|
Тест 13. Изучение сплоченности коллектива⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32
Всех членов группы просят указать десять положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления (например, своего лидера, особенности своего коллектива, своей совместной деятельности, перспектив группы и т.д.). Затем на основе их ответов составляется два набора положительных и отрицательных характеристик таким образом, чтобы в них оказались включенными характеристики, названные хотя бы одним членом группы. Каждому члену группы предлагается выбрать из этих наборов по пять положительных и отрицательных характеристик, получивших максимальное количество выборов. Кроме того, подсчитывается общее количество выборов, сделанных членами данной группы из каждого предложенного набора. (В силу того, что все участники делают только пять выборов, это количество численно равно произведению величины группы на пять). Показатели ценностно-ориентированного единства (ЦОЕ), сплоченности отдельно по выборам положительных и отрицательных характеристик определяются по формуле:
где: ЦОЕ – сплоченность группы в отношении данного объекта оценки, %; n – сумма выборов, приходящихся на пять характеристик, получивших максимальное количество выборов; m – сумма выборов, приходящихся на пять характеристик, получивших минимальное количество выборов; N – общее количество выборов, сделанных членами данной группы. Группа с максимально возможным ЦОЕ – все участники выбирают одни и те же характеристики. Группа с минимально возможным ЦОЕ (полное отсутствие ценностно-ориентационного единства) – участники не отдают предпочтения ни одной из характеристик исходного набора, то есть выбирают каждую из них одинаковое число раз. Итоговый показатель групповой сплоченности при помощи описанной методики определяется как полусумма показателей ЦОЕ, вычисленных по положительным и отрицательным характеристикам. Тест 14. Изучение психологического климата коллектива
Уважаемый товарищ! Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в Вашей группе, выставив ту оценку, которая, по Вашему мнению, соответствует истине. Оценки: · 3 – свойство проявляется в группе всегда; · 2 – свойство проявляется в большинстве случаев; · 1 – свойство проявляется нередко; · 0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
Подсчет итогов
Сложить оценки левой стороны в вопросах 1, 2, 3, 4,5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, – сумма А; Сложить оценки правой стороны во всех вопросах – сумма В; найти разницу С=А-В. Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. Если С более 25, значит психологический климат благоприятен. Если С менее 25 – климат неустойчиво благоприятен. Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:
где: N – число членов группы Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле:
где: n(С) – количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный; N – число членов группы. Содержание ВВЕДЕНИЕ.. 3 ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НА УЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА.. 4 1. Гуманизация образования. Взаимосвязь всех сфер жизнедеятельности. 4 2. Объективные предпосылки возрастания научного знания к системе управления. 6 3. Объект, предмет, задачи курса и принципы социологии и психологии управления. 9 4. Исторический путь развития управленческой мысли и основные теории управления. 14 5. Вопросы для повторения и обсуждения. 21 ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА УПРАВЛЕНИЯ.. 21 1. Общественная (групповая) потребность в управлении. 21 2. Структура социальных систем. Управление (самоуправление) как атрибут социальных систем.. 25 3. Социальные и психологические ресурсы эффективного управления. 27 4. Социальные последствия и ответственность за результаты управления. 28 5. Вопросы для повторения и обсуждения. 31 ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМОГО ТРУДА.. 32 1. Управление как трудовой процесс. 32 2. Социологические и психологические аспекты управленческой деятельности. 38 3. Профессионализм в управлении и профессионально-значимые качества, необходимые субъекту управленческого труда. 41 4. Критерии оценки управленческого труда. 42 5. Вопросы для повторения и обсуждения. 44 ГЛАВА 4. Социальная ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ В НЕЙ.. 45 1. Сущность организации. 45 2. Структура социальной организации. социальные процессы в трудовой организации. 48 3. Самоуправление в трудовой организации. 52 4. Вопросы для повторения и обсуждения. 53 ГЛАВА 5. АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.. 53 1. Структура управления. 53 2. Общие функции социологии и психологии управления. 55 3. Функции аппарата управления. Симптомы бюрократизации в его деятельности. 57 4. Деятельность руководителей по укреплению социально-психологического единства (сплоченности) между всеми социальными группами системы управления. 62 5. Управление конфликтами. 63 6. Вопросы для повторения и обсуждения. 66 ГЛАВА 6. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ.. 66 1. Понятие личности и ее социологическая и социально-психологическая структура. 66 2. Социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений. 70 3. Личностный потенциал работника в рыночных условиях хозяйствования. 72 4. Уровень притязаний личности в трудовой организации. 74 5. Вопросы для повторения и обсуждения. 76 ГЛАВА 7. ПРОБЛЕМЫ ИЕРАРХИИ И ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ.. 77 1. Иерархия и власть как объективные предпосылки процесса управления. 77 2. Виды власти. 79 3. Стили руководства. 82 4. Отношение в социальных системах по поводу реализации властных полномочий. общение руководителей с подчиненными 84 5. Вопросы для повторения и обсуждения. 86 ГЛАВА 8. РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ.. 87 1. Руководитель и лидер. 87 2. Мышление руководителя. 90 3. Социально-психологические аспекты деятельности руководителя трудовой организации в рыночных условиях хозяйствования. 93 4. Реализация управленческого комплекса ролей руководителя в условиях рынка. 95 5. Вопросы для повторения и обсуждения. 101 ГЛАВА 9. СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 101 1. Способности к управленческой деятельности, их понятие в психологии. 101 2. Определение состава управленческих способностей. 103 3. Управленческие (менеджерские) характеристики и общеорганизационные способности. 104 4. Структурно-психологический критерий деления способностей. 108 5. Вопросы для повторения и обсуждения. 109 ГЛАВА 10. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЦЕЛЬ И ПРОДУКТУПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА 109 1. Концепция организационной культуры. Понятие и структура. 109 2. Развитие и поддержание организационной культуры.. 112 3. Влияние культуры на организационную эффективность. 115 4. Управление организационной культурой. 117 5. Организационная патология и управленческая культура. 118 6. Вопросы для повторения и обсуждения. 119 ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.. 120 1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений. 120 2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений. 122 3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений. 125 4. Феноменология принятия управленческих решений. 127 5. Индивидуальные различия управленческих решений. 128 6. Вопросы для повторения и обсуждения. 131 ГЛАВА 12. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 131 1. Социальное партнерство в социально-трудовой сфере как общественное явление. 131 2. Условия и основные факторы социального партнерства. 138 3. Субъекты социального партнерства. 139 4. Механизм управления через систему социального партнерства. 141 5. Вопросы для повторения и обсуждения. 143 ГЛАВА 13. ПРОБЛЕМЫ «ВЫЖИВАНИЯ» ТРУДОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.. 143 1. Изменчивость среды и требования к формированию новой парадигмы управления. 143 2. Закон выживания. Обеспечение внешней адаптации и внутренней интеграции как двуединая задача эффективного управления. 146 3. Психологические проблемы переориентации кадров и формирование новых психологических установок, норм и традиций, диктуемых рыночной экономикой. 147 4. Управленческая деятельность по выводу трудовой организации (предприятия) из зоны банкротства. 150 5. Вопросы для повторения и обсуждения. 154 ГЛАВА 14. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ.. 154 1. Особенности управления в корпорациях США.. 154 2. Система управления в Японии: основные положения, принципы, социальный опыт. 156 3. Система управления на предприятиях Финляндии, Швеции. 159 4. Вопросы для повторения и обсуждения. 161 ГЛАВА 15. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В XXI ВЕКЕ.. 161 1. Инновационно-практическая направленность социальных технологий. 161 2. Социальные технологии формирования лидера и команды.. 165 3. Социальные технологии управления в экстремальных ситуациях. 169 4. Социальные технологии повышения эффективности функционирования организации и управления ею.. 172 5. Особенности управления в XXI веке и формирование инновационной управленческой культуры.. 175 6. Вопросы для повторения и обсуждения. 178 ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ.. 178 ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ» 186 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ». 187 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 192 ПРИЛОЖЕНИЕ.. 192 Тест 1. Методика Т. Элерса. 192 Тест 2. Оптимист или пессимист?. 194 Тест 3. Готовы ли Вы к сотрудничеству?. 196 Тест 4. Экономический практикум для специалиста по экономике. 197 Тест 5. Расчетливы или экономны ли Вы?. 198 Тест 6. Психологический практикум.. 200 Тест 7. Методика оценки поведения в конфликте (опросник К. Томаса) 200 Тест 8. «Шкала глубины конфликта». 203 Тест 9. Ваш творческий потенциал. 204 Тест 10. Степень развития администраторских или лидерских способностей. 206 Тест 11. Экстраверт – Интраверт – Амбаверт. 206 Тест 12. Подбор людей для формирования работоспособной команды с учетом основных черт и качеств личности. 207 Тест 13. Изучение сплоченности коллектива. 211 Тест 14. Изучение психологического климата коллектива. 211
Учебное пособие для вузов
Олег Викторович Ромашов, Людмила Олеговна Ромашова ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|