Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура здравоохранения в Республики Казахстан





Здравоохранение — совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.

Во главе отечественной системы здравоохранения стоит Министерство здравоохранения, но вопросы медицинского обслуживания населения в основном относятся к ведению областных органов управления здравоохранением, которые обладают довольно большой самостоятельностью в отношении управления учреждениями здравоохранения на подведомственной территории.

Министерство здравоохранения Республики Казахстан было основано на базе Министерства здравоохранения Казахской ССР в апреле 1992 года. Первым министром стал Аксултан Аманбаев. Но вскоре ушел в отставку. Его место занял Василий Девятко. В октябре 1997 года в кабинете министров Нурлана Балгимбаева произошла реорганизация министерств. Объединившись с несколькими другими государственными структурами новое министерство получило название — Министерство образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан. Его министром сталКрымбек Кушербаев. А Василий Девятко стал председателем Комитета здравоохранения Министерства образования, культуры и здравоохранения РК. В 1999 году, после очередной реорганизации, данный центральный исполнительный орган стал называться Министерством здравоохранения, образования и спорта Республики Казахстан. В ноябре 1999 года министерство было реорганизовано в Министерство образования и науки во главе с Крымбеком Кушербаевым. А здравоохранение преобразовалось в отдельную структуру — Агентство Республики Казахстан по делам здравоохранения. В октябре 2001 года было вновь создано Министерство здравоохранения Республики Казахстан. Министром назначен — Жаксылык Доскалиев. Министерство здравоохранения просуществовало до 6 августа 2014 года. Где было объединено с Министерством труда и социальной защиты населения РК в Министерство здравоохранения и социального развития РК. Министром была назначена Тамара Дуйсенова, бывший министр труда и социальной защиты населения. А министр здравоохранения Салидат Каирбекова стала первым вице-министром нового государственного органа. Таким образом, непосредственно Министерство здравоохранения Республики Казахстан существовало в два периода: 1992—1997 годах и 2001—2014 годах.

По сравнению со многими западноевропейскими странами организационная структура системы здравоохранения в Казахстане является достаточно централизованной, но все же не настолько, как в большинстве других стран Центральной Азии или СНГ, и областям предоставлена достаточно большая степень самостоятельности. За годы независимости взаимоотношения между республиканским и местным уровнями часто изменялись, происходило перераспределение полномочий в обоих направлениях. В целом, однако, произошло делегирование полномочий органам местного уровня. Перевод столицы из Алматы в Астану также повлиял на взаимоотношения республиканского и местного уровней, создав на несколько лет некоторый вакуум. Нынешние административные реформы и Государственная программа реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010 гг. направлены на решение проблемы разделения и делегирования полномочий между республиканским и местным уровнями. Эта программа в целом предусматривает предоставление Министерству здравоохранения более широких полномочий, многие из которых оно утратило после 1997 г. Организационная структура Министерства здравоохранения Казахстана часто менялась. В 1997 г. министерство было преобразовано в Комитет по здравоохранению в системе Министерства образования, культуры и здравоохранения. В 1999 г. Комитет по здравоохранению был преобразован в Агентство по делам здравоохранения, и только в 2002 г. Министерство здравоохранения было восстановлено. Все эти организационные преобразования статуса и структуры Министерства здравоохранения были элементом проводившихся в стране более широких реформ системы государственного управления. Они были связаны со сменой руководства. За период с 1997 по 2002 г. во главе сектора здравоохранения побывали четыре разных человека, и каждый из них проводил собственную политику и стратегию реформ здравоохранения, при этом ни одна из этих стратегий так и не была доведена до стадии реализации. В настоящее время Министерство здравоохранения стремится играть более значимую роль в политике здравоохранения страны. Его главными функциями являются формулирование политики по ключевым аспектам деятельности системы здравоохранения, регулирование в секторе здравоохранения посредством соответствующих нормативно-правовых актов, а также контроль и координация межотраслевого и внутриотраслевого сотрудничества. Кроме того, Министерство здравоохранения частично исполняет функции по управлению медицинской помощью, предоставляемой в республиканских клинических центрах. В соответствии с законом «О системе здравоохранения» от 4 июня 2003 г. к компетенции Министерства здравоохранения относятся следующие вопросы:

· обеспечение проведения государственной политики в области здравоохранения;

· разработка концепций и стратегий развития здравоохранения, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, государственных и отраслевых программ, планов развития, а также социально-экономических и научно-технических программ в секторе здравоохранения;

· утверждение нормативных документов и форм учетно-отчетной документации в области здравоохранения;

· утверждение правил рекламы медицинских услуг, новых методов и средств профилактики, диагностики и лечения;

· определение порядка планирования расходов на программу государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи населению (далее ПГГ) и порядка формирования доходов региональных систем единого плательщика;

· определение методики формирования тарифов и планирования затрат на медицинские услуги, оказываемые в рамках ПГГ;

· утверждение перечня жизненно важных лекарственных средств, предоставляемых населению в рамках ПГГ;

· контроль за соблюдением правил лицензирования медицинской и врачебной деятельности, изготовления и реализации лечебных препаратов;

· определение структуры оказания медицинской помощи, включая типовые штаты и штатные нормативы организаций здравоохранения, нормативы объема и уровня медицинской помощи для населения;

· осуществление межотраслевого сотрудничества в интересах здоровья граждан;

· разработка ПГГ и порядка предоставления медицинской помощи;

· планирование республиканских бюджетных расходов и управление государственными клиническими и научно-исследовательскими центрами;

· осуществление международного сотрудничества в области здравоохранения;

· поддержка создания и функционирования республиканской информационной системы в здравоохранении.

Министр здравоохранения назначается президентским указом и подотчетен премьер-министру. Министр здравоохранения предлагает кандидатуры на должности заместителей министров и председателей комитетов, отвечает за общее управление министерством и осуществляет надзор за деятельностью административного департамента. Заместителей министра назначает и смещает с их постов правительство. Распределение полномочий между заместителями министра производится в соответствии с приказом по министерству и может подлежать изменениям. В состав Министерства здравоохранения входит ряд департаментов и отделов. При нем действует три комитета, в задачи которых входит реализация политики здравоохранения на региональном и национальном уровне: Комитет по контролю за качеством медицинских услуг, Комитет фармации и Комитет государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Комитеты имеют вертикальную структуру управления с представительствами во всех областях страны. Кандидатов на должности председателей представляет министр здравоохранения, а назначение производится правительством. Деятельность комитетов финансируется из республиканского бюджета. Районы находятся в подчинении областных администраций. Они занимаются управлением оказания основной специализированной и большей части первичной медико-санитарной помощи; за это отвечают главные врачи центральных районных больниц (ЦРБ). Общая схема организации системы здравоохранения Казахстана представлена следующим: Министерство здравоохранения; Другие министерства;

Республиканские больницы и научно-исследовательские центры; Государственная система санэпиднадзора; Областные департаменты здравоохранения; Областные организации здравоохранения; Медицинские вузы; Параллельные системы здравоохранения; Областные отделения; Районные организации здравоохранения; Районные отделения; Администрации городов и областей.

Основными органами управления здравоохранением являются 14 областных и два - Алматинский и Астанинский - департамента здравоохранения. В их ведении находится большинство больниц и поликлиник. Областные департаменты здравоохранения являются структурными подразделениями областных администраций. Директоров областных департаментов здравоохранения назначают главы областных администраций (акимы областей), которым директора и подотчетны. Области владеют и управляют всеми государственными поставщиками медицинских услуг на подведомственной территории. Директора областных департаментов здравоохранения назначают и смещают с их постов главных врачей медицинских учреждений и осуществляют контроль за их деятельностью. В соответствии с законом «О местном самоуправлении» 1995 г, на областной уровень был передан больший объем полномочий, в том числе по лицензированию медицинских учреждений. Областные администрации собирают большую часть государственных доходов, значительная часть которых остается в их распоряжении. Поэтому областные администрации (в том числе департаменты финансов и здравоохранения) обладают достаточно большой властью, хотя это (как и уровень собираемых доходов) очень зависит от конкретной области. С 2005 г. средства на здравоохранение из местных и республиканского бюджетов объединяются на уровне областей, а решения о выделении средств принимаются областными администрациями, которые выполняют функцию единого плательщика в своей области. Министерство экономики и бюджетного планирования было образовано в 2004 г. и занимается планированием и выделением бюджетных средств в секторе здравоохранения; ранее эти вопросы находились в ведении Министерства финансов. Министерство экономики и бюджетного планирования выделяет фонды Министерству здравоохранения и областям, в том числе средства на оказание медицинской помощи и осуществление капитальных вложений. С вступлением в силу нового Бюджетного кодекса в апреле 2004 г и с созданием Министерства экономики и бюджетного планирования роль Министерства финансов была ограничена вопросами исполнения бюджета. В настоящее время в сферу его ответственности входит контроль за расходованием средств на уровне областных департаментов здравоохранения и поставщиков медицинских услуг. Министерство труда и социальной защиты населения устанавливает порядок представления, рассмотрения и согласования вопросов оплаты труда работников (включая надбавки за опасные и вредные условия труда) и отвечает за формулирование и мониторинг исполнения трудового законодательства. При Министерстве труда и социальной защиты населения работают медико-социальные экспертные комиссии, которые занимаются вопросами предоставления гражданам инвалидности. Министерство также обеспечивает инвалидов протезами и различными компенсирующими устройствами. Некоторые учреждения здравоохранения (больницы, крупные поликлиники и центры ПМСП) сейчас по закону имеют возможность получить статус государственного предприятия с правом хозяйственного ведения. Это стало возможным в силу закона «О местном самоуправлении» 1995 г и последующих поправок к нему. За некоторыми исключениями, в областных администрациях должно быть принято решение о том, какие организации останутся в собственности государства и будут финансироваться из государственных средств, а какие будут преобразованы в государственные предприятия с правом хозяйственного ведения. В отличие от государственных учреждений, деятельность которых контролируется на более высоком уровне управления и полностью финансируется из средств государственного бюджета, государственные предприятия могут взимать плату за некоторые услуги и обладают некоторой финансовой самостоятельностью. Помимо тех средств, которые они получают от оплаты пациентами их услуг, государственные предприятия получают также финансирование в соответствии с договорами, которые они заключают с областными органами здравоохранения; объем этого финансирования зависит от объема оказываемых услуг (если речь идет о больницах и амбулаторных клиниках) или рассчитывается по подушевому нормативу (если речь об организациях ПМСП). В 2006 г. в Казахстане насчитывалось 3927 государственных предприятий, 4141 государственное учреждение и 942 частных медицинских учреждения. Большинство государственных учреждений представляет собой небольшие сельские амбулатории. В соответствии с планом правительства на 2007-2009 гг., большая часть государственных учреждений в секторе здравоохранения должна быть преобразована в государственные предприятия. Аптеки и стоматология по большей части перешли в частные руки и стали коммерческими организациями, а больницы, служба санитарно-эпидемиологического надзора и крупные поликлиники в основном находятся в собственности государства. Однако в период с 1999 по 2004 г. число частных больниц почти удвоилось, а частных хирургических клиник стало больше почти втрое. В частном секторе работает все больше врачей - в 2005 г их доля составила 14% всех врачей в Казахстане. Некоторые министерства и ведомства (Министерство внутренних дел, Министерство обороны, администрация президента, аппарат правительства, Казахстанские железные дороги, а также несколько государственных компаний) традиционно имели собственную сеть медицинских учреждений, которая финансируется из государственного бюджета. Некоторые из этих параллельных систем здравоохранения в последние годы прекратили свое существование, но более подробная информация об их инфраструктуре, количестве медперсонала, занятого в этих системах, и о расходах на здравоохранение отсутствует. Формально параллельные системы здравоохранения подотчетны Министерству здравоохранения, но в реальности это не всегда так. В советское время членство в профсоюзе было практически обязательным. Главной функцией профсоюзов было представление интересов работодателя (т. е. государства) в отношениях с работниками, но при этом в ведении профсоюзов были значительные льготы, предоставляемые работникам (оплачиваемые отпуска, здравоохранение), и их деятельность финансировалась за счет налога на фонд заработной платы. В советский период профсоюзы были довольно мощной силой. Законом 1993 г. «О профессиональных союзах» была провозглашена свобода регистрации и формирования новых профессиональных союзов, и с того времени на этом поле появились новые игроки. Федерация профсоюзов Республики Казахстан сейчас включает около 50 профессиональных союзов. Входит в нее и профсоюз работников здравоохранения, который является одним из крупнейших в стране. В 1998 г. в него входило 300 000 человек, и он имел 14 региональных отделений. В советское время членами этой организации были все медицинские работники, да и в 1998 г. в ее составе было 95% всех работников сектора здравоохранения. Членство в профсоюзе является почти автоматическим, а взносы вычитаются у работников из заработной платы. Федерация профсоюзов Республики Казахстан до сих пор владеет довольно значительными активами, в числе которых гостиницы, административные здания и курорты. Профсоюз работников здравоохранения поддерживает прочные рабочие взаимоотношения с правительством и дает консультации по ключевым политическим документам в области здравоохранения, хотя членства по должности в соответствующих комитетах для представителей профсоюза не предусмотрено. В последние годы в Казахстане стало больше неправительственных организаций (НПО), занятых в секторе здравоохранения. В 2006 г. в системе здравоохранения Казахстана было 139 НПО. Наиболее активными из них являются те, которые работают с пациентами (в частности, Диабетическая ассоциация Казахстана), а также профессиональные ассоциации (например, Ассоциация семейных врачей Казахстана). В 2005 г. правительство начало выделять средства неправительственным организациям, занимающимся преимущественно профилактикой «социально значимых» заболеваний, реабилитацией пациентов и профилактикой наркомании. В советское время работники каждой из медицинских специальностей создавали свои неформальные профессиональные ассоциации и объединения. Несколько подобных ассоциаций возникло и в 1990-х гг., но они не пользуются большим влиянием и не имеют законного статуса и официального представительства в органах по выработке государственной политики. Они могут выражать свое мнение по вопросам политики и стратегии здравоохранения и аттестации медицинских кадров. Крупнейшей и наиболее активной из профессиональных ассоциаций является Ассоциация семейных врачей Казахстана. Кроме того, в настоящее время появилась также Ассоциация медицинских сестер Казахстана. Министерство здравоохранения планирует более активно привлекать представителей НПО к процессу профессиональной аттестации медицинских работников и организации независимой системы контроля качества медицинских услуг.

После обретения страной независимости в 1991 г. в системе здравоохранения была произведена децентрализация полномочий, хотя центральное правительство сохранило довольно большую власть. Децентрализация была осуществлена в основном путем приватизации и перехода административных и финансовых полномочий от республиканского уровня к областному, а иногда и к районному - например, посредством системы децентрализованного распределения ресурсов на уровне района с передачей полномочий районным администрациям в период между 2000 и 2003 гг. В 1991 г. в Казахстане началась приватизация многих государственных хозяйственных предприятий и учреждений, в том числе заводов, фабрик, крупных колхозов. В системе здравоохранения при­ватизация носила более ограниченный характер и, как и в соседнем Узбекистане, коснулась преимущественно аптек и стоматологии. В 1997 г. более 90% аптек было приватизировано. К октябрю 2006 г. в частных руках находилось уже 95,8% организаций фармацевтического сектора. В январе 1997 г. правительством был составлен перечень из 615 учреждений здравоохранения, подлежащих приватизации, что составляло примерно 8% от 8000 находившихся в собственности государства на тот момент учреждений здравоохранения. Пока что приватизирована была лишь небольшая часть, и в отношении целевого показателя численности, процедур приватизации и статуса приватизируемых предприятий есть небольшая путаница. В постановлении правительства 1997 г «О секторных программах приватизации и реструктуризации» был указан список из 30 объектов системы здравоохранения, не подлежащих приватизации и финансируемых из средств государственного бюджета. Областные комитеты совместно с представителями Министерства здравоохранения должны решить (с учетом некоторых исключений), какие из находящихся в собственности государства учреждений останутся в государственной собственности, а какие будут реорганизованы в самостоятельные предприятия. Однако зачастую остается неясным, какие из учреждений являются коммерческими, а какие некоммерческими. Приватизация касается независимых организаций государственного сектора, а также частных коммерческих организаций. В процессе приватизации выявился ряд проблем, в том числе отсутствие государственного контроля за лицензированием, отсутствие контроля за соблюдением профессиональных стандартов, незаконная приватизация некоторых объектов системы здравоохранения, незаконное извлечение прибыли и ненадлежащее использование приватизированных помещений. Законодательство, регулирующее деятельность частных медицинских учреждений, нуждается в совершенствовании. Вопросы передачи ответственности с республиканского уровня на областной оговорены в законе «О местном самоуправлении» 1995 г., в котором вопросы управления здравоохранением и функции по его финансированию переданы в ведение органов областного уровня. В соответствии с этим законом уровень консолидации бюджета должны были определять акимы областей. До 2004 г. в ряде областей бюджет формировался централизованно на уровне области, в то время как в большинстве областей это процесс проходил на районном уровне. Начиная с 2005 г., в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан, бюджеты всех областей формируются на областном уровне, и решения о выделении бюджетных ассигнований принимаются областными органами управления здравоохранением. Планирование и оперативное управление осуществляют региональные органы власти в соответствии с единым порядком, установленном на национальном уровне. В целом, однако, распределение ролей и ответственности между национальным (республиканским) и областным уровнями пока довольно условно и находится в процессе становления. Комитет по контролю за качеством медицинских услуг несет ответственность за рассмотрение жалоб граждан, касающихся качества предоставляемых медицинских услуг, а областные департаменты здравоохранения отвечают за защиту прав пациентов на областном уровне. В целом, однако, права пациентов в Казахстане пока довольно ограниченны и законодательно практически не закреплены. К вопросам, привлекшим более пристальное внимание международной общественности, относятся защита прав человека применительно к маргинальным группам населения и отношение к представителям этих групп с точки зрения дальнейшего распространения эпидемии ВИЧ/СПИД. На постсоветском пространстве лица из групп повышенного риска ВИЧ-инфицирования зачастую подвергаются социальной изоляции, стигматизации и криминализации.

После провозглашения независимости Казахстан предпринял значительные усилия, направленные на реформирование унаследованной им от советского периода системы здравоохранения. В 2000-х годах были разработаны две комплексные программы реформ – Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005–2010 годы и Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан на 2011–2015 годы «Саламатты Қазақстан». Изменения в системе предоставления медицинской помощи включали оптимизацию стационарной помощи и перенос акцента на первичную медико-санитарную помощь (ПМСП). Тем не менее, стационары продолжают потреблять основную часть финансо­вых ресурсов здравоохранения. По ряду причин, включая меняющиеся подходы к вопросам децентрализации, уровни, на которых происходит консолидация ресурсов здравоохранения, также продолжают меняться. После децентрализации финансирования здравоохранения до районного уровня в 2000–2003 годах в стране в 2004 году была введена новая система финансирования здравоохранения, которая включала консолидацию финансовых ресурсов здравоохранения на областном уровне и учреждение единого плательщика в лице Областных Управлений Здравоохранения (ОУЗ). Начиная с 2010 года финансовые ресурсы стационарной помощи, входящей в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), объединены на национальном уровне в рамках реализации Концепции создания единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ). Казахстан также начал продвигать подходы доказательной медицины, разрабатывать и вводить новые клинические руководства, внедрять процессы улучшения качества медицинских услуг на уровне поставщиков медицинских услуг. Вместе с тем, основные аспекты деятельности системы здравоохранения настоятельно требуют дальнейшего улучшения. Региональные различия в финансировании xiv Системы здравоохранения: время перемен Казахстан здравоохранения, потреблении медицинских услуг населением и показа‑ тели здоровья населения представляют собой основные проблемы, хотя определенные улучшения были достигнуты за последние годы. Несмотря на инвестиции и реформы, здоровье населения улучшилось в незначительной степени.

За последние годы Казахстан достиг успехов в развитии здравоохранения, однако ключевые аспекты функционирования системы здравоохранения РК требуют дальнейшего серьезного улучшения. Правительство РК планирует улучшение финансовой защищенности населения через обеспечение ГОБМП и амбулаторных ЛС уязвимым группам населения. Также возросли государственные расходы на здравоохранение. Вместе с тем, в 2007 году личные платежи граждан составили 36% от общих государственных расходов на здравоохранение, создавая потенциальную угрозу катастрофических расходов на медицинские услуги для наиболее уязвимых групп населения. Согласно данным Агентства Республики Казахстан по статистике в 2008 году 7,4% населения не воспользовались медицинскими услугами по причине их высокой стоимости. Несмотря на инвестиции и проведенные реформы, здоровье населения улучшилось незначительно. Основные проблемы системы здравоохранения включают низкую ожидаемую продолжительность жизни, высокий Системы здравоохранения: время перемен Казахстан xxi уровень младенческой и материнской смертности, высокий уровень заболеваемости ТБ и рост бремени неинфекционных болезней. Об уровне предотвратимой смертности, несмотря на ограниченность доступных данных, можно судить по показателю пятилетней выживаемости больных с впервые установленным диагнозом рака, который в 2009 году оставался на низкой отметке в 50,2%. Признается необходимость проведения серьезной работы по улучшению качества медицинской помощи. Казахстан уже предпринимает шаги в этом направлении, продвигая принципы доказательной медицины, разрабатывая и внедряя новые клинические руководства, основанные на стандартах ВОЗ, работая над улучшением качества на уровне поставщика медицинских услуг. Предварительные результаты Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005–2010 годы свидетельствуют об успехах в повышении качества медицинской помощи, особенно в службе охраны материнства и детства, противотуберкулезной службе; однако и здесь необходимы серьезные усилия по дальнейшему улучшению. Неравномерное распределение финансовых ресурсов по регионам, неравномерное потребление медицинских услуг и неравномерность показателей здоровья, несмотря на некоторое улучшение за последние годы, остаются одними из основных проблем в стране. Так, в период между 2001 и 2008 годом разница расходов в здравоохранении в расчете на душу населения между наиболее обеспеченной и наиболее бедной областями сократился с 4,2 до 2,1 раза. Жители г. Алматы и г. Астаны имеют преимущества в доступе к медицинской помощи, поскольку в этих двух городах сосредоточено большинство высокотехнологичных национальных клинических центров; при этом, доступность медицинских услуг в отдаленных регионах страны значительно затруднена в силу географической разбросанности и малонаселенности территории. В 2010 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении варьировала от 66,3 лет в Северо-Казахстанской области до 73,2 лет в г. Астане. Показатели детской и материнской смертности также сильно варьировали по регионам. Эффективность использования ресурсов в системе здравоохранения Казахстана снижена из-за продолжающейся ориентации системы на стационарную помощь; так, в 2008 году на стационары приходилось 53,4% всех государственных расходов на здравоохранение, в то время как на ПМСП выделялось лишь 16%. Избыточное количество стационарных xxii Системы здравоохранения: время перемен Казахстан коек, плохие показатели результатов лечения в стационарной службе, а также большое количество специализированных больниц говорят о необходимости улучшения технической эффективности системы. Как и в других системах здравоохранения региона, прозрачность и подотчетность остаются главными проблемами в Казахстане; об этом свидетельствуют продолжающаяся неформальная оплата за медицинские услуги и ограниченное вовлечение населения в формирование политики в области здравоохранения.

 

Структура образования

Казахстан – одна из немногих стран, где традиционно считают средний медицинский персонал лишь помощниками и исполнителями воли врача. Между тем, роль и функции среднего медицинского звена более значительные. В соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением в современных условиях выделяют такие функции среднего персонала, как: развитие первичной медико – санитарной помощи; профилактика заболеваний; гигиеническое обучение населения, увеличение реабилитационных мероприятий, расширение объемов помощи на дому, в связи с сокращением коечного фонда в стационаре; формирование отделений с различной интенсивностью ухода; оказание паллиативной помощи. [2].

Реформа сестринского дела и образования в Казахстане, повышение спроса на услуги в области здравоохранения привели к созданию государственной системы многоуровневой подготовки сестринских кадров.

Система профессионального образования предполагает обеспечение дифференцированной подготовкой сестринских кадров и гарантирующую соответствующую квалификацию, а также компетентность в решении профессиональных задач. Созданная многоуровневая система подготовки сестринских кадров является важным шагом совершенствования профессионального образования и необходимым условием обеспечения качества сестринской помощи [15].

В структуру медицинского образования, а именно медицинских сестер, в Республики Казахстан входит среднеспециальное образование(колледж), высшее образование (университет) и послевузовское (магистратура).

Сестринское дело в Казахстане имеет 2 аспекта: подготовку кадров и их использование в практическом здравоохранении. Идеология состоит в том, что система образования должна обеспечивать дифференцированную подготовку сестринских кадров в зависимости от потребностей рынка медицинских услуг и гарантировать высокий социальный статус среднего медицинского персонала. Соответственно, в сложившихся обстоятельствах, возникла настоятельная необходимость новой стратегии в подготовке сестринских кадров, а также потребность в подготовке преподавателей нового поколения. Приоритет в решении данной задачи отводится факультетам ВСО, который повышает уровень подготовки сестринских кадров. За достаточно короткий период [с начала 90-х годов] разработан и внедрён новый образовательный государственный стандарт, предусматривающий многоуровневую систему подготовки специалистов сестринского дела. Переход на многоуровневую подготовку специалистов среднего звена позволяет реализовать свои потребности в получении как теоретических, так и практических знаний по своей специальности [15].

Согласно Государственному стандарту подготовка специалиста с высшим сестринским образованием и его деятельность направлены на:

- оказание высококвалифицированной сестринской помощи, включая укрепление здоровья, профилактику заболеваний, непосредственный уход за больными и реабилитацию;

- планирование, организацию, управление и проведение педагогического процесса, связанного с подготовкой и переподготовкой сестринского персонала;

- проведение научных исследований по сестринской специальности;

- организацию и контроль за культурой производства, с соблюдением этических и конституционных прав граждан: сотрудников, пациентов и окружающих их лиц.

Поэтому не случайно в структуру подготовки специалистов ВСО (менеджеров) входят 4 блока учебных дисциплин [24].

Дисциплины 1-го блока – общие гуманитарные и социально - экономические – способствуют повышению общеобразовательного уровня, развивают студента как личность, формируя у него способность к критическому анализу.

Дисциплины 2-го блока – естественнонаучные и медико - биологические – дают фундаментальные знания, необходимые для выработки и совершенствования профессиональных навыков.

Клинические дисциплины [3-й блок] – профессиональные - обеспечивают освоение медицинских навыков, знакомят с современными теориями сестринского дела.

Специальные дисциплины [4-й блок] способствуют выработке профессиональных знаний в области педагогической и управленческой деятельности в здравоохранении [рисунок 4].

По окончании 4 лет обучения по специальности 5B110100 «Сестринское дело» выпускнику, выдается диплом о высшем медицинском образовании с присвоением академической степени «бакалавр здравоохранения по специальности «Сестринское дело», академическая справка (транскрипт) с указанием перечня изученных дисциплин с оценками, числом освоенных кредитов и объемом академических часов. По завершении обучения в бакалавриате выпускник допускается к самостоятельной практической деятельности в качестве специалиста, затем предоставляется возможность продолжить обучение в магистратуре и докторантуре.

Таким образом, модели образовательной программы специальности «Сестринское дело» дают возможность обучающемуся во время всего процесса обучения планировать и реализовывать индивидуальную, направленную траекторию обучения, готовясь к работе по выбранной специальности.

Основным критерием завершенности образовательного процесса специальности 5В110100 – «Сестринское дело» (4 года) является освоение бакалавром не менее 5805 (129 кредитов) академических часов теоретического обучения. Не менее 8 кредитов профессиональной практики, при этом студент должен освоить 2745 (61 кредит) академических часов по обязательному компоненту и 3060 (68 кредитов) академических часов компонента по выбору.

Квалификация, получаемая в результате освоения программы, должна быть четко определена и разъяснена, и относиться к соответствующему уровню Национальных рамок квалификации и, как следствие, Европейских рамок квалификации.

По окончании 4 лет обучения выпускнику специальности 5B110100 «Сестринское дело», выдается диплом о высшем медицинском образовании с присвоением академической степени «бакалавр здравоохранения», что соответствует Национальным рамкам квалификации.

Квалификация и должности определяются в соответствии «с Квалификационным справочникам должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным Приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 21 мая 2012 года №201-ө-м, а также Приказом Министра здравоохранения от 26 ноября 2009 года №791 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей работников здравоохранения».

В академической справке (транскрипт) указывается перечень изученных дисциплин с оценками, числом освоенных кредитов и объемом академических часов. По завершении обучения в бакалавриате выпускник допускается к самостоятельной практической деятельности.

Бакалавр здравоохранения по специальности «Сестринское дело» может занимать следующие должности: главная медицинская сестра (заместитель директора по сестринскому делу), старшая медицинская сестра, медицинская сестра общей практики, диетическая сестра, и др. Бакалавр здравоохранения по специальности «Сестринское дело» имеет возможность продолжить обучение в магистратуре.

Таким образом, модели образовательной программы специальности «Сестринское дело» дают возможность обучающемуся во время всего процесса обучения планировать и реализовывать индивидуальную, направленную траекторию о







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.