П.М. Макаровой. М, 2002. 3. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. -М., 2001. 4. Инновации в российском образовании. Специальное (коррекцион-ное) образование. Министерство общего и профессионального образования РФ.-М., 1999. 5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2005. 6. Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения / Сост. А.Ю. Исаков, О.Е.Грибова. - М., 2001. 7. Словарь-справочник по специальной педагогике / Сост. М.И. Никитина, Н.М. Назарова, Б.П. Пузанов и др. - М., 2004. 8. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу "Коррекционная педагогика и специальная психология" / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. - М., 2001. 9. Хрестоматия по специальной педагогике / Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2002.
Тема 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Дневное отделение - 2 ч.; очно-заочное отделение - 1 ч. Учебные вопросы. 1. Организация, методы и содержание психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии. 2. Педагогическое изучение детей с нерезко (слабо) выраженными нарушениями развития в условиях образовательных учреждений общего типа. 3. Педагогическая характеристика ребенка с нарушением в развитии, ее основное содержание. 4. Методы и приемы выявления детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии среди детей, поступающих в дошкольные и школьные общеобразовательные учреждения. Методические рекомендации к проведению занятия Разбор содержания первого вопроса проводится с учетом имеющихся у студентов знаний по теме: «Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного (младшего школьного) возраста, его задачи, используемые методы и приемы» (учебный материал дисциплин: «Педагогическая психология», «Методы психологический диагностики» и др.). В связи с этим главное внимание обращается на специфику психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии (особенности организации и значение подготовительного этапа обследования, выбор программы обследования с учетом характера отмечаемого нарушения развития и др.). Отдельно рассматриваются вопросы: а) о принципах психолого-педагогического изучения онтогенетического развития детей (комплексный подход, системность, диагностическая направленность, дифференциация и индивидуализация программы обследования и др.), б) о методических требованиях к организации и содержанию обследования детей с нарушениями развития (дифференцированный подход к проведению обследования с учетом возрастных особенностей детей, характера и степени выраженности отмечаемого дефекта, особенностей познавательного развития разных категорий детей с ограниченными возможностями, отмечаемого недоразвития речи и коммуникативных способностей; вариативность методических приемов исследования и др.). [Практическая часть пособия, с. 64--75.] Студенты знакомятся с обобщенной схемой обследования, используемой для анализа и систематизации полученных данных психолого-педагогического изучения детей, с программами психолого-педагогического обследования, разработанными в отечественной специальной педагогике и психологии. (Практическая часть пособия, с. 85, 101-116.) Основное внимание на занятии уделяется вопросу об организации и содержании педагогического изучения детей с отклонениями в развитии, так как этот вопрос имеет непосредственное отношение к практической деятельности педагогов системы школьного обучения и дошкольного воспитания. Преподаватель знакомит студентов с задачами, содержанием и основными разделами педагогического изучения детей (Методическая часть, с.с. 76-78). Рекомендуется обсуждение материалов литературных источников по данной теме (с.21, №№ 1,2,4-7 и др.), а также реферативных докладов-сообщений студентов, выполненных по указанным литературным источникам. Затем студенты знакомятся с примерным содержанием педагогических характеристик детей школьного и старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии (Методическая часть пособия, с.73-76). Преподаватель подробно раскрывает содержание каждого раздела педагогической характеристики, указывая, что ее общее содержание может варьироваться с учетом характера и особенностей отмечаемого дефекта развития. Обсуждается также вопрос о назначении психолого-педагогической характеристики, ее использовании в практике работы педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений. Четвертый вопрос занятия рассматривается в плане изложения основных мероприятий по выявлению детей с отклонениями в развитии среди поступающих в образовательные учреждения общего вида, а также находящихся в массовых ДОУ с ясельного возраста. Эти мероприятия проводятся в основном работниками медицинских учреждений в ходе диспансеризации детского населения (см. Приложение 7, с.с. 313-317), а также сотрудниками психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций (ПМПК). Выделение данного вопроса является целесообразным в связи с тем, что педагогическим работникам ДОУ и массовой школы регулярно приходится принимать участие как в организации диспансерных осмотров детей, проводимых в образовательных учреждениях, так и в мероприятиях по комплектованию этих учреждений. Необходимо обратить внимание студентов на важность и вместе с тем сложность ранней диагностики слабовыраженных отклонений в развитии, в том числе у детей, поступающих в школу, а тем более, - в младшие возрастные группы детских дошкольных учреждений. Нередко отставание или отклонение в развитии наиболее отчетливо проявляется в старшем дошкольном или даже в младшем школьном возрасте. Большую помощь медицинским работникам и педагогам-дефектологам в своевременном выявлении у детей отклонений в развитии могут оказать педагоги и психологи общеобразовательной школы или ДОУ. Практические задания для студентов по изучаемой теме.* 1. Провести педагогическое изучение ребенка, имеющего отклонение или отставание в развитии, используя схему психолого-педагогического исследования (Практическая часть пособия, с. 86). 2. Составить педагогическую характеристику ребенка, имеющего отклонения в психофизическом развитии. (Студентами используются образцы составления такой характеристики.) 3. Выполнить практическое задание по изучению детей с выявленными отклонениями в развитии, посещающих ДОУ или школу общего типа, и обобщить полученные данные по предлагаемой схеме. (Методическая часть пособия, с. 93-97). Выполненные студентами задания разбираются и обсуждаются в ходе последующих практических занятий, в частности, по темам 3, 5, 6, 8 и 9. ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 1. Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. — М., 1978. 2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М., 1973. 3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2002. 4. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М., 2001. 5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2005. 6. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М., 1993. 7. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова и Г.В. Воробьева.-М., 1979. Тема 4. ДЕТИ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (НАРУШЕНИЯ СЛУХА И ЗРЕНИЯ) Дневное отделение - 2 (4) ч.; очно-заочное отделение - 1 (2) ч. Занятие 1-е. Учебные вопросы. 1. Контингент детей с нерезко выраженными нарушениями слуха и зрения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях общего типа. 2. Возможности и условия обучения детей с сенсорными нарушениями в образовательных учреждениях общего вида. 3. Психолого-педагогическое обследование детей с сенсорными нарушениями. (Задачи, основные разделы, специфические особенности обследования детей данной категории.) 4. Приемы обследования состояния слуха у детей дошкольного и младшего школьного возраста. 5. Обследование состояния зрительных функций у детей. Методические рекомендации к проведению занятия В ходе обсуждения первого вопроса преподаватель дает краткую характеристику детей с сенсорными нарушениями, которые могут посещать образовательные учреждения общего типа (слабослышащие дети с легкой и умеренной степенью тугоухо-сти при отсутствии выраженного недоразвития речи; слабовидящие дети, у которых острота зрения составляет 0,2 - 0,4, при отсутствии нарушения других зрительных функций: цветовос-приятия, объема зрения, зрительной работоспособности и др.). Специальное внимание обращается на то, при каких условиях дети с нерезко выраженными нарушениями слуха и зрения могут воспитываться и обучаться в ДОУ и школе общего типа (отсутствие выраженных сопутствующих или вторичных отклонений со стороны двигательной, нервно-психической и эмоционально-волевой сферы; достаточный уровень речевого, познавательного и интеллектуального развития и др.). Подчеркивается, что эти дети могут находиться в ДОУ /школе/ общего вида только при наличии соответствующих медицинских заключений врача-психоневролога и других врачей специального профиля (офтальмолога, отоларинголога или сурдолога). В ходе изучения второго вопроса преподаватель знакомит студентов с программами психолого-педагогического обследования и педагогического изучения детей с нарушениями слуха и зрения, с примерными образцами педагогических характеристик детей с сенсорными нарушениями (Практическая часть пособия, с. 128). Особое внимание уделяется особенностям организации и методов психолого-педагогического обследования детей данной категории (выбор методик и тестовых заданий для обследования, особенности взаимодействия обследующего с ребенком, испытывающим стойкие затруднения в общении с окружающими, в том числе приемы установления контакта и др., критерии оценки выполнения некоторых заданий и т.д.). [Методическая часть, с. 66-73 и др.] Обсуждается вопрос о содержании и организации первичного обследования состояния слуха у детей; студенты знакомятся с доступными приемами выявления нарушений слуха у детей дошкольного и младшего школьного возраста (с. 27, №№ 6, 9).
При подготовке к занятию студенты работают с соответствующей специальной литературой по данному вопросу (с. 27); некоторые из них выступают на самом занятии с докладами-сообщениями соответствующей тематики.* К следующему занятию нескольким студентам предлагается выполнить практическое задание по обследованию состояния слуха у детей (в детском саду общего или компенсирующего типа, в общеобразовательной школе). Студенты дневного отделения могут выполнить это задание в период прохождения педагогической практики. В конце занятия преподаватель кратко знакомит студентов с организацией и основными приемами обследования состояния зрительных функций у детей (объем, острота зрения, сохранность цветовосприятия). Используется демонстрация таблиц для обследования остроты зрения и цветовосприятия, а также кино- и видеоматериалы соответствующей тематики. Для правильной интерпретации полученных данных обследования педагогам необходимо основываться на классификации нарушений слуха и зрения у детей (в частности, классификации тугоухости Б.Ю.Преображенского; определении слабовидения и слепоты в зависимости от степени снижения остроты зрения и др.). При этом еще раз уточняется, какие дети с нарушениями слуха и зрения могут находиться в ДОУ и школе общего типа, а кого необходимо направлять через психолого-медико-педагогические комиссии в специальные учебно-воспитательные учреждения.
Занятие 2-е. Учебные вопросы. 1. Организационные мероприятия, проводимые с детьми, имеющими нарушения слуха и зрения, в образовательном учреждении общего типа. 2. Осуществление индивидуального педагогического подхода к детям с сенсорными нарушениями в условиях ДОУ и школы общего типа. 3. Организация и содержание коррекционно-педагогического процесса в специальных учреждениях. Разбор выполнения практических заданий. 4 Основные мероприятия по профилактике нарушений слуха и зрения у детей. Роль педагогов общеобразовательных учреждений в осуществлении этих мероприятий. Методические рекомендации к проведению занятия В начале занятия обсуждается вопрос об основных мероприятиях, которые проводятся педагогическими работниками ДОУ и школы в отношении детей с нерезко выраженными нарушениями слуха и зрения при их поступлении в данное образовательное учреждение (мероприятиях, проводимых в течение каждого учебного года, при переводе из одной возрастной группы или класса в другие, а также по завершении обучения). Обращается внимание на важность тщательного изучения анамнестических данных, данных клинического и психолого-педагогического обследования детей в ПМПК (КДЦ), необходимость углубленного психолого-педагогического изучения детей с сенсорными нарушениями в детском саду и школе общего вида в целях индивидуального планирования степени и форм участия ребенка в учебных и игровых занятиях, осуществления индивидуального подхода к ребенку с учетом отмечаемых первичных и вторичных отклонений в развитии. Указывается на необходимость постоянного медико-психолого-педагогического контроля за состоянием здоровья, общим психофизическим статусом, а также состоянием слуховой и зрительной функций. Медицинский контроль, лечебно-оздоровительные мероприятия, диспансерное наблюдение за детьми с сенсорными нарушениями осуществляется медицинскими работниками детских учреждений (врач-педиатр, средний медицинский персонал) и специалистами детской поликлиники (отоларингологом, сурдологом, офтальмологом), где дети с указанными нарушениями состоят на диспансерном учете. [См. Приложение 8, с.314.] Педагогические работники школы и ДОУ должны активно участвовать в осуществлении контроля за прохождением детьми с сенсорными нарушениями регулярных специальных обследований (офтальмологического, отоларингологического), проводимых в образовательных и медицинских учреждениях. Предметом обсуждения второго учебного вопроса являются основные приемы и особенности индивидуального подхода к детям с нарушениями слуха и зрения в условиях школы или ДОУ При подготовке к занятию студенты работают с соответствующей специальной литературой по данному вопросу (с. 27); некоторые из них выступают на самом занятии с докладами-сообщениями соответствующей тематики.* К следующему занятию нескольким студентам предлагается выполнить практическое задание по обследованию состояния слуха у детей (в детском саду общего или компенсирующего типа, в общеобразовательной школе). Студенты дневного отделения могут выполнить это задание в период прохождения педагогической практики. В конце занятия преподаватель кратко знакомит студентов с организацией и основными приемами обследования состояния зрительных функций у детей (объем, острота зрения, сохранность цветовосприятия). Используется демонстрация таблиц для обследования остроты зрения и цветовосприятия, а также кино- и видеоматериалы соответствующей тематики. Для правильной интерпретации полученных данных обследования педагогам необходимо основываться на классификации нарушений слуха и зрения у детей (в частности, классификации тугоухости Б.Ю.Преображенского; определении слабовидения и слепоты в зависимости от степени снижения остроты зрения и др.). При этом еще раз уточняется, какие дети с нарушениями слуха и зрения могут находиться в ДОУ и школе общего типа, а кого необходимо направлять через психолого-медико-педагогические комиссии в специальные учебно-воспитательные учреждения. Занятие 2-е. Учебные вопросы. 1. Организационные мероприятия, проводимые с детьми, имеющими нарушения слуха и зрения, в образовательном учреждении общего типа. 2. Осуществление индивидуального педагогического подхода к детям с сенсорными нарушениями в условиях ДОУ и школы общего типа. 3. Организация и содержание коррекционно-педагогического процесса в специальных учреждениях. Разбор выполнения практических заданий. 4 Основные мероприятия по профилактике нарушений слуха и зрения у детей. Роль педагогов общеобразовательных учреждений в осуществлении этих мероприятий. Методические рекомендации к проведению занятия В начале занятия обсуждается вопрос об основных мероприятиях, которые проводятся педагогическими работниками ДОУ и школы в отношении детей с нерезко выраженными нарушениями слуха и зрения при их поступлении в данное образовательное учреждение (мероприятиях, проводимых в течение каждого учебного года, при переводе из одной возрастной группы или класса в другие, а также по завершении обучения). Обращается внимание на важность тщательного изучения анамнестических данных, данных клинического и психолого-педагогического обследования детей в ПМПК (КДЦ), необходимость углубленного психолого-педагогического изучения детей с сенсорными нарушениями в детском саду и школе общего вида в целях индивидуального планирования степени и форм участия ребенка в учебных и игровых занятиях, осуществления индивидуального подхода к ребенку с учетом отмечаемых первичных и вторичных отклонений в развитии. Указывается на необходимость постоянного медико-психолого-педагогического контроля за состоянием здоровья, общим психофизическим статусом, а также состоянием слуховой и зрительной функций. Медицинский контроль, лечебно-оздоровительные мероприятия, диспансерное наблюдение за детьми с сенсорными нарушениями осуществляется медицинскими работниками детских учреждений (врач-педиатр, средний медицинский персонал) и специалистами детской поликлиники (отоларингологом, сурдологом, офтальмологом), где дети с указанными нарушениями состоят на диспансерном учете. [См. Приложение 8, с.314.] Педагогические работники школы и ДОУ должны активно участвовать в осуществлении контроля за прохождением детьми с сенсорными нарушениями регулярных специальных обследований (офтальмологического, отоларингологического), проводимых в образовательных и медицинских учреждениях. Предметом обсуждения второго учебного вопроса являются основные приемы и особенности индивидуального подхода к детям с нарушениями слуха и зрения в условиях школы или ДОУ общего тина (на учебных занятиях, во время игровой и предметно-практической деятельности, при проведении режимных моментов). Обращается также внимание на использование (в случае необходимости) индивидуальных технических средств коррекции (слуховые аппараты для детей, имеющих значительную степень тугоухости, специальные корригирующие очки - для слабовидящих детей и др.). Студенты используют при изучении этих вопросов методические рекомендации по индивидуальному подходу к детям с сенсорными нарушениями, приводимые в специальной педагогической и медицинской литературе (с.27, №№ 1-6, 8; Методическая часть пособия, с.131-135). Затем под руководством преподавателя проводится обсуждение рефератов (сообщений) и материалов лекционного курса по вопросу «Организация и содержание коррекционного обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями». Повторяются и уточняются сведения о системе и структуре специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха (специальные школы 1 и 2-го вида, детские сады компенсирующего типа), для детей, имекчаих расстройства зрения (специальные /коррекционные/ учреждения 3 и 4-го вида), о специфике образовательных и коррекционно-развивающих программ обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями. Затрагиваются, в частности, вопросы о развитии остаточного слухового восприятия, формировании словесной речи и вербального общения у неслышащих и слабослышащих детей, использовании в процессе обучения различных коммуникационных технологий: мимико-жестикуляционной, билингвистической, тотальной коммуникации (применительно к особенностям педагогической работы с детьми с нарушениями слуха); о роли тактильного восприятия и ручного праксиса в обеспечении полноценного познавательного развития незрячих детей, обеспечении минимально достаточного зрительного восприятия и особом режиме зрительных нагрузок в работе со слабовидящими детьми и др. (Приложение 2, с.с. 276-277 и др.). На втором занятии проводится также разбор выполненных студентами практических заданий по педагогическому изучению и психолого-педагогическому обследованию детей с нарушениями слуха и зрения и составлению педагогических характеристик детей с сенсорными нарушениями. Преподаватель вместе со студентами проводит анализ и дает оценку выполненных заданий. При необходимости студентам (на основе проведенного анализа) даются соответствующие рекомендации к выполнению последующих заданий (е.21, задания 2,3). Завершает изучение темы вопрос об основных мерах профилактики нарушений слуха и зрения у детей, посещающих образовательные учреждения общего типа. Примерный перечень основных профилактических мероприятий, связанных с организацией жизни и деятельности детей в общеобразовательном учреждении, проведением учебных занятий, приведен в Практической части пособия (с. 136-139). Особое внимание при рассмотрении данного вопроса уделяется роли педагога детского образовательного учреждения в осуществлении этих мероприятий. Примечания. При работе со студентами дневного отделения на рассмотрение двух последних вопросов темы может отводиться дополнительное время (3 и 4-й учебные часы). При обсуждении последнего вопроса используется материал других учебных курсов (Анатомия и возрастная физиология, Основы педиатрии, Основы медицинских знаний и др.). Рекомендуется подготовить к данному занятию доклад-сообщение одного-двух студентов по изучаемым вопросам с использованием соответствующих литературных источников (№№ 1,2,4,7). ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. -М., 1987. 2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу "Коррекци-онная педагогика и специальная психология" / Сост. Н.Д. Соколова Л.В. Калинникова. - М., 2001. Гл. 5,6. 4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М., 2001. 5. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М 1973 <э. 6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., 2000. 7. Неиман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и 8. обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях / Сост. М.И.Земцова и др. - М., 1978. М 9. Филичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989. Гл. XI.
I. Общие данные.
Ф.И. ребенка______________ Посещает ДОУ № / школу №_____________________
Характер протекания родов___________________________ Состояние ребенка при рождении____________________________ Особенности развития в раннем возрасте._____________________________________________ начал держать головку_________________сидеть_______________стоять___________________ходить_______________ Речевое развитие гуление______________________________________ лепет___________________________________________ появление первых слов_________________________________ (указать возраст) Как проходило развитие речи (нормально, быстро, задержка формирования речи и др.)_____________________ Перенесенные заболевания и травмы в раннем возрасте (до 3-х лет)_________________________ в последующие годы____________________________________ в) Условия развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте (ребенок воспитывался дома_________ в детском саду____________________________________ Семейный анамнез (заболевания / нарушения развития у родственников 1-2 поколения) /да, нет/ _________ Отмечаемые у них нарушения _____________________
II. Анамнестические сведения а) Сведения о семье Характеристика семьи (полная, неполная)__________________ мать_____________________________________________________ (Ф.И.О., год рождения, образование, место работы, профессия) отец___________________________________________________ (те же сведения) другие члены семьи__________________________________________________ Материально-бытовые условия_ г) Сведения о состоянии здоровья ребенка по данным медицинских обследований________________________ Состояние зрения___________________________________ слуха_________________________________________________ опорно-двигательного аппарата______________________ Физическое развитие ребенка_______________________ Неврологический статус____________________________
операционная стороны предметно-пракшчсскоь и интеллекту- альной деятельности ребенка. При анализе организационной стороны деятельности анализи руется следующее: - может ли ребенок ставить цель действия и удерживать ее; - планирует ли он свою деятельность; - контролирует ли он ее; - правильно ли оценивает свою деятельность и ее результаты; - способен ли ребенок осуществить перенос умений с ранее усвоенных на вновь осваиваемые способы решения задач; - может ли обследуемый варьировать приемы решения познавательных задач, проявлять гибкость и самостоятельность при их решении; - насколько ребенок способен проявить настойчивость и умственное напряжение при встречающихся трудностях и неудачах; - какую (по характеру, объему) помощь и каким образом использует обследуемый ребенок. При анализе исполнительной (операционной) стороны психической деятельности особое внимание уделяется состоянию операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации * абстрагирования. Все формулируемые выводы иллюстрируются соответствующими примерами. В заключении должны быть отражены следующие моменты: - каковы содержание и структура нарушения развития: какие проявления (признаки) нарушения являются первичными, какие вторичное нарушения возникли вследствие первичного дефекта; - какова взаимосвязь в развитии высших психических функций ребенка, в первую очередь - мышления и речи; - соответствует ли уровень интеллектуального и речевого развития ребенка возрастным нормам; - каков уровень жизненного опыта (знаний, представлений Я практических навыков) к моменту обследования; - какова степень обучаемости ребенка; - как проявляется воздействие интеллектуального И речевого развития ребенка на формирование его личности. 4. Резюме наиболее важных данных. Формулирование практических рекомендаций для родителей ребенка и педагогов данного образовательного учреждения. Методические рекомендации к составлению психологического заключения Психологическое заключение является логическим завершением анализа результатов психологического обследования ребенка. Психо-10ГИческое заключение всегда строго «индивидуально» и включает в себя феноменологическое описание индивидуально-психологических особенностей испытуемого, выявленных в процессе обследования. Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения проверочных заданий, обсуждает их с другими специалистами и приходит к определенным выводам об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка и о признаках своеобразия в его развитии, а также решает вопрос о характере необходимой коррекционной помощи. После этого психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключения. Условно все психологическое заключение может быть подразделено на четыре части. В первой части психолог дает описательную характеристику эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка в процессе обследования. Во второй - характеризует деятельность ребенка, в третьей - описывает качественное своеобразие исследуемых психических функций и состояние моторики. При этом обязательно следует указывать способы выполнения проверочных тестовых заданий и качественную специфику познавательных процессов. В заключительной части психолог должен определить психологический диагноз состояния познавательной деятельности и личностной сферы ребенка. Психологический диагноз - это вывод о результатах проведенного исследования. Психологический диагноз является отправной точкой для последующей коррекционно-развивающей работы с ребенком. В связи с этим психологический диагноз представляет собой иерархически организованную последовательность психологических составляющих (от ведущего нарушения к Связанным с ним вторичным и сопутствующим нарушениям). Целостная картина психологического портрета ребенка должна завершаться указанием на сохранные функции - «сильные» звенья, позволяющие компенсировать негативные качества и личностные проявления. В своей завершающей части психологаческое заключение должщ| содержать рекомендации, которые содержат обоснование последов», тельности включения в работу с ребенком тех или иных специали- стов по психокоррекционной работе (психоневролога, психолога общего профиля, коррекционного педагога и т.д.). Психологическое заключение пишется в свободной форме; тем не менее при его написании следует соблюдать определенные правила. Обычно заключение состоит и ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|