|
Анализ результатов констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент по выявлению застенчивых детей в группе детского сада проводился в средней группе детского сада № 27 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 4,8-5,3 лет, 2 воспитателя ДОУ, 8 родителей. По результатам исследования нами были выделены 8 детей, которым свойственны проявления застенчивости. Результаты процентного отношения застенчивых детей к общему количеству обследованных детей в группе детского сада представлены на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Характеристика соотношения застенчивых детей к детям, которым не свойственны проявления застенчивости. Наблюдая за проявлениями застенчивости у разных детей, нельзя не заметить своеобразие их выражения. Это позволяет говорить о разных формах проявления застенчивости. Причем в поведении одних детей застенчивость проявляется постоянно, у других застенчивость проявляется в определенных ситуациях. На основании данных первого этапа констатирующего эксперимента нами были выделены две группы застенчивых детей 5 года жизни: Первую группу детей составили дети с постоянной застенчивостью. Для детей с постоянной застенчивостью проявления характерны в различных ситуациях (на занятиях, при контакте с незнакомыми людьми, в игре). В данную группу нами были включены 5 детей (3 мальчика и 2 девочки) – 62,5 % от всех застенчивых детей. Примером поведения детей первой группы служит поведение Саши К. Он воспитывается в детском саду с 3,5 лет. В течение первых полутора лет он ни разу не отвечал на занятиях. Пытаясь постепенно включить мальчика в более активную деятельность, воспитатели использовали различные приемы (подбадривание, совместное включение в игру, предложение совместной деятельности) Но Саша отказывался ответить даже на простой вопрос. При всех обращениях к нему отвечал утвердительным или отрицательным кивком головы. Во многих случаях молчал вообще. При этом голову опускал, часто прижимая ее к плечу; при просьбе встать прямо можно заметить очень напряженный, смущенный взгляд, который тут же отводит. Такое поведение характеризует Сашу К. всегда, когда к нему обращаются взрослые, когда его спрашивают на занятиях. В играх Сашу К. характеризуют как робкого, несмелого, неуверенного в своих силах. Однако дома мальчик рассказывает о детском саде, о том, что им читали, иногда рассказывает стихотворения, разговорчив со старшей сестрой, которая учится в школе, но если приходят знакомые или он встречает кого-то на улице, от него ни за что не добиться даже имени. Воспитатели отмечают, что мальчик ни разу не отвечал на занятиях, а от физкультурных и музыкальных занятий вообще отказывается. В играх Сашу К. мы характеризуем как робкого, несмелого, неуверенного в своих силах. Утром, войдя в группу, он не здоровается. Робко смотрит на воспитателя. На приветливое обращение к нему опускает голову, теребя пальцы. Медленно доходит до стула и садится. Молча сидит, глядя на играющих детей около 5 минут. Затем отходит, берет без цели брусок из строительного материала. Сделав несколько шагов, берет чайник, положив брусок. Открывая, закрывая его, садится, не глядя на играющих. Потом начинает смотреть то на одних, то на других детей. На предложение воспитателя: «Саша, давай грузить кирпичи на Андрюшину машину, а потом построим гараж для машины», ребенок молчит. Медленно берет два бруска, несмело подходит к детям. Стоит, не зная, куда их положить. С помощью подбадривания, приветливого обращения со стороны экспериментатора ребенок в игру был включен. Игра длилась 8 минут. Не зарегистрировано ни одного обращения Саши. Его участливое отношение к игре было отмечено в виде улыбок, радостных взглядов, очень не свойственных ему. Инициативы в игре не проявлялось, он делал то, что ему было предложено. Первым из игры выбыл Андрей, тут же перешел к другим играющим мальчикам. Такое поведение в свободной обстановке очень свойственно Саше К. Во время прогулки, предоставленный себе, он любит собирать веточки, камушки, различные мелкие предметы. Избегает участия в подвижных играх. Общение мальчика с детьми пассивное: молча смотрит на играющих, дети его как будто «не замечают», на случайные обращения детей к нему реагирует медленно: на просьбу что-либо подать, принести, молча и медленно выполняет эти действия. Саша К. в коллективе детей находится более двух лет. За это время он приобрел незначительные навыки общения. Более того, чувствуя свою робость и соответствующее отношение сверстников к себе, он заметно избегает общения. И это уже наложило определенный отпечаток на его поведение и формирующийся характер. Из описанного примера видно, что застенчивость в данном случае носит устойчивый характер, из бесед с педагогами выяснилось, что для мальчика свойственны проявления застенчивости (нежелание вступать в контакт, робость) во всех ситуациях общения (на занятиях, при общении с детьми и взрослыми). Подобная система поведения характерна для всех детей из первой группы. Вторую группу детей составили дети с ситуативной застенчивостью, для которых проявления застенчивости характерны только в определенных ситуациях (только на занятиях, или только при контакте с незнакомыми людьми). В эту группу детей нами были включены 3 человека (2 девочки и 1 мальчик) – 37,5% от всех застенчивых детей. У одних она заметна только в общении со взрослыми людьми, часто незнакомыми, у других смущение проявляется наиболее выражено на занятиях, когда ребенку приходится говорить для всех. Третьи, робея, не могут войти в группу играющих детей. Примером поведения детей второй группы служит поведение Маши Н. Маша Н. в дошкольном учреждении воспитывается с 1 г. 4 месяцев. Сейчас ей уже 5 лет. Робость, неуверенность, очень тихий ответ с заметным смущением, выражающемся в покраснении, в волнении, а иногда просто в молчании с определенным жестом, показывающим «да» или «нет», характерны для девочки, по высказываниям воспитателей, с 4 лет. Воспитатели отмечают, что девочка отвечает правильно, но всегда боязливо и неуверенно. Заметно переживает, если ответит неправильно, после неправильного ответа вообще боится отвечать. На физкультурных занятиях лучше всех выполняет все упражнения, но очень стесняется показать для детей. В играх ее застенчивость даже не заметна, девочка очень подвижна, голос громкий, выделяется среди других. Малейшее замечание ее смущает, она притихает, а потом снова активно включается в игру. Такое проявление застенчивости можно характеризовать как проявление застенчивости только на занятиях. Для выявления особенностей общения застенчивых детей 5 года жизни и характера трудностей их общения со взрослыми и сверстниками мы провели беседу с воспитателями. Результаты беседы показали. Воспитатели также выделяют 8 детей, которым, с их точки зрения, свойственны проявления застенчивости. Среди выделенных нами детей первой группы воспитатели отмечали следующие особенности общения: - дети играют в одиночестве или стоят в стороне и не могут установить контакт с другими детьми, - не стремятся установить контакт с детьми, - не хотят принимать участие в групповых играх, - не проявляют инициативы при ответе на занятиях, - теряются в общении с незнакомыми людьми. Анализ беседы с воспитателями позволяет увидеть своеобразие проявлений застенчивости у детей каждой группы. Воспитатели отмечают, что для детей первой группы, с постоянной застенчивостью, свойственны проявления застенчивости как в игре с другими детьми, так и при общении со взрослыми, при знакомстве с новыми людьми, а также при проведении занятий в группе. При рассказе о детях второй группы, с ситуативной застенчивостью, воспитатели отмечают, что для данных детей характерны следующие особенности: играет в одиночестве, не может установить контакт с другими детьми (Оля Д.); стесняется и не проявляет инициативу на занятиях (Маша Н.); смущается при знакомстве с новыми людьми, общается с одними и теми же преподавателями и воспитателями, которые сами идут на контакт, не способен установить контакт с новыми людьми (Олег К.). Воспитатели отмечают, что у Оли Д. проявления застенчивости возникают при игре с другими детьми, а также после появления в группе после долгого отсутствия. Маша Н. смущается на занятиях, проявляет робость при ответе, сама не проявляет инициативу, даже если знает правильный ответ или способна самостоятельно выполнить поставленную воспитателем задачу. Олег К. способен устанавливать контакт только с хорошо знакомыми ему людьми. Он смущается при появлении в коллективе новых педагогов, испытывает робость при знакомстве с новыми людьми. Анализ наблюдения показал, что дети первой группы, с постоянной застенчивостью, испытывают трудности в общении и со сверстниками и со взрослыми. Пример: Саша К. смущается при общении со взрослыми и общение мальчика с детьми пассивное. Саша К. избегает общения с детьми. А во второй группе, с ситуативной застенчивостью, у некоторых детей проблемы только на занятиях, а в общении с детьми не испытывают трудности. Пример: Маша Н. испытывает робость и неуверенность на всех занятиях, а в играх с детьми ее застенчивость даже не заметна. В ходе проведения второго этапа эксперимента нами были выявлены особенности общения со взрослыми двух групп застенчивых детей 5 года жизни (8 человек) с постоянными и ситуативными проявлениями застенчивости. Результаты проведенного эксперимента представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Особенности общения со взрослыми застенчивых детей 5 года жизни с постоянными – 1 группа и ситуативными – 2 группа проявлениями застенчивости (8 человек).
Анализ методики позволил выделить некоторые особенности общения застенчивых детей 5 года жизни со взрослыми. Более ярко проблемы общения выражены у застенчивых детей первой группы (с постоянными проявлениями застенчивости). Из таблицы видно, что дети с постоянной застенчивостью во всех ситуациях проявляли нежелание вступать в контакт и испытывали смущение от внимания взрослых, а также использовали редкое и неразвернутое обращение к взрослому и испытывали робость и нерешительность в общении. У детей с ситуативной застенчивостью встречаются проявления застенчивости в форме смущения от внимания взрослых, редкого и неразвернутого обращения к взрослому и ответа на его вопрос, нежелания вступать в контакт при рассматривании и обсуждении книг. Дети этой группы характеризуются более выраженным индивидуальным проявлением застенчивости. На третьем этапе констатирующего эксперимента нами было проведено анкетирование родителей застенчивых детей. В ходе проведения анкетирования были получены следующие основные результаты. Большинство родителей (87,5%) говорят о том, что замечают проявления застенчивости у детей. Полученные данные отражены на диаграмме 2. Диаграмма 2. Соотношение родителей, замечающих и не замечающих проявления застенчивости у детей. 75% родителей полагают, что проявления застенчивости у их детей выражаются в следующем: - нерешительность, - отсутствие стремления установить контакт со сверстниками, - растерянность в незнакомой обстановке, - робость. Среди трудностей, испытываемых застенчивыми детьми при общении, 62,5% родителей выделяют следующие трудности: - не готов к общению с другими детьми; - не хочет вступать в какой бы то ни было контакт с незнакомыми людьми, даже если это необходимо (например, при контакте с врачом); - ребенок болезненно реагирует на незнакомых людей (кричит, плачет, убегает). Проведенное анкетирование показало, что родители детей, отнесенных нами к первой группе (постоянные проявления застенчивости) указывают на тот факт, что их дети испытывают одинаковые трудности при общении со взрослыми, сверстниками и незнакомыми людьми. А родители детей второй группы (с ситуативными проявлениями застенчивости) указывают на то, что их дети испытывают трудности при общении только с незнакомыми людьми. При этом наиболее приемлемыми формами для преодоления застенчивости у детей родители считают совместную деятельность ребенка и взрослого и использование игровых приемов. 87,5% родителей на вопрос о том, что они предпринимали для того, чтобы преодолеть застенчивость у ребенка, отвечали, что консультировались с воспитателем и психологом. При этом 5 из 7 родителей говорили о том, что психолог предлагал им разработать индивидуальную программу по преодолению застенчивости ребенка и посоветоваться с воспитателем по проблеме застенчивости ребенка (данные родители обращались к психологу, работающему в исследуемом ДОУ). 2 из 7 родителей ответили, что психолог посоветовал им не беспокоиться и указывал на то, что застенчивость с возрастом проходит (данные родители обращались к частному психологу). При этом 6 из 8 родителей (75%) указывают на то, что, с их точки зрения, они не обладают достаточным количеством информации для того, чтобы преодолеть застенчивость у их ребенка. Большинство родителей (75%) говорят о том, что консультации по проблемам преодоления застенчивости у ребенка являются для них наиболее интересным видом совместной работы с педагогами ДОУ. С их точки зрения, консультирование по проблемам преодоления застенчивости у детей в условиях исследуемого дошкольного образовательного учреждения в настоящее время не организованно. По мнению родителей, в консультировании по проблемам преодоления застенчивости должны принимать участие психологи и воспитатели ДОУ. В ходе проведенного констатирующего эксперимента нами было выявлено, что среди детей 5 года жизни чаще встречаются постоянные проявления застенчивости. Дети неохотно вступают в контакт, особенно с незнакомыми людьми, не участвуют в играх с другими детьми, не хотят отвечать на занятиях, даже при условии того, что знают правильное решение. Ситуативная застенчивость среди детей 5 года жизни встречается реже, она характеризуется меньшими проявлениями и встречается только в определенных ситуациях, например, ребенок с удовольствием вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, а на занятиях ведет себя скованно, не желает отвечать на вопросы педагога, или, наоборот, на занятиях ребенок ведет себя активно, охотно общается со взрослыми людьми, но испытывает значительные трудности при установление контакта со сверстниками. Исходя из результатов констатирующего эксперимента, нами было выявлено, что родители застенчивых детей 5 года жизни чаще всего предъявляют завышенные требования к своим детям, подавляют желания и стремления ребенка, при этом, формируя у него заниженную самооценку, проявляют повышенное беспокойство о ребенке, сами не стремятся к активному общению с людьми. Таким образом, характеризуя педагогическую культуру родителей застенчивых детей 5 года жизни, опираясь на два уровня педагогической культуры (реликтовый – относительно семьи, родителей и актуальный – относительно педагогов ДОУ), мы определили, что большинство родителей используют приемы реликтового воспитания. При этом большинство опрошенных нами родителей не знакомы с методами и формами работы по преодолению застенчивости у детей 5 года жизни, не знают особенностей психологического развития детей среднего дошкольного возраста, а, следовательно, не обладают достаточным уровнем сформированности педагогической культуры, что, на наш взгляд, и является основным фактором появления застенчивости у детей. Исходя из вышесказанного, программа формирования педагогической культуры родителей по проблеме преодоления детской застенчивости будет направлена на: 1. Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме преодоления застенчивости детей. 2. Развитие осознанности педагогического воздействия родителей на детей в процессе общения. 3. Обучение родителей методам и приемам организации занятий с детьми среднего дошкольного возраста. 4. Ознакомление родителей с элементами диагностики проявлений застенчивости. 5. Достижение уровня партнерских отношений между родителями и детьми.
Выводы по главе 2 Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие основные выводы: 1. В ходе проведенного констатирующего эксперимента нами было выявлено, что среди детей среднего дошкольного возраста встречаются два типа проявлений застенчивости: постоянная и ситуативная. При этом было определено, что у детей среднего дошкольного возраста постоянные проявления застенчивости встречаются чаще (в 62,5% исследованных нами случаев). Дети 5 года жизни с постоянными проявлениями застенчивости испытывают большие трудности в общении, поскольку ситуации, в которых они проявляют неуверенность, возникают и в общении со сверстниками, и в общении со взрослыми людьми, и в процессе проведения занятий в детском саду. Дети с ситуативными проявлениями застенчивости (37,5% исследованных нами случаев проявления застенчивости) испытывают, на наш взгляд, меньшие трудности в общении, поскольку им свойственны проявления застенчивости только в определенных ситуациях. 2. Нами было выявлено, что основным фактором, влияющим на появление застенчивости у детей 5 года жизни является семейное воспитание. Мы установили, что родители застенчивых детей чаще всего применяют деструктивные стили детско - родительских отношений в воспитании («противоречивый», «сверхтребовательный», «непоследовательный»). В таких семьях родители либо подавляют желания и стремления ребенка, лишая его самостоятельных действий, либо предъявляют к нему завышенные требования. 3. Большинство опрошенных родителей застенчивых детей 5 года жизни говорят о том, что они не имеют достаточного количества информации по проблеме преодоления застенчивости и указывают, что работа по консультированию родителей в исследуемом дошкольном образовательном учреждении неорганизованна. 4. Исходя из полученных в ходе констатирующего эксперимента данных, представляется целесообразным разработать программу повышения педагогической культуры родителей по проблеме преодоления застенчивости у детей 5 года жизни.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|