|
Сущность экскурсионной формы обучения, её история в краеведении.Понятие “краеведение” не всегда было одинаковым, с течением времени в его смысл вносилось различное содержание. В 20-х годах XX в. оно рассматривалось как метод синтетического изучения какой-либо определенной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительно небольшой территории[1] Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о краеведной (или краеведческой) деятельности можно говорить, характеризуя и более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К. Д.Ушинского.[2] Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей. Именно краеведение более всего подпитывает регионоведение (регионологию или регионалистику). Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности.[3] Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому “краеведение может быть различное: историческое, естественно - историческое и т.п. вплоть до археологического”[4] Мы же будем говорить об экскурсии, как части краеведческого образования – потому что во время экскурсий дети имеют возможность изучить местность, где они живут, ее историю и особенности, присущие только ей. Знакомство детей с родным краем – одно из важнейших направлений в работе над нравственным развитием детей в детском саду. Если с раннего возраста вызвать у ребенка желание гордиться своей страной, городом, краем, то уже с дошкольного возраста он начнет проявлять заботу о нем, стремиться соответствовать званию жителя России, гордиться своей Родиной. Многие ученые обратили свое внимание на данную проблему. Среди них: Г. А. Богуславский, Л. К. Ермолаева, Л. Я. Лурье, Л. Н. Махинько, Н. Т. Смирнова, Э. Капитена, А. Ершова и другие. Как говорит Любовь Константиновна Ермолаева в своей книге «Система краеведческого воспитания в школах Санкт-Петербурга» - «…Еще в 19 веке была осознана важность изучения своего села, города, края в воспитании детей. В современном российском обществе происходит падение подлинно патриотического отношения к своему Отечеству, бытует недооценка, принижение ценности наследия России. Немаловажную роль в решении этой проблемы играет целенаправленная политика в области просвещения и образования. И одним из компонентов образования становится краеведение…» Соглашается с ней и Галина Тимофеевна Алифанова, говоря: «…Перед тем, как войти в бурное море, мы ведь сначала походим босиком по теплому песку, потрогаем ладошками ласковые волны. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга (поистине уникального города-памятника!)- разве не бескрайнее море, где каждая новая волна- новое открытие, новое приобретение для души и сердца маленького петербуржца? Так давайте подготовим наших детей к встрече с этим чудом! Можно и нужно начинать эту работу с младшей группы детского сада» Познавая окружающий мир постепенно, «от близкого к далекому» ребенок начинает осознавать самого себя, как частицу этого мира, как жителя своего города, своей страны, планеты Земля. Познание города, края, в котором живет ребенок, позволяет актуализировать имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять полученные им знания и умения. Поэтому, как считает Л.К.Ермолаева, развивающий потенциал краеведения очень велик, открытие в знакомом окружении незнакомого, поиск ответов на познавательно-проблемные, оценочные задания не только на уроках, но и во время учебных прогулок, экскурсий, самостоятельных путешествий, при общении с родственниками - увлекательный процесс познания, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения. Есть много различных форм ознакомления ребенка-дошкольника с родным городом, мы же остановимся на одной из них - экскурсионной. Слово «экскурсия» произошло от латинского слова «excurro», которое в переводе обозначает «убегаю» - и указывает, таким образом, на главное отличие экскурсионной формы обучения: он подразумевает собой передвижение изучающего в пространстве, уход его из дома (детского сада) и обычной обстановки. Впервые данная форма была применена в преподавании естественно – научных дисциплин еще в 1860-е г.г. занятия-экскурсии проводил А.Я. Герд. Однако с 1871г., когда естествознание было удалено из школьных программ, вплоть до 1901г. обучающие экскурсии не получили систематического распространения.[5] Проанализировав литературу по данному вопросу (О.В. Солнцева и Е.В. Коренева-Леонтьева[6], А.Г. Смирнова[7]) по данному вопросу можно сказать, что интерес к экскурсии, как части образовательного процесса – возобновился на рубеже XIX-XX веков, когда вышло достаточное количество книг с методическими разработками, классификацией и требованиями к экскурсиям. А также – растет сейчас, когда обогащаются не только методические знания об экскурсиях, но их содержательная часть, формы проведения. Изучением вопроса об ознакомлении детей с окружающим миром через экскурсии занимались и занимаются различные специалисты: А.Я. Герд, Д.Н. Кайнгородов, Н.П. Анциферов, Б.Е. Райков, И. М. Гревс, Н.М. Соколов, Т.И. Бабаева и другие. Все они, отмечая необходимость проведения экскурсионной работы, дают ей различные определения и обосновывают ее важность. Д.Н. Кайнгородов, например, рассматривал экскурсию «как основную форму изучения естественных наук», к которым относится и краеведение. Мы же в данном работе, будем в основном говорить не о природоведческих экскурсиях, а об экскурсиях, направленных на ознакомление с окружающим миром маленького горожанина – с историей его города, социальными схемами, которые действуют в городе и, также, с объектами, которые влияют на жизнь города и горожан. Н. М. Соколов в своей статье «Задачи гуманитарных экскурсий» предлагает их тематическую классификацию и выделяет понятие «гуманитарная экскурсия» - т.е. всякая экскурсия, ставящая себе целью познакомить учащихся с каким-либо типом человеческого общежития, или с каким либо учреждением, или, наконец, - что чаще всего встречается – с рядом памятников, освещающих ту или иную историческую эпоху»[8] и он же отмечает, что «экскурсия – это только высшая, тесно связанная с остальными форма наглядности» [9] А.Я.Закс говорит о важности экскурсии не только для учащихся, но и для самого педагога, т.к. она «богатейший источник самопроверки и определения новых путей для учителя», потому что «экскурсия дает наглядное представление учителю, умеют или не умеют наблюдать явления жизни ученики, умеют ли хоть сколько-нибудь разбираться в них, учитель может проверить себя, многое он может изменить в своем преподавании, так как ему ясно будет, что и как воспринимает ребенок»[10] Н.П. Анциферов в своих работах указывает, что «Экскурсия – есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию»[11] Б.Е. Райков же трактует экскурсионную форму обучения как «метод локального изучения», т.е. такой, который рассматривает объекты по месту их естественного нахождения и от которого не ускользает их связь с окружающей обстановкой»[12]. Он же говорит о том, что «экскурсия есть вид моторного завоевания знаний при помощи передвижения своего тела в пространстве»,[13] обращая тем самым наше внимание на важность и физической активности во время экскурсий. Отмечал Б.Е. Райков и еще одно значимое отличие экскурсионной формы обучения: Главное отличие экскурсии от занятия – в том, что дети, попадая непосредственно к изучаемому объекту – могут увидеть не только его, но и его окружение, рассмотреть даже самые мелкие детали и почувствовать историческую или эмоциональную атмосферу, окружающую его – таким образом, у них складывается собственно мнение и отношение к объекту, чувство причастности к нему – а через него, к своему родному городу. В своей книге «О психологии экскурсий» Б.Е. Райков объясняет это так: «Тут следует прежде всего отметить приподнятость чувствований, их особую яркость и интенсивность. … Прежние соотношения явлений кажутся совершенно иными, меняются их масштабы. Многое, что в обычных условиях казалось существенным и важным, вдруг отходит на задний план и, наоборот, - казавшееся несущественным и неважным выступает вперед и оказывается в центре переживаний … Чрезвычайно вырастает наблюдательность и путник начинает смотреть на мир новыми, пытливыми глазами, впитывая в себя все впечатления окружающего. Органы чувств раскрываются навстречу миру и служат источником новых радостей» [14] Всякая экскурсия включает в себя моторные элементы. Знания, получаемые на экскурсии, предваряются и сопровождаются рядом двигательных ощущений – от ходьбы, бега, лазания и вообще всех видом передвижения нашего тела в пространстве. Эти ощущения ассоциируются с определенными интеллектуальными и эмоциональными переживаниями и придают им особый характер. Во время экскурсии дети испытают целую гамму эмоций – они радуются, удивляются, интересуются, спорят - и эти эмоции, в большинстве своем, приятные – они и окрашивают экскурсионные знания в яркие цвета, делая их живыми и остающимися в памяти надолго после события.
Но - важным элементом экскурсионной формы обучения является не только физическая активность, а также – активность интеллектуальная - желание и умение самому делать выводы из увиденного, строить логические цепочки, самостоятельно пытаться получить ответы на свои вопросы, соотнося увиденное и имеющиеся знания. На экскурсии ребенок формирует собственное чувственное и эмоциональное отношение не только благодаря наглядности, но и благодаря возможности полного исследования: возможности потрогать, попробовать (особенно в бытовых экскурсиях) и самому сделать выводы, получить новые знания. Это развивает не только самостоятельность ребенка. Но и его мышление, воображение, речь. «Экскурсионный метод, в применении которого дети становятся самостоятельными «добывателями» данных и «обрабатывателями выводов» - вместо прежнего «книжно-словесного» обучения (усвоения и заучивания) в «комнате» (классе и дома) со слов учителя (на веру) или по учебнику» [15], это важно, потому что «Ребенку доступны и потребны не одни восприятия извне через органы чувств, но уже и зачатки высших процессов «разума», потому – то образование должно культивировать не одно «чувственное наблюдение», но и более свободные формы внутренней жизни духа мышление. Воображение, построение и открывание – они рано рождаются у детей, требуя питания и удовлетворения»[16] Таким образом, изучив мнения ученых (А.Я. Герда, С. Ананьева, Н.П. Анциферова, Н.А. Гейнике, И.М. Гревса и др.), интересующихся этим вопросом – мы можем сделать вывод, что исторически сложился взгляд на экскурсию как метод наглядного изучения материала или явления, включающий в себя в себя обязательный элемент двигательной и интеллектуальной активности участников, а также отличающийся от других методов тем, что происходит непосредственно в месте естественного нахождения объекта. Экскурсия позволяет расширить рамки детского опыта и облегчает процесс познания ребенка, делая его более живым и интерактивным, позволяя изучать определенную тему на конкретном материале. Экскурсия включает в себя не только образовательные, но и воспитательные элементы, т.к., помимо знаний, учит детей взаимодействовать между собой и с окружающим миром. Детям необходимо давать возможность и самым делать выводы, основываясь на полученных фактах – это будет поддерживать их интерес, развивать логическое мышление. Экскурсия не должна рассматриваться как вспомогательное средство, но и заменить всю систему занятий она не способна, поэтому нужно тщательно подходить к использованию этого метода в обучении старших дошкольников.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|