Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Современное положение сестринского дела в Республике Казахстан.





12 мая — Международный день медицинской сестры. В этот день проходят праздничные мероприятия в различных городах мира. Добрая традиция, которая в нашей стране достаточно недавно обрела свою новую жизнь, объединила в этот день медицинских сестер разного профиля, разного возраста, разных судеб, из разных городов и стран, различных учреждений и уже пенсионеров. Цветы, поздравления, добрые пожелания, трогательные воспоминания, праздничные концертные выступления — все это присуще такому событию.[9]

Первое определение сестринского дела дала английская медсестра Флоренс Найтингейл, она является первой исследовательницей и основоположницей современного сестринского дела. Свое определение она отметила в своих знаменитых "Записках об уходе" [1859 г.]. Флоренс Найтингейл совершила переворот в общественном сознании и во взглядах на роль медицинской сестры в области здравоохранения[6].Она считала, что сестринское дело — действие по использованию окружающей среды пациента в целях содействия его выздоровлению. При этом цель сестринского ухода была сформулирована так: «создать для пациента наилучшие условия для активизации его собственных сил». Называя сестринское дело искусством, она считала, что это искусство требует «организации, практической и научной подготовки».
На совещании национальных представителей «Международного совета сестёр», проходившем в 1987 г. в Новой Зеландии, единогласно была принята такая формулировка: «Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а так же нетрудоспособным всех возрастных групп, такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому и везде, где есть в ней потребность».[9]



Сестринское дело является составной отраслью системы здравоохранения, которое является искусством и наукой одновременно. Сестринское дело требует владения особыми знаниями, навыками и умениям их практического применения, строится на знаниях и методах различных гуманитарных дисциплин, а также наук, изучающих физические, химические, биологические и социальные законы.[8].

Есть много определений сестринского дела, на каждое из которых оказывали влияние особенности исторического времени и национальной культуры, уровень социально - экономического развития населения, демографическая ситуация, потребности людей в лечебно - профилактической помощи, состояние системы здравоохранения и обеспеченность ее кадрами, а также общественное отношение и взгляды человека, формулирующего данное понятие [2].

Из многих существующих определений сестринского дела наиболее известным является определение, которое дала в 1961 году американская медицинская сестра Вирджиния Хендерсон, выдающийся преподаватель, исследователь и лектор, и которое получила позднее международное признание: «Уникальная функция медицинской.сестры заключается в оказании помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями, волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость» [6].

Сестринское дело в Казахстане развивается не как самостоятельная дисциплина, а как вспомогательная часть медицины. Она основывается на традициях, а не на научной базе, что было характерно для всех республик СССР. В то же время в Европе и США сестринское дело получило качественно новое развитие вследствие разработки научной базы сестринского процесса в 40-50-х годах прошлого столетия, что привело к признанию общественностью уникальной роли медицинских сестер в здравоохранении (не только в лечебном процессе) и повышению профессионального статуса средних медицинских работников [WHO, 1989; 1995; 2000].

В 90-х годах в Казахстане были предприняты попытки ускорить развитие сестринского дела путем создания иерархической структуры (введение должности главной медицинской сестры в Министерстве и управлениях здравоохранения), общественных институтов (появление ассоциаций медицинских сестер и акушерок), появления высшего сестринского образования. Однако, эти попытки не увенчались успехом вследствие половинчатого характера предпринятых реформ: недостаток властных полномочий у руководителей сестринским делом, отсутствие видения и реальных перспектив развития, неготовность большинства медсестер к изменениям и отсутствие поддержки внедряемых реформ [Т.А.Измухамбетов, 1994;. К.А.Аяпов, 2002].

Многие аспекты организации и управления сестринской практикой до сих пор остаются проблемными вопросами, слабо развитыми не только в Казахстане, но и во всех странах постсоветского пространства. Имеющиеся научные работы, в основном, касаются решения вопросов высшего сестринского образования и изменения, в связи с этим, кадровой политики сестринского дела [Г.М.Перфильева, 1995; К.А.Аяпов, 2002].

В целом, процесс реформирования сестринского дела до сих пор не оценен с позиций соответствия выдвигаемых перед сестринством задач политике ВОЗ и стратегии реформирования здравоохранения РК. По мнению отечественных и зарубежных политиков здравоохранения, реформы, проводимые в сестринском деле, как и изменение всей системы здравоохранения, должны начинаться с совершенствования управлением и информационного обеспечения этого процесса [J.Salvage, 1993; WHO, 1995; Материалы I Съезда средних медицинских и фармацевтических работников Казахстана, 2000)]

Также следует отметить, что реформа сестринского дела в Казахстане должна включить решение и теоретического содержания дисциплины, т.е. определения роли и места медперсонала среднего звена (МПСЗ) в структуре системы общественного здравоохранения, в процессе оказания медицинской помощи на различных этапах. Если раньше дисциплина сестринства базировалась на концепции «медсестра – помощник врача» и соответственно этому строились программы обучения, то в настоящее время с внедрением в РК высшего сестринского образования и появлением медсестер-менеджеров возникает вопрос о необходимости расширения границ сестринской практики и, таким образом, определения роли МПСЗ в стратегии развития общественного здравоохранения РК.

 

Современная модель первичной медицинской помощи предусматривает широкое участие медсестер и акушерок в проведении профилактических мероприятий, назначении ограниченного перечня лекарств (кроме контролируемых препаратов), проведении простейших медицинских обследований, иммунизации, первичного приема пациентов, осуществлении контроля за здоровьем матерей и детей. Медицинским сестрам отводится существенная роль в оказании помощи пожилым, работе в сестринских клиниках и оказании помощи пациентам с хроническими болезнями, оказании помощи на дому, организации интегрированного ухода и долечивания, работы с группами здоровых и т.д. Такое расширение сестринской практики в мире явилось результатом сближения деятельности медицинской сестры и врача с делегированием части врачебных полномочий медицинским сестрам. Модель медицинской сестры – пассивного помощника врача уходит в прошлое, уступая место модели медицинской сестры – помощника пациента.

Сестринское дело сегодня – это самостоятельная отрасль здравоохранения с достаточно четко выраженными функциональными обязанностями, как по реабилитации больных, так и по повышению качества их жизни. Например, в странах с хорошо развитой системой первичной помощи ведение пациентов со многими хроническими заболеваниями осуществляется медицинскими сестрами. В настоящее время накоплен значительный объем данных по многим странам и различным заболеваниям, свидетельствующих о том, что этот подход обеспечивает лучшие результаты, чем традиционное лечение под руководством врача; кроме того, он может способствовать сокращению расходов[10].

Во многих европейских странах медицинские сестры составляют основу первичного звена здравоохранения. Так, в шведской системе здравоохранения медицинские сестры играют все возрастающую роль, оказывая высококвалифицированную помощь пациентам с хроническими и сложными состояниями (сахарный диабет, бронхиальная астма, сердечная недостаточность, психические заболевания); им также предоставлено ограниченное право назначения лекарственных средств [11]. В шведских медицинских центрах пациента вначале осматривает медсестра, которая затем может направить пациента к врачу общей практики или в больницу.

В Финляндии 80% пациентов предварительно поступают к медсестрам, а затем, в случае необходимости, к врачам, и только 20% пациентов поступают непосредственно к врачам. В повсеместно распространенных в Скандинавских странах в городах и на селе центрах здоровья также ведущая роль принадлежит медицинским сестрам. В Нидерландах решение об оказании помощи пациентам врачами во внерабочие часы принимает медсестра на основе установленных критериев. В своей деятельности медицинские сестры опираются на клинические протоколы и имеют право в пределах этих протоколов изменять режим медикаментозной терапии [12,13].

В Англии медицинские сестры, специализирующиеся на помощи людям с определенными заболеваниями (сахарный диабет или бронхиальная астма), в повседневной деятельности заменяют врачей общей практики – ведут амбулаторный прием для наблюдения и обучения больных или занимаются выездной и образовательной деятельностью, направленной на повышение квалификации других медицинских и социальных работников

В США и Германии внедрены структурированные программы ведения заболеваний для некоторых состояний (casemanagement), такой подход обусловлен тем, что врачи в этих странах чаще всего имеют индивидуальную практику, а амбулаторный и больничный секторы отделены друг от друга. Медицинские сестры во многих случаях проводят первое обследование и направляют потребителя услуг к соответствующим ресурсам медицинской помощи[14]. В развитых европейских странах врачи общей практики, как правило, не посещают пациентов на дому, за исключением редких случаев, т.к. это прерогатива подготовленных медсестер.

Возможности расширения роли медицинских сестер изучаются и в госпитальном секторе здравоохранения. Например, в Скандинавии сестры-анестезиологи играют важную роль в обследовании пациентов с хронической болью и ведении больных с послеоперационной болью [12].

Несколько исследований и мета анализов было посвящено исследованию взаимозаменяемости врачей, медицинских сестер и акушерок при предоставлении медицинской помощи [15]. Результаты нескольких систематических обзоров показали, что «медицинские сестры первичной помощи с расширенным функциональным диапазоном способны обеспечить тот же спектр услуг, который обычно оказывают семейные врачи, с той оговоркой, что в большинстве исследований выборка медицинских работников обычно невелика, а отдаленные результаты рассматривались редко» [16].

Согласно этим данным (преимущественно на материале США), «роль медсестер и акушерок может быть расширена при сохранении или сокращении уровня расходов и сохранении или повышении результативности лечения». Утверждается, «что от 25 до 70% работы врачей, в зависимости от конкретной задачи, вполне под силу медсестрам или другим профессионалам» [17]. Именно медсестра, работая с врачом, должна освободить его от работы, не свойственной врачебной квалификации, что позволит повысить эффективность и рациональность использования врачебных кадров.

С другой стороны, квалифицированные медицинские сестры, способные заменить врача при целом ряде процедур и манипуляций, могут снизить потребность в численности врачей. Подготовка врачей в настоящее время является весьма дорогостоящим и длительным процессом, что и объясняет необходимость рационального использования врачебного труда [18].

Таким образом, «перераспределение ролей или сферы практической деятельности конкретных работников здравоохранения – это стратегия, которая позволяет лучше использовать все более многообразные кадровые ресурсы и добиться нужного количества нужных типов работников и их надлежащего сочетания». [19,20] Эти изменения профессиональных границ можно разделить на четыре категории: улучшение, замена, передача полномочий и инновации [21]. В наибольшей степени эти изменения касаются медицинских сестер, т.к. все больше данных указывает на то, что такое «перераспределение ролей может улучшить результаты лечения пациентов, особенно, с хроническими заболеваниями и сократить использование ими услуг здравоохранения» [10].

Следовательно, расширение границ сестринской практики способствует:повышению доступности медицинской помощи; улучшению качества медицинской помощи и удовлетворенности пациентов; регулированию нагрузки врача и освобождению его времени на консультирование и лечение пациентов; повышению профессионального статуса медицинских сестер; повышению ответственности за пациента.

В настоящее время системы здравоохранения всех стран переживают кадровый кризис. По данным ВОЗ в мире не хватает 4,3 миллиона работников здравоохранения[21].

Среди причин, способствующих дефициту и низкой производительности труда среднего медицинского персонала, Международная организация труда особо выделяет продолжительный рабочий день, низкую зарплату, отсутствие стимулов и неудовлетворенность работой [22,23].В Казахстане в последнее десятилетие остро стоит проблема развития кадрового потенциала здравоохранения, в том числе и среднего медицинского персонала. Так, численность средних медицинских работников в 2013г. составила 143,8 тыс. Обеспеченность средними медицинскими работниками – 87,5 на 10 населения. Таким образом, одной из особенностей кадрового потенциала республики являются относительно высокие показатели обеспеченности врачебными кадрами и меньшие показатели обеспеченности средним медицинским персоналом в сравнении с мировыми данными. Так, согласно статистическим данным ВОЗ, Казахстан находится на 10-й позиции в мире по обеспеченности врачами – 39 на 10 000 населения. Соотношение врач/средний медицинский персонал в Казахстане составляет 1: 2,3, тогда как в странах большой десятки G10 это соотношение в среднем равно 1: 3

Особенно остро стоит проблема обеспеченности медицинскими кадрами в сельской местности .

Кадровый дисбаланс «сестринский персонал – врачи» сопровождается двумя взаимосвязанными негативными процессами. Во-первых, увеличением доли во врачебной деятельности тех видов медицинских услуг, которые должны осуществляться хорошо подготовленным сестринским персоналом. Во-вторых, принижением роли сестринского персонала, функции которого сводятся к обслуживанию врача и выполнению чисто технической работы, не требующей профессиональной сестринской квалификации.

В целом, помимо кадрового дисбаланса, существуют и качественные проблемы кадровых ресурсов:

-недостаточный уровень профессиональной компетентности специалистов;

– низкая мотивация профессионального роста;

– низкий престиж и социальный статус профессии;

– отсутствие единой стратегии развития кадров отрасли.

В разработанной Министерством здравоохранения РК «Концепции развития кадровых ресурсов здравоохранения 2012-2020г.г.» обозначены пути решения этих проблем [24]:

-пересмотр штатных нормативов (увеличение численности средних медицинских работников с учетом реальной потребности);

– совершенствование нормативно – правовой базы, методов и инструментов кадровой политики;

– оптимизация профессиональной деятельности специалистов отрасли (перераспределение ресурсов, полномочиймульти дисциплинарный подход к подготовке);

– совершенствование системы управления сестринским персоналом в соответствии с наилучшей международной практикой;

-делегирование ряда врачебных функций медицинской сестре;

– совершенствование медицинского образования в т.ч. непрерывного профессионального обучения;

– привлечение профессиональных ассоциаций к решению кадровых проблем;

– создание условий для повышения мотивации и социального статуса специалистов сестринского дела

– изменение организации труда средних медицинских работников.

Медицинский центр «Эмили» – первое в Республике Казахстан и Центрально-Азиатском регионе учебное заведение по подготовке специалистов сестринского дела с высшим образованием.

Истоки зарождения Института сестринского дела берут начало с 1993 года, когда в рамках партнерских взаимоотношений в области здравоохранения между городами-побратимами Тусон (США) и Алматы (Казахстан), директором которого была Эмили Дженкинс — доктор юриспруденции, была заложена основа для открытия нового учебного заведения с подготовкой медицинских сестер нового типа. На государственном уровне было принято решение открыть в г. Алматы, как пилотный вариант, организацию образования по подготовке медицинских сестер с высшим образованием. Через год по линии американского международного союза здравоохранения, группа преподавателей, во главе с Бейсеновой Г.С. прошла стажировку в госпиталях и медицинских колледжах штата Аризона США.

По приезду из Америки, 1994 году Бейсеновой Г.С. был создан Медицинский центр «Эмили», в котором началась многоуровневая подготовка специалистов сестринского дела. Спустя пять лет, в 1999 году Медицинский центр «Эмили» прошел Государственную аттестацию и приобрел статус «Института» на основе государственной лицензии, дающей право на многоуровневую подготовку медицинских сестер (уровни среднего профессионального и высшего профессионального образования), с присвоением квалификаций: «медицинская сестра общей практики»; «медицинская сестра – бакалавр сестринского дела»; «медицинская сестра-менеджер».

Институт сестринского дела стал первым ВУЗ-ом в Республике Казахстан и Центрально-Азиатском регионе по подготовке специалистов сестринского дела с высшим образованием. На протяжении последующих 13 лет Институт оставался единственным в стране высшим медицинским учебным заведением по подготовке специалистов сестринского дела новой формации и в полной мере испытал на себе все трудности первопроходца. Несмотря на серьезные трудности, Институт выжил. Коллектив Института стал разработчиком и автором первого государственного общеобязательного стандарта высшего сестринского образования. Этим документом были внесены радикальные изменения в программу обучения медицинских сестер, приведя ее в соответствие с международными стандартами. Была внедрена достаточно строгая система организации учебного процесса, основанная на цикловой системе преподавания и обеспечивавшая последовательность обучения и содержательную стыковку изучаемых дисциплин. Впервые в программу сестринского образования были включены дисциплины, формирующие будущего специалиста не только как клинициста, но и как организатора сестринской службы практического здравоохранения, аналитика, преподавателя профилирующих дисциплин.

Ориентация сестринского образования на многоуровневую подготовку медицинских сестер с правом на расширение самостоятельности в практической деятельности осуществлялась по пяти основным направлениям: расширение клинической базы и внедрение в учебный процесс клинического преподавания; введение наглядных форм обучения и практических занятий по большинству преподававшихся дисциплин; отказ от принципа самоценности отдельно взятой науки и подчинение объема и содержания учебных курсов новым целевым установкам сестринского образования; увеличение продолжительности обучения до пяти лет с поэтапной выдачей дипломов по уровням квалификаций специальности «сестринское дело» и внедрение новых принципов организации учебного процесса; обязательное выполнение с последующей защитой научно-исследовательской работы каждым выпускником Института. Столь значительные преобразования потребовали самоотверженной работы всего профессорско-преподавательского состава Института. Институт сестринского дела сыграл ключевую роль в судьбоносной реформе для отечественного высшего сестринского образования. С одной стороны, он послужил полигоном реформы, с другой – именно коллектив и выпускники Института стали авторами тех идей, реализация которых составила основное содержание реформы и впоследствии обеспечила высокий уровень подготовки медицинских сестер в казахстанской высшей сестринской школе. Особую роль в успешном проведении в Казахстане реформ сестринского образования сыграла деятельность первого, и по настоящее время действующего, ректора Института сестринского дела Бейсеновой Галины Султановны – Почетного Работника Образования, дважды Отличника Здравоохранения, Члена Национального Совета медицинских сестер РК, председателя предметной комиссии по сестринскому делу УМО мед вузов РК, члена Международной Ассоциации университетских программ в области подготовки медицинских сестер, обладателя более 10 Международных сертификатов в области образования, автора первого в Казахстане учебника «Менеджмент в сестринском деле».

Основание Института сестринского дела имело огромное значение для распространения высшего сестринского образования в Казахстане. И как результат этого, с 2007 года большинство медицинских ВУЗ-ов страны открыли в своем составе факультеты Сестринского дела, что подтверждает признание как государством в целом, так и медицинской общественностью, политики реформирования сестринского образования. Главным достижением реформы стали удовлетворение интересов государства по обеспечению страны квалифицированными сестринскими кадрами, внедрение на факультете высшего сестринского образования качественно нового государственного образовательного стандарта по сестринскому делу, предусматривающего Кредитную Систему Обучения, отвечающего политике государства по вхождению в мировое образовательное пространство. Очередной раз коллектив Института принял активное участие в разработке нового госстандарта по сестринской специальности и стал автором большинства Типовых учебных программ дисциплин учебного плана. Наряду с этим, Институт не переставал вести подготовку специалистов со средним профессиональным образованием. Институт четырежды прошел успешно Государственную аттестацию. Последняя Государственная аттестация учебного заведения – в 2011 году. Образовательная деятельность Института осуществляется согласно Государственной лицензии.

На сегодняшний день обучение в учебном заведении ведется по новым учебным планам и программам, в том числе по Кредитной Системе Обучения, составленных с учетом новейших достижений мирового опыта в области сестринского дела. Учебные программы Института сестринского дела ориентируют преподавание на медико- санитарную профилактику, обучению новым технологиям в сестринской практике, повышению ответственности и этических норм деятельности сестринского персонала, формированию медицинской сестры, способную к принятию решений, обладающую самостоятельностью, а также способную к эффективному управлению сестринским персоналом, умеющую определять политику в области здравоохранения и медицинской помощи. Образовательные программы наряду с клиническими вопросами содержат вопросы организации управления здравоохранением, экономики, менеджмента, правовых норм, медицинской психологии.

В институте созданы все условия для обучения студентов. Имеется библиотека, книжный фонд которого составляет учебная, научная, справочная и художественная литература на двух языках – казахском и русском. К услугам студентов предоставлен Интернет, тренажерный кабинет, где обучающиеся осваивают и закрепляют мануальные навыки. Обучение в институте проводится с использованием интерактивных методов обучения на основе компьютерной и мультимедийной технологий. Образовательная работа Института по профилирующим дисциплинам ведется во многих крупных стационарах, поликлиниках и НИИ г.Алматы. В Институте сложились определенные традиции, направленные на воспитание у студентов нравственно-этических, правовых, патриотических чувств, укрепление дружбы и межнационального согласия, пропаганды внешней и внутренней политики нашего государства.

Институт постоянно совершенствует качество образовательной деятельности. Улучшается материально — техническая база. Укрепляется кадровый потенциал Института, представленный в том числе, преподавателями с учеными степенями: докторами и кандидатами наук. Профессорско – преподавательский коллектив института принимает активное участие в научных форумах международного, республиканского и регионального уровней в области здравоохранения, образования и сестринского дела. Весомый вклад внес профессорско-преподавательский коллектив в учебно-методическое обеспечение учебного процесса. Многие из них стали авторами и разработчиками учебников, монографий, учебно-методических пособий для специалистов сестринского дела.

На протяжении всего периода своей истории Институт сестринского дела сохранял позиции одного из лидеров отечественного высшего сестринского образования. Диплом выпускника вуза неизменно служил свидетельством широкой общетеоретической и солидной клинической подготовки. Функциями профессиональной деятельности выпускника с высшим сестринским образованием являются руководство сестринским персоналом, разработка и внедрение управленческих решений по повышению эффективности работы организации; осуществление сестринского процесса, ориентированного на индивидуальные потребности пациента; анализ работы и оценка потенциальных возможностей развития сестринской службы; эффективное взаимодействие с пациентом, родственниками пациента, коллегами, представителями социальных служб; осуществление социально-психологического регулирования в коллективе; планирование и проведение научных исследований в области сестринского дела; проведение анализа и оценки состояния здоровья населения; организация и проведение профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий; организация и оказание скорой и неотложной помощи; эффективное использование информационных и коммуникационных технологий для доступа к достоверной информации, решения медицинских проблем, оказания помощи населению, работы в единой информационной сети системы здравоохранения и для самостоятельного обучения; осуществление педагогической и воспитательной деятельности.

Институтом выпущено более 2500 студентов, имеющих дипломы :

«Медицинская сестра-менеджер», «Медицинская сестра-бакалавр», «Медицинская сестра общей практики», «Фельдшер общей практики», «Акушерка общей практики». Наши выпускники сегодня работают в ЛПО и НИИ медицинского профиля городов Астана, Алматы, Семипалатинск, Актюбинск и др. Более 200 выпускников работают главными и старшими медицинскими сестрами, главными специалистами по сестринскому делу Департаментов здравоохранения, отдельные выпускники – преподавателями в медицинских колледжах и в Институте сестринского дела, часть выпускников – медицинскими сестрами. География реализации профессиональной деятельности наших выпускников расширилась до таких зарубежных государств, как США, Германия, Дания, Канада, Израиль, Россия.

В Институте сестринского дела сложилась эффективная система дополнительного образования медработников. Ее обучающие программы составлены при тесном взаимодействии с практическим здравоохранением с учетом его потребительского спроса в дополнительном образовании, отвечающим нуждам лечебно-профилактических организаций в качественном обеспечении ухода и лечения пациентов. Обучение на курсах повышения квалификации прошли более 4000 медсестер.

Сегодня Институт сестринского дела – это открытое образовательное инновационное пространство, представляющее собой комплекс по подготовке и повышению квалификации сестринских кадров, способными возглавить приоритетные правительственные программы по охране здоровья населения.

Вторым по счету открытие факультета сестринского дела стал Медицинский университет Астаны. Обучение студентов по специальности «сестринское дело» в АО «МУА» осуществляется с 2007г. Выпускникам по специальности 051101 – «Сестринское дело» присуждается академическая степень - «бакалавр сестринского дела», выдаются диплом о высшем базовом образовании с присвоением квалификации – «медицинская сестра и академическая справка (транскрипт), которая содержит перечень изученных дисциплин с оценками, числом освоенных кредитов и объемом академических часов согласно учебному плану. Выпускник по специальности 051101 – «Сестринское дело» допускается к самостоятельной практической деятельности в установленном законодательством порядке заместителем главного врача по сестринскому делу, главной медицинской сестрой, заведующей больницей сестринского ухода, хосписом, здравпунктом, старшей медицинской сестрой отделения ЛПО, преподавателем по подготовке специалистов сестринского дела в медицинских колледжах. Бакалавр сестринского дела имеет право продолжить дальнейшее обучение в магистратуре. Обучение студентов проводится по дневной форме на казахском и русском языках. Продолжительность обучения по ГОСО 2006 г. – 4 года.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.