Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Материнство в контексте теорий социального научения.





В данном подходе материнство рассматривается лишь как социальный феномен. То есть никакое умение и знание в матери не заложено инстинктивно, матери ребенку нужно научиться контактировать и взаимодействовать друг с другом.

Теории социального научения «представляют формирование привязанности как комплексный, гибкий процесс, который может идти разными путями и может происходить между разными людьми, не только ребенком и его биологической матерью». ( Hay D.F., Vespo E.J. Social learning perspectives on the development of the mother-child relationship// Different faces of motherhood. Ed. By B. Birns and D. Hay. – NY.: Plenum Press, 1998. – P. 156-180. C. 162.)

Дж. Гевиртц, в опровержение взглядов Дж. Боулби, формирование привязанности рассматривал как процесс, в котором поведенческую сторону деятельности матери подкрепляет ребенок, и наоборот. Стимул рождает реакция. Правда этот подход не объясняет причину жестокого обращения с детьми, проявляемого не как наказание.

Г. Паттерсон вызывающее поведение ребенка рассматривает как сформировавшийся тип реакций на воздействие матери, отмечая ключевую роль в его развитии с ее стороны.

Другими словами, в теории социального научения, привязанность – это формирование отношений. Мать выстраивает эти новые для нее отношения по принципу приобретенного ею ранее социального опыта взаимодействия с другими людьми, учится формировать отношения со своим ребенком. И в центре внимания сторонников теорий социального научения – диада мать-ребенок и роль социального опыта в формировании материнства. Такой подход полностью исключает эмоциональную сторону отношений детей и родителей, представляя материнство как совокупность поведенческих реакций.

Материнство в контексте теорий материнской депривации.



Термин «депривация» – от английского «deprive»: лишение либо ограничение возможности удовлетворить жизненно важные потребности. Психическая депривация – это психоческое состояние, которое возникло как результат тех или иных условий, которые не предоставили субъекту возможности основные психосоциальные нужды. Одни из первых исследователей в этой области – З. Матейчек и Й. Лангмейер. Выделили такие виды депривации: эмоциональная (аффективная), социальная и сенсорная. Степень выраженности какой-либо депривации полная или частичная.

Последствиями депривации могут быть задержка или искаженное развитие интеллекта, эмоциональные расстройства, нарушения в области коммуникации, привычные движения (двигательные стереотипы), а также соматовегетативные нарушения. [3]

Имеет значение, в каком именно возрасте ребенок подвергся депривации, какого он пола и каковы особенности его конституции, есть генетическая предрасположенность к каким-нибудь заболеваниям. Дефицит материнской заботы – это фактор, всесторонне усугубляющий какие-либо из перечисленных видов депривации. Потому современная психология выделяет феномен материнской депривации в отдельное понятие, подразумевающее отсутствие того, что в обычной семье априори дается ребенку.

Исток исследований материнской депривации лежит в работах Дж. Боулби, который заметил одним из первых, что материнская забота для развития ребенка важна не меньше белков и витаминов.

Некоторые социологи объясняют отклонения в поведении ребенка в рамках всей социальной системы, рассматривая депривацию как нарушения обучения социальным ролям.

Изучение материнской депривации в современной психологии разделяется на два течения: одно изучает этот феномен как единое целое (синкретичный подход), а другое – как комплекс явлений и многофакторную проблему (комплексный подход).

На сегодняшний день главная задача изучения материнства в контексте того или иного подхода – избавиться от первоначальной ограниченности характера исследования. Часто прибегают к интегрированию обозначенных подходов. Как правило, материнство как феномен личности либо ее самосознание не являются предметом исследования. Лишь психоанализ уделяет внимание личности матери, однако целостного подхода до сих пор не выработано.

Психологические концепции материнства

В отечественной психологии

В отличие от зарубежной психологии, в отечественной нет специфического методологического критерия классификации подходов к материнству. Пэтому И.С. Кон выделяет два базовых подхода к исследованию материнства:

1) Материнство как экономически обусловленная потребность общества

2) Материнство как социально-психологическое свойство индивида, выражающееся в потребности в детях.

Такая классификация, интегрирующая взгляды на материнство в контексте социологии и психологии, не применима для создания новых и анализа существующих собственно психологических концепций.

Подобная проблема возникает и при обращении к классификации В.А. Рамих – делению материнства на две группы:

1) традиционные и патриархальные концепции

Здесь с природно-биологической позиции материнство выступает как способ реализации женщины в обществе за счет функции, обусловленной в ней природой.

2) социально-демографические концепции

В центре внимания – проблемы женщин как специфической социально-демографической группы.

Таким образом, получается, что основание для классифицирования материнства в каждом отдельном исследовании свое – в зависимости от целей исследования.

В качестве основания для классификации подходов к изучению материнства в данной исследовательской работе будет предложено дифференцирование проблемы на потребности в материнстве на глобальном уровне и потребности в материнстве на индивидуальном уровне. То есть можно выделить следующие два подхода:

1) Изучение материнства как демографической потребности государства

Что должно сделать и готово сделать государство для реализации материнства в данной конкретной стране и чего оно не делает? насколько это приоритетная проблема для государства?

2) Изучение материнства как личной потребности женщины

Осмысленность желания стать матерью в контексте современных социально-экономических условий, то есть индивидуальная готовность: что она сделала, чтобы стать матерью?

Характер данного исследования подразумевает некий поиск оптимально доступных решений для проблемы реализации материнства в России. Воздействие на проблему на уровне государственных программ и проектов на данном этапе представляется авторам исследования затруднительным, поэтому они постараются сконцентрировать свое внимание на втором из выделенных выше подходов, а именно – на изучении материнства как личной потребности женщины.

Среди отечественных психологов проблемами материнства занимались Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова, А. Я. Варга, Р. В. Овчарова, В. С. Мухина, А. С. Спиваковская и другие. Филиппову Галину Григорьевну можно считать основателем отечественной психологии материнства. Она является научным руководителем Института перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы, доктором психологических наук и профессор, а также заведующей кафедрой психологии развития и акмеологии Московского Гуманитарного Университета. Кроме того, Г. Г. Филиппова - главный редактор в научно-практическом журнале «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы».

Подробнее бы ознакомимся со взглядами и различными подходами отдельных отечественных психологов в области изучения материнства в параграфе «Материнство как особый компонент в структуре родительства и принципы формирования готовности к нему» данной исследовательской работы

 


 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.