Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности эмоционального развития ребенка





 

Первые годы жизни — интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребенок наиболее непосредствен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. Повышена у него и потребность в эмоциональном признании окружающими.

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается, таким образом, как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка (А. В. Запорожец), как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.

Эмоции, по В.В.Зеньковскому, - это прежде всего сама естественность поведения ребенка, непосредственность, грация и свобода. Когда же, как считает этот исследователь, в душе ребенка утверждается интерес к внешнему миру, тогда уже кончается период раннего детства, эмоциональная сфера перестает играть прежнюю роль, исчезает понемногу и непосредственность, грация детской души. [21]

Замечая, что "психология без учения об эмоциях не много стоит", А. В. Запорожец указывал на необходимость развертывания фундаментальных научных исследований в области детских эмоций, и особенно в связи с распространением общественного дошкольного воспитания. [18]

 

В более узком смысле этого слова эмоции определяются в психологической литературе как те психические процессы и состояния, которые в форме непосредственного переживания отражают значимость чего-то для жизнедеятельности человека. Другими словами, эмоции - своеобразный индикатор значимости окружающего для человека. Если слово "значимость" понимать как важность, необходимость, нужду (что уравновешивается понятием "потребность"), тогда высказывание "эмоция отражает значимость" будет иметь смысл "эмоция отражает потребность".



Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: радость, удивление, гнев, горе, страдание, отвращение, презрение, интерес – волнение,страх, стыд, вину. [23]

Немов Р.С. , в своей работе, выделяет три эмоциональных основных состояний человека – собственно эмоции, чувства, аффект.[34]

Эмоции и чувства,по мнению Немова, отражают смысл ситуации, могут выражаться как реальными, так и воображаемыми ситуациями.

Эмоции и чувства являются личностными образованиями и характеризуют человека социально- психологически. Эмоциональный процесс, по мнению ученого включает в себя три основных компонента:

1) эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме;

2) знак эмоции:+ или -;

3) степень контроля эмоции [34]

По продолжительности ученый разделяет эмоции на кратковременные состояния (волнения, аффекты) и более продолжительные, устойчивые настроения.

Существенное внимание разные авторы уделяют социальной обусловленности эмоций. Они предполагают, что эмоции помогают осуществлять социальный контроль. То, каким образом социализируются эмоции, играет большую роль в личностном развитии ребенка.

Поэтому исследователи предполагают, что эмоциональные реакции и эмоциональные состояния человека являются основной формой осознания им своей собственной индивидуальности. При всей той стандартизации,которую общество вносит в образ мыслей и способы действий, эмоциальные реакции остаются сугубо индивидуальными.

В онтогенезе осознание собственных эмоциональных реакций и состояний не приходит к ребенку автоматически; как и все другие аспекты человеческого развития, оно развивается во взаимодействии со взрослыми. С точки зрения, исследователей, межличностное общение между ребенком и взрослым выступает в качестве механизма личностного и творческого развития тогда, когда его содержанием являются эмоциональные реакции и состояния ребенка. [19]Осознание ребенком своей индивидуальности предполагает ее выражение. Выражение собственной индивидуальности есть не что иное, как выражение эмоционаьных реакций и состояний. Таким образом, средства выражения индивидуальности это то, что позволяет выразить свое эмоциональное состояние, т.е. экспрессивные средства. Данные средства по своей природе коммуникативны. Ребенок научается владению ими в ходе онтогенеза; в роли носителя этих форм выступает взрослый. Взрослый представляет ребенку образцы способов эмоционального самовыражения, однако успешность этого обучения зависит от той степени принятия и поддержки, которую взрослый оказывает по отношению к попыткам ребенка использовать эти средства выражения своих эмоций.

Таким образом, основным условием осознания и проявления ребенком своей индивидуальности является называние, принятие и поддержка взрослым его эмоциональных проявлений.

Одна из наиболее интересных и продуктивных точек зрения на эмоциональное развитие как многоуровневый процесс принадлежит В.В.Лебединскому и О.С.Никольской. [29]Подчеркивая, что аффект в широком смысле слова - явление, организующее поведение и сознание ребенка, эти авторы выделяют четыре уровня как четыре последовательные ступени в развитии отношений человека со средой: первый - уровень аффективной пластичности, второй - уровень индивидуальных аффективных стереотипов, третий - уровень аффективной экспансии и четвертый - уровень эмоционального контроля. Каждый из указанных уровней имеет для ребенка уникальный жизненно важный смысл и вносит свой специфический вклад в решение ребенком задач адаптации и в процессы саморегуляции его поведения.

Первым (фоновым) уровнем, решающим задачи защиты организма от разрушающих воздействий внешней среды, является уровень полевой реактивности, или уровень аффективной пластичности. Он осуществляет самую примитивную оценку самой возможности контакта с окружением еще до непосредственного соприкосновения с ним. Эмоциональная ориентировка на этом уровне осуществляет оценку интенсивности воздействия и связана лишь с общим ощущением комфорта или дискомфорта, позволяющим адекватно "вписаться" в окружающую среду.

Второй уровень - уровень аффективных стереотипов - способствует установлению стабильных взаимодействий со средой, позволяя оценивать не только интенсивность воздействий, но и их качество (качество сигналов из внешнего мира, из внутренней среды организма). Именно этот уровень ответственен за выработку аффективных стереотипов сенсорного контакта и способов удовлетворения соматических потребностей, когда избирательно оценивается качество сенсорных впечатлений, ярко окрашенных удовольствием или неудовольствием. Этот уровень уже не обеспечивает общее равновесие, а избирательно усиливает стени-ческие состояния и противодействует развитию астенических. Процесс аффективной ориентировки на этом уровне активно проецирует внутренние переживания вовне, что позволяет превращать исходно нейтральные внешние впечатления в качественно значимые для ребенка.

Третий уровень - уровень аффективной экспансии - осуществляет активную адаптацию к нестабильной ситуации. Задачей его является овладение меняющейся, динамичной средой. Этот уровень создает эмоциональный опыт успехов и поражений, вырабатывает основу притязаний субъекта, его эмоциональное самоощущение "могу" или "не могу". То есть происходит оценка возможности преодоления неожиданных препятствий на пути к аффективной цели. Переживание успеха компенсирует страх перед препятствием, усиливает стенические эмоции, тем самым внося значительный вклад в тоническую регуляцию психических процессов.

И, наконец, четвертый уровень - уровень эмоционального контроля - отвечает за организацию жизни и поведения субъекта в сообществе и осуществляет эмоциональную оценку реакций других людей, налаживание взаимоотношений с ними. Ориентация на переживания другого человека обеспечивает контроль сообщества над индивидуальной аффективной жизнью, приводя ее в соответствие с требованиями и нуждами окружающих, с нормами и правилами взаимодействия. "Другой" начинает доминировать в эмоциональном поле субъекта, и под влиянием этой доминанты перестраиваются и упорядочиваются все остальные впечатления. [29]

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.

Некоторые дети дошкольного возраста в ситуации морального выбора показывают очень высокую степень нравственной зрелости и эмоциональной отзывчивости. В то же время будет справедливо отметить, что наличие способности сопереживать другому или ее отсутствие являются устойчивыми примерно у половины детей дошкольного возраста. ОСтальные дети, по данным Кошелевой, составляют очень сложную подгруппу с нестабильными проявлениями эмоциональной отзывчивости. [27]

Первые десять лет жизни ребенка особенно благоприятны для развития его эмоциональной сферы и образного мышления. Из за сложности самой природы эмоций направленное воздействие на эмоциональную сферу сопряжено с большими трудностями, причем эффект эмоционального научения оказывется значительно менее стойким, чем приобретенные моторные и сенсорные навыки.

С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок, в отличие от двухлетнего уже может не показывать свой страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. [18]Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываютсяна лице , в позе, жесте, во всем поведении. Выражение ребенком чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает эмоциональный фон. Эмоциональный фон может бытьположительным или отрицательным.

Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. Вт аких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. В общении такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.[16]Страхи могут возникать у дошкольников в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцитю или тяжелую болезнь. [28]

Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они , в свою очередь, формируют соответсвующий характер. [28]

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.

Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки , обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.

Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. [1]

Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую зващиту «уходя в мир фантазий» [28]

В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невопрощенные потребности.

В исследовании эмоционального развития детей особое место занимает изучение аффектов у дошкольников.

Аффект - сильные и и относительные, эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными проявлениями. [19] Аффекты развиваются в критическитх условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций. Обладая свойствами доминанты, аффекты тормозят не связанные с ними психические процессы и навязывают тот или иной стериотипный способ «аварийного» разрешения ситуации (бегство, агрессия), сложившийся в биологической эволюции и поэтому оправдывающий себя лишь в типичных биологических условиях.

Другая важная регулирующая функция аффекта состоит в образовании специфического опыта – так называемых аффективных следов (аффективных комплексов), актуализирующихся при столкновении с отдельными элементами , породившими аффективную ситуацию и предупреждающих о возможном ее повторении.

Ярко прявляясь в начальном периоде развития , аффективное поведение значительно изменяется на протяжении дошкольного возраста, оставаясь достаточно выраженным феноменом.

В ряде исследований предпринимаются попытки описать причины возникновения аффективности как черты характера в поведении детей дошкольного возраста. Указывается, что аффективность дошкольника может обуславливаться состоянием нервной системы, может усиливаться вследствие тяжелых инфекционных заболеваний, психических травм. Индивидуальный характер протекания аффекта может обуславливаться особенностями темперамента, в свою очередь темперамент может влиять на особенности поведения ребенка в стрессовой ситуации.

Л.С.Выготский подчеркивал, что «наличие аффективных проявлений является характерной особенностью каждого этапа в развитии ребенка. Участвуя в процессе психического развития в качестве важнейшего элемента, сам аффект проделывает сложный путь, изменяясь с каждой новой ступенью построения личности, входя в структуру нового сознания, свойственного каждому этапу и являя на каждом новом этапе глубочайшие изменения своей психической природы…»[12]

В начале развития именно аффект является тем способом поведения, с помощью которого ребенок сообщает о своих потребностях. В основе этих изменений лежит опосредование аффективного поведения предметным и социальным содержанием воздействий на ребенка, хотя это опосредование не означает изчезновения аффектов в дошкольном возрасте.

Однако при определенных предпосылках нервно- психического и соматического развития, а также при наличии неблагоприятных внешних условий поведение ребенка может вновь «отступить» на более низкую ступень в эмоциональном развитии, принимая аффективный характер и создавая определенную угрозу стабильности и устойчивости его внутреннего состояния. В итоге это может привести к значительным искажениям в развитии личности по аффективному типу.

Психологи подчеркивают, что аффективность дошкольников обуславливается состоянием нервной системы, последствием тяжелых инфекционных заболеваний, различных травм. Аффективность надо преодолевать, так как она является причиной несформированности механизмов саморегуляции на уровне возрастных возможностей (В.И.Безлюдная, О.А.Головко, Е.Е.Кравцова).

В эмпирических исследованиях показано, что аффективность поведения ребенка нередко возрастает на 2-3 годах жизни. В этот период она может быть связана с болезненной, травмирующей психику ребенка разлукой с близким взрослым, чаще с матерью, может быть спровоцирована изменением привычного жизненного стереотипа, например поступлением в детский сад.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.