Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Управление как трудовой процесс





 

Общество, как известно, представляет собой сложную, многоуровневую, целостную и динамически развивающуюся систему. Неотъемлемым атрибутом любой системы, экономической, технической, социальной – является управление, которое обеспечивает ее сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение цели (целей) системы. В нашем современном обществе происходят глубинные трансформации: в социально-политической жизни: это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике – от централизованно планируемого развития народного хозяйства к рынку, в духовной жизни – от идеологического монополизма и диктата к плюрализму, в личной жизни отдельного человека – от единообразия ценностных ориентации и смысложизненных установок к свободному выбору жизненной позиции, идеалов, стандартов поведения. В этих условиях идет и трансформация всей системы в управления. Управление все в большей степени выступает как вид трудовой деятельности, как разновидность общественно необходимого труда.

В целях наиболее полного представления о различных видах трудовой деятельности необходимо привести характеристику труда.

Труд – процесс сознательной целенаправленной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей. В целях управления трудом при рассмотрении социальной его сущности необходимо исходить из следующих положений.

Во-первых, труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Во-вторых, нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пища, одежда, жилище и т.д.) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.

В этой связи трудовую деятельность можно определить как занятость тем или иным видом труда. Понятие «деятельность» применительно к труду как бы подчеркивает два его важных качества: степень активности воздействия человека на предмет труда (вещество природы – сырье, полуфабрикаты и т.д.) и степень прилагаемых при этом интеллектуальных усилий. Такая трактовка понятия трудовой деятельности открывает возможность более широкого (по сравнению с традиционной практикой) использования комплексного, «деятельного» подхода к решению научно-технических, производственных, экономических, социальных и управленческих задач.

Трудовая деятельность человека осознанна им и целенаправленна. Человека в процессе трудовой деятельности интересует прежде всего конечная цель труда. Он все время стремится повысить его эффективность, то есть получить наибольший результат при наименьших затратах. Это объективно обусловило возникновение кооперированного труда. Под кооперацией понимается такая форма организации труда, при которой много лип планомерно работает рядом и во взаимодействии друг с другом в одном и том же процессе производства или в разных, но связанных между собой.

С возникновением кооперации, когда люди начинают совместно трудиться над созданием одного или нескольких видов изделий, появляется объективная необходимость в координации и согласовании деятельности участников совместного труда для достижения поставленной цели. В итоге выделяется, формируется и развивается особый вид деятельности – управленческая деятельность. Говоря словами классиков, всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма. Оркестр должен управляться дирижером.

Неразрывная связь между общественным трудом и управленческой деятельностью отражает в своей сложности и многообразии специфику рыночных отношений. Управление как функция общественного процесса труда всегда выражается в конкретной деятельности, во взаимосвязях людей по поводу организации и исполнения ими реальных трудовых актов, поступков операций. Работники, занятые в сфере управления, никогда не действуют в отрыве от того или иного конкретного процесса общественного производства. Поэтому многообразие различных вариантов управленческой деятельности столь же велико, сколь велико разнообразие конкретных проявлений отношений управления в общественном процессе труда. Общее здесь – это цель участников управления – повышение эффективности коллективного труда.

Направленность управления на повышение эффективности труда и следовательно, прямое влияние его на конечный результат позволяют считать сам управленческий труд производительным, определять его как особый вид деятельности – труд по руководству трудом. В роли вида деятельности управление способствует созданию условий для повышения производительности груда. Совместный труд кооперированных работников всегда результативнее, чем работников, выпускающих один и тот же продукт, так как управление нацелено на рациональное использование всех факторов производства. Отсюда управление как вид деятельности является производительным трудом, выполнять который необходимо при всяком комбинированном способе производства.

Управление производством представляет собой целенаправленное воздействие на участников общественного производства (отдельных работников или коллективы) для достижения заранее намеченных результатов. В общем виде управление можно представить как элемент, функция организационных систем, обеспечивающая сохранение определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации программы, целей деятельности.

Среди различных видов управления (управление маркетингом, спросом населения, товарным предложением, товаропродвижением, качеством продукции, расходами, управление по процессу и т.д.) необходимо выделить управление рынком – как вид деятельности, направленной на обеспечение развития рынка в целях создания условий для обеспечения беспрепятственной реализации товаров и наиболее полного удовлетворения потребностей и платежеспособного спроса.

Основной целью управления является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. На каждом уровне управления цели дифференцируются на частные, конкретизирующие подцели. Цели нижележащего уровня выступают в качестве средства достижений вышестоящего уровня. При этом степень общности формулировки цели уменьшается со снижением уровня управления, возрастает степень конкретности, детализации.

Наука управления призвана учитывать и обобщать практику использования отдельных законов общественного развития, принципов и методов, а также факторы построения и функционирования системы управления и соединять их в одно целое. С учетом этого можно следующим образом сформулировать предмет науки управления: законы и закономерности управления как целостного, комплексного и конкретного социального явления. Законы охватывают различные стороны управления экономикой, например, сферы управления в системе производства, основные методы и функции управления, и т.д.

Рассматривая управление как целостную систему, можно выделить в нем обуславливающую часть – управленческие отношения и действующую – собственно управленческую деятельность, выражающуюся в актах и поступках лиц (предпринимателей, администраторов), занятых в управлении. Наряду с этим можно выделить субъект и объект управления.(рис. 3). Субъект формирует цели управления и необходимое управляющее воздействие на объект, оценивает результат. В управлении общественным производством непосредственным объектом выступают трудовые коллективы и отдельные работники. Только через их трудовую деятельность осуществляется воздействие на вещественные элементы производства: орудия и предметы труда. Управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин изучается преимущественно техническими науками. Управление как воздействие на людей, имеющих различные интересы, объединенных в группы, коллективы, классы, – наиболее сложный процесс, относящийся к общественным (социальным) наукам.

 

Рис. 3. Система управления

 

Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта. Предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Деятельность предполагает два основных плана характеристики – внешний (предметно-действенный) и внутренний (психологический). Внешняя характеристика деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета средств и условий труда. Предмет труда – совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми_субъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать. Средства труда – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него. Условия труда – система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации.

Основными структурными компонентами деятельности являются такие психологические образования, как цель, мотивация, информационная основа, принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), а также механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др.

По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирование, прогнозирование, мотивирование, принятие решений, контроль и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной.

Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. Последняя принадлежит к особому типу систем – социотехническим. Исходя из этого, труд руководителя включает два основных аспекта – связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий. Первый аспект обозначается понятием инструментального контура управления, а второй – понятием экспрессивного контура. Эти контуры далеко не всегда гармонично сочетаются между собой и к тому же требуют от руководителя реализации качественно разных способов и форм поведения. В связи с этим возрастает и общий уровень сложности деятельности.

Науке управления свойственны:

· конкретно-исторический подход к изучению явлений действительности;

· системный подход, предполагающий одновременный анализ всех главных сторон и аспектов подсистем управления в их взаимосвязи и взаимовлияния;

· рассмотрение системы управления в развитии, учет количественных и качественных изменений ее состава, структуры и функционирования во времени и пространстве.

Существенное значение имеет выяснение сущности и роли методов управления. Под методом управления обычно понимается совокупность приемов и способов воздействия субъекта управленческой деятельности на объект для достижения целей. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетание, которые органически дополняют друг друга.

В социологии и психологии управления описывается и интерпретируется большое количество методов, применяемых в управленческой деятельности. Это общенаучные, используемые в любой области познания, и специфические, свойственные только управленческой деятельности. Значение общенаучных методов состоит в том, что они позволяют получить достоверную информацию об объеме анализа, дают возможность прогнозировать будущее состояние объекта, указывают средства воздействия, обеспечивающие его желаемое изменение. Такие научные методы, как системный подход, прогнозирование, моделирование, социальный эксперимент, комбинирование, декомпозиция и другие играют существенную роль в эффективности управленческой деятельности.

Применение системного подхода позволяет правильно понять сущность любого социального объекта. Общество, организация, малая группа, любое учреждение функционируют и развиваются в качестве системы, т.е. представляют целостную совокупность множества взаимосвязанных компонентов и их взаимоотношений и взаимозависимости, которые выражаются в свойствах и функциях единого множества. Социология и психология управления всегда связана с решением определенной проблемы. Поэтому, применяя системный подход к анализу общества, социальной общности, группы, индивида, можно выявить всю совокупность условий, факторов, причин, приведших к возникновению проблемы, возможные пути и средства ее разрешения.

Важное место в управлении занимает прогнозирование. Выборка эффективных решений требует верно предвидеть и предсказать главные направления развития в обществе и других общественных образованиях и действовать сообразно с их закономерностями. Прогнозы нацеливают органы управления на решение перспективных проблем, определяют цель, предупреждают о возможных отклонениях от нее.

Эффективным методологическим приемом в управлении является моделирование. Варианты его разнообразны, но в каждом из них исследователь создает некий образ – модель изучаемого явления, исходя из факторов, предположений о пока неизвестном содержании явления, его месте в общественном производстве. Модель можно описать словами, представить системой формул, изобразить на чертеже, изготовить в натуре, реализовать с помощью компьютерной техники.

В каждом из приведенных выше случаев цель исследователя одна: изучая «поведение» модели при воздействии на нее определенных факторов, действующих на исследуемую систему, раскрыть строение, механизм действия последней. Таким образом, моделирование направлено на познание явлений действительности, на открытие новых, ранее неизвестных исследователю истин.

Социальный эксперимент позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности управляемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов. Так, к примеру, во многих организациях для повышения производительности труда в качестве эксперимента меняют различные условия труда (температуру помещения, цвет стен, музыкальное сопровождение, освещение и т.д.) Те факторы, которые в наибольшей степени оказали влияние на производственные показатели, берутся за основу и применяются в дальнейшем в данной организации. С помощью социального эксперимента ведется поиск научно-обоснованных нововведений, использование которых может оказаться полезным для решения целей и задач организации.

Не менее эффективным методологическим приемом служит комбинирование. В процессе комбинирования исследователь синтезирует некоторый умозрительный или реальный объект, опираясь на имеющиеся в его распоряжении компоненты, с целью создания, получения нового, ранее не достигавшегося качества. Комбинирование представляет собой творческую деятельность, которую принято отождествлять с изобретательством. Как методологический прием оно направлено на открытие ранее не существовавших в представлении исследователя явлений и предметов с соответствующими качественными признаками.

Отметим и такой прием, как декомпозиция. Если при комбинировании из частей создается некое целое, обладающее специфическим качеством, не присущим в отдельности ни одной из частей, то при декомпозиции происходит обратный процесс. Цель этого методологического приема – изучение того или иного явления, не поддающегося непосредственному анализу в полном объеме, по частям.

Эти и многие другие методы используются при выполнении тех или иных управленческих функций. В частности, при принятии решений широко используются такие методы, как «мозговая атака», «круглый стол», «деловая игра», «спор», «полемика», «метод 635», «метод синектики», «прения» и др.

При планировании используется метод экстраполяции, построения сценариев, экспертных оценок, формирования дерева целей или проблем и т.д. Выполнение функции организации базируется на методах, учитывающих потребности и мотивацию людей, работающих в организации.

Специфические методы, применяемые в теории и практике социологии и психологии управления, по содержанию, направленности и организационным формам подразделяются на: организационно-административные, экономические и социально-психологические.

Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности. Эти методы основываются на:

· системе законодательных актов страны;

· системе нормативных документов вышестоящих структур управления;

· системе разрабатываемых в организации, фирме, предприятии планов, заданий, программ;

· системе оперативного управления.

В систему законодательных актов страны входят государственные законы, указы, постановления, распоряжения, положения, инструкции и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами (Президентом, правительством, парламентом, учреждениями различных министерств и ведомств) для обязательного применения на территории всей страны.

Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда.

В рамках организации возможны следующие формы проявления организационно-административных методов:

· обязательное предписание (приказ, контракт, запрет и т.д.);

· планы, программы, задания, регламентирующие деятельность всех работников, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач;

· рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.)

Экономические методы базируются на действии экономических механизмов мотивации, стимулирования и вознаграждения за активную и эффективную деятельность. Их основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада. К экономическим методам управления, применяемым на уровне страны относятся налоговая система страны и кредитно-финансовый механизм. К экономическим методам управления, которые применяются на уровне организации, фирмы, учреждения, предприятия относятся система заработной платы и другие формы материального поощрения, а также система ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность труда.

Социально-психологические механизмы управления представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность. Данные методы основаны на использовании социально-психологического механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят формальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений, социальные потребности, интересы, нормы и ценности и другие социально-психологические аспекты. Эти методы позволяют обеспечить для производственной деятельности персонала морально-психологическую атмосферу. Предметом изучения психологических методов являются формальные и неформальные отношения. Формальные отношения формируются на основе должностных инструкций, обязанностей и распоряжений администрации и закрепляются в виде функциональных структур подразделений. Неформальные отношения устанавливаются на базе общностей, приоритетов, потребностей и интересов, симпатий и антипатий и имеют неписанные правила отношений.

Социально-психологические методы отличаются своей мотивационной характеристикой. Среди способов мотивации выделяют следующие: внушение, убеждение, подражание, принуждение, вовлечение и др. Социально-психологические методы применяются для обеспечения растущих социальных потребностей человека, его всестороннего гармоничного развития и повышения на этой основе трудовой активности личности.

Социально-психологические методы направлены на урегулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. Во многих компаниях формируют коллектив для решения какой-либо проблемы с учетом психологической совместимости и при этом определяют количественные и качественные отношения между работниками. К методам гуманизации труда относятся использование психологического воздействия цвета, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т.д. Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

В целом организационно-административные, экономические и социально-психологические методы опираются на объективные законы социального развития и законы психологии. В совокупности эти методы оказывают прямое или косвенное воздействие на мотивы поведения, интересы и потребности людей.

Перечисленные методы и приемы не исчерпывают всей комплексной методологической базы, однако в значительной степени определяют научный подход к теории управления. В связи с проведением рыночных преобразований новые требования предъявляются к управленческим кадрам. К кадрам управления относятся работники, полностью или преимущественно занятые управленческим трудом (выполняющие функции управления), то есть профессионально участвующие в управлении и входящие в его аппарат.

Основным содержанием управленческого труда является сбор, обработка и выдача информации как этапы подготовки, принятия и реализации решений и контроля за исполнением принятых решений. Поэтому можно выделить несколько категорий управленческих работников: руководители, предприниматели, специалисты, менеджеры, технические работники и т.д. Каждая из этих категорий играет определенную специфическую роль в системе управления и отличается особенностями трудовой деятельности.

Руководители – это работники аппарата управления, возглавляющие трудовые организации, направляющие и регулирующие их деятельность, принимающие управленческие решения и полностью ответственные за их выполнение. Руководители обычно подразделяются на линейных и функциональных.

К линейным относятся руководители и их заместители, выполняющие объем функций по руководству коллективом производственного подразделения. Линейный руководитель, как правило, подчинен непосредственно вышестоящему, например начальник цеха – директору, директор завода – генеральному директору объединения, генеральный директор – собственнику или основному учредителю и т.д.

Функциональные руководители, в отличие от линейных, выполняют лишь часть управленческих функций. Они возглавляют коллективы функциональных служб или их подразделений на предприятиях, объединениях, холдингах и т.д. К ним относятся на промышленных предприятиях, в производственных и научно-производственных объединениях главные специалисты (главный инженер, механик, экономист, конструктор и т. д.), руководители функциональных подразделений (начальники отделов труда и заработной платы, сбыта и снабжения, управления персоналом и т.д.). Функциональные руководители административно подчинены соответствующему линейному руководителю. Например, механик цеха подчинен начальнику цеха, главный экономист – директору предприятия и т.д.

В зависимости от уровня, занимаемого хозяйственными руководителями в общей системе управления, их принято относить к низовому, среднему и высшему звеньям. К руководителям низового звена относятся на промышленных предприятиях бригадиры, мастера, прорабы, начальники смен, участков, начальники небольших цехов, а также руководители функциональных служб и подразделений. Руководителями среднего звена на промышленных предприятиях выступают начальники крупных цехов, директора предприятий, генеральные директора и их заместители. К руководителям высшего звена относятся собственники и учредители организаций и предприятий, предприниматели и их заместители.

Специалисты – это сотрудники аппарата управления, разрабатывающие на базе имеющейся у них специальной подготовки варианты управленческих решений или производственных задач. Эти задачи выполняет менеджер – как должностное лицо, которое эффективным в данных условиях методом влияния направляет подчиненных на достижение цели организации. Это влияние достигается путем определения норм поведения подчиненных, удовлетворения их нужд в меру возможностей и защитой их интересов перед руководителями высшего уровня управления. К специалистам относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы, менеджеры, социологи, психологи и т.д.

Технический персонал – это работники (секретари, курьеры, лаборанты, чертежники и т.д.), обслуживающие процесс управления, выполняющие делопроизводительные функции, прием, первичную обработку информации.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.