Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблема формирования материнства и адекватного материнского поведения в современных культурно-экономических условиях





Д.В. Винникотт в своей работе под названием «Маленькие дети и их матери» сказал: «Я думаю, что ко времени появления ребенка на свет мать — если о ней достаточно заботится муж или государство, или и муж, и государство, — готова действовать, прекрасно зная нужды ребенка». В первом параграфе, выявляя классификацию изучения подходов к изучению материнства в контексте данного исследования, мы дифференцировали эту проблему в зависимости от принадлежности потребностей: существует демографическая потребность в материнстве государства, а также потребность в материнстве индивидуальная, присущая женщине. Требования к женщине, желающей стать матерью, и ее намерение соответствовать таковым рассмотрены в предыдущих параграфах. Необходимо сказать несколько слов о сложности реализации соответствия этим требованиям в контексте демографической потребности государства (и уровня приоритетности для него этой задачи).

В наши дни вопрос материнства приобрел особую остроту: современная женщина обладает качественно иным уровнем жизненных притязаний, приоритетов, целей и, наконец, – возможностей. Далеко не в первую очередь она рассматривает себя как мать или будущая мать. Принятие и воплощение этой социальной роли смежно с реализацией многих очень сложных задач, которые она часто вынуждена ставить перед собой. Во-первых, социальный уровень семьи самой женщины: если он низкий, то женщина либо задается целью подняться на следующую ступень за счет какой-либо области, в которой она может быть социуму полезной, что позволит ей задуматься о содержании ребенка, либо, махнув на все рукой и уповая на «помощь ближнего», она родит ребенка, будучи не подготовленной к этому в финансовом плане. Таким образом, перед ней встанет выбор: потратить годы на создание соответствующих условий и родить ребенка в не очень благоприятном репродуктивном возрасте или не брать на себя ответственность за условия вообще, может быть, даже критикуя преувеличенную, на ее взгляд, необходимость создания условий. Во втором случае мать осознанно лишает ребенка (детей) тех социальных возможностей и потребностей, для реализации которых фактор социального уровня жизни является решающим – это, в первую очередь, образование и медицинские услуги. Конечно, обозначенная проблема испокон веку решалась не женщиной или, во всяком случае, не ею одной. Но на данный момент мужчина как семьянин и «участник» родительства уже не добытчик. В создании финансовых и жилищно-коммунальных условий он давно уже скорее «соучастник», поэтому выполнение этой функции женщина в какой-то мере – в большей или в меньшей – берет на себя.



Во-вторых, к рождению ребенка женщина должна быть готова не только психологически, но и физически: состояние ее здоровья на момент беременности должно быть по крайней мере удовлетворительным, о чем она должна заранее позаботиться, иначе о какой готовности к материнству может идти речь? «Биение крохотного, как персиковая косточка, сердца-эхо твоего пульса. Твое дыхание дает ему кислород. В вас обоих течет общая кровь (…). Ломоть хлеба, который ты жуешь,-строительный материал ног, на которых он будет бегать, кожи, которая будет его покрывать, глаз, которыми он будет видеть, мозга, в котором родится мысль» - писал известный польский врач и педагог Януш Корчак. Женщины, обладающие критическими для течения беременности и родов хроническими заболеваниями (например, ВИЧ-инфекция, гепатит, панкреатит, ревматизм, пиелонефрит и др.) идут на осознанный риск для ребенка дабы удовлетворить свою потребность в продолжении рода. Они понимают, что являются недостаточно хорошим сосудом для создания новой жизни, что возможны серьезные последствия, и, тем не менее, идут на это. Если и не уходить в крайность, а рассматривать хотя бы уровень информационной подготовки женщины к беременности, родам и взращиванию ребенка, то оказывается, что каждая вторая мама плохо себе представляет, как устроен детский организм, что составляет принципы ухода за ним, какие существуют элементарные экстренные способы доврачебной помощи ребенку. Уровень базовой медицинской грамотности в этих вопросах крайне низкий.

В третьих, отдельного внимания заслуживает психологическая готовность женщины к материнству. Она также определяется рядом различных факторов: семья родителей, состояние психического здоровья, представления и ожидания, связанные с будущим материнством, и многое другое. Женщины, не успевшие столкнуться с уходом за детьми до рождения собственного ребенка, оказываются не осведомлены о множестве трудностей материнства. Представляя себя матерьми, они не думают о том, что им, возможно, придется не высыпаться, что они будут уставать от звука детского крика, что ребенок может родиться больным или просто периодически болеть и требовать особого ухода. Упомянутый ранее Я. Корчак так сказал об этом: «Крик ребенка – неприятная неожиданность, с которой сталкивается молодая мать. Она знала, конечно, что дети плачут, но, думая о своем ребенке, не принимала это в расчет: ждала от него одних только очаровательных улыбок. Она будет прислушиваться к его желаниям, она будет воспитывать его разумно, современно, под руководством опытного врача. Ее ребенок не должен плакать». Государство, в свою очередь, пропагандирует многодетность или просто демонстрирует посредством СМИ, как прекрасны материнство, дети. Когда ожидания и последующая реальность не совпадут, женщина или разочаруется в себе, или найдет виноватых на стороне – например, будет говорить, что государство не подготовило ее к этой социальной роли.

В четвертых, большой проблемой является и кризис семьи во всем мире. Количество неполных семей в РФ возросло до шести миллионов. [3] http://www.rg.ru/2012/04/26/semiya-anons.html При этом социальный уровень жизни среднестатистической матери-одиночки в России по сравнению с ситуацией, например, в США, оставляет желать лучшего. В итоге неготовность к материнству и несостоятельность материнства определяется сразу несколькими неблагоприятными факторами: отсутствие супруга и как следствие -психологические проблемы, финансовые трудности, невозможность привить ребенку (детям) необходимые семейные ценности и установки.


 

Выводы по Главе 1:

Современное семейное воспитание и взаимодействие ребенка с матерью не создают необходимых предпосылок для готовности девочки к материнству: столкнувшись с необходимостью ухода за новорожденными детьми, женщины оказываются крайне не подготовленными, поглощенность матери работой не всегда позволяет сформировать интерес к материнству на примере собственной семьи, ценностный разрыв поколений препятствует обретению образа матери, который бы позволил ориентироваться на него в собственной жизни.

Готовность к материнству сегодня имеет тенденцию к расширению проблем и противоречий (проблемы социальной самореализации, повышение статуса материальной обеспеченности, рост генетических заболеваний и т.п.) и к динамике изменений представлений об этой готовности.

Согласно психологическим исследованиям, именно поведение матери и обстановки детства оказывают решающее влияние на отношение девушки к материнству.


 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.