|
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯАвторитарный стиль управления – стиль деятельности руководителя (менеджера), в основе которого лежит абсолютизация принципа единоначалия и полное отрицание коллегиальных (коллективных) методов принятия решений. Характеризуется стремлением руководителя полагаться исключительно на формальный авторитет должности, на принуждение. Это стиль жестких приказов и распоряжений, не допускающий каких-либо возражений или собственного мнения подчиненных. Авторитет – влияние, которым пользуется индивид в решении организационных проблем, основанное на признание его опыта, знаний, личностных достоинств. Авторитет руководителя – концентрированное отражение в решениях руководителя и в сознании подчиненных убеждающего потенциала личности руководителя. Личный авторитет представляет разновидность власти над людьми. А для него самого определяется силой влияния на людей, а для подчиненных – степенью оказываемого доверия. Адаптация (от лат. adaptare – приспособлять) – в общем виде – процесс и результат приспособления строения и функций системы (организма, человека, организации и пр.) к изменяющимся условиям существования. В теории социологии и психологии управления данный термин используется применительно как к системе управления в целом (адаптация системы управления), так и к отдельным ее элементам (адаптация должностная, адаптация социальная, профессиональная и т.д.). Администрация – лица, определяющие цели, задачи и политику организации. Активность – одна из общих способностей личности, проявляющаяся в высоком энергетическом обеспечении психической деятельности и обуславливающая ее эффективность. Анализ человеческих ресурсов – концепция, рассматривающая персонал как важный ресурс организации, в использовании которого скрыты значительные резервы и которые могут быть охарактеризованы через оценку экономической эффективности их использования. Аппарат управления – организованная на основе штатного расписания и профессионально-квалификационных характеристик совокупность работников, объединенных в управленческие органы, подразделения, службы, на которые возложено выполнение определенных управленческих функций. В составе аппарата управления, кроме руководителей, выделяется аппарат органа управления. Аттракция – процесс взаимного тяготения людей друг к другу. Бизнес – предпринимательская, экономическая деятельность, ведение выгодного дела, являющегося источником получения прибыли, дохода. Бюрократия – система управления, основанная на формализме, тип организации, для которой характерно специализированное разделение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы. Вербальный – имеющий непосредственное отношение к знаковому и прежде всего словесному (устному и письменному). Власть – возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей. Власть, основанная на вознаграждении – власть, основанная на убежденности исполнителя, что лицо, оказывающее влияние, имеет возможность удовлетворить его актуальную потребность. Власть, основанная на принуждении – влияние, основанное на вере исполнителя, что оказывающий влияние может наказать его, затруднить удовлетворение его потребностей. Внушение – процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением критичности и сознательности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием его активного понимания, а также анализа и оценки на основе прошлого опыта. Воздействие управленческое – действие, вызывающее изменение состояния (параметров, свойств) объекта (системы)управления. Социальное воздействие управленческое, связано с изменением содержания и реализацией интересов и потребностей социальных объектов (общностей, социальных групп, индивидов); имеет целью регулирование поведения, направленности деятельности социального объекта. Группа – два лица или более, которые взаимодействуют между собой так, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его влияние. Групповое мышление – тенденция отдельных личностей подавлять собственную точку зрения на ту или иную проблему, чтобы не нарушить гармонию группы. Дезорганизация – нарушение порядка, дисциплины, расстройство управления организацией, ее разлаженность, развал. Как правило, дезорганизация возникает как результат возмущающих воздействий. Действие – основной структурный компонент деятельности; представляет собой произвольную, преднамеренную опосредованную активность, направленную на достижение осознаваемой цели. Делегирование – передача задач и прав исполнителю, который принимает на себя ответственность за них. Деловая игра – метод поиска управленческих решений в различных производственных, социально-экономических, социально-психологических, других проблемных ситуациях посредством игры по заданным правилам. Демократический стиль управления – стиль, характеризующийся учетом мнения членов организации при решении ее основных проблем, отсутствием навязывания руководителем своей воли и основанный на том, что активность людей мотивирована потребностями высших порядков. Деятельность – форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей и освоением социального опыта. Должность управленческая – первичный структурный элемент в органе управления, определяемый установленными задачами, правами и обязанностями, обусловленный также формами разделения и кооперации труда в управлении. Иерархия управления – последовательность уровней управления с указанием их подчиненности друг другу. Интеллект – основная общая способность личности, представляющая собой высшую форму интеграции всех частных когнитивных способностей субъекта. Интерес – эмоционально окрашенная установка, направленность на тот или иной вид деятельности или на какой-либо объект, вызванная положительным отношением к ним; форма проявления познавательной потребности; имеющее значение, что-то значимое. Интуиция –процесс порожденного нового знания, протекающий без осознанного контроля за ним со стороны субъекта, в силу чего результат данного процесса носит характер непосредственного усмотрения. Информация – сведения, знания, сообщения, которые содержат необходимые данные для принятия управленческих решений и его реализации. Искусство управления – умение применять научные знания по управлению, использовать накопленный опыт и полученные навыки творчески, применительно к данной конкретной управленческой ситуации. Кадры управления – работники (служащие), профессиональная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением функций управления. Карьера – субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в основной форме личностного самовыражения; поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Карьера – это индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. Качество управления – оценка процесса управления, определяемая степенью достижения поставленной цели. Когнитивные психические процессы – один из классов психических процессов, обеспечивающих познание внешней и внутренней среды личности. Включает процессы ощущения, восприятия, представления, внимания, воображения, памяти и мышления. Коллегиальные решения – тип решений, реализуемых в непосредственном контакте членов группы друг с другом, а также в условиях ее иерархической организации. Коммуникация – 1) обмен информацией и смыслом информации между двумя или более людьми; 2) одна из основных функций управления («связующая функция»), обеспечивающая координацию совместной деятельности в процессе деятельности организации на основе обмена информацией между ее членами. Компетентность – интегральное личностно-когнитивное качество руководителя, базирующееся на сформированности системы профессиональных знаний (экспертности) и умении их эффективно использовать. Контроль управления – один из необходимых этапов управленческого цикла, назначение которого – выявление отклонений величины фактических параметров управляемой системы от желаемых (цели, задания, нормы и т.д.). Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях и отношениях индивидов или групп, а также в сознании отдельного индивида, связанное с острым отрицательным переживанием. Социальное противоречие, основанное на разности потребностей и интересов людей, перерастающее в противоборство. Конформность – тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало их ожиданиям и их стереотипам поведения. Фиксируется в соответствующем личностном свойстве – конформизме. Концепция – совокупность понятий и связей между ними, определяющая основные направления развития и свойства какого-либо явления. Координация – согласование действий элементов внутри социальной системы и внешних систем по отношению к рассматриваемой системе для достижения общих целей. Коррекция – процесс обнаружения отклонений в ожидаемых результатах деятельности и внесения изменений в ее процесс в целях обеспечения необходимых результатов. Креативность – одна из общих способностей личности, состоящая в возможности порождения новых, оригинальных идей и способов решения задач, а также – в потребности личности в этом. Критерий – признак, на основании которого выполняется оценка, сравнение альтернатив, классификация объектов управления. Кружок качества – группа работников подразделения, которые на добровольных началах обсуждают проблемы качества и вырабатывают идеи, направленные на его повышение. Является также одним из средств партисипативного управления, способом мотивационного обогащения труда. Культура управления – системная, обобщенная характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности, степень профессионализма и компетентности работников аппарата управления. Либеральный стиль руководства (попустительский) – стиль, характеризующийся предоставлением подчиненным максимальной свободы в выборе рабочих задач и контроля за своей работой, слабым использованием властных полномочий и низкой мерой организационного влияния руководителя. Лидер управления – человек, способный выдвигать продуктивные цели развития, находить оптимальные пути их достижения и объединять разных людей в социальные организации для решения общих задач, максимально использовать творческие возможности как своей личности, так и окружающих его людей, в том числе талантливых, одаренных, неординарных. Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение группы. Личные качества работника – свойства его личности: · способности и темперамент; · уровень развития психологических функций и их взаимосвязи; · эмоциональные и волевые черты; · индивидуальные потребности, мотивы, склонности и вкусы; · мировоззрение и идеалы личности, ее самосознание, а также и те свойства, которые принято называть чертами характера. Личный фактор производства – кооперация индивидуальных способностей к труду, определяющая условия развития общественного производства со стороны человека. Одна из форм бытия рабочей силы. Менеджмент (от англ. management – управление, заведование, организация) – управление, включающее совокупность принципов, методов, средств и форм, применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Понятие «менеджмент» относится прежде всего к управлению деловым предприятием, смысл существования которого состоит в производстве товара и предоставлении различных экономических услуг. Менталитет – особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненные позиции, культура, модели поведения, обусловленные социальной средой, национальные традиции и т.п. Менталитет свидетельствует о специфических чертах социализации человека, его автономности и самобытности развития, суверенности как субъекта общественной жизни. Метод – регулятивная норма или правило; определенный путь, способ. Прием решений задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера. Метод групповой работы – метод, направленный на создание, «выращивание» сплоченных творческих групп (управленческих команд), способных самостоятельно генерировать новые идеи, содействовать личностному развитию участников группы, решать конкретные проблемы. Методы психологии – методы, основанные на наблюдении, эксперименте, анализе процесса и результатах трудовой деятельности, хронометрии, циклографии, анализе событий, фактов, дат жизненного пути, психодиагностики (беседы, тесты, опросники и т.д.). Методы управления – способы воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей. Механизм управления – способ организации управления общественными делами, где взаимосвязаны методы, средства и принципы управления, что и обеспечивает эффективную реализацию целей управления; совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Миссия – основная, глобальная цель организации, в которой она публично провозглашает свое видение собственного общественного предназначения. Моделирование – исследование объекта управления путем построения и изучения его модели, применения существенных свойств моделируемого объекта к познанию мало изученных реальных социальных систем. Мотивационная система личности – целостная организация всех побудительных сил активности, лежащих в основе поведения и деятельности человека. Включает ряд основных компонентов: · потребности, · собственно мотивы, · интересы, · влечения, · убеждения, · цели, · установки, · стереотипы, · нормы, · ценности и др. Мотивация управления – побуждение работника к управленческой деятельности путем воздействия на всю систему потребностей и интересов личности, группы, организации, стимулирование их осознанной социальной активности. Научность управления – степень использования в процессе управления общественными делами достижений науки управления, особенно инновационных социальных технологий. Неформальные организации – 1) спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенных целей; 2) общая структура таких групп в пределах всей формальной организации. Нововведение управленческое – процесс усвоения новых управленческих знаний, идей, организационных форм, методов и техники управления. Норма – 1. Определенные, заранее установленные количественные параметры, устанавливающие допустимые характеристики какого-либо процесса или результата деятельности. Лежит в основе нормирования или организации работы аппарата управления. 2. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок построения чего-либо. Объект управления – это социальная общность, социальные организации, люди, управленческая подсистема (социальные процессы, ресурсы и т.д.), воспринимающие воздействие со стороны субъекта управления (системы управления, органа управления, руководителя). Оптимизация управления – процесс выработки оптимальных решений. Ответственность – принимаемые субъектом обязательства выполнять задания, обеспечивая их удовлетворительное завершение, а также нести ответственность в случае их невыполнения. Партисипативный стиль управления – стиль, характеризующийся привлечением исполнителей к реализации собственно управленческих функций, их соучастием в решении основных задач, связанных с выработкой целей и планов организации, с поиском путей их реализации. Планирование – функция управления, процесс разработки планов, где предусматриваются сроки, этапы и показатели управленческой деятельности, просчитываются необходимые ресурсы и возможный конечный результат. Потребность – нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Правила – совокупность обязанностей и требований, выполнение которых гарантирует создание определенных условий (дисциплины, порядка). Приватизация – передача государственной или муниципальной собственности в коллективную или частную собственность. Принципы управления – основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления. Прогнозирование – 1) одна из управленческих функций, направленная на предвидение возможных изменений внешней и внутренней среды организации и их учет при управлении ею; 2) регулятивный психический процесс, выступающий в индивидуальной деятельности в форме антиципатии; 3) метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего. Программа – результат планирования, представляющий целостную и согласованную последовательность действий и процедур достижения целей, их распределение по подразделениям и отдельным исполнителям, а также синхронизированную между ними по времени. Процесс управления – управленческая деятельность объединенных в определенную управленческую структуру субъектов управления, направленная на достижение заданных целей путем реализации функций управления, применения соответствующих принципов и методов управления. Псевдоавторитет – собирательное понятие для обозначения ряда неадекватных личностных установок при реализации руководителем своих властных полномочий. Психическое состояние – понятие, используемое для условного выделения в психике ее относительно статического момента, в отличие от понятия «психические процессы», подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия «психические свойства», указывающего на закрепленность проявлений психики в структуре личности. Резервы – ресурсы, находящиеся на хранении (не используемые в данный момент) и предназначенные для удовлетворения спроса на эти ресурсы в будущем. Референтная группа – любая реальная или воображаемая группа, со стандартами и нормами с которой идентифицирует себя индивид. Выполняет две основные функции – нормативную и оценочную. Риск – сочетание уровня неопределенности в предсказании результата со значимостью его последствий для личности (или организации). Руководство – ведущая, направляющая, организующая и регулирующая деятельность субъекта управления (органа управления, отдельного руководителя). Самоконтроль – один из регулятивных процессов, содержанием которого является мониторинг за ходом и промежуточными результатами индивидуальной деятельности. Самоуправление – самостоятельность социальных организаций, заключающаяся в реальной возможности самостоятельно, под свою ответственность, решать важные вопросы своей жизнедеятельности и принимать управленческие решения для достижения конечных результатов. Связь – категория управления, отражающая формы взаимодействия элементов системы. Посредством связи формируются отношения, определенные для данной структуры. Системный подход – совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства и структуру объекта в целом, представив его в качестве системы, готовить и обосновывать комплексные управленческие решения с учетом всех взаимосвязей отдельных структурных частей, их взаимовлияние и выявление взаимодействия системы в целом с каждым элементом системы. Слухи – специфический вид межличностных неформальных коммуникаций, в процессе которых сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становятся достоянием обширной аудитории. Социабельность – свойство личности, характеризующее меру ее включенности в социальную микросреду и основывающееся на сочетании способности и потребности к установлению межличностных контактов. Социальная диагностика – вид оперативного анализа социального объекта с целью определения его состояния, оценки конкретной ситуации, проблемной характеристики. Результатом такого анализа является описание объекта в системе показателей. Социальная защита – 1) в широком смысле – это деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав, в том числе на достойный человеку уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности; 2) в узком смысле –это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового, организационного характера для поддержания наиболее уязвимых слоев населения, в том числе и прежде всего от негативных проявлений процессов, связанных с реформированием общества. Социальная рыночная экономика – модель экономического устройства общества, характеризуемая социальной перераспределительной и социально-защитной ролью государства, экономика которого основывается на рыночных принципах и регулируется рыночным механизмом, что обеспечивает высокую эффективность ее функционирования и выполнения государством его социальных функций. Социальная технология – алгоритм, процедура осуществления действия в различных областях социальной практики: в управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве и т.д. Социальный процесс – последовательная смена состояний или движения системы и ее подсистем, любого социального объекта; развертывание во времени того или иного социального явления. Социальные резервы – не реализующиеся в данное время, но имеющиеся в наличии социальные возможности индивидов и коллективов (способности, квалификация, компетентность, трудовая и управленческая культура и т.д.) для повышения их активности и эффективности определенных видов социальной деятельности. Специальные способности – 1) индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения высоких результатов при выполнении какого-либо одного вида деятельности; 2) высокая мера развития отдельных психических функций и процессов. Статус – занимаемое человеком положение в обществе. Стиль управления – система обобщенных способов и форм поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей. Стратегическое планирование – набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке конкретных стратегий, предназначенных для помощи организации в достижении поставленных целей. Стресс – состояние повышенной эмоциональной напряженности, возникающее в ответ на различные экстремальные воздействия. Структура управленческих решений – строение процесса принятия управленческих решений, включающее три аспекта: 1) формальную структуру, состоящую из цели, правил, критериев, способов, альтернатив, информации, гипотез; 2) уровневую структуру, состоящую из пяти уровней (автократического, автономного, локально-коллегиального, интегративно-коллегиального и метаколлегиального); 3) операционную структуру, состоящую из системы согласованных действий по выработке, принятию, реализации решений и контролю за их исполнением. Тактика – краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена. Тестирование – процесс диагностического исследования с помощью тестов. Убеждение – использующийся в управленческих коммуникациях метод воздействия на личность через обращение к ее собственному критическому суждению. Основа убеждения – логическая аргументация фактов. Управление – основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей системы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве какой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.д.), с тем чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели. Управление персоналом – направление в современном менеджменте, связанное с систематизированным и комплексным решением всех кадровых проблем организации, с обеспечением кадровых функций управления. Управленческая деятельность – тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей – сорганизовывать деятельности других людей в направлении достижения общих целей, с опорой при этом на принцип иерархии. Уровень руководства – принадлежность руководителя к одному из трех основных значений общего «континуума управления» – высшему, среднему или низовому. Устойчивость системы – способность системы поддерживать намеченный режим функционирования, сохранять равновесие, несмотря на возмущающие внешние и внутренние воздействия. Фактор – причина, источник воздействия на систему, определяющий ее состояние, условие управленческой деятельности. Формальная организационная структура – тип организационной структуры, построенной в соответствии с видами работ, выполняемых отдельными подразделениями. Фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению высокомотивированной и субъективно значимой цели. Функциональная структура – схема разделения управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями. Функция управления – согласованная система качественно сходных задач, направленных на обеспечение какого-либо важнейшего аспекта управленческой деятельности. Функции управления часто представлены в следующей последовательности: · прогнозирование, · планирование, · мотивация и контроль. · организация, · руководство (принятие решения), Харизма – влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способность привлекать сторонников. Целевое управление – процесс, состоящий из четырех основных этапов: 1) выработка четкой цели; 2) разработка реалистических планов ее достижения; 3) систематический контроль качества и результатов работы; 4) принятие корректирующих мер для достижения результатов. Целеполагание – 5) одна из функций управления, состоящая в выработке конечных состояний организационной деятельности; 6) вид регулятивных психических процессов, содержанием которых является генерация и формулировка целей индивидуальной деятельности, а также их конкретизация на подцели различных уровней соподчиненности. Цикл управления – полная совокупность периодически следующих друг за другом составляющих процесса управления: а) получение информации; б) принятие управленческого решения; в) передача решения для реализации. Человеческий фактор – воздействие на производственные (управленческие) процессы личных качеств работников, их ценностных ориентации, нравственных принципов, норм поведения в сфере труда, досуга, потребления, их жизненных планов, уровня знаний и информированности, характера трудовых и социальных навыков, установок и представлений о личностно значимых элементах жизни (социальной справедливости, правах и свободах человека, о его гражданском, профессиональном долге и т.п.). Человеческий фактор – непременное условие успеха организаторской деятельности каждого руководителя. Экстраполяция прошлого опыта – метод оценки обстановки. Суть его в получении знаний о состоянии того или иного элемента обстановки в прошлом и перенесение этого состояния на настоящее и будущее с учетом новых условий и факторов, определяющих его развитие. Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмпатия – понимание состояния другого человека (преимущественно – эмоционального) в форме сопереживания, умение чувствовать его и способность воспринимать поступки людей с их же позиций. Этапы карьеры – основные и закономерно сменяющие друг друга стадии профессионального пути личности. Этика руководства – система этических норм, определяющих особенности действий и поступков руководителя то взаимодействие с другими людьми. Этика управления – система нравственных норм, которые определяют поведение субъекта управления в любой управленческой ситуации. Последние требуют совмещения основных управленческих принципов с общегуманистическими, нравственными требованиями, что предполагает не только знание основных нравственных норм взаимоотношений между людьми, но и соблюдение их в практической управленческой деятельности. Этикет – установленный, общепринятый порядок, процедура, регулирующие этические нормы и формы поведения людей в определенных, типичных ситуациях. Эффективность управленческого труда – показатель, характеризующий уровень результативности управленческой деятельности по реализации целей управления относительно затрат на их достижение (затраты времени, финансовые и т.д.). Данный показатель является суммирующим, как бы объединяющим количественные и качественные аспекты. «Эффективный менеджер» – условное понятие, обозначающее идеального руководителя, знающего основные положения теории управления, умеющего их действенно реализовать на практике, характеризующегося высокой профессиональной компетентностью. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «социология и психология УПРАВЛЕНИЯ»
1. Социальная природа управления. 2. Управление как разновидность общественно необходимого труда. 3. Социологические и психологические аспекты управленческой деятельности. 4. Социальная организация: сущность, структура, потенциал. 5. Самоуправление в трудовой организации: проблемы, пути решения. 6. Аппарат управления как социальная группа. 7. Общие функции управления. 8. Специфические функции аппарата управления. 9. Особенности управленческой деятельности в организациях. 10. Организация как совокупность рабочих мест. 11. Социальная организация как совокупность социальных ролей 12. Малые группы в организации. 13. Организаторские способности руководителя. 14. Социальный лидер управленческого типа. 15. Современные тенденции в социологии и психологии управления: проблемы преемственности социального опыта. 16. Социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений. 17. Личностный потенциал работника в рыночных условиях хозяйствования. 18. Общение в процессе управления. 19. Поведение личности и группы: проблемы управления их поведением. 20. Базовые социальные роли руководителя. 21. Психологическое содержание управленческого труда. 22. Психологические свойства личности эффективного руководителя. 23. Предмет и продукт управленческого труда. 24. Власть в социальной системе управления. 25. Признаки бюрократизации аппарата управления. 26. Понятие «команда», ее роль в жизнедеятельности организации. 27. Управленческие способности: понятие и их роль. 28. Организационная культура: понятие, структура и развитие. 29. Организационная патология и управленческая культура. 30. Корпоративная культура: ее место и роль в системе управления. 31. Управленческое решение: структура, процесс принятия. 32. Социальное партнерство как управленческая проблема. 33. Субъекты и механизм управления в социальном партнерстве. 34. Руководитель в системе управления. 35. Профессионализм руководителей и качество управления. 36. Особенности управления в экстремальных ситуациях. 37. Формирование коллектива с учетом индивидуально-психологических характеристик. 38. Формирование социально-психологической структуры коллектива. 39. Роль коммуникаций в системе руководства и управления. 40. Роль лидерства в управленческой деятельности. 41. Социально-психологические особенности принятия управленческих решений. 42. Критерии оценки эффективности и качества управленческого труда (управления). 43. Принципы социологии и психологии управления как концентрация социального опыта. 44. Система методов и основные функции социологии и психологии управления. 45. Изменчивость среды и требования к формированию новой парадигмы социологии и психологии управления. 46. Управленческая деятельность по выводу трудовой организации (предприятия) из зоны банкротства. 47. Зарубежный опыт социологии и психологии управления. 48. Социальные технологии в социологии и психологии управления. 49. Управление конфликтами: опыт, проблемы, пути разрешения. 50. Особенности управления в XXI веке и формирование инновационной управленческой культуры. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»
1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. 2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1988. 3. Арская Л.П. Японские секреты управления. – М.: Изд-во МГУ, Универсум, 1991. 4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. 5. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие. – Мн.: ТетраСиетемс, 2000. 6. Баткаева И.А., Митрофанова Е.А. Управление занятостью населения: Учеб. пособие. – М.: ГАУ, 1995. 7. Баткаева И.А. Организация оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике. – М.: ГАУ, 1994. 8. Башмаков В.И. Социология труда. Учебное пособие. – М.: ГУУ, 1999. 9. Белозерова С.М. Социальная политика в сфере труда. – М., 1996. 10. Бизн Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|