|
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИДневное отделение - 2 ч; очно-заочное отделение - 1 ч. Занятие 1-е. Учебные вопросы. 1. Основные и дополнительные методы специального психологического исследования детей с нарушениями развития. 2. Особенности применения методов психологического исследования при изучении познавательного развития детей с отклонениями в развитии. 3. Психологическая служба, обеспечивающая работу специальных образовательных учреждений. Методические рекомендации к проведению занятия Разбор содержания первого вопроса занятия проводится путем обсуждения подготовленных студентами докладов - сообщений, посвященных характеристике различных методов психологического исследования детей (наблюдение, эксперимент, беседа, анализ документов, анализ продуктов деятельности ребенка и др.). При под-готовке своих выступлений обучающиеся могут воспользоваться методическим материалом, представленным в Практической части пособия (с.с. 76-84). С учетом материала прослушанных сообщений проходит и обсуждение второго вопроса. Основное внимание студентов обращается на специфику применения указанных методов при обследовании детей, имеющих нарушения развития. Целесообразным является обсуждение (в форме дискуссии) вопроса о наиболее адекватных методах психологического исследования детей, находящихся на различных возрастных этапах развития. При этом подчеркивается различие в соотношении (по степени и вариантам использования) тех или иных методов исследования в зависимости от возраста ребенка, содержания и специфики ведущей деятельности и особенностей отмечаемого нарушения развития. Преподаватель указывает на важную роль метода наблюдения (особенно при обследовании детей дошкольного и младшего школьного возраста), в связи с чем на занятии подробно обсуждается вопрос о роли психологического анализа игровой и предметно-практической деятельности детей как средства диагностики нарушений развития и метода дифференциальной диагностики (уровень развития игровой и предметно-практической деятельности, обучаемость и др.). Далее рассматривается вопрос об организации психологической службы (ПС) в системе образовательных учреждений (детские сады компенсирующего вида и специальные школы, дошкольные и школьные учреждения общего типа). [Приложения, с.304-308.] Преподаватель знакомит студентов с основными задачами и организацией работы психологической службы. (ПС при органах управления образованием, ПС в психолого-медико-педагогических комиссиях и консультациях, ПС в центрах психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации, ПС в консультационно-диагностических учреждениях.) Рассматривается также вопрос об организации работы и функциях психолого-медико-педагогического консилиума в специальном и общеобразовательном учреждении (Приложения, с.с. 308-312; Методическая часть пособия, с.62.) Под руководством педагога обсуждаются подготовленные студентами рефераты-сообщения на тему: "Организация и формы психологической поддержки семей, в которых воспитываются дети с проблемами в развитии". Занятие 2-е. Учебные вопросы. 1. Организация, содержание и процедура специального психологического исследования. 2. Особенности построения программы психологического исследования детей с различными нарушениями развития. 3. Основные требования к составлению заключения по данным психологического исследования. Методические рекомендации к проведению занятия Обсуждение первого вопроса проводится после выступлений двух-трех студентов с краткими сообщениями по данной тематике. Преподаватель обращает внимание студентов на важность каждого из этапов исследования (анализ документов, сбор психологического анамнеза и изучение сведений, полученных от родителей, психодиагностическая беседа с ребенком, тестовое психологическое обследование, анализ данных исследования, составление заключения). Совместно с преподавателем студенты обсуждают и оценивают методы, используемые на разных этапах психологического обследования. Разбор содержания второго вопроса предусматривает ознакомление студентов с различными вариантами программы психологического исследования с учетом отмечаемого нарушения развития, а также в зависимости от возраста ребенка. В настоящее время принято выделять несколько категорий (типов) детей с нарушениями развития: • Дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие); • Дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие); • Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; • Дети с тяжелыми нарушениями речи; • Дети с задержкой психического развития; • Умственно отсталые дети; • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и нарушениями поведения; • Дети со сложными нарушениями развития, у которых отмечается сочетание двух или более первичных дефектов.
Каждая категория детей имеет специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагогического исследования. Используя знания, полученные при изучении других учебных курсов (возрастная и педагогическая психология, методы психологической диагностики и др.), студенты под руководством преподавателя обсуждают и анализируют методы и конкретные психодиагностические методики психологического исследования различных категорий детей с нарушениями развития (дети с сенсорными нарушениями, дети с отклонениями в интеллектуальном развитии, дети, имеющие нарушения речи и др.). Преподаватель дает разъяснения, касающиеся особенностей составления программы исследования детей той или иной категории. Особое внимание обращается на значение качественного анализа полученных в ходе обследования данных. (См.: Методическая часть пособия, с. 117.) Обучающиеся знакомятся с системой качественных показателей, характеризующих предметно-практическую и интеллектуальную деятельность ребенка. Результатом совместной работы преподавателя и студентов могут стать несколько вариантов примерных программ исследования детей с различными нарушениями в развитии, которые на последующих практических занятиях (в том числе проводимых в кор-рекционных учреждениях) будут уточняться и дополняться по мере приобретения студентами новых знаний в рамках изучения курса. В конце занятия студенты знакомятся с примерной схемой психолого-педагогического заключения по данным психологического обследования детей и методическими рекомендациями к его составлению (Практическая часть пособия, с. 90-92). В качестве практического задания студентам предлагается провести (совместно со школьным психологом или психологом, работающим в ДОУ) психологическое обследование ребенка с нарушением в развитии и составить заключение по результатам исследования. Выполненные студентами задания разбираются на последующих занятиях по соответствующей тематике. ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 1. Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982. Кн.1, II. 2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1994. 3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2002. 4. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М.. 2004. 5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2005. 6. Лубовский В.В. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989. 7. Основы специальной психологии /Под общей ред. Л.В.Кузнецовой. -М., 2002. 8. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - Спб., 2001. 9. Психолого-педагогическая диагностика /Под общей ред. И.Ю. Левченко. - М., 2003. 10. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. - М., 1998. И.Семаго Н.Я. Технология психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. - М., 1998. -№2. 12. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. — М., 1995.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|