Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Материнство как особый компонент в структуре родительства и принципы формирования готовности к нему





В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова приводится следующее определение материнства:

«Материнство – это состояние женщины-матери в период беременности, родов, кормления и воспитания ребенка, а также свойственное ей чувство к детям, желание быть матерью». В. С. Мухина уточняет: «Материнство в норме – чувство любви и ответственности за своего ребенка, способность к рефлексии на физическое и психическое состояние ребенка, а также способность к психологическому его сопровождению и реальному ведению по жизни, часть чувства личности женщины, ее ментальности, определяющее содержание материнской позиции». [13] Н. А. Коняева утверждает, что это социокультурный психологический феномен, который представляет собой «эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как матери, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства». [11]

Материнство имеет три базовые составляющие:

1) состояние женщины (психологическое, физиологическое)

2) материнство как часть личностной сферы женщины

3) влияние на развитие ребенка

Психологическое и физиологическое состояние женщины является необходимым подготовительным этапом к принятию решения о зачатии ребенка. Женщина должна убедиться, что состояние ее организма позволит ей выносить здорового ребенка, и это отчасти определяет ее психологическую готовность. Однако с рождением ребенка личностное самоощущение женщины меняется, происходит психологическая перестройка. Беременность рассматривается как критический период жизни женщины, стадия полоролевой идентификации, особая ситуация для адаптации. Отмечается, что в этот период актуализируются неизжитые детские психологические проблемы, личностные конфликты, проблемы во взаимодействии со своей матерью (Пайнз, 1997). В переживаниях беременности играют роль особенности модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п. [5] В динамике личностных изменений отмечается инфантилизация, обострение внутриличностных конфликтов, повышение зависимости, уровня тревожности [20]. Таким образом, формирование готовности девочки к материнству происходит благодаря опыту взаимоотношения ее матери со своей матерью, и это напрямую соотносится с темой данной исследовательской работы.



Структура психологической готовности:

1. личностная готовность (личностная зрелость);

2. адекватная модель родительства (сформированные модели отца и матери, родительские стратегии, установки, отношения, позиции);

3. мотивационная готовность;

4. сформированность материнской компетентности (субъективизация ребенка, сензитивность, репонсивность, средства контроля)

Личная готовность к материнству проявляется в желании женщины иметь ребенка (детей), которое наряду с другими личностными проявлениями является показателем психического здоровья. В норме женщина обладает неким эмоциональным «чувством материнства», которое Уильям Мак-Дугалл определил как материнский инстинкт. Однако многие зарубежные психологи предполагают, что материнство во многом имеет социальную природу (см. п. 1.1.). Таким образом, получается, что на материнство как на мировоззренческий компонент влияет отношение к материнству социума, а также пример собственной семьи [15]. Мотивацию женщины родить ребенка и стать матерью определяют родительские установки, ожидания и другие когнитивные компоненты родительства. Представляла ли она себя в этой социальной роль? Каково отношению к этому ее родителей? Каково отношение супруга и его семьи? Помимо индивидуальной готовности и мотивации материнское поведение в будущем будут определять умение обращаться с детьми и опыт ухода за ними. Однако в современном постиндустриальном обществе социально-экономические условия редко позволяют женщине иметь большое количество детей, и такой фактор, как опыт нянчанья практически утратил свою актуальность. Даже если в семье более одного ребенка, возрастная разница между ними зачастую также исключает эту возможность.

Этапы онтогенеза материнской сферы:

1) Младенческий и ранний возраст девочки (начинается с внутриутробного развития).

Отношение матери к будущему ребенку, пока он находится в утробе, по утверждению некоторых ученых, оказывает огромное влияние на формирование родительской сферы.

2) «Игровой» (4-7 лет)

Детские игры в «дочки-матери» помогают ребенку впервые задуматься о роли родителя и проявить первые семейные стереотипы. Этот опыт также составляет неотъемлемую часть формирования готовности к материнству.

3) «Нянчанье» (5-9 лет, заканчивается к моменту полового созревания)

Как уже было сказано, на сегодняшний день нянчанье утратило свою актуальность: в семьях, как правило, не больше 2-3 детей, и возрастная разница между ними зачастую лишает их подобного опыта. Кроме того, как отмечал Д. В. Винникотт: «Иногда девочка, сама еще ребенок, просит, чтобы ей дали подержать новорожденного братика или сестричку, и это важное событие. Мудрая мать, однако, не передаст полностью ответственность за ребенка малышке, а если и доверит младенца в неопытные руки, всегда будет рядом, чтобы взять его обратно. Мудрая мать не понадеется, что на руках у старшей сестренки младенец будет в безопасности. Это было бы полным непониманием смысла происходящего. Я знаю людей, которые на всю жизнь запомнили пугающее чувство собственной ненадежности, когда держали на руках маленького братика или сестричку, и кошмарные сновидения, в которых они роняли ребенка».

4) Дифференциация половой и родительской сфер поведения пубертатном и юношеском периоде (12-17 лет)

5) Освоение реальной роли матери, уход за младенцами [6, 4]

Даже если женщина никогда не сталкивалась с уходом за новорожденными, в случае, когда этому не предшествовали детские психологические травмы, связанные со страхом уронить брата или сестру, о которых говорит Винникотт, либо другие негативные предпосылки, то молодая мать быстро осваивает манипуляции по уходу. В дальнейшем, при рождении последующего ребенка (детей) она будет чувствовать себя увереннее. В настоящее время существуют различные курсы подготовки к родам и материнству, вспомогательная литература и интернет-источники, поэтому при желании любая женщина сможет должным образом подготовиться к этой роли. Уровень ее тревожности по этому поводу отражает ее личностную и формирующуюся родительскую самооценку.

6) Период воспитания ребенка

Уильям и Марта Сирс, известнейшие американские специалисты в области микропедиатрии, акушерства и детской педагогики, в своей книге «Воспитание ребенка от рождения до 10 лет» говорят о том, какое влияние на воспитание их детей оказал родительский опыт. Учась на ошибках воспитания старшего ребенка, они формировали взаимоотношения с последующими детьми, применяя опыт и делая определенные выводы, о которых и рассказывают в книге.

7) Отделение детей и коррекция

А.С. Спиваковская приводит восемь типов родительской любви:

1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость).

2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении).

3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения).

4. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении).

5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении).

6. Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении).

7. Преследование (антипатия, уважение, близость).

8. Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении).

[18]

На сегодняшний день материнство – это жизненный выбор женщины, а не обязанность или долг. Какова природа возникновения потребности в этой социальной и семейной роли женщины вне антропологической или экономической обусловленности? Этологический подход к изучению материнства, сравнивая материнство среди животных с аналогичным поведением человека, пытается ответить на разного рода необъяснимые вопросы, например: «Почему самки безошибочно отыскивают свое потомство среди множества подобных?» Неоспорим тот факт, что во время беременности и кормления грудью у женщины начинают вырабатываться специфические гормоны, которые влияют на ее поведение и самоощущение.

Д.В. Винникотт, «Маленькие дети и их матери»: «Иногда матерей будоражит мысль, что все, что они делают, имеет огромное значение, и в таком случае лучше не говорить им этого. Иначе они начинают обдумывать свои действия и хуже с ними справляются. Научиться материнству невозможно, и тревога не может служить заменой очень простой любви почти физического свойства. Тогда зачем трудиться и разбирать все эти вопросы? (...) Если мать — без особых усилий — способна быть матерью, мы никогда не должны вмешиваться. Она не сможет защитить себя, потому что просто не поймет, в чем ее обвиняют. А мы покалечим ее. Только это будет не перелом ноги, не кровоточащая рана на руке. Все это обернется изувеченной психикой ее ребенка. Как часто мать тратит долгие годы, пытаясь исцелить увечье, которое фактически нанесли мы, без надобности вмешавшись во что-то столь простое, что кажется неважным». Таким образом, крупнейшие ученые в области исследования материнства косвенно признают наличие некоего «инстинкта матери», который позволяет ребенка «чувствовать». Притом, если этого специфического чувства-потребности нет, ему нельзя научить. И обычно отсутствие такового рассматривается психологией как нарушение индивидуального развития матери. Как правило, обращение к ее личной истории и сбор анамнеза выявляет дефицит материнской заботы в детстве либо навязанные на уровне семьи представления женщины о себе как о матери.

 


 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.