|
Релаксационный комплекс «Водопад».Педагог-психолог говорит детям: «Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло-голубое. Воздух свеж. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой бег дальше. Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уноситься прочь». Ритуал прощания: упражнение «Передай улыбку». Дети сидят в кругу. Ребёнок «передаёт» молча самую добрую, какая есть, улыбку соседу, тот следующему и т.д. Тема: «Мы и эмоции» Цель: рефлексия эмоций. Задачи: 1. Закреплять у детей полученных знаний об основных эмоциях (радость, страх, удивление, злость, грусть). 2. Развивать умения у детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. 3. Закреплять умения у детей гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении. 4. Отрабатывать умение графически изображать эмоциональные состояния. 5. Развивать эмоциональную отзывчивость у детей. Оборудование: магнитофон с аудиозаписью; силуэты «облаков», клей, цветная бумага, 5 картинок с изображением детей, испытывающих определённые эмоции, карточки с изображением различных эмоций. Ход занятия: Ритуал приветствия: упражнение «Назови себя по имени». - Пусть каждый из вас назовёт себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например: Я назову имя и прохлопаю его в ладоши, можно топать ногами или делать что-то ещё, но так, чтобы все сидящие в кругу смогли повторить ваши действия. - Упражнение «Пять картинок». Рассматривание с детьми 5 картинок с изображением детей, испытывающих определённые эмоции. Взрослый называет эмоцию, а дети дают ей свое определение. -Радость-это... -Гнев-это... - Удивление - это... - Страх - это... -Горе-это... 2. Основная часть: - Упражнение «Разные эмоции» Из многочисленных карточек с изображением различных эмоций дети по очереди выбирают «картинки радости», «картинки горя» и т. д. После этого объясняют, почему выбраны именно эти карточки. - Беседа по вопросам. Что чувствует ребёнок? (Какое у него настроение?) Почему ребёнок такой? (Что произошло с ним до этого момента?) Что может случиться потом? (Варианты детей.) Предлагается показать эти эмоции и вспомнить, при каких обстоятельствах возникали такие эмоции. - Сказка о самообладании В одной семье жило три сына: двое умных, а третий дурак. Двое ходили на службу, начальство ими было довольно, награды давало. И денег они подкопить сумели, так что собирались скоро жениться и невест присматривали. А Иван был дурак дураком, битым был столько раз, что и не сосчитаешь. То в драку влезет. Как услышит, кто резкое слово скажет, так скорее его кулаком учить начинает. «Чтобы неповадно было», - оправдывается потом Иван. То хозяйству урон нанесёт: попросят его братья лошадь запрячь или от курицы яйцо принести, так Иван и рад помочь, мигом с места срывается, да либо второпях не так сделает, либо что-нибудь разобьёт, либо сам упадёт - лечи его потом. «Так я же скорее хотел сделать», - оправдывается он. И вот надоело Ивану быть битым, й пошёл он куда глаза глядят. Шёл он, шёл, устал, сел на пенёк и ногами болтает. Глядь, откуда ни возьмись, старушка с гриб величиной, а глаза у нее большие и добрые. «Знаю, знаю про твою беду, - говорит она ему, - не можешь сдержать ты ни радость, ни гнев, ни усердие, нет у тебя крепких запоров, чтобы чувства твои из тебя не выскакивали, когда это не надобно». «Правильно ты говоришь, бабушка, - отвечает Иван, - радость тут же на язык скачет, а гнев кулаки чесать начинает, да так, что невтерпеж становится». «Помогу я тебе, - молвит старушка, - слушай внимательно. Дам я тебе 3 совета: • Перво-наперво, когда сильное чувство приходит, встань обеими ногами на мать-сыру землю. Встань и пяткой, и всеми пальцами, чтобы земля силу дала. • Второй: когда землю почувствовал, осмотрись вокруг и, пока что-нибудь маленькое не найдёшь - муравья, комара, муху ли какую или цветочек маленький, чувство наружу не выпускай. • А третий: вдохни глубоко-глубоко полной грудью и тихонечко выдохни, чтобы ты сам своего выдоха не услышал. И когда три мои совета выполнишь, то сразу поймёшь — надо ли сейчас смеяться или плакать, кулаками махать или спокойный разговор повести». Так сказала старушка и исчезла. Огорчился Иван, не всё он понял, хотел ещё спросить-по- расспросить, но потом встал на ноги крепко, рассмотрел божью коровку, которая на травинку лезла, вдохнул полной грудью и захотелось ему домой вернуться. «Братья уж волнуются, меня ищут», - подумал он. И зашагал Иван домой. Но три совета старушки всю жизнь помнил. А когда женился и детишки у него пошли, рассказал их детишкам. А звать его стали с тех пор Иваном Ивановичем. - Коллективная работа на тему «Веселое облако» (техника – обрывная аппликация) под музыку. Детям предлагается с помощью техники – обрывания цветной бумаги и наклеивания ее на силуэт, создать образ веселого облачка. - Упражнение «Театр масок». Цель: расслабить мышцы лица, снять напряжение, усталость. Ребята! Мы с вами посетим «Театр масок». Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба-яга. Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу-ягу. «Хорошо, здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы!» Изобразите Ворону из басни «Ворона и лисица» в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр (плотно сжать челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв). Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы! А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с серым волком(широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот). «Замрите! Спасибо!» А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились! (Далее можно похвалить особо тревожных детей). Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком. 4. Ритуал прощания: упражнение «Назови себя по имени».
Приложение 7 Конспекты детско – родительских занятий Занятие 1 Тема: «Остров знакомств» Цель:знакомство, сплочение коллектива группы. Оборудование: магнитофон с аудиозаписью; шляпа; карандаши, восковые мелки, большой лист бумаги в виде круга. Ход занятия: 1. Ритуал приветствия: упражнение «Связующая нить». Ход: Участники группы сидят в кругу. Психолог, держа в руках клубочек, передаёт его участнику и задаёт вопрос: «Как тебя зовут?», участник обматывает нитку вокруг пальца и отвечает на вопрос, называет своё имя. Когда клубок вернётся к ведущему, все участники группы поднимают руки вверх и говорят такие слова: «Мы теперь одно целое, мы теперь одна семья». 2. Упражнение «Комплименты». Цель:акцентировать внимание на положительных качествах участников группы. Инструкция: Мы все пришли сюда со своим характером, своими качествами. Сейчас мамы, папы расскажут о своих детях – назовут три основных хороших качествах, и дети тоже скажут о своих родителях. 3. Игра «Весёлая шляпа». Ход: Звучит весёлая музыка. Участники группы двигаются по кругу и надевают шляпу впереди идущему. Как только музыка прекращает звучать, участники перестают двигаться. Тот, у кого шляпа на голове, должен показать движение как участники будут двигаться дальше. 4. Рисование на тему «Свободный рисунок в круге». Перед родителями и детьми большой лист бумаги в виде круга. Участникам предлагается по очереди рисовать друг другу дороги в круге. 5. Игра «Змейка». Ход игры: Выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель — заставить играющих расцепить руки. Такие участники из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке». Во время игры звучит музыка. 7. Упражнение «Погрузим на корабль». Инструкция: участники становятся в круг и называют всё, что может чувствовать и переживать человек, например, радость, грусть, злость, счастье… Команда решает, что необходимо «погрузить» на корабль, а что нет. 8. Упражнение «Колокол». Цель:сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства. Инструкция: дети и взрослые становятся в круг, поднимают поочерёдно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз. На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задаёт ритм. Упражнение повторяется несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого (из родителей) и маленького (из детей). Маленький внутри большого, либо два рядом. 9. Ритуал прощания: Участники образуют дружный круг, а затем ставят свои кулачки в единый «столбик» и громко произносят: «Всем-всем, до свидания!», затем убирают кулачки. Занятие 2 Тема: «Полянка ощущений». Цель: эмоционально-телесное сближение родителя и ребёнка; улучшение самочувствия при межличностном общении; развитие эмпатии; развитие навыков социального взаимодействия. Оборудование: магнитофон с аудиозаписью; клубочки ниток разных цветов по количеству участников; большой лист бумаги или обоев. Ход занятия: 1. Ритуал приветствия: упражнение «Давайте поздороваемся». Участники группы стоят в кругу. Психолог предлагает поздороваться и называет различные способы: 1 хлопок - дети здороваются за руку; 2 хлопка - касаются друг друга плечиками; 3 хлопка - касаются спинками. Психолог: Мы подплываем к берегу острова и находим на нём красивую поляну в ближайшем лесу. На поляне растут цветы и разные травы, поют птицы. Здесь мы постараемся приятно отдохнуть. 2. Упражнение «Цветок». Ход: Психолог говорит участникам группы: «Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем». Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны - цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Мимика: глаза полузакрыты: улыбка, мышцы лица расслаблены. 3. Упражнение «Прогулка вслепую». Ход: Это упражнение выполняется в паре. Одному участнику завязывают глаза, другой ведёт его на прогулку (3 минуты). Оба должны сохранять молчание. Ведущий обводит партнёра вокруг препятствий и старается предоставить ему как можно больше опыта: прикосновение, запахи и т.д. Затем нужно поменяться ролями. 4. Коллективное рисование на тему «Волшебная полянка». Участники группы берут по одному клубочку ниток, цвет выбирают по желанию. Детям и родителям предлагается при помощи клубка ниток «нарисовать» рисунок. Разматывая клубочек можно «рисовать» круги разных размеров, различные линии. Затем, когда рисунок готов, все вместе рассматривают работу и определяют, на что похожи линии. 5. Упражнение «Колокол». Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства. Инструкция: дети и взрослые становятся в круг, поднимают поочерёдно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз. На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задаёт ритм. Упражнение повторяется несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого (из родителей) и маленького (из детей). Маленький внутри большого, либо два рядом. 6. Ритуал прощания: Участники образуют дружный круг, а затем ставят свои кулачки в единый «столбик» и громко произносят: «Всем-всем, до свидания!», затем убирают кулачки. Занятие 3 Тема: «Волшебная страна Доверия». Цель: закрепление позитивного отношения к себе и своей семье. Оборудование: магнитофон с аудиозаписью; большой лист бумаги; акварельные краски разных цветов. Ход занятия: 1. Ритуал приветствия: упражнение «Подари улыбку». Участники группы сидят в кругу. Ведущий «дарит» молча самую добрую, какая есть, улыбку соседу, тот следующему и т.д. 2. Упражнение «Доброе животное». Ход: Все встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит: «Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох - делаем шаг вперёд, на выдох - шаг назад». Участники выполняют инструкцию, психолог продолжает: «Так дышит животное и так же ровно и чётко бьётся его большое сердце. Стук - шаг вперёд, стук - шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного». Психолог: «Наш корабль причаливает к берегу и мы попадаем в Волшебную страну Доверия. Здесь мы можем загадать желание, которое обязательно сбудется, услышать весёлые истории и показать себя с наилучшей стороны». 3. Упражнение «Испытания». Задания придумываются для каждого ребёнка, с акцентом на позитивное завершение ситуации, например: - «Стойкий оловянный солдатик» - сидеть без движения 3 минуты; - «Дочкин массаж» - дочка делает массаж уставшей маме; - «Стихотворение»; - «Мой танец» и т.п. Индивидуальные задания возможны для взрослых. Группа поддерживает испытуемого морально (словами, аплодисментами). 4. Игра «Дружная семья». Ход игры: Участники сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует или вяжет и т.п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают. Участники должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а реальные. Игра сопровождается музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек». 5. Коллективное рисование «Рисунок по кругу» Инструкция: используя краски, нарисовать всем вместе картину. Один участник начинает, второй продолжает и т.д., по окончании следует дать ей название. 6. Игра «Зеркало». Ход игры: Участники встают в круг. Водящий входит в центр круга. Он показывает различные движения, а остальные участники («зеркало») копируют увиденное. Затем водящий меняется, упражнение продолжается. (Игра проводится под музыку). 7. Ритуал прощания: упражнение «Подари улыбку». Участники группы сидят в кругу. Ведущий «дарит» молча самую добрую, какая есть, улыбку соседу, тот следующему и т.д. Приложение 7 Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|