|
Факультет педагогики и психологииСтр 1 из 6Следующая ⇒ Факультет педагогики и психологии Кафедра психологии и педагогики семейного образования Курсовая работа на тему: «РОЛЬ МАТЕРИ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ДЕВОЧКИ К МАТЕРИНСТВУ» Научный руководитель: к.психол.н., доц. кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина А.К. Колесова
Выполнила: студентка I курса 108 гр. В.С. Шемякина
Москва-2015 Содержание: Введение……………………………………………………………………………3 Глава 1. Влияние матери на формирование готовности девочки к материнству………………………………………………………………………..5 1.1 Основные подходы к изучению материнства в современной 1.2. Материнство как особый компонент в структуре родительства и принципы формирования готовности к нему………………………………………………..16 1.3. Психологическая готовность к материнству как фактор отражения ответственного подхода женщины к своему физическому, духовному и социальному благополучию при намерении иметь ребенка……………………………………………………………………………...21 1.4. Проблема формирования материнства и адекватного материнского поведения в современных культурно-экономических условиях……………………………………………………………………………27 Глава 2. Эмпирическое исследование роли матери в формировании готовности девочки к материнству……………………………………………33 2.1. Организация исследования роли матери в формировании готовности девочки к материнству………………………………………………………………………33 Выводы……………………………………………………………………… Список использованной литературы………………………………………
Введение Необходимость укрепления института семьи актуализирует вопросы воспитание готовности девушек к материнству. Известно, что решающим фактором формирования у девушек мотивации материнства является обстановка детства и пример собственной матери. Однако в современных условиях этот традиционный механизм не всегда действует успешно, вследствие разрушения института семьи в контексте выхода в пространство нового этапа цивилизационного развития. Несмотря на то, что вопросы психологии и педагогики семьи являются в центре научных исследований, выяснение характера влияния матери на отношение дочери к материнству в контексте современной социально психологической ситуации, остается в дальнейших исследованиях. Противоречие между социальной востребованности решения данных вопросов и их недостаточной научной освещенностью обуславливает проблему исследования, цель которого раскрыть влияние поведения матери как фактор формирования отношения к материнству у дочери. Объект исследования – формирование готовности к материнству. Предмет исследования – влияние поведения матери на формирования готовности девочки к материнству. Задачи: 1) раскрыть основные подходы, представленные в современной психолого-педагогической литературе к понятию «готовность к материнству»; 2) охарактеризовать основные проблемы процесса формирования готовности к материнству в современных условиях; 3) выявить содержательное наполнение феномена «материнское поведение» и охарактеризовать позитивное и негативное материнское поведение в свете становления готовности к материнству у девочек в родительской семье; 4) проследить в процессе диагностических ситуаций (бесед, наблюдений, опроса) изменения представлений о влиянии родительской семьи по мере взросления ребенка (сравнение молодых мам (дети груднички) и мам детей подросткового возраста); 5) разработать рекомендации для социальных педагогов по психологическому сопровождение молодых матерей. Гипотеза: материнское самоощущение и поведение испытывает влияние родительской семьи (поведения матери), которое меняется на протяжении взросления ребенка. Глава I. Влияние матери на формировании готовности девочки к материнству Основные подходы к изучению материнства в современной Психологии Изучение материнства в зарубежной психологии имело изначально два подхода: в одном случае оно рассматривалось в контексте детско-родительских отношений, как целостной системы, в другом – как самостоятельный феномен в более широком смысле, с акцентом на личность матери. При переводе терминов англоязычной литературы под термином “motherhood” было принято понимать материнство как таковое, обозначающее совокупность всех поведенческих реакций и эмоциональных состояний, возникающих при наличии у женщины детей. Таким образом, в отечественной литературе упоминаются два «адаптированных» понятия: «материнство» и «материнское поведение». Психологические концепции материнства в зарубежной психологии: 1. Культурологический (культурно-антропологический) подход. Одной из представительниц культурологического подхода была Элизабет Бадинтер. Изучая материнство в культурно-антропологическом аспекте, она заключила, что материнский инстинкт не более чем миф, так как чувства и поведение матери крайне изменчивы в зависимости от конкретной культуры и амбиций женщины, как представительницы этой культуры. Бадинтер утверждала, что любовь матери является не объективной данностью, а понятием, в различные исторические периоды наполненным разным содержанием. «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или обесценивается в обществе материнство». Таким образом, общественные нормы являются принципиально важными для материнства, экономический же фактор влияет в значительно меньшей степени. Ллойд де Моз в «Психогенической теории истории» отметил, что в истории в целом происходят изменение в качестве ухода за детьми. То есть, рассматривая более древние исторические периоды, мы наблюдаем менее эффективное удовлетворение потребностей развивающегося ребенка родителями. Также Л. Де Моз пришел к выводу, что в прошлом ребенок сам по себе как ценность не рассматривался. Родители оказывались неспособными понимать своих детей, им не хватало «эмоциональной зрелости, необходимой, чтобы увидеть ребенка как личность, отдельную от себя».[23] Де Моз создал классификацию типов детско-родительских отношений, актуальную по сей день: 1) Инфантильная модель 2) Оставляющая модель 3) Амбивалентная модель 4) Вторгающаяся модель 5) Социализирующая модель 6) Помогающая модель Однако современные специалисты, занимающиеся психологией материнства, отмечают, что в данной классификации отсутствует специфика конкретно материнства и материнского отношения: с тем же успехом все то же самое можно сказать об отношениях ребенка с отцом. Современных сторонников культурологического подхода интересует проблема культурных сдвигов родительского поведения на стыке индустриальной и постиндустриальной эпох, с тем чтобы выявить основные факторы изменений. Ф. Ариес изучает исторические трансформации родительства, им отмечен наиболее важный культурный сдвиг рубежа 18 и 19 столетий, который заключается в кардинальной смене родительской ориентации, в осуществлении перехода с акцента на количество детей (позиция «больше – лучше») к акценту на «качество» (подразумевается создание лучшх условий для меньшего количества детей).Ф. Ариес и Г. Лестхэге считают это следствием глобализации процессов индустриализации, отражающихся на демографических тенденциях. Ариес связывает спад рождаемости с мотивацией к личному развитию взрослых, с их желанием утвердиться в социуме. Р. Ле Вайн и М. Уайт заключают, что поддержка детей не должна быть связана с личной выгодой и расчетом на «отдачу», как происходило в аграрном обществе, когда забота о ребенке окупалась в старости. 2. Этологический подход к изучению материнства. Основная цель сторонников этой концепции – изучая поведение человека в контексте материнства, провести аналогию с животными и выявить определенные закономерности, помогающие прояснить физиологическую природу материнства. Основной акцент делается на сходности поведения женщины с поведением самок животных, сводя различия к влиянию культуры и усложнению когнитивных образований головного мозга.
В отечественной психологии В отличие от зарубежной психологии, в отечественной нет специфического методологического критерия классификации подходов к материнству. Пэтому И.С. Кон выделяет два базовых подхода к исследованию материнства: 1) Материнство как экономически обусловленная потребность общества 2) Материнство как социально-психологическое свойство индивида, выражающееся в потребности в детях. Такая классификация, интегрирующая взгляды на материнство в контексте социологии и психологии, не применима для создания новых и анализа существующих собственно психологических концепций. Подобная проблема возникает и при обращении к классификации В.А. Рамих – делению материнства на две группы: 1) традиционные и патриархальные концепции Здесь с природно-биологической позиции материнство выступает как способ реализации женщины в обществе за счет функции, обусловленной в ней природой. 2) социально-демографические концепции В центре внимания – проблемы женщин как специфической социально-демографической группы. Таким образом, получается, что основание для классифицирования материнства в каждом отдельном исследовании свое – в зависимости от целей исследования. В качестве основания для классификации подходов к изучению материнства в данной исследовательской работе будет предложено дифференцирование проблемы на потребности в материнстве на глобальном уровне и потребности в материнстве на индивидуальном уровне. То есть можно выделить следующие два подхода: 1) Изучение материнства как демографической потребности государства Что должно сделать и готово сделать государство для реализации материнства в данной конкретной стране и чего оно не делает? насколько это приоритетная проблема для государства? 2) Изучение материнства как личной потребности женщины Осмысленность желания стать матерью в контексте современных социально-экономических условий, то есть индивидуальная готовность: что она сделала, чтобы стать матерью? Характер данного исследования подразумевает некий поиск оптимально доступных решений для проблемы реализации материнства в России. Воздействие на проблему на уровне государственных программ и проектов на данном этапе представляется авторам исследования затруднительным, поэтому они постараются сконцентрировать свое внимание на втором из выделенных выше подходов, а именно – на изучении материнства как личной потребности женщины. Среди отечественных психологов проблемами материнства занимались Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова, А. Я. Варга, Р. В. Овчарова, В. С. Мухина, А. С. Спиваковская и другие. Филиппову Галину Григорьевну можно считать основателем отечественной психологии материнства. Она является научным руководителем Института перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы, доктором психологических наук и профессор, а также заведующей кафедрой психологии развития и акмеологии Московского Гуманитарного Университета. Кроме того, Г. Г. Филиппова - главный редактор в научно-практическом журнале «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы». Подробнее бы ознакомимся со взглядами и различными подходами отдельных отечественных психологов в области изучения материнства в параграфе «Материнство как особый компонент в структуре родительства и принципы формирования готовности к нему» данной исследовательской работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы: 1. Алифиренко О.В. Воспитание культуры отношения к материнству у студентов // Дис. канд. пед. наук. Москва, 2009.-212 с. 2. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. Под ред. В.Л.Иноземцева. М.: Логос, 2002.- 390 с. 3. Брутман А. Я, Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. 2000. - №2. - с. 79 - 87. 4. Брутман, В.И., Варга, А.Я., Сидорова, В.Ю., Хамитова, И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения, //Семейная психология и семейная психотерапия, 1999. 5. Варга. А.Я. Структура и типы родительских отношений // Дисс..канд. психол. наук. М., 1986. - 206 с. 6. Васягина Н.Н. Субъективное становление матери в современном социокультурном пространстве России: автореферат дис.... доктора психологических наук: 19.00.07. Екатеринбург, 2011. – 46 с. 7. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери / Пер. с англ. Н.М. Падалко. М.: Класс, 1998. - 120 с. 8. Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 256 с. 9. Исенина Е.И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери // Журнал практического психолога. 2003. - № 4-5. - с. 49-63. 10. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России // Социс. - 2000. - №10. – С. 27 – 35. 11. Коняева H.A. Формирование материнского поведения в условиях социально-культурной деятельности // Дис. канд. пед. наук. Москва, 2005.-227 с. 12. Мухина B.C. Проблема материнства и ментальности женщин в местах лишения свободы // Развитие личности. - 2003. - №1. - с. 141-154. 13. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для вузов. М.: Академия, 2000. - 456 с. 14. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. -М.: Ин-т психотерапии, 2003. 315 с. 15. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 16. Рамих, В.А. Материнство как социокультурный феномен. дис.. д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 1997. 17. Рудова Н.а воспитания ценностного отношения к материнству // Дис. Канд. Пед. Наук. СПб, 2009. – 216 с. 18. Спиваковская A.C. Популярная психология для родителей. СПб: Союз, 1997.-304 с 19. Тронина Л. Н. Этико-психологические проблемы современного материнства // дис. Канд. Филос. Наук. Тула, 2010. – 136с. 20. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 240 с. 21. Фромм Эрих: «Искусство любить», 1990. 22. Хямяляйнен Ю.И. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. СПб., 2000. - 107 с. 23. Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины // Дис. канд. психол. наук.-М., 2003.-259 с. 24. Чодороу Н. Воспроизводство материнства: Психоанализ и социология гендера / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 496 с. 25. Щепанская Т.Б. Миф материнства и техники управления (женские символы и техники власти в русской этнической традиции) // Женщина в структурах власти архаических и традиционных обществ. - СПб., 1999. - С. 126 – 158. 26. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Дорогие мамы! Я – студентка психолого-педагогического факультета МПГУ и провожу исследование, связанное с работой по изучению материнства, как особой составляющей родительства. Большое спасибо вам за то, что согласились принять участие в анкетировании! Анкета является анонимной, от вас не требуется указания имени и фамилии. 1. Возраст: ____________ 2. Семейное положение: ________________________________ 3. Сколько у вас детей? __________________________ 4. Пол вашего ребенка (детей): _____________________________________ 5. Есть ли у вас родные братья или сестры? __________________________________ 6. Вы росли в полной семье? (подразумевается наличие обоих родителей) ________ 7. В каком возрасте вы впервые задумались о желании иметь ребенка? - В школе - После 18 лет - После 25 лет - После 30 лет 8. Как вы готовились к беременности? Можно отметить несколько вариантов. - Медицинское обследование во время беременности 9. Испытывали ли вы страх перед родами в течение беременности? ______________ 10. Отношение вашей семьи (ваших родственников и родственников отца ребенка) к появлению малыша: 11. Как вы считаете, какие существуют неблагоприятные для течения и исхода беременности факторы? Возможно несколько вариантов ответа. 12. Социальные условия вашей семьи (материальное обеспечение, жилищно-коммунальные условия): 13. Как вы считаете, важны ли социальные условия для рождения ребенка? 14. Как вы оцениваете свое здоровье до беременности? 15. Какую роль, по вашему мнению, для ребенка выполняет отец? Возможно несколько вариантов ответа. 16. Какую роль, по-вашему, выполняет мама? Возможно несколько вариантов ответа. - Должна формировать уважительное отношение к отцу - Должна много заниматься с малышом развивающими играми, соответствующими возрасту
Факультет педагогики и психологии ![]() ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|