|
Задачи и методики констатирующего эксперимента
Анализ литературы показывает, что фундамент застенчивости закладывается еще в детстве, в дошкольном возрасте. Появление застенчивости во многом зависит от характера семейного воспитания, дошкольных образовательных учреждений и социальной среды. Несмотря на то, что с точки зрения некоторых исследователей застенчивость имеет и положительные стороны, в частности, данное качество помогает многим совершенствоваться, облегчает развитие самостоятельности и индивидуальности; чрезмерная степень развития таких качеств, как робость, застенчивость, замкнутость большинством авторами рассматривается и определяется как отрицательное явление в характере, тормозящее развитие личности. То есть, застенчивость может оказывать негативное влияние на развитие личности ребенка, его инициативности, уверенности в себе, что в дальнейшем может привести к нежелательным последствиям. Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, представляется необходимым выявить детей с признаками застенчивости в анализируемой группе дошкольного образовательного учреждения, и по результатам констатирующего эксперимента разработать программу коррекции для детей, которым свойственны проявления застенчивости. Цель констатирующего эксперимента: изучить особенности общения застенчивых детей 5 года жизни со взрослыми и сверстниками, определить особенности педагогической культуры родителей застенчивых детей. Задачи констатирующего эксперимента состоят в следующем: 1. Выявить застенчивых детей 5 года жизни. 2. Изучить особенности общения застенчивых детей 5 года жизни и характер трудностей их общения. 3. Изучить особенности педагогической культуры родителей застенчивых детей, их представлений о проблемах застенчивого ребенка и возможностях их решения. Эксперимент включает в себя три этапа: 1. Выявление застенчивых детей 5 года жизни. 2. Изучение особенности общения застенчивых детей 5 года жизни. 3. Изучение особенностей педагогической культуры родителей и их представлений о проблемах застенчивого ребенка. Эксперимент проводился в г.Санкт-Петербурге на базе ДОУ № 27 Красногвардейского района. Всего в эксперименте приняло участие 30 детей в возрасте 4,8-5,3 лет, их родители и 2 воспитателя. На первом этапе нашего эксперимента, в ходе наблюдения за группой детей с целью выявления застенчивых детей, мы опирались на данные исследователей (Алексеева А.В., Веденичева А.В., Гаспарова Г.А.), нами был выделен комплекс поведенческих симптомов, которые характерны для застенчивых детей, а именно: 1) Робость, молчаливость, стеснительность, нежелание вступать в контакт с незнакомыми людьми, отсутствие стремления к контакту с другими детьми, трудности при вхождении в новый коллектив. 2) Эмоциональные проявления, встречающиеся при общении с незнакомыми людьми: ребенок смотрит «со стороны» на незнакомых играющих детей, не пытаясь вступить с ними в контакт, морщит нос, втягивает голову в плечи, кривит рот, маскирует смущение неуместной улыбкой при общении с незнакомыми людьми. 3) Отказывается от помощи взрослых, например, когда родители или воспитатели предлагают ему выполнить какое-то действие с их помощью, он предпочитает либо сделать это самостоятельно, либо вообще не выполнять просьбу. Данные проявления застенчивости были изучены нами при наблюдении за детьми в различных ситуациях и видах деятельности: при появлении в группе после длительного отсутствия в детском саду (например, по причине болезни), при появлении в коллективе новых педагогов, на занятиях, при появлении и уходе из детского сада, в игре, на прогулках. В ходе первого этапа эксперимента нами была проведена беседа с воспитателями, которая позволила выявить причины проявления застенчивости у детей 5 года жизни. Во время беседы воспитателям были заданы вопросы о том, замечают ли они у детей в группе проявления застенчивости и если замечают, то в чем, на их взгляд, они проявляются. Также мы выясняли, в каких ситуациях дети чаще всего проявляют признаки застенчивости и какие трудности в общении со взрослыми и сверстниками характерны для застенчивых детей. Вопросы, которые мы задавали воспитателям в ходе проведения беседы, представлены в Приложении 1. В ходе проведения второго этапа эксперимента мы изучали особенности общения застенчивых детей 5 года жизни со взрослыми [Веденичева А.В., Лисина М.И.]. Методика эксперимента, предложенная Лисиной М.И. и адаптированная нами, позволила изучить особенности общения застенчивых детей 5 года жизни со взрослыми. Методика включала три серии. В первой серии взрослый предлагал ребенку совместную предметную деятельность: сборку конструктора, лего, мозаики; во второй — рассматривание и обсуждение книг познавательного содержания; в третьей — беседу на личностные темы. Поведение ребенка в каждой форме общения регистрировалось по следующим критериям: - нерешительность, - нежелание вступать в контакт, - робость, - молчаливость, - смущение от внимания взрослого, его оценки, независимо от ее характера, - редкое и неразвернутое обращение к взрослому и ответы на его вопросы. Также в ходе проведения второго этапа эксперимента нами была проведена беседа с родителями, которая позволила расширить данные об особенностях общения застенчивых детей в условиях семьи. Мы уточняли у родителей, свойственны ли для их ребенка проявления застенчивости и если свойственны, то в чем, на их взгляд, они проявляются. Кроме этого, мы узнавали у родителей склонны ли проявления застенчивости для других членов их семьи, является ли, с их точки зрения, застенчивость положительным или отрицательным качеством, что явилось причиной появления застенчивости у ребенка. Вопросы, которые мы задавали родителям в ходе проведения беседы, представлены в Приложении 2. На третьем этапе констатирующего эксперимента для изучения особенностей педагогической культуры родителей по проблемам воспитания застенчивых детей 5 года жизни мы использовали анкетирование родителей. Педагогическая культура – это исторически развивающаяся программа социального наследования, включающая в себя социально-педагогический идеал; адекватные ему формы, методы его достижения; и субъекты, структурированные в определенное педагогическое пространство. По мнению Видта И.Е., педагогическая культура возникает как результат удовлетворения объективной потребности, с которой сталкивается человечество, чтобы организовывать процесс социального наследования. Видт И.Е. выделяет следующие уровни педагогической культуры: 1. Реликтовый включает в себя педагогические установки, нормы, способы и формы педагогического процесса, вызванные к жизни предшествующей эпохой. Это продукт традиционной культуры и основывается на том, что воспитание идет «по памяти» (реликто – память), т.е. посредством проигрывания сценария собственного детства на своих детях. Реликтовый уровень реализуется, прежде всего, деятельностью непрофессиональных педагогов: родители, бабушки, дедушки, няни, тетушки, «улица» и т.п. 2. Актуальный обеспечивает реальное функционирование педагогического пространства, выстроенной по требованиям актуального социального заказа, где содержание, форма и структура отвечают принципу «здесь и теперь». Это педагогические преобразования внутри системы, выдерживающие жесткие нормы, требования, правила на предмет «чему учить» и «как учить» в конкретных условиях. Это уровень функционирования образования. Его реализует широкая организованная, профессиональная педагогическая практика, т.е. система дошкольных, школьных, средних и высших профессиональных учреждений, а так же система дополнительного образования. Таким образом, субъектами актуального уровня в первую очередь является государство. 3. Потенциальный содержит педагогические программы, обращенные в будущее. Это собственно педагогическая инноватика, цели которой – подготовка образовательной системы к требованиям завтрашнего дня. Часто эти программы не оцениваются по достоинству современниками, которые не могут увидеть этого «завтра» или в силу своего функционала не приветствуют принципиальных нововведений, так как они не соответствуют актуальным нормам. Когда общество статично, этот уровень педагогической культуры развивается в жестких условиях непринятия. Однако именно он обеспечивает эволюцию культуры и культурогенезную функцию образования. В динамичном обществе его представители становятся генераторами и исполнителями необходимых конструктивных преобразований. Потенциальный уровень педагогической культуры обеспечивает режим развития образовательной системы. Он представлен, прежде всего, деятельностью личностей новаторского склада как ученых, так и практиков и включением общества в решении проблем образования. В рамках настоящего исследования нас будет интересовать реликтовый и актуальный уровни педагогической культуры. В ходе анкетирования родителей, мы стремились выявить педагогические установки родителей, полученные ими в собственных (родительских) семьях и те подходы к воспитанию ребенка, которые связаны с современными условиями воспитания. В ходе анкетирования родителей для изучения их представлений о ребенке, об особенностях семейного воспитания застенчивых детей мы задавали родителям вопросы о том, какие психологические особенности детей 5 года жизни им известны, в каких ситуациях их дети испытывают трудности в общении, как родители помогают детям преодолеть эти трудности. Анкета, которую мы использовали, представлена в Приложении 3. Таким образом, методы, которые мы использовали при проведении трех этапов констатирующего эксперимента, позволили нам изучить особенности проявлений застенчивости у детей 5 года жизни и педагогической культуры родителей застенчивых детей. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|