Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ





Авторитарный стиль управления – стиль деятельности руководителя (менеджера), в основе которого лежит абсолютизация принципа единоначалия и полное отрицание коллегиальных (коллективных) методов принятия решений. Характеризуется стремлением руководителя полагаться исключительно на формальный авторитет должности, на принуждение. Это стиль жестких приказов и распоряжений, не допускающий каких-либо возражений или собственного мнения подчиненных.

Авторитет – влияние, которым пользуется индивид в решении организационных проблем, основанное на признание его опыта, знаний, личностных достоинств.

Авторитет руководителя – концентрированное отражение в решениях руководителя и в сознании подчиненных убеждающего потенциала личности руководителя. Личный авторитет представляет разновидность власти над людьми. А для него самого определяется силой влияния на людей, а для подчиненных – степенью оказываемого доверия.

Адаптация (от лат. adaptare – приспособлять) – в общем виде – процесс и результат приспособления строения и функций системы (организма, человека, организации и пр.) к изменяющимся условиям существования. В теории социологии и психологии управления данный термин используется применительно как к системе управления в целом (адаптация системы управления), так и к отдельным ее элементам (адаптация должностная, адаптация социальная, профессиональная и т.д.).

Администрация – лица, определяющие цели, задачи и политику организации.

Активность – одна из общих способностей личности, проявляющаяся в высоком энергетическом обеспечении психической деятельности и обуславливающая ее эффективность.

Анализ человеческих ресурсов – концепция, рассматривающая персонал как важный ресурс организации, в использовании которого скрыты значительные резервы и которые могут быть охарактеризованы через оценку экономической эффективности их использования.

Аппарат управления – организованная на основе штатного расписания и профессионально-квалификационных характеристик совокупность работников, объединенных в управленческие органы, подразделения, службы, на которые возложено выполнение определенных управленческих функций. В составе аппарата управления, кроме руководителей, выделяется аппарат органа управления.

Аттракция – процесс взаимного тяготения людей друг к другу.

Бизнес – предпринимательская, экономическая деятельность, ведение выгодного дела, являющегося источником получения прибыли, дохода.

Бюрократия – система управления, основанная на формализме, тип организации, для которой характерно специализированное разделение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы.

Вербальный – имеющий непосредственное отношение к знаковому и прежде всего словесному (устному и письменному).

Власть – возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.

Власть, основанная на вознаграждении – власть, основанная на убежденности исполнителя, что лицо, оказывающее влияние, имеет возможность удовлетворить его актуальную потребность.

Власть, основанная на принуждении – влияние, основанное на вере исполнителя, что оказывающий влияние может наказать его, затруднить удовлетворение его потребностей.

Внушение – процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением критичности и сознательности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием его активного понимания, а также анализа и оценки на основе прошлого опыта.

Воздействие управленческое – действие, вызывающее изменение состояния (параметров, свойств) объекта (системы)управления. Социальное воздействие управленческое, связано с изменением содержания и реализацией интересов и потребностей социальных объектов (общностей, социальных групп, индивидов); имеет целью регулирование поведения, направленности деятельности социального объекта.

Группа – два лица или более, которые взаимодействуют между собой так, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его влияние.

Групповое мышление – тенденция отдельных личностей подавлять собственную точку зрения на ту или иную проблему, чтобы не нарушить гармонию группы.

Дезорганизация – нарушение порядка, дисциплины, расстройство управления организацией, ее разлаженность, развал. Как правило, дезорганизация возникает как результат возмущающих воздействий.

Действие – основной структурный компонент деятельности; представляет собой произвольную, преднамеренную опосредованную активность, направленную на достижение осознаваемой цели.

Делегирование – передача задач и прав исполнителю, который принимает на себя ответственность за них.

Деловая игра – метод поиска управленческих решений в различных производственных, социально-экономических, социально-психологических, других проблемных ситуациях посредством игры по заданным правилам.

Демократический стиль управления – стиль, характеризующийся учетом мнения членов организации при решении ее основных проблем, отсутствием навязывания руководителем своей воли и основанный на том, что активность людей мотивирована потребностями высших порядков.

Деятельность – форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей и освоением социального опыта.

Должность управленческая – первичный структурный элемент в органе управления, определяемый установленными задачами, правами и обязанностями, обусловленный также формами разделения и кооперации труда в управлении.

Иерархия управления – последовательность уровней управления с указанием их подчиненности друг другу.

Интеллект – основная общая способность личности, представляющая собой высшую форму интеграции всех частных когнитивных способностей субъекта.

Интерес – эмоционально окрашенная установка, направленность на тот или иной вид деятельности или на какой-либо объект, вызванная положительным отношением к ним; форма проявления познавательной потребности; имеющее значение, что-то значимое.

Интуиция –процесс порожденного нового знания, протекающий без осознанного контроля за ним со стороны субъекта, в силу чего результат данного процесса носит характер непосредственного усмотрения.

Информация – сведения, знания, сообщения, которые содержат необходимые данные для принятия управленческих решений и его реализации.

Искусство управления – умение применять научные знания по управлению, использовать накопленный опыт и полученные навыки творчески, применительно к данной конкретной управленческой ситуации.

Кадры управления – работники (служащие), профессиональная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением функций управления.

Карьера – субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в основной форме личностного самовыражения; поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Карьера – это индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

Качество управления – оценка процесса управления, определяемая степенью достижения поставленной цели.

Когнитивные психические процессы – один из классов психических процессов, обеспечивающих познание внешней и внутренней среды личности. Включает процессы ощущения, восприятия, представления, внимания, воображения, памяти и мышления.

Коллегиальные решения – тип решений, реализуемых в непосредственном контакте членов группы друг с другом, а также в условиях ее иерархической организации.

Коммуникация –

1) обмен информацией и смыслом информации между двумя или более людьми;

2) одна из основных функций управления («связующая функция»), обеспечивающая координацию совместной деятельности в процессе деятельности организации на основе обмена информацией между ее членами.

Компетентность – интегральное личностно-когнитивное качество руководителя, базирующееся на сформированности системы профессиональных знаний (экспертности) и умении их эффективно использовать.

Контроль управления – один из необходимых этапов управленческого цикла, назначение которого – выявление отклонений величины фактических параметров управляемой системы от желаемых (цели, задания, нормы и т.д.).

Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях и отношениях индивидов или групп, а также в сознании отдельного индивида, связанное с острым отрицательным переживанием. Социальное противоречие, основанное на разности потребностей и интересов людей, перерастающее в противоборство.

Конформность – тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало их ожиданиям и их стереотипам поведения. Фиксируется в соответствующем личностном свойстве – конформизме.

Концепция – совокупность понятий и связей между ними, определяющая основные направления развития и свойства какого-либо явления.

Координация – согласование действий элементов внутри социальной системы и внешних систем по отношению к рассматриваемой системе для достижения общих целей.

Коррекция – процесс обнаружения отклонений в ожидаемых результатах деятельности и внесения изменений в ее процесс в целях обеспечения необходимых результатов.

Креативность – одна из общих способностей личности, состоящая в возможности порождения новых, оригинальных идей и способов решения задач, а также – в потребности личности в этом.

Критерий – признак, на основании которого выполняется оценка, сравнение альтернатив, классификация объектов управления.

Кружок качества – группа работников подразделения, которые на добровольных началах обсуждают проблемы качества и вырабатывают идеи, направленные на его повышение. Является также одним из средств партисипативного управления, способом мотивационного обогащения труда.

Культура управления – системная, обобщенная характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности, степень профессионализма и компетентности работников аппарата управления.

Либеральный стиль руководства (попустительский) – стиль, характеризующийся предоставлением подчиненным максимальной свободы в выборе рабочих задач и контроля за своей работой, слабым использованием властных полномочий и низкой мерой организационного влияния руководителя.

Лидер управления – человек, способный выдвигать продуктивные цели развития, находить оптимальные пути их достижения и объединять разных людей в социальные организации для решения общих задач, максимально использовать творческие возможности как своей личности, так и окружающих его людей, в том числе талантливых, одаренных, неординарных.

Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение группы.

Личные качества работника – свойства его личности:

· способности и темперамент;

· уровень развития психологических функций и их взаимосвязи;

· эмоциональные и волевые черты;

· индивидуальные потребности, мотивы, склонности и вкусы;

· мировоззрение и идеалы личности, ее самосознание, а также и те свойства, которые принято называть чертами характера.

Личный фактор производства – кооперация индивидуальных способностей к труду, определяющая условия развития общественного производства со стороны человека. Одна из форм бытия рабочей силы.

Менеджмент (от англ. management – управление, заведование, организация) – управление, включающее совокупность принципов, методов, средств и форм, применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Понятие «менеджмент» относится прежде всего к управлению деловым предприятием, смысл существования которого состоит в производстве товара и предоставлении различных экономических услуг.

Менталитет – особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненные позиции, культура, модели поведения, обусловленные социальной средой, национальные традиции и т.п. Менталитет свидетельствует о специфических чертах социализации человека, его автономности и самобытности развития, суверенности как субъекта общественной жизни.

Метод – регулятивная норма или правило; определенный путь, способ. Прием решений задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера.

Метод групповой работы – метод, направленный на создание, «выращивание» сплоченных творческих групп (управленческих команд), способных самостоятельно генерировать новые идеи, содействовать личностному развитию участников группы, решать конкретные проблемы.

Методы психологии – методы, основанные на наблюдении, эксперименте, анализе процесса и результатах трудовой деятельности, хронометрии, циклографии, анализе событий, фактов, дат жизненного пути, психодиагностики (беседы, тесты, опросники и т.д.).

Методы управления – способы воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей.

Механизм управления – способ организации управления общественными делами, где взаимосвязаны методы, средства и принципы управления, что и обеспечивает эффективную реализацию целей управления; совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей.

Миссия – основная, глобальная цель организации, в которой она публично провозглашает свое видение собственного общественного предназначения.

Моделирование – исследование объекта управления путем построения и изучения его модели, применения существенных свойств моделируемого объекта к познанию мало изученных реальных социальных систем.

Мотивационная система личности – целостная организация всех побудительных сил активности, лежащих в основе поведения и деятельности человека. Включает ряд основных компонентов:


· потребности,

· собственно мотивы,

· интересы,

· влечения,

· убеждения,

· цели,

· установки,

· стереотипы,

· нормы,

· ценности и др.


Мотивация управления – побуждение работника к управленческой деятельности путем воздействия на всю систему потребностей и интересов личности, группы, организации, стимулирование их осознанной социальной активности.

Научность управления – степень использования в процессе управления общественными делами достижений науки управления, особенно инновационных социальных технологий.

Неформальные организации –

1) спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенных целей;

2) общая структура таких групп в пределах всей формальной организации.

Нововведение управленческое – процесс усвоения новых управленческих знаний, идей, организационных форм, методов и техники управления.

Норма –

1. Определенные, заранее установленные количественные параметры, устанавливающие допустимые характеристики какого-либо процесса или результата деятельности. Лежит в основе нормирования или организации работы аппарата управления.

2. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок построения чего-либо.

Объект управления – это социальная общность, социальные организации, люди, управленческая подсистема (социальные процессы, ресурсы и т.д.), воспринимающие воздействие со стороны субъекта управления (системы управления, органа управления, руководителя).

Оптимизация управления – процесс выработки оптимальных решений.

Ответственность – принимаемые субъектом обязательства выполнять задания, обеспечивая их удовлетворительное завершение, а также нести ответственность в случае их невыполнения.

Партисипативный стиль управления – стиль, характеризующийся привлечением исполнителей к реализации собственно управленческих функций, их соучастием в решении основных задач, связанных с выработкой целей и планов организации, с поиском путей их реализации.

Планирование – функция управления, процесс разработки планов, где предусматриваются сроки, этапы и показатели управленческой деятельности, просчитываются необходимые ресурсы и возможный конечный результат.

Потребность – нужда в чем-либо, требующая удовлетворения.

Правила – совокупность обязанностей и требований, выполнение которых гарантирует создание определенных условий (дисциплины, порядка).

Приватизация – передача государственной или муниципальной собственности в коллективную или частную собственность.

Принципы управления – основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления.

Прогнозирование –

1) одна из управленческих функций, направленная на предвидение возможных изменений внешней и внутренней среды организации и их учет при управлении ею;

2) регулятивный психический процесс, выступающий в индивидуальной деятельности в форме антиципатии;

3) метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.

Программа – результат планирования, представляющий целостную и согласованную последовательность действий и процедур достижения целей, их распределение по подразделениям и отдельным исполнителям, а также синхронизированную между ними по времени.

Процесс управления – управленческая деятельность объединенных в определенную управленческую структуру субъектов управления, направленная на достижение заданных целей путем реализации функций управления, применения соответствующих принципов и методов управления.

Псевдоавторитет – собирательное понятие для обозначения ряда неадекватных личностных установок при реализации руководителем своих властных полномочий.

Психическое состояние – понятие, используемое для условного выделения в психике ее относительно статического момента, в отличие от понятия «психические процессы», подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия «психические свойства», указывающего на закрепленность проявлений психики в структуре личности.

Резервы – ресурсы, находящиеся на хранении (не используемые в данный момент) и предназначенные для удовлетворения спроса на эти ресурсы в будущем.

Референтная группа – любая реальная или воображаемая группа, со стандартами и нормами с которой идентифицирует себя индивид. Выполняет две основные функции – нормативную и оценочную.

Риск – сочетание уровня неопределенности в предсказании результата со значимостью его последствий для личности (или организации).

Руководство – ведущая, направляющая, организующая и регулирующая деятельность субъекта управления (органа управления, отдельного руководителя).

Самоконтроль – один из регулятивных процессов, содержанием которого является мониторинг за ходом и промежуточными результатами индивидуальной деятельности.

Самоуправление – самостоятельность социальных организаций, заключающаяся в реальной возможности самостоятельно, под свою ответственность, решать важные вопросы своей жизнедеятельности и принимать управленческие решения для достижения конечных результатов.

Связь – категория управления, отражающая формы взаимодействия элементов системы. Посредством связи формируются отношения, определенные для данной структуры.

Системный подход – совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства и структуру объекта в целом, представив его в качестве системы, готовить и обосновывать комплексные управленческие решения с учетом всех взаимосвязей отдельных структурных частей, их взаимовлияние и выявление взаимодействия системы в целом с каждым элементом системы.

Слухи – специфический вид межличностных неформальных коммуникаций, в процессе которых сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становятся достоянием обширной аудитории.

Социабельность – свойство личности, характеризующее меру ее включенности в социальную микросреду и основывающееся на сочетании способности и потребности к установлению межличностных контактов.

Социальная диагностика – вид оперативного анализа социального объекта с целью определения его состояния, оценки конкретной ситуации, проблемной характеристики. Результатом такого анализа является описание объекта в системе показателей.

Социальная защита –

1) в широком смысле – это деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав, в том числе на достойный человеку уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности;

2) в узком смысле –это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового, организационного характера для поддержания наиболее уязвимых слоев населения, в том числе и прежде всего от негативных проявлений процессов, связанных с реформированием общества.

Социальная рыночная экономика – модель экономического устройства общества, характеризуемая социальной перераспределительной и социально-защитной ролью государства, экономика которого основывается на рыночных принципах и регулируется рыночным механизмом, что обеспечивает высокую эффективность ее функционирования и выполнения государством его социальных функций.

Социальная технология – алгоритм, процедура осуществления действия в различных областях социальной практики: в управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве и т.д.

Социальный процесс – последовательная смена состояний или движения системы и ее подсистем, любого социального объекта; развертывание во времени того или иного социального явления.

Социальные резервы – не реализующиеся в данное время, но имеющиеся в наличии социальные возможности индивидов и коллективов (способности, квалификация, компетентность, трудовая и управленческая культура и т.д.) для повышения их активности и эффективности определенных видов социальной деятельности.

Специальные способности –

1) индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения высоких результатов при выполнении какого-либо одного вида деятельности;

2) высокая мера развития отдельных психических функций и процессов.

Статус – занимаемое человеком положение в обществе.

Стиль управления – система обобщенных способов и форм поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей.

Стратегическое планирование – набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке конкретных стратегий, предназначенных для помощи организации в достижении поставленных целей.

Стресс – состояние повышенной эмоциональной напряженности, возникающее в ответ на различные экстремальные воздействия.

Структура управленческих решений – строение процесса принятия управленческих решений, включающее три аспекта:

1) формальную структуру, состоящую из цели, правил, критериев, способов, альтернатив, информации, гипотез;

2) уровневую структуру, состоящую из пяти уровней (автократического, автономного, локально-коллегиального, интегративно-коллегиального и метаколлегиального);

3) операционную структуру, состоящую из системы согласованных действий по выработке, принятию, реализации решений и контролю за их исполнением.

Тактика – краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена.

Тестирование – процесс диагностического исследования с помощью тестов.

Убеждение – использующийся в управленческих коммуникациях метод воздействия на личность через обращение к ее собственному критическому суждению. Основа убеждения – логическая аргументация фактов.

Управление – основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей системы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве какой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.д.), с тем чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели.

Управление персоналом – направление в современном менеджменте, связанное с систематизированным и комплексным решением всех кадровых проблем организации, с обеспечением кадровых функций управления.

Управленческая деятельность – тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей – сорганизовывать деятельности других людей в направлении достижения общих целей, с опорой при этом на принцип иерархии.

Уровень руководства – принадлежность руководителя к одному из трех основных значений общего «континуума управления» – высшему, среднему или низовому.

Устойчивость системы – способность системы поддерживать намеченный режим функционирования, сохранять равновесие, несмотря на возмущающие внешние и внутренние воздействия.

Фактор – причина, источник воздействия на систему, определяющий ее состояние, условие управленческой деятельности.

Формальная организационная структура – тип организационной структуры, построенной в соответствии с видами работ, выполняемых отдельными подразделениями.

Фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению высокомотивированной и субъективно значимой цели.

Функциональная структура – схема разделения управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями.

Функция управления – согласованная система качественно сходных задач, направленных на обеспечение какого-либо важнейшего аспекта управленческой деятельности. Функции управления часто представлены в следующей последовательности:


· прогнозирование,

· планирование,

· мотивация и контроль.

· организация,

· руководство (принятие решения),


Харизма – влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способность привлекать сторонников.

Целевое управление – процесс, состоящий из четырех основных этапов:

1) выработка четкой цели;

2) разработка реалистических планов ее достижения;

3) систематический контроль качества и результатов работы;

4) принятие корректирующих мер для достижения результатов.

Целеполагание –

5) одна из функций управления, состоящая в выработке конечных состояний организационной деятельности;

6) вид регулятивных психических процессов, содержанием которых является генерация и формулировка целей индивидуальной деятельности, а также их конкретизация на подцели различных уровней соподчиненности.

Цикл управления – полная совокупность периодически следующих друг за другом составляющих процесса управления:

а) получение информации;

б) принятие управленческого решения;

в) передача решения для реализации.

Человеческий фактор – воздействие на производственные (управленческие) процессы личных качеств работников, их ценностных ориентации, нравственных принципов, норм поведения в сфере труда, досуга, потребления, их жизненных планов, уровня знаний и информированности, характера трудовых и социальных навыков, установок и представлений о личностно значимых элементах жизни (социальной справедливости, правах и свободах человека, о его гражданском, профессиональном долге и т.п.). Человеческий фактор – непременное условие успеха организаторской деятельности каждого руководителя.

Экстраполяция прошлого опыта – метод оценки обстановки. Суть его в получении знаний о состоянии того или иного элемента обстановки в прошлом и перенесение этого состояния на настоящее и будущее с учетом новых условий и факторов, определяющих его развитие.

Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Эмпатия – понимание состояния другого человека (преимущественно – эмоционального) в форме сопереживания, умение чувствовать его и способность воспринимать поступки людей с их же позиций.

Этапы карьеры – основные и закономерно сменяющие друг друга стадии профессионального пути личности.

Этика руководства – система этических норм, определяющих особенности действий и поступков руководителя то взаимодействие с другими людьми.

Этика управления – система нравственных норм, которые определяют поведение субъекта управления в любой управленческой ситуации. Последние требуют совмещения основных управленческих принципов с общегуманистическими, нравственными требованиями, что предполагает не только знание основных нравственных норм взаимоотношений между людьми, но и соблюдение их в практической управленческой деятельности.

Этикет – установленный, общепринятый порядок, процедура, регулирующие этические нормы и формы поведения людей в определенных, типичных ситуациях.

Эффективность управленческого труда – показатель, характеризующий уровень результативности управленческой деятельности по реализации целей управления относительно затрат на их достижение (затраты времени, финансовые и т.д.). Данный показатель является суммирующим, как бы объединяющим количественные и качественные аспекты.

«Эффективный менеджер» – условное понятие, обозначающее идеального руководителя, знающего основные положения теории управления, умеющего их действенно реализовать на практике, характеризующегося высокой профессиональной компетентностью.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «социология и психология УПРАВЛЕНИЯ»

 

1. Социальная природа управления.

2. Управление как разновидность общественно необходимого труда.

3. Социологические и психологические аспекты управленческой деятельности.

4. Социальная организация: сущность, структура, потенциал.

5. Самоуправление в трудовой организации: проблемы, пути решения.

6. Аппарат управления как социальная группа.

7. Общие функции управления.

8. Специфические функции аппарата управления.

9. Особенности управленческой деятельности в организациях.

10. Организация как совокупность рабочих мест.

11. Социальная организация как совокупность социальных ролей

12. Малые группы в организации.

13. Организаторские способности руководителя.

14. Социальный лидер управленческого типа.

15. Современные тенденции в социологии и психологии управления: проблемы преемственности социального опыта.

16. Социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений.

17. Личностный потенциал работника в рыночных условиях хозяйствования.

18. Общение в процессе управления.

19. Поведение личности и группы: проблемы управления их поведением.

20. Базовые социальные роли руководителя.

21. Психологическое содержание управленческого труда.

22. Психологические свойства личности эффективного руководителя.

23. Предмет и продукт управленческого труда.

24. Власть в социальной системе управления.

25. Признаки бюрократизации аппарата управления.

26. Понятие «команда», ее роль в жизнедеятельности организации.

27. Управленческие способности: понятие и их роль.

28. Организационная культура: понятие, структура и развитие.

29. Организационная патология и управленческая культура.

30. Корпоративная культура: ее место и роль в системе управления.

31. Управленческое решение: структура, процесс принятия.

32. Социальное партнерство как управленческая проблема.

33. Субъекты и механизм управления в социальном партнерстве.

34. Руководитель в системе управления.

35. Профессионализм руководителей и качество управления.

36. Особенности управления в экстремальных ситуациях.

37. Формирование коллектива с учетом индивидуально-психологических характеристик.

38. Формирование социально-психологической структуры коллектива.

39. Роль коммуникаций в системе руководства и управления.

40. Роль лидерства в управленческой деятельности.

41. Социально-психологические особенности принятия управленческих решений.

42. Критерии оценки эффективности и качества управленческого труда (управления).

43. Принципы социологии и психологии управления как концентрация социального опыта.

44. Система методов и основные функции социологии и психологии управления.

45. Изменчивость среды и требования к формированию новой парадигмы социологии и психологии управления.

46. Управленческая деятельность по выводу трудовой организации (предприятия) из зоны банкротства.

47. Зарубежный опыт социологии и психологии управления.

48. Социальные технологии в социологии и психологии управления.

49. Управление конфликтами: опыт, проблемы, пути разрешения.

50. Особенности управления в XXI веке и формирование инновационной управленческой культуры.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

 

1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

3. Арская Л.П. Японские секреты управления. – М.: Изд-во МГУ, Универсум, 1991.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.

5. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие. – Мн.: ТетраСиетемс, 2000.

6. Баткаева И.А., Митрофанова Е.А. Управление занятостью населения: Учеб. пособие. – М.: ГАУ, 1995.

7. Баткаева И.А. Организация оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике. – М.: ГАУ, 1994.

8. Башмаков В.И. Социология труда. Учебное пособие. – М.: ГУУ, 1999.

9. Белозерова С.М. Социальная политика в сфере труда. – М., 1996.

10. Бизн







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.