Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ





 

  Работу выполнила: студентка z 551 группы направления Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» Федянина Юлия Николаевна _________________________ (подпись)  
«Допущена к защите в ГАК» доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Л.В.Коломийченко: ______________________ (подпись) «__» ______________ 2016 г.     Руководитель: доктор пед. наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Ильина Ирина Юрьевна _________________________ (подпись)

 

ПЕРМЬ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей эмоционального развития ребенка четвертого года жизни………….…………8

1.1 Понятийный аппарат………………...………………………………………..8

1.2Особенности эмоционального развития ребенка ………………………….12

1.3 Типология родительских отношений………………..…………………......21

1.4 Особенности адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению………………………………………………………………………31

Выводы…………………………………………………………………………...42

Глава 2. Исследование особенностей эмоционального развития детей в период адаптации к ДОУ………………………………………………………..44

2.1 Описание диагностических методик……………………………………….45

2.2 Анализ результатов диагностики на начало экспериментальной работы…………………………………………………………………………….52



2.3 Основные направления коррекционной работы с родителями, детьми, педагогами……………………………………………………………………….64

2.4 Анализ результатов экспериментальной работы……………………….....79

Заключение………………………………………………………………….…...81

Список литературы…………………………………………………………......83

Приложения……………………………………………………………….……..86

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному развитию ребенка. Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается, таким образом, как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка (А. В. Запорожец), как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.

Замечая, что "психология без учения об эмоциях не много стоит", А. В. Запорожец указывал на необходимость развертывания фундаментальных научных исследований в области детских эмоций, и особенно в связи с распространением общественного дошкольного воспитания.

Семья – это первый социальный институт, в котором формируется личность ребенка в первые годы его жизни. Именно в ней ребенок получает первый жизненный опыт, формирует представление об элементарных нормах жизни в обществе и учитсся контролировать свое поведение. Другими словами, в семье происходит первичная социализация ребенка.обязательным условием полноценного формирования личности является общение. В первую очередь ребенок попадает в определенную структуру отношений, складывающуюся между ним и значимыми взрослыми. Тип родительского отношения, а аменно стратегия построения взаимодействия между ребенком и взрослым во многом отражается на личности ребенка, определяя его характер и дальнейший путь жизни.

Исследования многих авторов свидетельствуют о том, что именно особенности родительских отношений, динамика эмоциональных контактов между членами семьи, эмоциональная атмосфера семьи в целом имеют базовые значения для психического и духовного развития ребенка. (Дж. Боулби, А.Д.Кошелева, В.В.Лебединский). Нарушения в эмоциональных контактах ребенка с близкими взрослыми приводят к возникновению у него внутреннего дискомфорта, создают угрозу стабильности и устойчивости его отношений к миру, что в итоге может привести к значительным искажениям в развитии (М.И.Буянов, А.Я.Варга, А.Н.Захаров, К.С.Лебединский)

А.М. Захаров в своей книге «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» подробно описал типичные нарушения правил семейного воспитания, которые выделяют психологи. Также известны другие типологии родительских отношений. В работе А.Я.Варга рассматриваются типы родительского отношения, которые определяются по пяти шкалам: «принятие отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник». Родительское отношение понимается ею как система разнообразных чувств, поведенческих стериотипов, пратикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка и его поступков. А.С.Спиваковская разделяет родительские позиции на оптимальные и неоптимальные. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. Родитель понимает индивидуальность своего ребенка, перестраивает взаимодействие с ним по ходу его взросления, в связи с изменениями условий жизни семьи. В основу выделения типов воспитания ею положена степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку. Так, например, в основе воспитания по типу любви и принятия отмечается нежность родителей к детям, забота о их воспитании, разнообразные занятия с ними. Утверждением для таких родителей является: «Ребенок – центр моих интересов». Обобщенная характеристика родительского отношения по типу неприятия , отвержения формулируется так: «Ненавижу своего ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоиться». Родители невнимательны к ребенку, проявляют жесткость в отношениях к ребенку, желание как можно меньше общаться с ним.

Проблемой эмоционального развития детей занимались многие ученые: А.Д.Кошелева, Л.И. Божович, А.В.Запорожец, Г.Г.Филиппова, В.М.Бехтерев, А.Рояк, Т.А. Репина, В.С.Мухина и другие.

В нашем исследовании мы хотим глубоко изучить , каким образом тип родительского отношения влияет на эмоциональное развитие ребенка в период его адаптации в детском саду.

Дошкольный возраст представляет особую фазу в эмоциональном развитии ребенка, так как эмоции находятся как бы в центре всех психических процессов и функций. Именно эмоциональными реакциями, аффективными появлениями малыш сообщает о своих потребностях, однако, как подчеркивают исследователи, А.Д.Кошелева, С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, уже на протяжении первого и второго годов жизни аффект как форма эмоционального поведения изменяется. В основе этих изменений лежит опосредование аффективного поведения предметным и социальным содержанием воздействий на ребенка, хотя это опосредование не означает исчезновения аффектов в дошкольном возрасте.

В период адаптации каждый ребенок по разному реагирует на изменения социальной среды, социальное окружение. Эти реакции, как отмечает ряд исследователей, зависят от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от характера семейных отношений условий воспитания, готовности родителей помочь ребенку. (А.И.Захаров, Н.Д.Ватутина, М.Б.Теплицкая).

Изучая особенности адаптации к дошкольному учреждению детей, исследователи указывают, что в этот период могут возникнуть задержки психического развития, «пограничные нарушения», неврозы, аффективные состояния, которые находятся на грани здоровья и болезни. Особенно серьезным изменениям, и особенно, более ди=лительному восстановлению подвеженва эмоциональная сфера детей. Одной из психотравмирующих ситуаций, в которой возрастает аффективная возбудимость, является для ребенка разлука с близкими. Н.М. Аксарина всегда приводила пример: садовник, бережно пересаживая молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на которой оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, его листики вянут. А мы безжалостно отрывает ребенка от родителей, рушим сложившиеся стериотипы, погружаем это беспомощное существов незнакомую обстановку, окружаем чужими людьми, не оставляем ни единой точки соприкосновения с привычной жизнью. Разлука порождает чувство тревоги, незащищенности, отвергнутости. Особенно эмоционально чувствительные, впечатлительные, дети долго адаптируются к детскому саду, поскольку реагируют аффективно на разлуку с мамой.

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время эмоциональное развитие дошкольников является приоритетным направлением воспитательной работы в дошкольных учреждениях. В данном аспекте особенности родительских отношений во многом определяют последующую успешность воспитательного и учебного процессов, становление личности ребенка.

Объектом исследования являются особенности эмоционального развития ребенка,

Предмет исследования – влияние родительских отношений на эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в период адаптации в детском саду.

Основная цель работы: Теоретически обосновать и практически изучить влияние родительских отношений на эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в период адаптации в детском саду.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

1) Смягчить и ускорить процесс адаптации к детскому саду позволяет изменение в эмоциональном контакте родителя и ребенка.

2) Существует взаимосвязь между особенностями родительских отношений и адаптацией детей младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению.

Задачи исследования:

1) дать определение основным понятиям исследования;

2) охарактеризовать особенности эмоционального развития ребенка 2-4 лет;

3) описать типологию родительских отношений;

4) раскрыть особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста;

5) проанализировать результаты диагностики на начало экспериментальной работы;

6) систематизировать коррекционную работу по трем направленим: с родителями, педагогами, детьми;

7) проанализировать и обобщить результаты проведенной работы.

Методы исследования: анализ литературных источников, сравнение различных точек зрения авторов и обобщение; наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, опросник.

База исследования : МАДОУ «ЦРР_детский сад №266»







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.