Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кафедра психологии и педагогики семейного образования





Курсовая работа на тему:

«РОЛЬ МАТЕРИ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ДЕВОЧКИ К МАТЕРИНСТВУ»

Научный руководитель: к.психол.н., доц.

кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина А.К. Колесова

 

Выполнила: студентка I курса 108 гр.

В.С. Шемякина

 

Москва-2015

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Влияние матери на формирование готовности девочки к материнству………………………………………………………………………..5

1.1 Основные подходы к изучению материнства в современной
психологии………………………………………………………………………….5

1.2. Материнство как особый компонент в структуре родительства и принципы формирования готовности к нему………………………………………………..16

1.3. Психологическая готовность к материнству как фактор отражения ответственного подхода женщины к своему физическому, духовному и социальному благополучию при намерении иметь ребенка……………………………………………………………………………...21

1.4. Проблема формирования материнства и адекватного материнского поведения в современных культурно-экономических условиях……………………………………………………………………………27
Выводы……………………………………………………………………….……31

Глава 2. Эмпирическое исследование роли матери в формировании готовности девочки к материнству……………………………………………33

2.1. Организация исследования роли матери в формировании готовности девочки к материнству………………………………………………………………………33
2.2. Методика исследования отношения матерей к материнской роли в контексте психологической готовности к материнству…………………………………….35
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования роли матери в формировании готовности девочки к материнству……………………………..37



Выводы………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………………



 

Введение

Необходимость укрепления института семьи актуализирует вопросы воспитание готовности девушек к материнству. Известно, что решающим фактором формирования у девушек мотивации материнства является обстановка детства и пример собственной матери. Однако в современных условиях этот традиционный механизм не всегда действует успешно, вследствие разрушения института семьи в контексте выхода в пространство нового этапа цивилизационного развития.

Несмотря на то, что вопросы психологии и педагогики семьи являются в центре научных исследований, выяснение характера влияния матери на отношение дочери к материнству в контексте современной социально психологической ситуации, остается в дальнейших исследованиях.

Противоречие между социальной востребованности решения данных вопросов и их недостаточной научной освещенностью обуславливает проблему исследования, цель которого раскрыть влияние поведения матери как фактор формирования отношения к материнству у дочери.

Объект исследования – формирование готовности к материнству.

Предмет исследования – влияние поведения матери на формирования готовности девочки к материнству.

Задачи:

1) раскрыть основные подходы, представленные в современной психолого-педагогической литературе к понятию «готовность к материнству»;

2) охарактеризовать основные проблемы процесса формирования готовности к материнству в современных условиях;

3) выявить содержательное наполнение феномена « материнское поведение» и охарактеризовать позитивное и негативное материнское поведение в свете становления готовности к материнству у девочек в родительской семье;

4) проследить в процессе диагностических ситуаций (бесед, наблюдений, опроса) изменения представлений о влиянии родительской семьи по мере взросления ребенка (сравнение молодых мам (дети груднички) и мам детей подросткового возраста);

5) разработать рекомендации для социальных педагогов по психологическому сопровождение молодых матерей.

Гипотеза: материнское самоощущение и поведение испытывает влияние родительской семьи (поведения матери), которое меняется на протяжении взросления ребенка.

Глава I. Влияние матери на формировании готовности девочки к материнству

Основные подходы к изучению материнства в современной

Психологии

Изучение материнства в зарубежной психологии имело изначально два подхода: в одном случае оно рассматривалось в контексте детско-родительских отношений, как целостной системы, в другом – как самостоятельный феномен в более широком смысле, с акцентом на личность матери.

При переводе терминов англоязычной литературы под термином “motherhood” было принято понимать материнство как таковое, обозначающее совокупность всех поведенческих реакций и эмоциональных состояний, возникающих при наличии у женщины детей.
“Mothering “ – под этим больше подразумевается «материнское поведение», как обусловленная социально совокупность вовлеченных в уход и заботу действий и отношений.[23]

Таким образом, в отечественной литературе упоминаются два «адаптированных» понятия: «материнство» и «материнское поведение».

Психологические концепции материнства в зарубежной психологии:
1) Культурологические концепции
2) Этологические концепции
3) Психоаналитические концепции
4) Теории социального научения (бихевиоральная концепция)
5) Теории материнской депривации

1. Культурологический (культурно-антропологический) подход.
Изучается в русле двух направлений: изучения культурной специфики материнства на основе сравнения различных культур и изучения исторической динамики материнства.

Одной из представительниц культурологического подхода была Элизабет Бадинтер. Изучая материнство в культурно-антропологическом аспекте, она заключила, что материнский инстинкт не более чем миф, так как чувства и поведение матери крайне изменчивы в зависимости от конкретной культуры и амбиций женщины, как представительницы этой культуры. Бадинтер утверждала, что любовь матери является не объективной данностью, а понятием, в различные исторические периоды наполненным разным содержанием. «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или обесценивается в обществе материнство». Таким образом, общественные нормы являются принципиально важными для материнства, экономический же фактор влияет в значительно меньшей степени.

Ллойд де Моз в «Психогенической теории истории» отметил, что в истории в целом происходят изменение в качестве ухода за детьми. То есть, рассматривая более древние исторические периоды, мы наблюдаем менее эффективное удовлетворение потребностей развивающегося ребенка родителями.

Также Л. Де Моз пришел к выводу, что в прошлом ребенок сам по себе как ценность не рассматривался. Родители оказывались неспособными понимать своих детей, им не хватало «эмоциональной зрелости, необходимой, чтобы увидеть ребенка как личность, отдельную от себя».[23]

Де Моз создал классификацию типов детско-родительских отношений, актуальную по сей день:

1) Инфантильная модель

2) Оставляющая модель

3) Амбивалентная модель

4) Вторгающаяся модель

5) Социализирующая модель

6) Помогающая модель

Однако современные специалисты, занимающиеся психологией материнства, отмечают, что в данной классификации отсутствует специфика конкретно материнства и материнского отношения: с тем же успехом все то же самое можно сказать об отношениях ребенка с отцом.

Современных сторонников культурологического подхода интересует проблема культурных сдвигов родительского поведения на стыке индустриальной и постиндустриальной эпох, с тем чтобы выявить основные факторы изменений.

Ф. Ариес изучает исторические трансформации родительства, им отмечен наиболее важный культурный сдвиг рубежа 18 и 19 столетий, который заключается в кардинальной смене родительской ориентации, в осуществлении перехода с акцента на количество детей (позиция «больше – лучше») к акценту на «качество» (подразумевается создание лучшх условий для меньшего количества детей).Ф. Ариес и Г. Лестхэге считают это следствием глобализации процессов индустриализации, отражающихся на демографических тенденциях. Ариес связывает спад рождаемости с мотивацией к личному развитию взрослых, с их желанием утвердиться в социуме.

Р. Ле Вайн и М. Уайт заключают, что поддержка детей не должна быть связана с личной выгодой и расчетом на «отдачу», как происходило в аграрном обществе, когда забота о ребенке окупалась в старости.

2. Этологический подход к изучению материнства.

Основная цель сторонников этой концепции – изучая поведение человека в контексте материнства, провести аналогию с животными и выявить определенные закономерности, помогающие прояснить физиологическую природу материнства. Основной акцент делается на сходности поведения женщины с поведением самок животных, сводя различия к влиянию культуры и усложнению когнитивных образований головного мозга.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.