|
Цели и Задачи Музыкального Обучения ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Главные ЦЕЛИ музыкального обучения. I. Научить понимать музыкальный язык и его интервальную, интонационную символику: а) закономерности:
б) выразительные возможности: звук имеет тембр, тембр - влияет на туше, туше - влияет на штрих, штрих влияет на характер и образ, образ возбуждает дальнейшее воображение исполнителя и т.д.*
в) конструктивные связи: интонация вливается в мотив, мотивы сливаются во фразы, фразы складываются в предложения, предложения в периоды, периоды складываются в целостную форму.
II. Научить технике игры: - На основе теории когнитивных ключей Пиаже, теории Павлова об условных рефлексах. - На основе теории Брока и Вернике; на основе Слухо-психо-моторного комплекса и звукотворческой воли Мартинсена: а) освоить процессы релаксации аппарата (освобождения), и соответствующие упражнения для этого; б) освоить процессы быстрой мышечной мобилизации через идеомоторные представления правильных игровых ощущений во всех технических формулах и фактурах; в) освоить технологию активных, развивающих движений и упражнений через взаимодействие всех частей аппарата, на основе слухо-музыкальных представлений (слухопсихо-моторный комплекс) и двигательной природосообразности, рациональности жестов.
III. Способствовать развитию индивидуальных особенностей творческой натуры ученика, его личности, самосознания, широкого кругозора на основе нравственных критериев, и стремления к самосовершенствованию в своём деле. Дать необходимые ЗУНы в области:
IV. Научить профессиональному способу (навыку) мышления в процессе регулярных занятий на уроках и дома:
V. Научить ребёнка самостоятельно работать над музыкальным произведением. 1. Этапы работы над музыкальным произведением (З.А.С.С.Р.) J Цель работы: Воплотить истинный замысел автора произведения и получить наслаждение от звучания рояля и общения с гением, реализовать свой музыкальный талант. Задачи: Накопить репертуар для выступлений на концертной эстраде, и приобрести много исполнительских навыков игры, а также - друзей и поклонников твоего таланта, расширить кругозор, узнать мысли и чувства композитора,- как представителя другой культуры и эпохи. Музыкальное произведение в нотах – это «зашифрованное послание» («письмо»), которое надо расшифровать точно, чтобы узнать, что хотел сказать автор. Музыкальное произведение в звуках – это твои живые чувства и мысли, которые удалось понять – «расшифровать» и воплотить в реальное звуковое представление.
/ Вдохновение – это внезапное проникновение в Истину! Вдохновение – это момент Истины в Искусстве /Г. Свиридов?/ Задачи для преподавателя: Работа над произведением содержит несколько последовательных этапов (3-5) и спирально-веерный принцип протекания процесса (как Метод):
1-ый этап – Знакомство – изучение исполнительских концепций, слушание DVD, CD. Чтение об этом произведении: биография автора, содержание произ-ия. - Чтение Ритмического скелета – на крышке, 1рукой, -2-мя руками, совместно с преподавателем, -игра 1-ной рукой (или мелодии) с дирижированием другой рукой, и наоборот; -определение основной Артикуляции (штрихов и их воплощений); - анализ аппликатурных позиций, - тональный план.
2-ой этап - Анализ - Сравнение мелодии:по интервальному составуи натяжению, - по мотивам, по вершинам и устремлению к К4/6, - по фразам, -предложениям и периодам. -Пение вслух всех мелодий!!! -То же в левой руке: анализ мелодической линии баса; -Техническое устройство: позиции- аппликатура, соединения позиций, - анализ смены в движении и координация туше баса и фигураций;
3-ий этап - Синтез: соединение только мелодии и линии баса, мелодии и фигурации; в полифонии-- голосов по парам. - Анализ гармонических вертикалей, и их тяготений: - неустой тяготеет в устой, и далее в Каданс, - сложение осмысленных предложений; - анализ педализации; - В технике: освоение обобщающей координации и пластики метра внутри такта и внутри фразы. - -=Подробная динамика и её нюансы. - Качественная педализация отдельно с каждой рукой. =Выучивание наизусть – произвольное, (но не автоматическое).
4-ый этап – Репетиционный - конечный темп натренировывать по отдельным фразам, предложениям, эпизодам (по 4-8-12-16 тактов); -единый темп контролировать через внутридолевую пульсацию (счёт, + метроном); -проучивать трудные места специальными приёмами по принципу «эврика», -находить «слова-экстракты», т.е. применить приёмы интенсивной «терапии». - Акустические репетиции в залах. - педальная точность, нюансировка глубины нажатия. - Чередование быстрых и медленных темпов.
5-этап – Возвращение (на новом витке) к 1-му, 2-му, 3-ему этапам для уточнения стилевых деталей артикуляции, туше, динамики, для выявления самостоятельного отношения ученика к исполняемому пр-ию.
2.3. Основные тенденции современной музыкальной педагогики - Фортепиано - универсальный инструмент для обучения всех детей музыке; (Рубинштейн, Асафьев, Карл Орф, Б.Барток, Г.Нейгауз, Кабалевский и др.) 1. Включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности позволит воспитать полноценно чувствующего, ценящего творчество и труд человека; 2. Осуществление всеобщего воспитания и начального музыкального образования на основе комплексного музыкального развития ребенка; 3. Опора в обучении на широкие репертуарные тенденции и постижение исполнительских особенностей различных стилей, эпох и авторов; 4. Опора на национальный интонационный материал при обучении в начальном периоде (от 0-до 10 лет) 5. Опора в обучении на формирование слухо-ритмо-двигательных представлений; 6. Сложившаяся Тенденция в конце ХХ-ого века: раннее музыкальное воспитанию и обучение - с 3-4 лет; 7. Тенденция к использованию коллективных форм обучения: «групповые методики» (Япония, Германия, Россия) 8. Тенденция к творческому музицированию - как основе развития музыкального мышления ребёнка; 9. Тенденция к интенсификации и постоянному обновлению педагогического процесса и, как следствие, 10. ускорение технического и художественного созревания ученика; 2. 4. Педагогические технологии, используемые в музыкальном обучении: 1. Групповая технология (как с «0»-вками, так и со студентами) – позволяет уч-ся не только индивидуально поработать над проблемой, но и сопоставить свою позицию с мнением другого, войти в межличностные отношения, узнать лучше себя и самореализоваться. 2. Чтобы индивидуальное обучение было продуктивным необходимо опираться на творческие и познавательные способности уч-ся. Это возможно, если осуществлять цель и планирование учебной деятельности и, вместе с тем, развивать гибкость, способность импровизировать, фантазировать, перестраиваться (рефлексировать). Разговаривать с учеником - вести диалоги, рассказывать о жизни композиторов, пианистов, слушать вместе интерпретации и т.д. Это создание комфортного психологического микроклимата: шутки, свободы в обмене мнениями, дать ученику рассказать о своих чувствах, ощущениях. В совместной работе употреблять слово «МЫ», «мы с тобой», а не «ты должен...» 3. Использование классических, зарекомендовавших себя методов: «наведение», «аналогии», «ассоциации», «сравнения» (самостоятельный подбор, картинок, стихов и героев к произведениям), «рассказ», «объяснение» на доступном языке, комментарии, совместный подбор слов - «экстрактов» к каждому эпизоду или разделу произведения, приёму и т.д. 4.Артистическое, одухотворённое, профессиональное исполнение педагогом произведения целиком или частями с комментариями. 5. Использование «проблемного метода» обучения: например, написать свою характеристику с актуальными задачами на будущее; или подобрать серию упражнений для развития своей беглости, или нарисовать цвет всех ступеней всех гармоний – в левой руке, или изобразить графику звуковысотности, выбрать произведения на будущий семестр и т.д. Обсуждение проблемы будит оперативное, аналитическое мышление ученика, студента. 6. «Ролевые игры», «театрализация» процесса: «ты – учитель, я – ученик, найди у меня ошибки!»; «сыграй как Мальвина», или «как Карабас-Барабас», «исполни произведение в стиле (жанре) этюда», или в стиле «ноктюрна» (колыбельной), и т.д. · совместное с педагогом чтение с листа в 4-ре руки помогает развивать интуицию, налаживает эмоциональный контакт с учеником. 7. Спирально - веерный метод обучения -это способ изучить какую-либо проблему – от «общего к частностям» и «от частного к обобщению» - через анализ и сравнение, через «манипуляцию с предметами» и собственное «умозаключение». Пример с Интервалами: они жили в лесу, прыгали на ножках, переворачивались (обращались), были чистые (умывались), большие и малые, увеличенные и уменьшённые. Затем переходить к конкретике: секунды – были все! с 2-мя иголками, но одни голодные (малые), а другие с чёрной мухой в животе и т.д. Затем в игре песенки или попевки закрепить конкретный интервал. 8. Применение психотехник, оптимизирующих волю ученика, эстетическую и нравственную мотивацию к исполнению, его интеллект; сначала - «похвала», затем – «критика»; положительная суггестия - внушение, лёгкий гипноз, (разговаривая с учеником – положите свою руку на его плечо, желательно, левое). 9. Применение средств современной коммуникации и информации: Inter net, CD, DVD. 10. Применение нового репертуара: джазовых, алеаторических композиций, аранжировок известных мелодий из мюзиклов, «высокую» народную музыку и т.д. 11. Музыкальная педагогика это не только точная наука, но и Искусство, а значит Эвристический способ мышления и объяснения – это основной метод работы, как за инструментом, так и при объяснении любой проблемы: новый взгляд на проблему, новый ракурс, необычный приём, абсурдное сравнение, или сопоставление и т.д. («Мысли как гений!») 12. Расширение психического (кругозор, знания) пространства личности через: · осознание эмоционального опыта в диалоге с учеником о «героях» мифов, сказок, литературы, поэзии, кино, телевидения, Интернет, о философии жизни и смерти и т.д. · использование «метода аналогий»: активизировать стилевое чувство учащегося - через анализ и сравнение музыкальных средств в других сочинениях этого же автора (метод аналогий), либо с произведением аналогичного жанра другого композитора (Ноктюрн Шопена - ноктюрн Чайковского, или «музыкальный момент» Des Рахманинова). Необходимо сформировать понятия об «общем» (жанре) и «индивидуально-субъективном» (музыкальные средства, ресурсы) в творчестве изучаемого композитора - это даст ключ к более глубокому пониманию характера исполняемого произведения, более высокий уровень исполнительского мышления ученика; · развитие воображение: умение создавать информационные образы и артефакты, манипулировать ими, т.е. развивать творческое мышление ребёнка: сочинение попевок на стихи, подбор аккомпанемента, варьировать или сыграть транскрипцию попевки, песенки, пьесы, этюда и т.д.); · оптимизировать нравственную мотивацию к творчеству, раскрывая ораторскую и познавательную сущность искусства и эстетику исполнительства, совместно обсуждая с ребенком досуг семьи, моральные и жизненные ценности) и т.д., Будущее за теми педагогами и исполнителями, которые умеют создавать яркие привлекательные образы для ученика, способны к обучению и прогнозированию. 13. Развивать гибкость и пластику аппарата через слуховое воображение и идеомоторные представления о фортепианных формулах и приёмах через тактильно-сенсорные и художественные символы-образы. (См. Символика (Symbols) «гаммы», «арпеджио», «аккордов» и т.д.) 14. Персонификация, персонализация всех фактурных элементов текста: мелодии, штрихов, гармонии, всех двигательных элементов процесса, всех вспомогательных движений в процессе игры и работы. 15. Использование Мнемотехники для развития всех видов памяти ребёнка. Для этого насыщать сознание ученика яркими образами и запоминающейся информацией использование видеографики, видеосимволов, просто графики, рисунков для создания скорости восприятия, устойчивой памяти, и прочности запоминания, скорости воспроизведения:
16. Контрастная вариативность в работе над техникой и музыкальным произведением:
17. Приёмы «шоковой терапии» как в положительном, так и в отрицательном смысле («когда ты это сделаешь..., то у тебя обязательно получится»; или: «если ты не..., то я не смогу идти дальше...» и т.д.). 18. Активизация внутридолевой пульсации, как способа существования психической энергии исполнителя при постижении произведения; долевая пульсация познаётся через счёт вслух, дирижирование, и сопровождение ostinato на рояле с педагогом и самостоятельно.
19. Главный приём обучения интонированию – это «пение» (с глиссандированием как бельканто) -всех элементов фактуры!
21. Игра с педагогом вдвоём при чтении с листа, в ансамбле, совместное слушание и обсуждение музыки на уроке. Исполнение произведений педагогом.
Поэтому необходимо покупать билеты на концерты для их родителей! Приучать их с детьми посещать все значимые концерты: вокальные, хоровые, оркестровые, и конечно фортепианные, а также хореографические, балетные, оперные и т.д. Так как - ФОРТЕПИАНО – это ретроспективный инструмент, он подражает, изображает, копирует, имитирует уже увиденное, услышанное, уже осмысленное явление. Игра на рояле – это удовольствие! и она естественна – как ходьба, прыжки, бег, плавание и т.д. А Ваш язык общения должен развивать ученика, давать ему новую эстетическую, этическую нравственную, духовную информацию и эмоциональное удовлетворение. 4. 2.5. Новые педагогические приёмы и техники 2-ой половины ХХ века:
1. Опора в обучении на слухопсихомоторное начало (развитие слуха,+эмоции,+движения).
2. Комплексное интеллектуальное и эмоциональное развитие всех сфер личности ребёнка и равномерная активизация всех зон его мозга; (комплексный, развивающий метод – как основной!)
3. Развитие когнитивной психологии (психологии познания, восприятия), изучение психологии внимания, восприятия, запоминания, адекватности воспроизведения; Развитие интеллектуального и эмоционального способов восприятия музыкального материала.
4. Изучение психических процессов: творческой воли, процессов варьирования и сочинительства.
5. Повсеместное создание «0»-ых, подготовительных групп и классов, либо индивидуальные подготовительные занятия на базе учебных заведений (1-2 года, в зависимости от возраста детей);
6. Приёмы «персонализации» материала (В России: Мальцев А., Шатковский Г.А., Кирюшин В.Н.); приёмы ролевых игр, «мозговых штурмов», театрализация педагогических приёмов;
7. Осуществление музыкального воспитания методом «погружения» в музыку, в её язык и средства на уровне «речи» (Артоболевская А.Д., Баренбойм Л., Мальцев А.)
8. Проблемы создания мотивации к обучению музыкальному искусству (исполнительству) в начале ХХI века, особенно, в России. 9. Тенденция к появлению многочисленных Конкурсов, Фестивалей, Смотров и других коллективных состязаний. Их положительная роль в воспитании профессиональных качеств.
10. Тенденция к появлению и организации различных Фондов: благотворительных, спонсорских, фестивальных, конкурсных и т.д. 11. Мастер-Класс – как эффективная форма повышения исполнительского и педагогического мастерства. 12. Тенденция к сильному расслоению уровня учащихся в свете появления «конкурсантов» и «неконкурентоспособных» учеников.
13. Появление новых подходов и методов, не исключает использования в обучении эффективных и результативных «классических» методик.
[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 356 от 28 сентября 2009 г.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|