|
Объективные предпосылки возрастания научного знания к системе управленияСтр 1 из 32Следующая ⇒
Управление – непременное, внутренне присущее свойство общества на любой ступени его развития. Оно непосредственно связано с трудом. Труд же был, есть и всегда будет трудом общественным. Люди, чтобы успешнее противостоять могучим силам природы, отвоевать у нее средства к жизни, с первых же шагов своего существования должны были трудиться сообща, объединяться в трудовые организации. Но трудовая организация (трудовой коллектив) немыслима без организованности, порядка, разделения труда между людьми, определения места человека в организации, его функций. Без социального управления невозможно не только материачьное и духовное производство, но и распределение и потребление. Человек, как известно, существо социальное, он принадлежит к определенной общественной системе (формации, классу, коллективу), которая предъявляет к нему определенные требования, ставит его дела и поступки в определенные рамки. А это значит, что управлению подвержена вся социальная жизнь общества. Что касается духовной жизни, то и она не может быть вне управления, контроля со стороны общества: общество требует от своих членов не только поступать, но и мыслить по собственному подобию. В качестве объективных факторов управления выступает система объективных закономерностей, действующих в обществе и независимых от воли и сознания людей. Эти закономерности упорядочивают систему, устанавливают определенные пропорции в движении ее различных звеньев, направленность, ритмы и темпы ее движения. Если эти закономерности не проходят через сознание людей, не познаны и в силу этого не используются ими, то они действуют как стихийные регуляторы. Люди не способны подчинить себе игру случайных сил, поставить их на службу своим целям и интересам. Они вынуждены приспосабливать свою деятельность к требованиям игры. Объективное управление, не подвластное человеку, проявляющееся стихийно, не связано с сознательной деятельностью людей, специфических общественных институтов. Таковы, например, закономерности рынка, анархии и конкуренции в рыночном обществе. Именно рыночная стихия, случайная игра многочисленных актов купли-продажи в рыночных условиях хозяйствования, является главной управляющей силой рыночного производства, общества. Стихия рынка, переплетение многочисленных актов спроса и предложения автоматически, без вмешательства людей, общественных институтов управляет производством, регулирует общественное разделение труда, устанавливает в хозяйстве определенные пропорции, которые опять-таки в силу игры случая, стихии, вновь нарушаются и вновь устанавливаются. В соответствии с законом стоимости рыночная стихия управляет не только производством, но и поведением людей, их социальной жизнью. Наряду с объективными, зачастую стихийно действующими, непрограммируемыми факторами управления в обществе на любой ступени его развития действуют сознательные факторы управления, связанные с целесообразной, сознательной, преобразующей деятельностью людей. Постепенно формируются специальные общественные институты – субъекты управления, т.е. совокупность органов и организаций, осуществляющих сознательное воздействие на систему, с тем чтобы реализовать поставленные цели, добиться запрограммированных результатов. Итак, в обществе с первых шагов его существования действуют два типа факторов управления – объективные (независимые от сознания) и субъективные (сознательные). Характерно, что по мере прогресса общества неосознанные факторы управления все более уступают место факторам сознательным, человеческим, связанным с целесообразной деятельностью людей, специфических общественных институтов (государства, партий и т.п.). В условиях научно-технического прогресса все более возрастает интерес к человеку. Необходимо учитывать, что глобальные технические изменения (открытия) происходят в течение 15-20 и более лет. Только на них рассчитывать, повышая эффектовность производства, очень сложно. Возможности же человека в общественном производстве используются всего на 12-15%, то есть в перспективе эффективность развития общества в конечном счете все больше будет зависеть от людей, от того, как они подготовлены, насколько правильно они расставлены по различным звеньям управления, насколько рациональны и ответственны в таком сложном деле, как управление. Учитывая возрастающее значение к системе человека, Госстандарт России ставит высокие требования к социологической и психологической подготовленности руководителей, специалистов по менеджменту. Эти дисциплины стали обязательными для большинства профессий и специальностей. Наши руководители и политические лидеры, управленцы, не получившие фундаментальных знаний по социальным наукам (социологии и психологии управления), не могут построить процветающую экономику, работающую для людей и ради людей и эффективную систему управления. Они просто не будут знать, что это такое. Ведь если не учить этому сегодня, то старый опыт невозможно использовать. Ведь профессиональных школ менеджмента для управленцев и руководителей не было создано. В соответствующих вузах и на курсах повышения квалификации руководители в советское время больше изучали принципы марксизма-ленинизма, говорили о всестороннем развитии личности, организации, функциях управления, концепциях мотивации, вертикальном продвижении, сопротивлении людей нововведениям, а о мафии, закрытых референтных группах и постепенном вырождении управленческих элит и речи не было. Таким образом, за многие годы существования административной системы советского типа социология и психология управления так и не сформировалась. Руководителям не говорили правду о поведении подчиненных и наоборот. Коррупция, тактика обхода законов, девиантное (отклоняющее от общепринятых норм) поведение, злоупотребления служебным положением, реструкционизм и саботаж присущи были прошлой системе управления обществом. В связи с переходом экономики страны от планового хозяйствования к рыночным отношениям кардинальным образом меняется концепция управления предприятием. С точки зрения управления в плановом хозяйстве СССР основными задачами были: · разработка и усовершенствование механизма наращивания производства, снижавшего издержки выпуска продукции; · жесткая регламентация ассортимента выпускаемой продукции. Сам процесс производства целиком определялся системой фондированного распределения ресурсов и сбыта продукции. В условиях плановой экономики, связанной с функционированием административно-командной системы, главным заказчиком для предприятия выступало государство, поэтому предприятие диктовало свои условия потребителю, зачастую заведомо для него неприемлемые. Переход к рыночным отношениям означает для предприятия диктат потребителя, который предъявляет через рынок свои требования производителю: какие товары и услуги ему нужны и по каким ценам он готов их купить. Самым радикальным последствием преобразования плановой экономики в рыночную являются изменения в характере труда, превращение его из подневольного, связанного с отчуждением личности от средств производства, в свободный труд, движимый свободой выбора и личным экономическим интересом. В связи с изложенным представляется очевидным, что работа в рыночных условиях требует трансформации всей системы управления, в том числе и предприятием, перестройки хозяйственного мышления руководителей всех звеньев управления, начиная от директора предприятия и кончая линейным руководителем (завотделом, мастером). И в первую очередь, рыночная ориентация требует формирования нового типа работника, основными чертами которого являются предприимчивость, инициатива, ответственность, восприятие всего нового и передового и т.д. Эффективность работы предприятия зависит от решения не только внутренних проблем, но и от ряда внешних факторов, от того, насколько удачно оно приспосабливается к внешней среде: экономической, научно-технической, политической и др. Наиболее важным стало умение ориентироваться на внутреннем и внешнем рынках, вовремя распознавать угрозы для своего существования в условиях конкурентной борьбы, не упускать возможности, возникающие в конъюнктуре рыночной среды, и извлекать максимальную выгоду из этих возможностей. Таковы главные критерии эффективности новой системы управления (по отношению к которым внутренняя рациональность организации управления отходит на второй план). Управление выступает предметом изучения многих наук, в том числе и естественных. Управление – это функция биологических, социальных, технических, организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности. В самом общем виде управление предстает как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий достижению максимального эффекта при минимальных затратах ресурсов, усилий и времени. То есть управление – это упорядочение соответствующей структуры и обеспечение эффективного ее функционирования в полном соответствии с закономерностями существования и развития данной системы. Управление присутствует в неживой природе (технических системах); в организмах (биологических системах) и в обществе (социальных системах). Управление в технических системах – это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин – изучается главным образом техническими науками. Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Управление в социальных системах – это управление людей людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, другие сообщества с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Оно является объектом изучения социальных (социологии, социальной психологии, психологии) наук. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, то есть социально-экономические системы. Поэтому социальное управление – свойство, присущее человеческому обществу. Оно воздействует на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено прежде всего появлением и развитием разделения труда, которое специализировало труд производителей и коллективов. И здесь социология избрала свое направление исследования. С социологической точки зрения управление представляет иерархическую систему отношений людей, основанную на различиях в должностном положении, статусе, доходах, диапазоне властных полномочий. Что касается психологии управления, то она как наука продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива (трудовой организации). Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая группа или трудовой коллектив изучается социологией, социальной и педагогической психологией. Отличительную особенность социологии и психологии управления составляет то, что их объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность – это непросто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями, антипатиями или ценностями. Это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих ими совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями. Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации, – это управленческие отношения людей. В социологии и психологии управления отдельный работник, социальная группа и коллектив выступают в контексте организации. Поэтому анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива – таковы главные темы исследований в социологии и психологии управления. Социология и психология управления является самостоятельной дисциплиной. Однако общеизвестна ее связь с общей психологией, социологией, социальной психологией, инженерной психологией, экономической психологией, а также с другими науками, например, философией, эргономикой и др. Социологию и психологию управления называют «междисциплинарной» отраслью науки. Они пересекаются с различными областями психологии и социологии. Так например, общая психология так же, как и психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции, чувства и стрессы и т.п. Но в отличие от общей психологии, в которой основной проблемой является проблема личности, в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления. Важнейшей проблемой общей психологии является также проблема мотивации. В социологии и психологии управления она занимает важное место, т.к. мотивация считается одной из самых сложных функций управления. Известна взаимосвязь социологии и психологии управления и социальной психологии. Объект исследования психологии управления – это не только отдельно взятая личность, но и малые группы, которые являются одним из сложнейших феноменов социальной психологии. Они изучаются не только социальной психологией, но и социологией, как: «рабочие группы», «референтные», «малые группы». Основным же субъектом управления считается руководитель или менеджер, отвечающий за работу малых и больших групп людей. Поэтому он должен иметь основательную подготовку как по социологии, так и психологии управления. Уметь правильно и оперативно принимать решения, «ладить» с людьми, предотвращать возникновение и развитие конфликтов, умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное, применять на практике организационно-управленческие принципы и методы работы. Социология и психология управления опирается на данные социальной психологии, но ее интересует не сам коллектив как таковой, а коллективная деятельность как объект управления. Она опирается на знания в области психологии труда, инженерной психологии, социологии труда, педагогической психологии, социологии профессий и некоторые другие дисциплины, которые имеют свой предмет исследования. Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности человека, куда входят такие вопросы, как профессиональный отбор, профессиональная ориентация, рационализация режима труда и отдыха с точки зрения эффективности использования и восстановления сил человека, монотонность труда и др. Инженерная психология изучает психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе эксплуатации машин, предъявляемые с учетом психических свойств человека. Педагогическая психология изучает закономерности развития психики человека в процессе обучения и воспитания. Социология труда изучает механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда. Социология профессий изучает престижность тех или иных видов деятельности, предпочтения, ценностные ориентации, профессиональную пригодность и т.д. Дифференциация в области психологии и социологии имеет большое значение и представляет методологическую основу для внедрения в управленческую практику психологических и социологических знаний. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|