|
Художественное произведение и его истолкование.
Литературная коммуникация и истолкование (интерпретация) художественного произведения
Объектом изучения литературы является художественное произведение. В этой связи следует различать текст и произведение. Значение этих терминов становится наглядной в структуре литературно-художественного коммуникативного акта: автор - авторское произведение - художественный текст - читатель (реципиент) - читательский произведение. Впервые художественное произведение - как идеально-образная действительность - появляется (конституируется) в сознании автора (писателя). Для того, чтобы ознакомить со своим произведением (назовем его авторским произведением) других, писатель (адресант) вынужден, используя знаки определенного языка, записать его. Такой материализованный, закодированный в словесной форме авторское произведение (в рукописном или напечатанном виде) принято называть текстом (от латинского - ткань, связь).
Текст, таким образом, выполняет роль своеобразного сообщение, которое адресант (писатель) делает доступным для восприятия. В связи с этим адресатом, получателем текстуальной информации, выступает читатель (реципиент). Именно в сознании читателя на основе печатного или рукописного текста (в результате процесса чтения) должен витворитися собственный (назовем его читательский) произведение. Появление читательского произведения зависит от двух вещей: во-первых, от качества самого текста (а следовательно, от мастерства писателя), во-вторых, от объема внутреннего мира читателя, от умения реципиента общаться с художественным текстом, развивать на его основе (в воображении) собственный литературное произведение (такого типа навыки формируются на уроках литературы).
Таким образом, художественный текст -это знаковая система, призванная, с одной стороны, материализовать авторское произведение, а с другой, способствовать возникновения в воображении реципиента читательского произведения.
Отдельно следует сказать о подтексте. Иногда художественное произведение, в той или иной степени, объединяет два макроуровне: текстуальное (или актуальный) и подтекстовый (или потенциальный). Собственно, подтекст (или затекст) выражает скрытый, неявный смысл высказывания (в этой связи говорят еще о имплицитный смысл), в отличие от текста, что демонстрирует открытое, эксплицитное смысл. Подтекст возникает благодаря коннотации - способности языковых единиц выражать, кроме основного значения, еще и дополнительные (семантические, стилистические, эмоционально-экспрессивные), вследствие деформации прямого содержания словесных значений под влиянием контекста и факторов - воспроизводимой ситуации, позиции говорящего.
Типичный образец скрытого смысла находим в жанре басни. О произведениях с выразительным доминирование подтекста часто говорят, что они написаны „эзоповым языком", то есть языком древнегреческого баснописца Эзопа.
Для познания литературного произведения используются научные методы исследования, преимущественно в упрощенном варианте. Речь идет о анализ, синтез и интерпретацию.
Анализ (от греческого - разложение, расчленение) заключается в расчленении литературного произведения на компоненты, составляющие части. Анализируя элементы произведения, постигаем своеобразие целого художественного феномена. Синтез (с греческого - соединение, составление), зато, заключается в изучении предмета исследования в его целостности, неповторимости. С помощью операции синтеза „произведение фиксируется... в исторической эпохе, социальной среде, духовной ситуации своего создания и прочтения".
Метод, сочетающий и анализ, и синтез - интерпретация (с латинского - толкование, разъяснение). Интерпретацию связывают прежде всего с толкованием смысловой стороны литературного произведения на различных структурных уровнях через соотнесение с целым высшего порядка. Например, любые элементы (мотивы, персонажи, тропы и т.п.) должны соотноситься с контекстом и подтекстом произведения. Различают 3 вида интерпретации:
Читательская (первичная)
Научная,
Творчески-образная (художественная)
Первичная интерпретация опирается на то общее впечатление и понимание художественного произведения, которое получает читатель при его прочтении, и она не всегда оформляется в сознании читателя логической конструкции, часто оставаясь в виде перемешивания, настроения, чувства.
Литературоведение, отправляясь от своей первичной интерпретации, формулирует свои впечатления достаточно четко и проверяет анализом, в результате чего создается научная интерпретация, которая уже претендует на статус объективной истины, и от которой требуется фактическая, логическая и эмоциональная доказанность.
Творчески-образная интерпретация – перевод литературных произведений на язык других искусств, иллюстрация, экранизация, театральная постановка и т.д. Литературный субъект: персонаж и герой. Слово «герой» («heros» - греч.) означает полубог или обожествленный человек. У древних греков героями были либо полукровки (один из родителей бог, второй – человек), либо выдающиеся мужи, которые прославились своими деяниями, например, военными подвигами или путешествиями. Но, по любому, звание героя давало человеку массу преимуществ. Ему поклонялись, в честь него слагали стихи и прочие песни. Постепенно-постепенно понятие «герой» перекочевало в литературу, где и застряло до наших дней. Теперь в нашем понимании героем может быть как «муж благородный», так и «негодный», если он действует в рамках художественного произведения. С термином «герой» соседствует термин «персонаж», и часто эти термины воспринимаются как синонимы. Персоной в Древнем Риме называли маску, которую актер надевал перед выступлением – трагическую или комическую.
Герой и персонаж – это далеко не одно и то же.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ - это выразитель сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведения.
ПЕРСОНАЖ – это любое действующее лицо в произведении.
Слово «персонаж» характерно тем, что не несет в себе никаких дополнительных значений. Взять, например, термин «действующее лицо». Сразу видно, что оно – должно действовать= совершать поступки, и тогда под это определение не подходит целая куча героев. Начиная от папы ПеппиДлинныйЧулок, мифического капитана дальнего плавания, и кончая народом в «Борисе Годунове», который, как всегда, «безмолвствует». Герой – это важное для выражения идеи произведения действующее лицо. А персонажи – это все остальные. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ Лирический герой — образ героя в лирическом произведении, переживания, чувства, мысли которого отражают авторское мировосприятие. Лирический герой - не автобиографический образ автора. Нельзя говорить «лирический персонаж» - только «лирический герой».
ОБРАЗ ГЕРОЯ - это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТИП - это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее характерной для определенной общественной среды в определенное время. В нем соединяются две стороны - индивидуальное (единичное) и общее. ПЕРСОНАЖ И ХАРАКТЕР В современном литературоведении характер – это неповторимая индивидуальность персонажа, его внутренний облик, то есть то, что отличает его от других людей. Характер состоит из многообразных черт и качеств, которые соединяются неслучайно. В каждом характере есть главная, доминирующая черта. Характер может быть простым и сложным. Простой характер отличается цельностью и статичностью. Герой либо положительный, либо отрицательный. Простые характеры традиционно объединяются в пары, чаще всего на основе противопоставления «плохой» - «хороший». Противопоставление заостряет достоинства положительных героев и умаляет заслуги героев отрицательных. Пример – Швабрин и Гринев в «Капитанской дочке» Сложный характер - это постоянный поиск героя самого себя, духовная эволюция героя и пр. Сложный характер очень трудно обозначить «положительным» или «отрицательным». В нем присутствует противоречивость и парадоксальность. Как в капитане Жеглове, который чуть было не упек бедного Груздева в тюрьму, но с легкостью отдал продуктовые карточки соседке Шарапова.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|