Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Факультет педагогики и психологии





Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии и педагогики семейного образования

Курсовая работа на тему:

«РОЛЬ МАТЕРИ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ДЕВОЧКИ К МАТЕРИНСТВУ»

Научный руководитель: к.психол.н., доц.

кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина А.К. Колесова

 

Выполнила: студентка I курса 108 гр.

В.С. Шемякина

 

Москва-2015

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Влияние матери на формирование готовности девочки к материнству………………………………………………………………………..5

1.1 Основные подходы к изучению материнства в современной
психологии………………………………………………………………………….5

1.2. Материнство как особый компонент в структуре родительства и принципы формирования готовности к нему………………………………………………..16

1.3. Психологическая готовность к материнству как фактор отражения ответственного подхода женщины к своему физическому, духовному и социальному благополучию при намерении иметь ребенка……………………………………………………………………………...21

1.4. Проблема формирования материнства и адекватного материнского поведения в современных культурно-экономических условиях……………………………………………………………………………27
Выводы……………………………………………………………………….……31

Глава 2. Эмпирическое исследование роли матери в формировании готовности девочки к материнству……………………………………………33

2.1. Организация исследования роли матери в формировании готовности девочки к материнству………………………………………………………………………33
2.2. Методика исследования отношения матерей к материнской роли в контексте психологической готовности к материнству…………………………………….35
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования роли матери в формировании готовности девочки к материнству……………………………..37



Выводы………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………………



 

Введение

Необходимость укрепления института семьи актуализирует вопросы воспитание готовности девушек к материнству. Известно, что решающим фактором формирования у девушек мотивации материнства является обстановка детства и пример собственной матери. Однако в современных условиях этот традиционный механизм не всегда действует успешно, вследствие разрушения института семьи в контексте выхода в пространство нового этапа цивилизационного развития.

Несмотря на то, что вопросы психологии и педагогики семьи являются в центре научных исследований, выяснение характера влияния матери на отношение дочери к материнству в контексте современной социально психологической ситуации, остается в дальнейших исследованиях.

Противоречие между социальной востребованности решения данных вопросов и их недостаточной научной освещенностью обуславливает проблему исследования, цель которого раскрыть влияние поведения матери как фактор формирования отношения к материнству у дочери.

Объект исследования – формирование готовности к материнству.

Предмет исследования – влияние поведения матери на формирования готовности девочки к материнству.

Задачи:

1) раскрыть основные подходы, представленные в современной психолого-педагогической литературе к понятию «готовность к материнству»;

2) охарактеризовать основные проблемы процесса формирования готовности к материнству в современных условиях;

3) выявить содержательное наполнение феномена « материнское поведение» и охарактеризовать позитивное и негативное материнское поведение в свете становления готовности к материнству у девочек в родительской семье;

4) проследить в процессе диагностических ситуаций (бесед, наблюдений, опроса) изменения представлений о влиянии родительской семьи по мере взросления ребенка (сравнение молодых мам (дети груднички) и мам детей подросткового возраста);

5) разработать рекомендации для социальных педагогов по психологическому сопровождение молодых матерей.

Гипотеза: материнское самоощущение и поведение испытывает влияние родительской семьи (поведения матери), которое меняется на протяжении взросления ребенка.

Глава I. Влияние матери на формировании готовности девочки к материнству

Основные подходы к изучению материнства в современной

Психологии

Изучение материнства в зарубежной психологии имело изначально два подхода: в одном случае оно рассматривалось в контексте детско-родительских отношений, как целостной системы, в другом – как самостоятельный феномен в более широком смысле, с акцентом на личность матери.

При переводе терминов англоязычной литературы под термином “motherhood” было принято понимать материнство как таковое, обозначающее совокупность всех поведенческих реакций и эмоциональных состояний, возникающих при наличии у женщины детей.
“Mothering “ – под этим больше подразумевается «материнское поведение», как обусловленная социально совокупность вовлеченных в уход и заботу действий и отношений.[23]

Таким образом, в отечественной литературе упоминаются два «адаптированных» понятия: «материнство» и «материнское поведение».

Психологические концепции материнства в зарубежной психологии:
1) Культурологические концепции
2) Этологические концепции
3) Психоаналитические концепции
4) Теории социального научения (бихевиоральная концепция)
5) Теории материнской депривации

1. Культурологический (культурно-антропологический) подход.
Изучается в русле двух направлений: изучения культурной специфики материнства на основе сравнения различных культур и изучения исторической динамики материнства.

Одной из представительниц культурологического подхода была Элизабет Бадинтер. Изучая материнство в культурно-антропологическом аспекте, она заключила, что материнский инстинкт не более чем миф, так как чувства и поведение матери крайне изменчивы в зависимости от конкретной культуры и амбиций женщины, как представительницы этой культуры. Бадинтер утверждала, что любовь матери является не объективной данностью, а понятием, в различные исторические периоды наполненным разным содержанием. «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или обесценивается в обществе материнство». Таким образом, общественные нормы являются принципиально важными для материнства, экономический же фактор влияет в значительно меньшей степени.

Ллойд де Моз в «Психогенической теории истории» отметил, что в истории в целом происходят изменение в качестве ухода за детьми. То есть, рассматривая более древние исторические периоды, мы наблюдаем менее эффективное удовлетворение потребностей развивающегося ребенка родителями.

Также Л. Де Моз пришел к выводу, что в прошлом ребенок сам по себе как ценность не рассматривался. Родители оказывались неспособными понимать своих детей, им не хватало «эмоциональной зрелости, необходимой, чтобы увидеть ребенка как личность, отдельную от себя».[23]

Де Моз создал классификацию типов детско-родительских отношений, актуальную по сей день:

1) Инфантильная модель

2) Оставляющая модель

3) Амбивалентная модель

4) Вторгающаяся модель

5) Социализирующая модель

6) Помогающая модель

Однако современные специалисты, занимающиеся психологией материнства, отмечают, что в данной классификации отсутствует специфика конкретно материнства и материнского отношения: с тем же успехом все то же самое можно сказать об отношениях ребенка с отцом.

Современных сторонников культурологического подхода интересует проблема культурных сдвигов родительского поведения на стыке индустриальной и постиндустриальной эпох, с тем чтобы выявить основные факторы изменений.

Ф. Ариес изучает исторические трансформации родительства, им отмечен наиболее важный культурный сдвиг рубежа 18 и 19 столетий, который заключается в кардинальной смене родительской ориентации, в осуществлении перехода с акцента на количество детей (позиция «больше – лучше») к акценту на «качество» (подразумевается создание лучшх условий для меньшего количества детей).Ф. Ариес и Г. Лестхэге считают это следствием глобализации процессов индустриализации, отражающихся на демографических тенденциях. Ариес связывает спад рождаемости с мотивацией к личному развитию взрослых, с их желанием утвердиться в социуме.

Р. Ле Вайн и М. Уайт заключают, что поддержка детей не должна быть связана с личной выгодой и расчетом на «отдачу», как происходило в аграрном обществе, когда забота о ребенке окупалась в старости.

2. Этологический подход к изучению материнства.

Основная цель сторонников этой концепции – изучая поведение человека в контексте материнства, провести аналогию с животными и выявить определенные закономерности, помогающие прояснить физиологическую природу материнства. Основной акцент делается на сходности поведения женщины с поведением самок животных, сводя различия к влиянию культуры и усложнению когнитивных образований головного мозга.

 

В отечественной психологии

В отличие от зарубежной психологии, в отечественной нет специфического методологического критерия классификации подходов к материнству. Пэтому И.С. Кон выделяет два базовых подхода к исследованию материнства:

1) Материнство как экономически обусловленная потребность общества

2) Материнство как социально-психологическое свойство индивида, выражающееся в потребности в детях.

Такая классификация, интегрирующая взгляды на материнство в контексте социологии и психологии, не применима для создания новых и анализа существующих собственно психологических концепций.

Подобная проблема возникает и при обращении к классификации В.А. Рамих – делению материнства на две группы:

1) традиционные и патриархальные концепции

Здесь с природно-биологической позиции материнство выступает как способ реализации женщины в обществе за счет функции, обусловленной в ней природой.

2) социально-демографические концепции

В центре внимания – проблемы женщин как специфической социально-демографической группы.

Таким образом, получается, что основание для классифицирования материнства в каждом отдельном исследовании свое – в зависимости от целей исследования.

В качестве основания для классификации подходов к изучению материнства в данной исследовательской работе будет предложено дифференцирование проблемы на потребности в материнстве на глобальном уровне и потребности в материнстве на индивидуальном уровне. То есть можно выделить следующие два подхода:

1) Изучение материнства как демографической потребности государства

Что должно сделать и готово сделать государство для реализации материнства в данной конкретной стране и чего оно не делает? насколько это приоритетная проблема для государства?

2) Изучение материнства как личной потребности женщины

Осмысленность желания стать матерью в контексте современных социально-экономических условий, то есть индивидуальная готовность: что она сделала, чтобы стать матерью?

Характер данного исследования подразумевает некий поиск оптимально доступных решений для проблемы реализации материнства в России. Воздействие на проблему на уровне государственных программ и проектов на данном этапе представляется авторам исследования затруднительным, поэтому они постараются сконцентрировать свое внимание на втором из выделенных выше подходов, а именно – на изучении материнства как личной потребности женщины.

Среди отечественных психологов проблемами материнства занимались Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова, А. Я. Варга, Р. В. Овчарова, В. С. Мухина, А. С. Спиваковская и другие. Филиппову Галину Григорьевну можно считать основателем отечественной психологии материнства. Она является научным руководителем Института перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы, доктором психологических наук и профессор, а также заведующей кафедрой психологии развития и акмеологии Московского Гуманитарного Университета. Кроме того, Г. Г. Филиппова - главный редактор в научно-практическом журнале «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы».

Подробнее бы ознакомимся со взглядами и различными подходами отдельных отечественных психологов в области изучения материнства в параграфе «Материнство как особый компонент в структуре родительства и принципы формирования готовности к нему» данной исследовательской работы

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


 

Список использованной литературы:

1. Алифиренко О.В. Воспитание культуры отношения к материнству у студентов // Дис. канд. пед. наук. Москва, 2009.-212 с.

2. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. Под ред. В.Л.Иноземцева. М.: Логос, 2002.- 390 с.

3. Брутман А. Я, Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. 2000. - №2. - с. 79 - 87.

4. Брутман, В.И., Варга, А.Я., Сидорова, В.Ю., Хамитова, И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения, //Семейная психология и семейная психотерапия, 1999.

5. Варга. А.Я. Структура и типы родительских отношений // Дисс. .канд. психол. наук. М., 1986. - 206 с.

6. Васягина Н.Н. Субъективное становление матери в современном социокультурном пространстве России : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.07. Екатеринбург, 2011. – 46 с.

7. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери / Пер. с англ. Н.М. Падалко. М.: Класс, 1998. - 120 с.

8. Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 256 с.

9. Исенина Е.И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери // Журнал практического психолога. 2003. - № 4-5. - с. 49-63.

10. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России // Социс. - 2000. - №10. – С. 27 – 35.

11. Коняева H.A. Формирование материнского поведения в условиях социально-культурной деятельности // Дис. канд. пед. наук. Москва, 2005.-227 с.

12. Мухина B.C. Проблема материнства и ментальности женщин в местах лишения свободы // Развитие личности. - 2003. - №1. - с. 141-154.

13. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для вузов. М.: Академия, 2000. - 456 с.

14. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. -М.: Ин-т психотерапии, 2003. 315 с.

15. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496

16. Рамих, В.А. Материнство как социокультурный феномен. дис. . д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 1997.

17. Рудова Н.а воспитания ценностного отношения к материнству // Дис. Канд. Пед. Наук. СПб, 2009. – 216 с.

18. Спиваковская A.C. Популярная психология для родителей. СПб: Союз, 1997.-304 с

19. Тронина Л. Н. Этико-психологические проблемы современного материнства // дис. Канд. Филос. Наук. Тула, 2010. – 136с.

20. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 240 с.

21. Фромм Эрих: «Искусство любить», 1990.

22. Хямяляйнен Ю.И. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. СПб., 2000. - 107 с.

23. Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины // Дис. канд. психол. наук.-М., 2003.-259 с.

24. Чодороу Н. Воспроизводство материнства: Психоанализ и социология гендера / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 496 с.

25. Щепанская Т.Б. Миф материнства и техники управления (женские символы и техники власти в русской этнической традиции) // Женщина в структурах власти архаических и традиционных обществ. - СПб., 1999. - С. 126 – 158.

26. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
АНКЕТА

Дорогие мамы! Я – студентка психолого-педагогического факультета МПГУ и провожу исследование, связанное с работой по изучению материнства, как особой составляющей родительства. Большое спасибо вам за то, что согласились принять участие в анкетировании!

Анкета является анонимной, от вас не требуется указания имени и фамилии.

1. Возраст: ____________

2. Семейное положение: ________________________________

3. Сколько у вас детей? __________________________

4. Пол вашего ребенка (детей): _____________________________________

5. Есть ли у вас родные братья или сестры? __________________________________

6. Вы росли в полной семье? (подразумевается наличие обоих родителей) ________

7. В каком возрасте вы впервые задумались о желании иметь ребенка?
- Раньше 7 лет

- В школе

- После 18 лет

- После 25 лет

- После 30 лет
- Специально не задумывалась

8. Как вы готовились к беременности? Можно отметить несколько вариантов.
- Медицинское обследование до беременности

- Медицинское обследование во время беременности
- Соблюдение принципов рационального питания для беременных
- Специальные физические упражнения для беременных
- Посещение курсов по подготовке к родам
- Изучение вспомогательной информации (в интернете, из книг, консультации с врачами)
- Не готовилась

9. Испытывали ли вы страх перед родами в течение беременности? ______________

10. Отношение вашей семьи (ваших родственников и родственников отца ребенка) к появлению малыша:
- Позитивное
- Негативное
- Нейтральное

11. Как вы считаете, какие существуют неблагоприятные для течения и исхода беременности факторы? Возможно несколько вариантов ответа.
- Поздний или наоборот незрелый календарный (реальный) возраст матери
- Употребление в пищу вредных добавок, консервантов, фастфуда, жареных, жирных и острых блюд
- Вредные привычки (курение, употребление алкоголя)
- Отсутствие физических упражнений
- Стресс
- Экология
- Употребление лекарств
- Отсутствие режима сна и отдыха
- Тяжелые физические нагрузки по дому или на работе
- Отрицаю влияние внешних факторов

12. Социальные условия вашей семьи (материальное обеспечение, жилищно-коммунальные условия):
- Превосходные
- Благополучные
- Удовлетворительные
- Нуждаемся в социальной поддержке

13. Как вы считаете, важны ли социальные условия для рождения ребенка?
- Да, сначала нужно обеспечить его финансовое благополучие, а уже потом думать о беременности
- Нет, самое главное вовремя родить, а остальное приложится
- Необходимы хотя бы минимально комфортные условия для проживания, а также средства на пропитание и одежду
- Не задумывалась об этом

14. Как вы оцениваете свое здоровье до беременности?
- У меня отличное здоровье
- Нормальное, но не могу сказать, что я крепкий здоровьем человек
- Имелись хронические заболевания (например: астма/ гастрит/ пиелонефрит/ цистит/ хронические ангины и т.д.)
Если да, то какие? __________________________________

15. Какую роль, по вашему мнению, для ребенка выполняет отец? Возможно несколько вариантов ответа.
- Обеспечивает финансовое благополучие семьи
- Участвует в воспитании и образовании ребенка, но по-своему (считаю, существует особая специфика отцовства)
- Обязанности отца и матери равны, они должны быть взаимозаменяемы в семье
- Папа прежде всего должен любить маму и детей

16. Какую роль, по-вашему, выполняет мама? Возможно несколько вариантов ответа.
- Она должна уметь приласкать и пожалеть
- Должна быть строгой, чтобы ребенок не вырос избалованным

- Должна формировать уважительное отношение к отцу

- Должна много заниматься с малышом развивающими играми, соответствующими возрасту
- Должна участвовать в финансовом благополучии ребенка
- Должна обучать способам гигиены, правилам поведения в общественных местах и среди сверстников

 

Факультет педагогики и психологии









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.