Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Генезис та родові ознаки драми. Походження грецької драми та розвиток її морально-естетичної проблематики у трагедіях Есхіла, Софокла, Еврипіда.





Драма (от греч. Δρδμα - действие) - литературный род, изображает действительность непосредственно через высказывание и действие самих персонажей.

Генетически драма связана с народными обрядовыми действами. В древней Греции - родине драмы - обряды в честь богов - покровителей земледелия (Дионис, Деметра, Кора) иногда превращались в культовую драму (мистерии в г.. Элевсине).

В VII-VI веках до нашей эры распространяется культ Диониса, и имел решающее значение в возникновении драматического искусства. Дионису были посвящены торжественные службы ( «Диониса»), во время которых люди танцевали, пели о страданиях Диониса и его победу, надевали шкуры козлов и маски. В честь Диониса выполнялись дифирамбы - гимны, состоящие из партий хора и декламации запевалы (корифея) - и похабные песни.

На дионисиях, как правило, устраивали соревнования трех поэтов-трагиков и трех комедиографов, театральные представления продолжались в течение четырех дней.

Интенсивность общественного развития, глубина нравственных проблем, возникших перед человеком, поставили уже в начале V в. до н.э. новые задачи перед литературой. Нужен был жанр, который сделал бы поступки и размышления своих героев достижением всего общества.

Таким жанром и стала в Афинах трагедия. Ее развитие в течение всего века отразил становление, расцвет и кризис афинской демократии и связанный с ней полосный мировоззрение.

Эсхила (525-456 гг. До н.э.) называют "отцом трагедии". Он - один из выдающихся властителей мыслей Эллады.

Эсхил прославлял силу ума, несокрушимость человеческого духа, величие героев, которые восстают против тиранов. Он жил в эпоху создания Афинского государства, становления афинской рабовладельческой демократии и защищал достижения цивилизации от пережитков первобытного варварства.



Считают, что Эсхил написал около 90 пьес. Полностью до нас дошло 7.

Пьеса Эсхила "Персы" (427 г. до н.) - Его единственная драма, созданная на историческом, а не на мифологическом материале. В ней говорится о греко-персидскую войну. Пьеса имеет необычную форму. По сути - это вопль персов по поводу своего поражения. Настоящий гуманист, человек широких взглядов, Эсхил не испытывает ненависти к персидскому народа - жертвы дерзкого тирана. Эсхил говорит: победа греков - свидетельство преимущества афинской демократии над восточной тиранией (греки - свободные, персы - рабы).

В мировую литературу Эсхил вошел прежде всего как поэт, возвеличил Прометея. Наиболее известная трагедия Эсхила "Прометей прикованный",

Воспользовавшись популярным в Элладе мифом, Эсхил создал обобщенный образ тираноборцев. Эсхил Прометей (в переводе предвестник) воплощает ум и силу духа, свободолюбие и величие подвига во имя счастья людей.

Главный герой прославляет творческие поиски и цивилизацию. Прометей предсказал свои муки, но не испугался страданий. Более того, уже закован, он обладает средством, который избавит его страданий: Прометей знает, что у Зевса родится сын, который избавит бога власти, как это когда-то сделал сам Зевс. Чтобы получить свободу, Прометею необходимо лишь назвать имя женщины, которая родит этого мальчика. И Прометей не раскрывает этой тайны, хотя знает, что его ждут еще большие пытки: под рев стихии Зевс бросает Прометея в недра подземного царства.

Великий античный драматург Софокл (496 - 406 гг. До н.э.) родился в Колоне. В 480 году до н. е. 16 летним юношей был участником хора, выступавшего в честь победы под Саламином

Общеизвестным произведением поэта трагедия "Эдип-царь", которая основана на Фиванского цикле мифов. В ней Софокл традиционно использовал мифологический сюжет. Миф рассказывал о найду, который стал царем, а в конце жизни узнал, что убил своего отца и был человеком своей матери. Язык трагедии, сравнения, метафоры, сентенции, антитезы, как и композиция произведения - все подчинено одной идее - разоблачению преступления и наказания за него. Каждое новое положение, которым Эдип пытается доказать свою невиновность, ведет к признанию вины самим героем. Это усиливает трагизм лица Эдипа.

Развития событий, реалистично оправданных, нарастание сомнений и тревоги, перипетии, кульминации действия, когда Эдип в своей надменности поднялся так высоко, что считал себя сыном Судьбы, и затем развязка, а не навязана сверхъестественной силой, а как логическое завершение всех переживаний держат в напряжении зрителя, который испытывает страх и сострадание.

Социальная направленность трагедии в том, что Софокл пытается восстановить единство общества и государства, отстоять такое государство, в котором не было бы тирании и царь осуществлял бы тесную связь с народом. Образ такого царя он усматривает в Эдипе. Как правило толкования произведения дает возможность понять, кто чем живет и в какую эпоху. Все чаще Софокла причисляют к состоянию великих моралистов, а мере, в какой он меряет героев, считают их совесть.

В согласии с совестью живет и Эдипова дочь Антигона - героиня одноименной трагедии Софокла. Она отдает свою жизнь за то, что считает своим моральным долгом.

Еврипид (около 485-406 до н.э.).

Социальный кризис афинской рабовладельческой демократии и обусловленная им ломка традиционных понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве младшего современника Софокла - Еврипида.

От Еврипида дошло до нас полностью 18 драм (всего он написал от 75 до 92) и большое количество отрывков.

Драматург приблизил своих героев к действительности; он, по свидетельству Аристотеля, изображал людей такими, "каковы они были". Персонажи его трагедий, оставаясь, как и у Эсхила и Софокла, героями мифов, наделялись мыслями, стремлениями, страстями современных поэту. В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных верований и боги оказываются более коварными, жестокими и мстительными, чем люди.

Еврипид часто обращал внимание в своих трагедиях на события Пелопоннесской войны. Хотя он гордится военными успехами своей страны, но в целом относится к войне отрицательно. Он показывает, какие страдания несет война людям, прежде всего женщинам и детям. Война может быть оправдана только в том случае, если люди защищают независимость своей родины.

Самая известная трагедия Эврипида - «Медея» (431 p. До н.э.). На первый взгляд кажется, что драма, как и положено по традиции, написанная на мифологический сюжет. Однако примечательно, что драматург выбирает фрагмент мифа, когда героическое прошлое героев позади, и изображает частную, семейную драму. Перед нами горе одинокой, брошенной женщины. Еврипид одним из первых обратился к изображению любовного конфликта в драме и сделал любовную страсть движущим мотивом событий.

5.Характерні ознаки і прийоми давньої античної комедії. Аналіз комедії Арістофана, Теренція, Плавта (за вибором студента).

Комедия (греч. Komodia, от komos - веселая процессия и ode - песня) - драматическое произведение, в котором средствами юмора и сатиры разоблачаются отрицательные общественные и бытовые явления, раскрывается смешное в окружающей действительности или человеку.

Древнегреческая комедия возникает в VI эр. до н.э. из таких четырех элементов:

а) бурные и веселые бытовые сценки пародийного и карикатурного характера (особенно распространены среди дорийцев)

б) драматизированные песни обличительного характера у крестьян, которые ходили на праздники Диониса в город высмеивать местных жителей;

в) жертвенный культ Диониса;

г) песни в честь богов плодородия на Дионисовых праздниках.

В результате сочетания этих четырех элементов возникают веселые праздничные походы и сцены карнавального типа, полны переодевания, острот с песнями, танцами, масками различных животных, любовными приключениями и пиршество. Само слово "комедия" происходит от слов "Комос", то есть "празднично-веселая толпа" (или, по другим толкованиям, от слов "come" - село, и "ode" - песня).

Эти праздничные походы получили довольно острого социально-политического значения в борьбе против городских предпринимателей, тащили страну к новым завоеваниям, жесткой экспансии и банкротства мелкого свободного производителя. Древняя аттическая комедия была очень острым драматическим памфлетом против рабовладельческой демократии и проповедью старинных землевладельческих и земледельческих идеалов.

От культа Диониса - в карикатурной и пародийной форме - в комедию перешло много существенных черт:

1) хор, был когда-то неотъемлемым элементом ритуала;

2) агон (спор) двух напивхориив (по 12 человек), который приобрел теперь новый смысл и новой морали;

3) парабаса (движение хора в сторону зрителей и обращения к ним от имени поэта)

4) богатое маскировки, что заменило старые ритуальные маски;

5) бомолох "шут у алтаря" (как правило простак крестьянин и с ним толпа "болтунов", над которой он смеется;

6) пир, любовные приключения (с большой долей действия и слов), свадьбы и поход с факелами - аналогия старого жертвенного обряда.

Своеобразие комедии Аристофана «Лягушки». Своего наивысшего уровня и полного расцвета комедия достигла в Аттике. Общий стиль древней аттической комедии - живой легкий, остроумный, все время новые и новые, полный всяких неожиданностей балаган, включает в себя, кроме задач веселить, очень четкую антимиську тенденцию, так это комедия общественно-политической идеи, воплощенной в определенном карикатурно-сатирическом образе (облака, осы, птицы и т.д.), является исходным для всей комедии. Самыми известными среди доаристофанивських аттических комиков были Хионид, Магнет, Кратин, Ферекрат.

 

Комедия "Лягушки"(405г.).Распадается на две части. Первая изображает путешествие Диониса в царство мертвых.Бог трагических состязаний, обеспокоенный пустотой на торагической сцене после недавней смерти Еврипида и Софокла, отправляется в преиспднюю, чтобы вывести оттуда своего любимца Еврипида. Эта часть комедии наполнена шутовскими сценами и зрелищными эффектами. трусливый Дионис, запасшийся для опасного путешествия львиной шкурой Геракла и его раб попадают в различные комические положения, встречаясь с фигурами,которыми греческий фольклор населял царство мертвых. Дионис со страху меняется ролями с рабом и каждый раз во вред себе. Свое наименование комедия получила по хору лягушек, которые во время переправы Диониса в преисподнюю на челноке Харона поют свои песни . парод хора мистов любопытен для нас тем, что представляет собой воспроизведение культовых песен в честь Диониса. Гимнам и насмешкам хора предшествует вступительная речь предводителя - прототип комедийной парабасы.Проблематика "Лягушек" сосредоточена во второй половине комедии, в агоне Эсхила и Еврипида. недавно прибывший в преисподнюю Еврипид претендует на трагический престол, до тех пор бесспорно принадлежавший Эсхилу, и Дионис приглашен в качестве компетентного лица - судьи ссостязания.Победителем оказывается Эсхил, и Дионис уводит его с собой на землю, вопреки первонач. намерению взять Еврипида. Состязание в "Лягушках", частично пародирующее софистические методы оценки лит. произвед. , является древнейшим памятником античной лит. критики. Разбирается стиль обоих соперников, их прологи. В первой части рассматривается основной вопрос о задачах поэтического исскусства,о задачах трагедии. Еврипид :

За правдивые речи, за добрый совет и за то, что разумней и лучше

Они делают граждан родимой земли.

Эсхил:

По заветам Гомера в трагедиях я сотворил величавых героев -

И Патроклов и Тевкров с душой, как у льва. Я до них хотел граждан возвысить,

Чтобы вровень с героями встали они, боевые заслышавши трубы.

Творчество Аристофана завершает один из самых блестящих периодов в истории греческой культуры. Он дает сильную, смелую и правдивую, зачастую глубокую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в период кризиса демократии и наступающего упадка полиса. В его комедии отражены самые разнообразные слои общества: государственные деятели и полководцы, поэты и философы, крестьяне, городские обыватели и рабы; карикатурные типические маски получают характер четких, обобщающих образов.

Комедия Аристофана «Лягушки» интересна как выражения взглядов её автора. Она направлена против Еврипида, изображаемого в виде сентиментального, изнеженного, антипатриотически настроенного поэта. Комедия интересна, далее, своей остротой антимифологической тенденцией. Бог театра –Дионис, тупой, трусливый и жалкий, спускается вместе со своим рабом в подземный мир. Они решили попросить случайно проносимого мимо покойника помочь донести им багаж. Но покойник заломил слишком высокую цену, и бедному Дионису ничего не остаётся кроме как отказаться от его услуг. Хотя Дионис и надел на себя шкуру и взял палицу наподобие Геракла, чтобы внушить себе доверие, но от этого он становится ещё смешнее. После сцены бытового характера с клоунскими переодеваниями устраивается состязание между недавно умершим Эсхилом и Еврипидом, с целью вернуть на поверхность земли одного трагического поэта, так как Афины после смерти всех великих трагиков, очень нуждались в этом. Эсхил и Еврипид исполняют арии из своих трагедий. Выигрывает Эсхил, и Дионис возвращает его на землю.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.