|
Использование экскурсии как одной из форм обучения детей проектной деятельности
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов: 1) постановка цели; 2) поиск формы реализации проекта; 3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта; 4) организация развивающей, познавательной, предметной среды; 5) определение направлений поисковой и практической деятельности; 6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности; 7) работа над частями проекта, коррекция; 8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.[25] Обязательными правилами для создания проекта и использования метода проектной деятельности и неоспоримыми его плюсами является:
- формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции детей в обучении - развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных - формирование не просто умений, а компетенции, т.е. умения, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности; - нацеленность на развитие познавательного интереса учащихся; - связь обучения с жизнью[26]
Для создания качественного проекта дети должны уметь находить проблему и пытаться решить ее в совместной деятельности с воспитателем.
Работа начинается с планирования совместной деятельности и постановки вопросов, на которые нужно найти ответ, после чего следует этап поиска и сбора информации.
Далее, на основе полученной информации формируется некий продукт, который презентуется участниками проекта для остальных.
Результаты проекта не возникают сами по себе. Основная цель, какая ставится в любом вопросе, – развитие творческой личности. Помимо этой цели на каждом этапе ставятся и другие задачи: воспитание у ребенка нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной и информационной, художественной, экологической, экономической культуры и культуры труда, адаптированности к современной жизни.
При организации работы существуют свои трудности. Не все дети одинаково могут и умеют самостоятельно заниматься в той среде, которая создается для совместной (со сверстниками и взрослыми) и самостоятельной поисковой деятельности. Для того, чтобы развить способности детей к саморегуляции своей поисковой деятельности, необходима систематическая творческая работа со стороны воспитателя. Чтобы “заразить” детей поисковой активностью, воспитатель сам должен быть увлечен проектной деятельностью; в подготовке к проекту должен “погрузиться” в познавательную литературу (справочники, художественные и документальные книги, энциклопедии и т.п.), найти для себя новые сведения. Проблемные методы идут от педагога, поэтому он должен быть творческим. В своей работе мы должны использовать как традиционные, так и инновационные методы.
Второй этап – планирование – включает в себя несколько шагов:
– Совместное составление воспитателем и детьми плана реализации проекта. Обсуждается план в кругу, в форме индивидуальной беседы:
– Что мы знаем? (Ответы детей записываются на большом листе бумаги, указывая рядом с каждым ответом имя ответившего ребенка).
– Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать? (Снова записываются ответы детей).
Эти ответы детей определяют содержание проекта, причем принимаются всякие ответы, какими бы они не были. Затем снова ответы зачитываются, обобщаются. После этого вывешиваются карточки с методами исследования /“Подумать!”, “По страницам книг и журналов”, “Спросить у взрослого”, “Обратиться к видеомагнитофону, Интернету”/.
Важно также обучать детей разным способам составления и фиксации их действий. Устно обсуждается с ребенком последовательность его действий (“Что ты будешь делать вначале, а что – потом?”).
Также обсуждается конечный продукт, который будет показывать, каков был замысел решения поставленной проблемы. Ребенку задаются вопросы: “Что необходимо сделать? Когда? Где? Кто будет делать? Что тебе понадобится для этого?”.
Выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов, создать богатое пространство для поиска информации. Для реализации проекта подключаются родители. Нужно помочь ребенку выбрать центр активности и того вида деятельности, которая для него привлекательна и могла бы привести ребенка к получению определенного результата. Но нужно стараться подвести к такому выбору так, чтобы он считал его своим.
Обучение детей проектным умениям и навыкам проводится в несколько этапов.
На I этапе воспитатель дает детям первичную информацию, а основная задача детей – ее воспринять, осмыслить, запомнить.
II этап – репродуктивный, т.е. строится диалог. По вопросам и заданиям воспитателя дети воспроизводят элементы изученного материала.
III этап – проблемное изложение. Воспитатель ставит проблему и сама же ее решает, показывая путь решения в доступных детям противоречиях. Т.е., вскрывая основной ход мыслей при движении к решению, показывает детям вроде образца научного познания, научного решения проблем. Ребенок на этом этапе мысленно следит за логикой движения.
IV этап – практический. Воспитатель дает детям частично– поисковые задания с целью обеспечения поэтапного усвоения опыта проектной деятельности (умения видеть проблему, высказывать предположения, формулировать гипотезу и др.).
После прохождения всех этих этапов с детьми можно переходить к проектной деятельности.[27] Выводы по главе Проанализировав работы современных ученых, занимающихся изучением вопросов экскурсионной педагогики, – мы можем согласиться с кандидатом исторических наук, старшим преподавателем кафедры региональной истории и краеведения ИАИ РГГУ А.Г. Смирновой, с приведенным в ее статье «Феномен школьной экскурсии в отечественной историографии первой трети ХХ века» цитатой А.В. Святославского о том, что на «данный момент современная экскурсионная работа, в большинстве своем, осуществляется в профессиональной туриско - экскурсионной области, и школа (как и ДОУ) в основном является потребителем ее услуг[28]» Возможно, на данный момент это вызвано нехваткой педагогический кадров, готовых взять на себя такую глубокую работу по организации краеведческих занятий, а также, малой возможностью получить такую подготовку. В первой главе мы выделили плюсы экскурсий и показали важность и необходимость использования их в современной краеведческой работе в детском саду, но, будет честным обратить внимания и на минусы экскурсии, а точнее – невозможность замены только одним экскурсионным методом других занятий по изучению дошкольниками родного города. Их несколько: - Сложность организации И все же, в более старшем дошкольном возрасте, когда дети изучают уже не только ближайшее свое окружение, но и культурные ценности родного города – вопрос проведения экскурсий с полным соблюдением прописанных в документах мер безопасности – становится более значимым – т.к. сил и ресурсов (в том числе материальных) на организацию одного такого мероприятия уходит достаточно много, а в программе старших групп ДОУ стоит ознакомление не с одним, а со многими объектами культурного наследия. Конечно, решением данной проблемы может стать привлечение родителей к ознакомлению ребенка с родным городом – семейные экскурсии и знакомства с его достопримечательностями тоже будут выполнять поставленные цели и намеченные задачи. Но при этом, для достижения действительного результата, с родителями стоит провести ознакомительную работу о специфике экскурсий, о необходимых знаниях и требованиях и, возможно, даже поделиться наиболее полезной литературой по данной тематике, адаптированной для детей дошкольного возраста. - «Привыкание» Каким интересным и захватывающим бы не был этот метод – при замене им всех форм обучения, дети быстро потеряют к нему интерес и он станет привычным и повседневным - Необходимость постоянно расширять сведения и опыт. Ученые также подтверждают невозможность использования одного экскурсионного метода и ученые: «вся школа не может стать исследовательской, экскурсионною и лабораторною: это недостижимо; это только фундамент и орудие, а надо проникать широко кругом, - и делать это надо также другими способами – классною, кружковою, семинарскою работой в школе и домашнею переработкой тем и заданий. Тут выступит полноправно на ряду с личным обучением и опытом, анализом и синтезом, повторением и строительством – расширение сведений через общение с учителем (соединение с его активностью) с разумным доверием к данным, сообщаемым лицом, приобретшим живой авторитет, - сведений, которые ученик не сможет добыть сам; тут и книга вступает в свои неотъемлемые права»[29] говорит И. М. Гревс. С ним соглашается и Б. Е. Райков: «Преобладание в школьном изучении анализа явлений и схематизм школьного синтеза тесно связаны с самими задачами школьного преподавания – помогать учащимся вырабатывать точные и ясные представления и понятия. Но современная школа не может ограничиться этой работой, которая, в сущности, является лишь подготовкой учащихся к самостоятельной работе, школа должна подводить их к жизни: на помощь к школьному образованию и как корректив к нему должны явиться экскурсии»[30]
Но в, то же время, анализ петербургских программ по краеведению (см. Приложение 1) позволил нам сделать вывод, что основная цель программ по краеведению для детей дошкольного возраста - не передача им как можно большего количества знаний, а создание живого впечатления о городе, привитие чувства любви к нему, формирование определенных ценностных ориентаций юного петербуржца. А это возможно сделать – только при возникновении эмоционального подъема и ярких позитивных впечатлений. О.В. Солнцева и Е.В. Коренева – Леонтьева в своей работе «Город – сказка, Город – быль»[31] отмечают, что наличие или отсутствие у ребенка знаний о городе вряд ли можно рассматривать как показатель эффективности краеведческого образования. Знакомство с городом предполагает погружение в его культуру, постижение духовных ценностей горожан. Целевыми ориентирами работы становятся развитие у ребенка способностей: 1. чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на нее 2. находить ассоциации, связанные с раскрытие символики городского пространства, выдвигать и проверять гипотезы, экспериментировать, сравнивать. Сопоставлять 3. отражать свои впечатления о городе в художественно-творческой деятельности – рисовании, придумывании сказок, сочинении загадок о городе. Задачи, решаемые экскурсионной формой обучения, совпадают с задачами ознакомления детей с проектным методом работы - поэтому мы решили попробовать совместить эти два метода в нашем исследовании. На основании изученного материала об экскурсионной форме обучения и методе проектного обучения – мы можем вывести гипотезу, о том, что знакомство детей с городом через профессии его жителей при использовании проектного метода обучения позволит развить у них поисковую активность и повысить интерес к дальнейшему изучению жизни города.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|