Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Цели и Задачи Музыкального Обучения





Главные ЦЕЛИ музыкального обучения.

I. Научить понимать музыкальный язык и его интервальную, интонационную символику:

а) закономерности:

  • мелодияэто речь, декламация, (речевая интонация), пение, мелодекламация (речитатив);
  • гармония – это цвет музыки: напряжённость доминант, «вопросительность» субдоминант, или покой тоники, магнетизм и сила Кадансов и т.д
  • динамика – это результат взаимодействия мелодии + гармонии +фактуры и др. средств;
  • фактура произведения влияет или определяет жанр, жанр определяет энергию движения (размер), размер определяет форму движения и пластики рук; плотность или прозрачность фактуры создаёт то или иное эмоциональное напряжение;
  • тонально-ладовая структура – влияет на форму произведения, его архитектонику и кульминацию.

б) выразительные возможности:

звук имеет тембр, тембр - влияет на туше, туше - влияет на штрих, штрих влияет на характер и образ, образ возбуждает дальнейшее воображение исполнителя и т.д.*

 

в) конструктивные связи:

интонация вливается в мотив, мотивы сливаются во фразы, фразы складываются в предложения, предложения в периоды, периоды складываются в целостную форму.

 

II. Научить технике игры:

- На основе теории когнитивных ключей Пиаже, теории Павлова об условных рефлексах.

- На основе теории Брока и Вернике; на основе Слухо-психо-моторного комплекса и звукотворческой воли Мартинсена:

а) освоить процессы релаксации аппарата (освобождения), и соответствующие упражнения для этого;

б) освоить процессы быстрой мышечной мобилизации через идеомоторные представления правильных игровых ощущений во всех технических формулах и фактурах;

в) освоить технологию активных, развивающих движений и упражнений через

взаимодействие всех частей аппарата, на основе слухо-музыкальных представлений (слухопсихо-моторный комплекс) и двигательной природосообразности, рациональности жестов.

 

III. Способствовать развитию индивидуальных особенностей творческой натуры ученика, его личности, самосознания, широкого кругозора на основе нравственных критериев,

и стремления к самосовершенствованию в своём деле. Дать необходимые ЗУНы в области:

  • Знание жанров музыки
  • Знание стилей музыки и их представителей – композиторов.
  • Знание исполнительских стилей и их представителей.
  • ЗУНы в области самостоятельного разбора пр-ий и исполнения на сцене
  • ЗУНы в области чтения с листа, аккомпанемента, ансамбля, игры с оркестром.
  • ЗУНы в области подбора, гармонизации, переложения, оранжировки, транспорта.

 

IV. Научить профессиональному способу (навыку) мышления в процессе

регулярных занятий на уроках и дома:

  • активному, требовательному слуху - вслушиванию в процесс вибрации звука, интонации, мотива, фразы и т.д.
  • слуховому контролю за ритмической энергетикой – внутридолевой, долевой, внутритактовой, тактовой;
  • мышечному и слуховому контролю за уровнями веса руки при озвучивании длительностей, долей такта, сильных и слабых тактов и т.д.
  • сценической выдержке, сценическому поведению, умению направлять стратегический слух (внимание), опережая звукоизвлечение, успевая корректировать будущее звучание от предыдущего и управлять необходимыми эмоциями.
  • любознательности к познанию новой музыки: чтению с листа, слушанию музыки и чтению литературы о музыке и т.д.

 

V. Научить ребёнка самостоятельно работать над музыкальным произведением.

1. Этапы работы над музыкальным произведением (З.А.С.С.Р.) J

Цель работы:

Воплотить истинный замысел автора произведения и получить наслаждение от звучания рояля и общения с гением, реализовать свой музыкальный талант.

Задачи:

Накопить репертуар для выступлений на концертной эстраде, и приобрести много исполнительских навыков игры, а также - друзей и поклонников твоего таланта, расширить кругозор, узнать мысли и чувства композитора,- как представителя другой культуры и эпохи.

Музыкальное произведение в нотах – это «зашифрованное послание» («письмо»), которое надо расшифровать точно, чтобы узнать, что хотел сказать автор.

Музыкальное произведение в звуках – это твои живые чувства и мысли, которые удалось понять – «расшифровать» и воплотить в реальное звуковое представление.

 

/ Вдохновение – это внезапное проникновение в Истину! Вдохновение – это момент Истины в Искусстве /Г. Свиридов?/

Задачи для преподавателя:

Работа над произведением содержит несколько последовательных этапов (3-5) и спирально-веерный принцип протекания процесса (как Метод):

 

1-ый этапЗнакомство – изучение исполнительских концепций, слушание DVD, CD. Чтение об этом произведении: биография автора, содержание произ-ия.

- Чтение Ритмического скелета – на крышке, 1рукой,

-2-мя руками, совместно с преподавателем,

-игра 1-ной рукой (или мелодии) с дирижированием другой рукой, и наоборот;

-определение основной Артикуляции (штрихов и их воплощений);

- анализ аппликатурных позиций,

- тональный план.

 

2-ой этап - Анализ - Сравнение мелодии:по интервальному составуи натяжению,

- по мотивам, по вершинам и устремлению к К4/6,

- по фразам,

-предложениям и периодам.

-Пение вслух всех мелодий!!!

-То же в левой руке: анализ мелодической линии баса;

-Техническое устройство: позиции- аппликатура, соединения позиций,

- анализ смены в движении и координация туше баса и фигураций;

 

3-ий этап - Синтез: соединение только мелодии и линии баса, мелодии и фигурации; в полифонии-- голосов по парам.

- Анализ гармонических вертикалей, и их тяготений: - неустой тяготеет в устой, и далее в Каданс,

- сложение осмысленных предложений;

- анализ педализации;

- В технике: освоение обобщающей координации и пластики метра внутри такта и внутри фразы. - -=Подробная динамика и её нюансы.

- Качественная педализация отдельно с каждой рукой.

=Выучивание наизусть – произвольное, (но не автоматическое).

 

4-ый этапРепетиционный

- конечный темп натренировывать по отдельным фразам, предложениям, эпизодам (по 4-8-12-16 тактов);

-единый темп контролировать через внутридолевую пульсацию (счёт, + метроном);

-проучивать трудные места специальными приёмами по принципу «эврика»,

-находить «слова-экстракты», т.е. применить приёмы интенсивной «терапии».

- Акустические репетиции в залах.

- педальная точность, нюансировка глубины нажатия.

- Чередование быстрых и медленных темпов.

 

5-этап – Возвращение (на новом витке) к 1-му, 2-му, 3-ему этапам для уточнения стилевых деталей артикуляции, туше, динамики, для выявления самостоятельного отношения ученика к исполняемому пр-ию.

 

2.3. Основные тенденции современной музыкальной педагогики

- Фортепиано - универсальный инструмент для обучения всех детей музыке; (Рубинштейн, Асафьев, Карл Орф, Б.Барток, Г.Нейгауз, Кабалевский и др.)

1. Включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности позволит воспитать полноценно чувствующего, ценящего творчество и труд человека;

2. Осуществление всеобщего воспитания и начального музыкального образования на основе комплексного музыкального развития ребенка;

3. Опора в обучении на широкие репертуарные тенденции и постижение исполнительских особенностей различных стилей, эпох и авторов;

4. Опора на национальный интонационный материал при обучении в начальном периоде (от 0-до 10 лет)

5. Опора в обучении на формирование слухо-ритмо-двигательных представлений;

6. Сложившаяся Тенденция в конце ХХ-ого века: раннее музыкальное воспитанию и обучение - с 3-4 лет;

7. Тенденция к использованию коллективных форм обучения: «групповые методики» (Япония, Германия, Россия)

8. Тенденция к творческому музицированию - как основе развития музыкального мышления ребёнка;

9. Тенденция к интенсификации и постоянному обновлению педагогического процесса и, как следствие,

10. ускорение технического и художественного созревания ученика;

2. 4. Педагогические технологии, используемые в музыкальном обучении:

1. Групповая технология (как с «0»-вками, так и со студентами) – позволяет уч-ся не только индивидуально поработать над проблемой, но и сопоставить свою позицию с мнением другого, войти в межличностные отношения, узнать лучше себя и самореализоваться.

2. Чтобы индивидуальное обучение было продуктивным необходимо опираться на творческие и познавательные способности уч-ся. Это возможно, если осуществлять цель и планирование учебной деятельности и, вместе с тем, развивать гибкость, способность импровизировать, фантазировать, перестраиваться (рефлексировать). Разговаривать с учеником - вести диалоги, рассказывать о жизни композиторов, пианистов, слушать вместе интерпретации и т.д. Это создание комфортного психологического микроклимата: шутки, свободы в обмене мнениями, дать ученику рассказать о своих чувствах, ощущениях. В совместной работе употреблять слово «МЫ», «мы с тобой», а не «ты должен...»

3. Использование классических, зарекомендовавших себя методов: «наведение», «аналогии», «ассоциации», «сравнения» (самостоятельный подбор, картинок, стихов и героев к произведениям), «рассказ», «объяснение» на доступном языке, комментарии, совместный подбор слов - «экстрактов» к каждому эпизоду или разделу произведения, приёму и т.д.

4.Артистическое, одухотворённое, профессиональное исполнение педагогом произведения целиком или частями с комментариями.

5. Использование «проблемного метода» обучения: например, написать свою характеристику с актуальными задачами на будущее; или подобрать серию упражнений для развития своей беглости, или нарисовать цвет всех ступеней всех гармоний – в левой руке, или изобразить графику звуковысотности, выбрать произведения на будущий семестр и т.д. Обсуждение проблемы будит оперативное, аналитическое мышление ученика, студента.

6. «Ролевые игры», «театрализация» процесса: «ты – учитель, я – ученик, найди у меня ошибки!»; «сыграй как Мальвина», или «как Карабас-Барабас», «исполни произведение в стиле (жанре) этюда», или в стиле «ноктюрна» (колыбельной), и т.д.

· совместное с педагогом чтение с листа в 4-ре руки помогает развивать интуицию, налаживает эмоциональный контакт с учеником.

7. Спирально - веерный метод обучения -это способ изучить какую-либо проблему – от «общего к частностям» и «от частного к обобщению» - через анализ и сравнение, через «манипуляцию с предметами» и собственное «умозаключение».

Пример с Интервалами: они жили в лесу, прыгали на ножках, переворачивались (обращались), были чистые (умывались), большие и малые, увеличенные и уменьшённые. Затем переходить к конкретике: секунды – были все! с 2-мя иголками, но одни голодные (малые), а другие с чёрной мухой в животе и т.д. Затем в игре песенки или попевки закрепить конкретный интервал.

8. Применение психотехник, оптимизирующих волю ученика, эстетическую и нравственную мотивацию к исполнению, его интеллект; сначала - «похвала», затем – «критика»; положительная суггестия - внушение, лёгкий гипноз, (разговаривая с учеником – положите свою руку на его плечо, желательно, левое).

9. Применение средств современной коммуникации и информации: Inter net, CD, DVD.

10. Применение нового репертуара: джазовых, алеаторических композиций, аранжировок известных мелодий из мюзиклов, «высокую» народную музыку и т.д.

11. Музыкальная педагогика это не только точная наука, но и Искусство, а значит Эвристический способ мышления и объяснения – это основной метод работы, как за инструментом, так и при объяснении любой проблемы: новый взгляд на проблему, новый ракурс, необычный приём, абсурдное сравнение, или сопоставление и т.д. («Мысли как гений!»)

12. Расширение психического (кругозор, знания) пространства личности через:

· осознание эмоционального опыта в диалоге с учеником о «героях» мифов, сказок, литературы, поэзии, кино, телевидения, Интернет, о философии жизни и смерти и т.д.

· использование «метода аналогий»: активизировать стилевое чувство учащегося - через анализ и сравнение музыкальных средств в других сочинениях этого же автора (метод аналогий), либо с произведением аналогичного жанра другого композитора (Ноктюрн Шопена - ноктюрн Чайковского, или «музыкальный момент» Des Рахманинова). Необходимо сформировать понятия об «общем» (жанре) и «индивидуально-субъективном» (музыкальные средства, ресурсы) в творчестве изучаемого композитора - это даст ключ к более глубокому пониманию характера исполняемого произведения, более высокий уровень исполнительского мышления ученика;

· развитие воображение: умение создавать информационные образы и артефакты, манипулировать ими, т.е. развивать творческое мышление ребёнка: сочинение попевок на стихи, подбор аккомпанемента, варьировать или сыграть транскрипцию попевки, песенки, пьесы, этюда и т.д.);

· оптимизировать нравственную мотивацию к творчеству, раскрывая ораторскую и познавательную сущность искусства и эстетику исполнительства, совместно обсуждая с ребенком досуг семьи, моральные и жизненные ценности) и т.д.,

Будущее за теми педагогами и исполнителями, которые умеют создавать яркие привлекательные образы для ученика, способны к обучению и прогнозированию.

13. Развивать гибкость и пластику аппарата через слуховое воображение и идеомоторные представления о фортепианных формулах и приёмах через тактильно-сенсорные и художественные символы-образы. (См. Символика (Symbols) «гаммы», «арпеджио», «аккордов» и т.д.)

14. Персонификация, персонализация всех фактурных элементов текста: мелодии, штрихов, гармонии, всех двигательных элементов процесса, всех вспомогательных движений в процессе игры и работы.

15. Использование Мнемотехники для развития всех видов памяти ребёнка. Для этого насыщать сознание ученика яркими образами и запоминающейся информацией использование видеографики, видеосимволов, просто графики, рисунков для создания скорости восприятия, устойчивой памяти, и прочности запоминания, скорости воспроизведения:

  • - графическое изображение мелодии, жеста на бумаге, LM, TTTTT
  • - изображение фразировки: tvv («ёлочка-crescendo»), ww («ёлочка-diminuendo») ut («фраза-бантик»), tu (фраза- домик)
  • - изображение Формы произведения: ñññpppñññ, вариации: –—?›œ°°°²²³

16. Контрастная вариативность в работе над техникой и музыкальным произведением:

  • сыграть очень тяжело - «танком», а затем
  • в «балетных тапочках» или «на пуантах» на пианиссимо, либо беззвучно,
  • «пение» всех элементов фактуры! пение с подтекстовкой, адекватной по смыслу и образу!
  • «пальцевое стаккатирование» всех элементов фактуры,
  • активизация внутридолевой пульсации (счёт вслух по xxxx), и с дирижированием по четвертям,
  • агогическое «расшатывание» ритмо-метра («agoger» - франц. - воровать) в связи с интонированием длинных и сильных звуков, гармоническим тяготением т.д.

17. Приёмы «шоковой терапии» как в положительном, так и в отрицательном смысле («когда ты это сделаешь..., то у тебя обязательно получится»; или: «если ты не..., то я не смогу идти дальше...» и т.д.).

18. Активизация внутридолевой пульсации, как способа существования психической энергии исполнителя при постижении произведения; долевая пульсация познаётся через счёт вслух, дирижирование, и сопровождение ostinato на рояле с педагогом и самостоятельно.

  • Дирижирование + игра! пр. и левой рукой по очереди, это создает правильную пластику жестов и развивает координацию и независимость рук.

19. Главный приём обучения интонированию – это «пение» (с глиссандированием как бельканто) -всех элементов фактуры!

 

    • Пение с подтекстовкой! Подбор слов – педагогом, а затем учеником! (стихи, попевки)
    • Слышание и осознание всех вертикальных интервалов: медленно играть – называть и вслушиваться в вибрации и в послезвучие.

 

  1. Сенсорные приёмы воздействия: игра «рука на руке» (рука ученика на руке педагога): когда надо показать соотношение пластических жестов 2-мя руками и т.д.

 

21. Игра с педагогом вдвоём при чтении с листа, в ансамбле, совместное слушание и обсуждение музыки на уроке. Исполнение произведений педагогом.

    • приём «Рука на руке» (рука ученика лежит на руке педагога и наоборот) очень эффективен для быстрой передачи штриха, движения, опоры и т.д.
  1. Накопление музыкальных и культурных впечатлений! Создание перцептивной базы знаний, слуховых идеалов и предпочтений. Это – основа дальнейшего развития! Только когда заполнены файлы в голове, тогда можно и самому творить, искать варианты, сопоставлять, анализировать и т.д., т.е. задействовать у ученика все разделы его Интеллекта.

Поэтому необходимо покупать билеты на концерты для их родителей! Приучать их с детьми посещать все значимые концерты: вокальные, хоровые, оркестровые, и конечно фортепианные, а также хореографические, балетные, оперные и т.д. Так как - ФОРТЕПИАНО – это ретроспективный инструмент, он подражает, изображает, копирует, имитирует уже увиденное, услышанное, уже осмысленное явление.

Игра на рояле – это удовольствие! и она естественна – как ходьба, прыжки, бег, плавание и т.д. А Ваш язык общения должен развивать ученика, давать ему новую эстетическую, этическую нравственную, духовную информацию и эмоциональное удовлетворение.

4. 2.5. Новые педагогические приёмы и техники 2-ой половины ХХ века:

 

1. Опора в обучении на слухопсихомоторное начало (развитие слуха,+эмоции,+движения).

 

2. Комплексное интеллектуальное и эмоциональное развитие всех сфер личности ребёнка и равномерная активизация всех зон его мозга; (комплексный, развивающий метод – как основной!)

 

3. Развитие когнитивной психологии (психологии познания, восприятия), изучение психологии внимания, восприятия, запоминания, адекватности воспроизведения; Развитие интеллектуального и эмоционального способов восприятия музыкального материала.

 

4. Изучение психических процессов: творческой воли, процессов варьирования и сочинительства.

 

5. Повсеместное создание «0»-ых, подготовительных групп и классов, либо индивидуальные подготовительные занятия на базе учебных заведений (1-2 года, в зависимости от возраста детей);

 

6. Приёмы «персонализации» материала (В России: Мальцев А., Шатковский Г.А., Кирюшин В.Н.); приёмы ролевых игр, «мозговых штурмов», театрализация педагогических приёмов;

 

7. Осуществление музыкального воспитания методом «погружения» в музыку, в её язык и средства на уровне «речи» (Артоболевская А.Д., Баренбойм Л., Мальцев А.)

 

8. Проблемы создания мотивации к обучению музыкальному искусству (исполнительству) в начале ХХI века, особенно, в России.

9. Тенденция к появлению многочисленных Конкурсов, Фестивалей, Смотров и других коллективных состязаний. Их положительная роль в воспитании профессиональных качеств.

 

10. Тенденция к появлению и организации различных Фондов: благотворительных, спонсорских, фестивальных, конкурсных и т.д.

11. Мастер-Класс – как эффективная форма повышения исполнительского и педагогического мастерства.

12. Тенденция к сильному расслоению уровня учащихся в свете появления «конкурсантов» и «неконкурентоспособных» учеников.

 

13. Появление новых подходов и методов, не исключает использования в обучении эффективных и результативных «классических» методик.

 

 


[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 356 от 28 сентября 2009 г.
«О перечне специальностей среднего профессионального образования, по которым при приеме в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности» (зарегистрирован Министерством

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.