|
Виды экскурсий и их классификация.Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых-экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый-экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно неясные экскурсии. Разные ученые предлагали различную классификацию по видам экскурсий, например Н.А. Гейнике в своей книге «Культурно-исторические экскурсии. Основные вопросы методики и методологии исторических экскурсий» делит экскурсии на две большие группы: естественно - исторические (биологические, геологические, ботанические, технически-производственные или «экскурсии в целокупную природу») и гуманитарные (антропогеографические, культурно-исторические, эстетические), связующем же звеном между этими типами экскурсий он называет экскурсии географические.[18] А Ангерт Д.Н. и Райков Б.Е. подходят к классификации более подробно и разделяют экскурсии по следующим видам[19]: · Экскурсии художественные, способствующие эстетическому развитию. · Экскурсии историко-художественные, построенные на выявлении отдельных моментов истории изобразительных искусств · Экскурсии исторические · Экскурсии бытовые · Экскурсии по современной культуре (охватывающие политические, социальные и экономические стороны жизни человека) · Экскурсии литературные · Экскурсии театрально-музыкальные · Экскурсии этнографические · Прочие экскурсии · и отдельным пунктом выделают они такой вид, как экскурсии по родиноведению Петрограда, захватывающие природу местности и происхождение города, исторические эпохи в его существовании, современное его состояние, общие его характеристики и характеристику отдельных мест и памятников, а также – отражение Петрограда и влияние его в искусстве (литературе, живописи, музыке и пластике) В настоящее время экскурсии классифицируются[20]: а) по содержанию; б) по составу и количеству участников; в) по месту проведения; г) по способу передвижения; д) по продолжительности; е) по форме проведения Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности. По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.). В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития. Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д. Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков. Тематические экскурсии подразделяются на: · исторические, · производственные, · природоведческие (экологические), · искусствоведческие, · литературные, · архитектурно-градостроительные. По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы: · историко-краеведческие (например, "История возникновения г. Перми", "Из истории Садового кольца" и др.); · археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок); · этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей; · военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, "Бородино" и др.); · историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей); · экскурсии в исторические музеи. Производственные экскурсии делятся на подгруппы: · производственно-исторические; · производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.); · производственно-технические; · -профессионально-ориентационные для учащихся. Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы: · историко-театральные (например, "Из истории русского театра", "Цыганский театр в Москве" и др.); · историко-музыкальные (например, "Москва музыкальная" и др.); · по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.); · по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, "П. И. Чайковский в Клину", "Ф. Шаляпин в Москве", "Абрамцево" и др.); · в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов. Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом: · -литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, "А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье", "Куприн в Санкт-Петербурге" и т. д.); · историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, "Литературная Москва 20-х годов XX века", "Литературный Орел" и т. д.); · литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии (например, "Белые ночи в Санкт-Петербурге") или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, "По следам героев М. Шолохова", "Москва в произведении Л. Н. Толстого "Война и мир"" и др.).
Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:
· экскурсии с показом архитектурных построек данного города; · экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода; · экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора; · экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; · экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры; · экскурсии по новостройкам. Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона. По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на: · индивидуальные, · для местного населения, · приезжих туристов, · взрослых и школьников и т. д. Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность. По месту проведения экскурсии бывают: · городские, · загородные, · производственные, · музейные, · комплексные (сочетающие элементы нескольких). По способу передвижения: · пешеходные · с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа. Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т. д. По времени проведения: · Короткие (несколько часов) · Краткосрочные туры (маршрут выходного дня) · Длительные (несколько суток) По форме проведения: · экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.; · экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.; · экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом); · экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса; · экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др. Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:
- экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации; - экскурсия-демонстрация - это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.; - экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения; - учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников; - пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы; - показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.; - рекламная экскурсия. Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, и имеет большее значение для деятельности экскурсионных учреждений.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|