Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Виды экскурсий и их классификация.





Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых-экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый-экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно неясные экскурсии.

Разные ученые предлагали различную классификацию по видам экскурсий, например Н.А. Гейнике в своей книге «Культурно-исторические экскурсии. Основные вопросы методики и методологии исторических экскурсий» делит экскурсии на две большие группы:

естественно - исторические (биологические, геологические, ботанические, технически-производственные или «экскурсии в целокупную природу») и гуманитарные (антропогеографические, культурно-исторические, эстетические), связующем же звеном между этими типами экскурсий он называет экскурсии географические.[18]

А Ангерт Д.Н. и Райков Б.Е. подходят к классификации более подробно и разделяют экскурсии по следующим видам[19]:

· Экскурсии художественные, способствующие эстетическому развитию.

· Экскурсии историко-художественные, построенные на выявлении отдельных моментов истории изобразительных искусств

· Экскурсии исторические

· Экскурсии бытовые

· Экскурсии по современной культуре (охватывающие политические, социальные и экономические стороны жизни человека)

· Экскурсии литературные

· Экскурсии театрально-музыкальные

· Экскурсии этнографические

· Прочие экскурсии

· и отдельным пунктом выделают они такой вид, как экскурсии по родиноведению Петрограда, захватывающие природу местности и происхождение города, исторические эпохи в его существовании, современное его состояние, общие его характеристики и характеристику отдельных мест и памятников, а также – отражение Петрограда и влияние его в искусстве (литературе, живописи, музыке и пластике)

В настоящее время экскурсии классифицируются[20]:

а) по содержанию;

б) по составу и количеству участников;

в) по месту проведения;

г) по способу передвижения;

д) по продолжительности;

е) по форме проведения

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

Тематические экскурсии подразделяются на:

· исторические,

· производственные,

· природоведческие (экологические),

· искусствоведческие,

· литературные,

· архитектурно-градостроительные.

По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:

· историко-краеведческие (например, "История возникновения г. Перми", "Из истории Садового кольца" и др.);

· археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);

· этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;

· военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, "Бородино" и др.);

· историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);

· экскурсии в исторические музеи. Производственные экскурсии делятся на подгруппы:

· производственно-исторические;

· производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);

· производственно-технические;

· -профессионально-ориентационные для учащихся. Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:

· историко-театральные (например, "Из истории русского театра", "Цыганский театр в Москве" и др.);

· историко-музыкальные (например, "Москва музыкальная" и др.);

· по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);

· по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, "П. И. Чайковский в Клину", "Ф. Шаляпин в Москве", "Абрамцево" и др.);

· в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.

Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:

· -литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, "А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье", "Куприн в Санкт-Петербурге" и т. д.);

· историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, "Литературная Москва 20-х годов XX века", "Литературный Орел" и т. д.);

· литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии (например, "Белые ночи в Санкт-Петербурге") или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, "По следам героев М. Шолохова", "Москва в произведении Л. Н. Толстого "Война и мир"" и др.).

 

Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:

 

· экскурсии с показом архитектурных построек данного города;

· экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;

· экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;

· экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;

· экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;

· экскурсии по новостройкам.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на:

· индивидуальные,

· для местного населения,

· приезжих туристов,

· взрослых и школьников и т. д.

Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.

По месту проведения экскурсии бывают:

· городские,

· загородные,

· производственные,

· музейные,

· комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По способу передвижения:

· пешеходные

· с использованием различных видов транспорта.

Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.

Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т. д.

По времени проведения:

· Короткие (несколько часов)

· Краткосрочные туры (маршрут выходного дня)

· Длительные (несколько суток)

По форме проведения:

· экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;

· экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

· экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

· экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

· экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:

 

- экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

- экскурсия-демонстрация - это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;

- экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

- учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

- пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

- показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;

- рекламная экскурсия.

Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, и имеет большее значение для деятельности экскурсионных учреждений.

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.