Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Зависть как источник бедствий





Именно так назвал русский философ И.А. Ильин в 1952 году одну из своих статей на тему "О грядущей России". Прошло довольно много времени с тех пор, а еще больше приключилось важных событий и изменений, но думается, что вопрос, поднятый им, остался актуальным. Трудно поверить, что он вообще когда-нибудь утратил эту свою злободневность.

Статья начинается с утверждения, что зависть всегда была, но никогда прежде она не являлась источником общественных перемен, а в наше время она стала двигателем происходящих событий. Очень глобально звучит, даже устрашающе. Представляете, зависть как движущая сила?! Но спорить с этим утверждением не берусь, так как с ним согласна. Если оглянуться вокруг в нашей каждодневной гонке, то рядом обязательно обнаружится не один завистник или завистница. Список черт, которым можно завидовать, бесконечен, так как если человек подвержен такой заразе, как зависть, то завидовать он будет всему подряд.

Обратимся вновь в Ильину: "Производственная беспомощность бедной массы населения – является первым источником обостренной зависти; именно – не просто бедность (с нею люди всегда справлялись), а полная хозяйственная беспомощность, безработица, абсолютная зависимость неимущего от имущего". Вот вам и первая причина возникновения зависти в столь чудовищных масштабах. Наступает время нелепого конфликта из-за какой-то мелочи, глубинная причина которого коренится в зависти. Ильин, кстати, и пишет вторым пунктом: "Рано или поздно от этого должна была вспыхнуть массовая зависть: "почему ты, а не я? твое, а не мое?"". А дальше – самое интересное и, возможно, сложное. Вводится термин "полуинтеллигенция". Я остановлюсь только на одном аспекте размышлений на эту тему. Особенно важно понять такой момент характеристики этого явления. "В сущности, он не знает и не имеет ничего, но отнюдь не знает, где кончается его знание и умение." Коротко и понятно… и весьма даже похоже на множество наших знакомых из тех, кто особенно по жизни не отличился. Если у человека не оказалось достаточной внутренней устойчивости, то рано или поздно он под гнетом житейских проблем задаст себе именно тот роковой вопрос, о котором писал Ильин: "Почему не я?". Далее пойдет череда вопросов на тему "чем я хуже?" Но жизнь – штука не только суровая, но и, зачастую, справедливая, а результаты таковы, что поневоле приходится признать, что неудачник в чем-то не дотягивает до заданного уровня, обеспечивающего успех в делах и любви. Вот только признать это обстоятельство не у многих достанет мужества. Гораздо проще найти причины и обстоятельства, которые оправдают и бесталанность, и безынициативность, и элементарную лень. Согласитесь, что это значительно легче, чем рисковать и не спать по ночам от производственных проблем. Или на судьбу-злодейку сетуй. Дескать, я и умный, и образованный, но порядочный, а потому - бедный… а вот они ничем не гнушаются, нас же и обдирают, страну совсем развалили.
Хорошо, спокойно.. Насколько я успела заметить, чаще разделяют, чем признают. Видимо, срабатывает принцип "своя рубашка - ближе к телу" или какой-нибудь другой, похожий. И дружба разваливается, постепенно превращаясь в свою противоположность, потому что еще древние мудрецы отметили, что больше всего мы ненавидим тех, к кому несправедливы.

Тут еще уместно будет вспомнить о том, что зависть способна разъесть душу побыстрее самой соляной кислоты, и нет в природе достойного нейтрализатора. Так что можно смело сделать вывод о том, что количество неблагополучных с точки зрения внутренних отношений семей в наше время - это не что иное, как следствие проникновения зависти в социальную структуру общества. Однако я не стану рассуждать на эту тему, а скажу только, что много полезного для жизни можно найти в самых неожиданных источниках… нужно только искать ответы и советы у достойных уважения мыслителей и не бояться быть "слишком умной". Простите за наставление, но уж больно обидно бывает сталкиваться с мужским шовинизмом в интеллектуальной сфере…

Марина Макова

Copyright © 2002 http://www.devichnik.ru/Редактор: Ольга Дунаева

Зависть – болезнь души

«Зависть – ночь, страшней осенней ночи,

Ни огня, ни звездного луча.

Зависть – червь, что вечно душу точит,

Острая секира палача…»

Зависть – чувство досады, вызванное благополучием или успехом другого. Она находит жертвы среди молодых и старых, среди богатых и бедных, среди ученых и простых людей. Она производит разделение и унижение. Зависть – смертельный враг. Немногим людям удается избежать ее. Премудрый царь Соломон писал: «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производит взаимную между людьми зависть» (Екклесиаст 4:4).

Зависть – язва души. Этот порок, к стыду нашему, распространен очень сильно. Кто отдавал всегда справедливость чужим заслугам и не критиковал их? Кто может со спокойной совестью заявить, что всегда радовался счастью окружающих? Кто великодушно признавал в своих соперниках достоинства выше собственных, и кто радовался их успехам, встречая без злорадства известия о постигших их неудачах? Если человек не может с уверенностью сказать, что все, перечисленное выше, не имеет к нему никакого отношения, значит, зависть нашла приют и в его сердце.

«Зависть людям счастья не давала,

Заводя в непроходимый ад,

Почему он в чине генерала? –

Говорит завистливый солдат.

И какие же деяния повсюду?

За добро завистник платит злом.

Страшного предателя Иуду

Можно видеть в обществе любом…»

Зависть – печаль о благополучии ближнего. В результате людской зависти был распят на Голгофском кресте Иисус Христос. Сначала Люцифер, величественный ангел, позавидовал славе Всевышнего. Потом Адам и Ева пожелали стать «как боги». И, наконец, книжники и фарисеи, видя силу, с которой Иисус творит чудеса, и славу, которая Ему достается, из зависти предали Его на поругание и смерть.

Что говорится в Библии об этом пороке? Заповедь, осуждающая зависть, присутствует в Законе Божьем: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17). А апостол Павел говорит: «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным» (1 Тимофею 6:6).

«Изгонялись завистью пророки,

На Голгофе распят Божий Сын,

Но уже близки расплаты сроки,

Зависть не сокроет ни один».

Л. Морозюк, М. Сергеев

http://www.sokrsokr.net/

О зависти

Перворожденный сын Евы, Каин, убил брата своего и стал первым убийцей на земле. На страшное преступление его толкнула зависть. Каин убил брата только потому, что Всевышний выбрал не его жертву, а жертву брата. С тех библейских времен зависть считается чувством постыдным. Но кого же из нас не мучила зависть, даже если мы сами себе не признавались в этом? Большинство из нас умеют скрывать свое состояние, однако как трудно владеть лицом!

Зависть, если во время не избавиться от нее, может завести человека в такие дебри, из которых очень трудно выбраться. Она программирует наше поведение в значительно большей степени, чем мы можем предположить. Отдавшись ее власти, мы становимся агрессивными, гневными, мстительными – полшага до Каина. Чем более она овладевает нами, тем сильнее изнуряет. Именно на этой могучей эмоции строил Сталин свою политику раскулачивания крепких хозяев в деревне, натравливая одну часть народа на другую. Десятки, а может и сотни, лет люди жили дружно рядом. Но достаточно было дать небольшой политический толчок – и тот, кто жил хуже, раскулачивает соседа побогаче, голосует за то, чтобы его соседа с детьми-малолетками и родителями – стариками сослали куда подальше, и чтобы они там сгинули все.

Так почему же возникает зависть? Потому, что мозг наш начинает сравнивать себя с другими: по успеху – профессиональному ли, житейскому, по принадлежности к определенному типу людей, по обладанию чем-то ценным и т.д. Страдания от зависти бывают так велики, что, как правило, орудием защиты становится агрессия. Завидующий нападает, критикует того, кто в чем-то превосходит его, и от этого сам получает удовлетворение. Поэтому нам надо контролировать, происходящие в нашем мозгу процессы сравнивания. Один мудрый римский поэт воскликнул: «Пока я в своем уме, я не сравниваю мою милую!». Сравнение не только не всегда уместно, но бывает кощунственно. И почти всегда чревато последствиями.

Не сравнивать, не гордиться, не завидовать! Для многих и многих это очень сложно. Ведь мы начинаем познавать окружающий нас мир с помощью сравнения. Сравнение становится для человека привычным процессом и автоматически оборачивается то завистью, то гордостью. Противостоять этому процессу – это, значит, суметь возвыситься над обыденностью, господствовать над завистью, уметь быть выше обстоятельств. Люди, которые умеют оценивать собственные эмоции, возникающие спонтанно, могут совершенствоваться, возвышаться духом.

Не судить, значит, не сравнивать. Древняя мудрость призывает отказываться от сравнения, не включать в сравнение, во всяком случае, свое «я». Если человек способен отдавать себе отчет в том, о чём думает и что делает, то его жизнь будет более гармоничной.

Валентина Лисицина.

Великая Эпоха (Epoch Times International) – международный информационный проект: www.epochtimes.ru







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.