Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Національне і загальнолюдське у творчості письменників «втраченого покоління» (Е.Хемінгуей, С.Фіцджеральд, Р.Олдінгтон, Е.-М. Ремарк).





Втрачене покоління - літературна течія, яка існувала в період між двома війнами – Першою та Другою світовою. Ця течія об'єднала таких письменників, як Джеймс Джойс, Ернест Хемінгуей, Джон Дос Пассос, Томас Еліот, Френсіс Скотт Фіцджеральд, Річард Олдінгтон. Втрачене покоління — це молоді люди, що покликані на фронт у віці 18 років, часто ще не закінчивши школу, рано почали вбивати. Після війни такі люди часто не могли адаптуватися до мирного життя, багато хто покінчив з собою, деякі божеволіли. У своєму романі «Три товариші» він передрікає сумну долю втраченому поколінню. Ремарк майстрово описує положення, в якому виявилися ці люди. Повернувшись, багато хто з них знайшов воронки замість своїх колишніх будинків, більшість втратила своїх рідних і друзів. У післявоєнній Німеччині панує розруха, бідність, безробіття, нестабільність, знервована атмосфера. Ремарк так само дає і характеристику самим представникам «втраченого покоління. Це люди жорсткі, рішучі, вони визнають лише конкретну допомогу й іронічні з жінками. Чуттєвість у них стоїть попереду почуттів.

Хемінгуея “Прощавай, зброє!” Р.Олдінгтона “Смерть героя”( вони починають усвідомлювати істину — безглуздість війни та цінність життя.)Разом з тим, представники літератури «втраченого покоління» надзвичайно майстерно розкриваючи тему війни, кохання та дружби, утверджують найвищі людські почуття.

 

51. Концепція одинокої людини у літературі екзистенціалізму. Трагедія відчуження особистості у новелі Ф.Кафки «Перевтілення»..Экзистенциализм, или философия существования (от позднелатинского existentia - существование) зародился в начале 20 века и в течение нескольких десятилетий завоевал широкое признание и популярность.Oсновное развитие это течение получило после 1-ой мировой войны в трудах немецких мыслителей Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса и в сороковых годах в работах Альбера Камю, Жа-на- Поля Сартра и Симоны де Бовуар. В то же время своими предшественниками экзи-стенциалисты считают Паскаля, Кьеркегора, Достоевского и Ницше. Экзистенциализм явился своеобразной ре-акцией на духовный кризис, вызванный войнами и страданиями. Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм.Центральные вопросы экзистенциализма - существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире - Для того чтобы человеку обрести свою непосредственную сущность, свободу, он должен освободиться от господствующих ценностей, норм, установок.Освобождение происходит в “пограничной ситуации”: перед лицом

смерти, в страданиях, через чувство вины, в борьбе, т.е. тогда, когда человек оказывается на границе между бытием и небытием. Для экзистенциальной философии (в различных ее вариантах) характерно стремление показать, что чувство одиночества не является результатом чисто внешних и случайных обстоятельств жизни человека, но коренится в самом его бытии, в способе существования "я". В этом смысле бытие личности изначально является одиноким, обособленным, даже если сам себя человек одиноким не чувствует. Эта изначальная обособленность человеческого бытия представляется экзистенциалистами в двух аспектах, которые можно обозначить как "одиночество-неслиянность" и "одиночество-ответственность"1. одиночество-неслиянность коренится в самом способе бытия человеческой личности. Жизнь каждого из нас неотчуждаема, т.е. никто не может прожить за меня мою жизнь. я не в состоянии отдать кому-то мое "я" и не в состоянии присвоить себе ни малейшей крупицы чужого "я".2. "одиночество-ответственность" Мы совершенно одиноки в выборе своих поступков. Я не в состоянии ни на кого переложить, тяжесть принятия моего решения и ответственность за это решение. Я обречен выбирать сам. одиночество-«бездомность» – это неопределенность роли и смысла человеческого пребывания в мире; неприкаянность человека в бесконечности; Превращение (нем. Die Verwandlung) — новелла Франца Кафки, написана в 1912 году. Главный герой рассказа Грегор Замза, простой коммивояжёр, проснувшись утром, обнаруживает, что превратился в огромное мерзкое насекомое. Узнав о его превращении, семья приходит в ужас: отец загоняет его в комнату, там его оставляют на все время, лишь сестра приходит его кормить. Рассказ завершается сценой жизнерадостной прогулки семьи, предавшей Грегора забвению. Автор никак не высказывает своего отношения к происходящему, а лишь описывает события,в рассказе раскрыта трагедия одинокого, покинутого и чувствующего себя виноватым человека перед лицом абсурдной и бессмысленной судьбы. Драма «маленького» человека, столкнувшегося с непримиримым, непонятным и грандиозным роком. метафорическое воплощение мысли об одиночестве человека в чуждом ему мире, который отталкивает человека только потому, что он не такой, как все. Кафка остро, до болезненных фантазий, ощущал свою обособленность от семьи и от мира в целом. А в новелле он сумел показать трагизм этого состояния и обреченность человека в жестоком мире.

 

. 52.Морально-духовний та історичний сенс назви роману А.Камю «Чума». Роман як епічний жанр художньої літератури. Чума — роман французского писателя Альбера Камю (1947)По словам автора, содержание «Чумы» — это борьба европейского сопротивления против нацизма и фашизма. Но этим содержание его не исчерпывается. Как отметил Альбер Камю, он «распространил значение этого образа (чумы) на бытие в целом». Это не только чума (коричневая чума, как называли фашизм в Европе), а зло вообще, неотделимое от бытия, свойственное ему всегда. Чума — это и абсурд, что осмысливается как форма существования зла, это и трагическая судьба..Сюжет романа основывается на событиях чумного года в Оране (Алжир), ужасной эпидемии, которая толкнула горожан в пучину страданий и смерти. Рассказывает об этом доктор Риэ — человек, который признаёт только факты. Стремится к точности её изложения, не прибегая ни к какому художественному украшению. По натуре, мировоззрением, характером занятий, ходом событий он ориентируется только на разум и логику, не признаёт двусмысленности, хаоса, иррациональности. Риэ выполняет свой долг врача, помогает больным, рискует собственной жизнью, ни разу не подвергнув сомнению свою роль в борьбе с конкретной болезнью, со злом вообще. Вокруг него собираются другие персонажи, такие как Тарру. Для них чума, зло — это нечто неотделимое от человека, и даже тот, кто не болеет, все равно носит болезнь в своём сердце.

Люди доброй воли способны победить конкретное зло, но они не могут его уничтожить как категорию мироздания. И поэтому в финале романа под радостные возгласы горожан, которые празднуют освобождение от страшной болезни, доктор Риэ думает о том, что эта радость временная, он сознаёт, что «… возможно, наступит день, когда на горе людям, чума разбудит крыс и пошлёт их умирать на улице счастливого города». Альбер Камю в романе «Чума» сделал попытку найти ответ на проблему
человеческой свободы в мире, в котором привычные моральные императивы
пришли в негодность или утрачены. Чума - это олицетворение всемирного зла, которое полностью победить невозможно. Окончательная победа над ним недосягаемая, но осознание этого не должно парализовать волю и ум людей, их готовности к борьбе.А. Камю ищет в человеке силы, которые поднимают против злая, и находит их в самой природе человека, который способный бросить вызов Богу и Судьбе и вечному хаосу. РОМАН (от франц. roman, первоначально произведение на романских языках) – крупная форма эпического жанра литературы. Какого бы объема ни был, роман всегда предлагает читателю развернутое в цельном художественном пространстве действие, а не какой-то один эпизод или яркий момент.В отличие от эпической поэзии, роман уделяет основное место изображению человека в совокупности со сложными жизненными (социальными, историческими, психологическими и др.) факторами. Наиболее привычным для романиста является обращение к чисто бытовым заботам своих персонажей; в отличие от баснописца или автора аллегорий, он не делает из них носителей абстрактных качествПроисхождение термина роман восходит к эпохе средневековья и определяется языком, на котором написано произведение(язык древних римлян – латинский.)Роман как самостоятельный жанр появился довольно поздно, в конце 16 – начале 17 вв. В романе в центре повествования стоит личность с начала ее становления до завершения судьбы. Развитие этой личности осуществляется, как правило, на большом промежутке времени и пространства. Личность проходит все перипетии своей драматической судьбы. Среди разновидностей такой жанровой формы можно отметить роман античный и Ренессанса, социально-бытовой, политический, авантюрный, детективный и т.д.

 

53.Широта філософсько-етичної проблематики роману М.Булгакова «Майстер та Маргарита». Переосмислення евангельских сюжетів та образів у творі.
Проблематика романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» включает в себя социально-исторические, этические, философские, эстетические аспекты. Конфликт романа имеет нравственно-философскую основу. Проявления вечной борьбы добра и зла предстают у Булгакова как конкретные события. В сюжете соединяются два временных пласта. Действие происходит и в современной автору Москве 20-х гг., и в древнем Ершалаиме. Сопоставляя события, которые разделяют почти два тысячелетия, читатель приходит к выводу, что человеческая природа за это время не изменилась. Параллельно с московским сюжетом развивается действие романа Мастера о Понтии Пилате и Иешуа. В этой истории, несомненно, много общего с библейской историей жизни и смерти Иисуса Христа. Однако Булгаков настойчиво подчеркивает различия. Для писателя важно было показать не Бога, а обычного человека, воплощающего в себе некий нравственный идеал. Таким человеком у Булгакова является Иешуа, бродячий философ, проповедующий истину и любовь. На протяжении всего романа Булгаков предоставляет своим героям возможность нравственного выбора в пользу добра или зла. По Булгакову, жизнью человека управляет некая высшая сила, но свой путь он волен выбирать сам. Каждый получает по своей вере. Так, Берлиоз, не верящий в существование иной жизни, уходит в небытие. Мастер и Маргарита переходят в вечность, обретая покой и счастье, но не свет. Чтобы заслужить свет, нужно испить чашу страданий до дна и продолжать нести людям веру в добро, как это сделал Иешуа Га-Ноцри. Проблема нравственного выбора поставлена перед многими героями романа. Иешуа не может солгать даже ради спасения своей жизни. Он верит в то, что обязательно наступит царство истины, Понтий Пилат, испытывая расположение к Иешуа и в душе желая ему помочь, проявляет трусость, испугавшись, что может погибнуть его карьера, а он сам окажется на месте арестанта. Он отправляет на казнь ни в чем не виноватого философа. После казни он испытывает жгучее раскаяние, даже приказывает убить Иуду, который предал Иешуа, предлагает Левию Матвею пожить в его доме, чтобы хоть как-то искупить свой грех. Его нравственные страдания длятся почти два тысячелетия. Но своими муками и раскаянием он искупает вину и заслуживает прощение, чтобы пойти по лунной дороге вместе с философом, с которым «чего-то не договорил тогда». В душах людей, как и целом мире, сосуществуют добро и зло, как свет и тени. Зло лишь проверить человека, выявить его истинную суть. Зло в романе, как ни странно, выступает носителем справедливости. Невозможно наслаждаться «голым светом», лишив мир теней. «Ведь тени получаются от людей и предметов». По Булгакову, добро и зло не ведут между собой яростную борьбу, и Воланд представляют разные «ведомства» единого мироустройства. «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени?» Но добро же несколько преобладает, поэтому все будет «как надо». Об этом говорят и Иешуа, и Воланд.

54. Тема Другої Світової війни в художній літературі другої половини ХХ ст. Викриття антигуманної сутності війни в романах Г.Белля, К.Воннегута, Ю.Бондарева, В.Бикова та ін Во французской литературе, как и в ряде других зарубежных литератур, появляется новая тема - тема героической вооруженной борьбы народа: рабочих, крестьян, интеллигенции, всех людей доброй воли, против общего врага - фашизма. Появляется и новый герой - человек, осознавший свой долг, понявший, что его место в едином антифашистском строю, на стороне сил прогресса и демократии. Во Второй мировой войне и правительство, и народы стран антигитлеровской коалиции имели ясную положительную цель: они боролись против фашизма. Поэтому литература об этой войне имела, в первую очередь, антифашистскую направленность, патриотичный пафос. Но не менее весомыми здесь является протест против самой сущности войны как насилия над человеком, против войны, которая уничтожает в человеке все человеческое и превращает его в урода с психологией животных. Именно такой подход в изображении войны наблюдаем в произведениях Г. Белля, В. Быкова, Я. Ивашкевича, В. Некрасова.Война в произведениях немецкого писателя Гериха Белля - это война побежденных. Он изображает ее последний период - период отступления и поражения, но Белля интересовала не война как таковая, а человек на войнеГерои Белля - солдаты, ефрейторы, фельдфебели, обер-лейтенанты - простые служаки, исполнителе чужой воли, которые не нашли в себе силы противостоять фашизму, а потому сами в определенной мере страдают от своей причастности к его преступлениямМаленький рассказ Белля «Путник, когда ты придешь в Спа…» пронизанное огромным антивоенным пафосом. Сюжет рассказа строится на постепенном узнавании главным героем, молодым раненным солдатом, гимназии, в которой он учился на протяжении восьми лет и которую оставил всего три месяца назад, когда был отправлен прямо со школьной парты на фронт. Не случайно учитель принуждал писать на доске именно древнегреческое двустишие Симонида Кеоского о битве спартанских воинов под Фермопилами. Стих об этой битве - давняя формула подвига в справедливой войне. Белорусский писатель Василий Быков тоже написал немало ярких произведений, посвященных второй мировой войне («Третья ракета», «Альпийская баллада», «Ловушка», «Мертвым не больно», «Его герои - обычные люди. Но в минуту тяжелейшего испытания они готовы на самопожертвование, ведут себя как настоящие люди, благородные и сильные духом. Курт Во́ннегут -младший американский писатель-сатирик. Автор таких произведений, как «Сирены Титана» (1959), «Мать Тьма» (1961), «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1969) мировую славу писателю принесло во многом реалистическое произведение «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», посвящённое бомбардировке Дрездена авиацией Союзников в феврале 1945 года, во время которой город был полностью разрушен.

55.Доля російської інтелігенції в романі Б.Пастернака «Доктор Живаго». В своем знаменитом романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак затронул важную для своей эпохи проблему роли революционных событий в судьбе русской интеллигенции и роли революции в истории России в целом.Писатель попытался дать свою характеристику происходящим событиям, исходя из собственного жизненного опыта и вплетая в сюжет реальные жизненные истории близких и знакомых людей, принадлежащих кругу интеллигенции. В своем романе автор изображает не только картину предреволюционных событий и революцию, но и гражданскую войну. Причем и революция, и гражданская война предстают в романе как главные виновницы трагической судьбы героев, каждый из которых по-разному воспринимает происходящий в истории России социальный перелом.Интеллигенция представлена автором в лице главного героя, фамилия которого послужила названием для самого романа. Юрий Живаго — доктор по профессии, врач человеческой души по призванию, лирик по натуре. Герой Пастернака воспитан наукой, искусством и всем укладом прошлой, дореволюционной жизни. Поэтому герой не может найти свое место в новой жизни, он мечтает вернуться в знакомое прошлое, желает скрыться от суровой епохи Первое сообщение о революции герой воспринимает весьма восторженно, с надеждой на лучшие перемены. Такое отношение к октябрьским событиям было характерно для большей части представителей интеллигенции, потому как в революции им виделось крушение ненавистного старого мира и начало новой, просветленной и достойной жизни. Но, к великому сожалению, революция не оправдала этих надежд и, кроме того, стала причиной многочисленных страданий Юрия Живаго, его родных и друзей. Но, несмотря на это, революция не смогла сломить и уничтожить самое главное в герое романа — его сущность, его самоцельное достоинство, внутреннюю свободу, верность себе и своим жизненным идеалам. Не желая воевать, предавать и убивать, Юрий Живаго наотрез отказался участвовать в военных событиях и погрузился в частную жизнь. Может показаться, что главный герой произведения — трус, испугавшийся активной борьбы, смерти и предстоящих перемен, однако все гораздо сложнее. Герой не желает и не может переступать через себя, собственные принципы. Для него идея насилия, даже во имя справедливости, безнравственна. Герой вынужден жить среди других людей, двигаться вместе с историей, но в душе он — творец и потому противостоит ей, пытаясь быть незаметным, удалиться от революционного процесса, погрузившись в частные проблемы. И поэтому он обречен на гибель. На примере жизни своего героя и его семьи Борис Пастернак показал судьбу многих семей, принадлежащих к кругу интеллигенции, которые вынуждены были почувствовать на себе негативное влияние истории. Причем жертвой революции стала не только интеллигенция, но и те, кто посвятил ей себя, свою жизнь: так, рушатся иллюзии Стрельникова, и он кончает жизнь самоубийством. Он разочаровывается в революции, не видя ее положительного воздействия, и сознательно отказывается от своего участия в исторических событиях

56.Новаторство прози Хемінгуея: лаконізм («телеграфний стиль»), відвертість сповіді від першої особи, «принцип айсберга».:o 1. Двигателем сюжетной линии у него чаще было не развитие конфликта, столкновения противоречий, а усиление недовольства, внутреннего дискомфорта героя Отсюда - нарастание эмоционального напряжения, игра выскажу ного и невысказанного Идейная, проблемная сторона конфликта выносилась автором за пределы сюжета, о ней можно только догадываться, ведь она редко формировалась явно и не стала основной в сюжетеі;2.o Использование приема контраста Жизненные катастрофы, трагические переживания резко контрастировали с бытовыми действиями, обычными делами и разговорами людей На контрастах и были построены романы Хемингуэя 3. Передача размышлений героя не от первого, а от второго лица, что способствовало напряженности внутреннего монолога, незаметно втягивало в ситуацию и самого читателя;o Лаконизм; o Психологическая мастерство;o Четкость и выразительность описаний природы или человеческой деятельности;

5.Автор не тяготел к метафорам, в основном использовал слова не в переносном, а в прямом их значении сравнительно немного, и они просты и конкретны, т.е. передавали внутреннее состояние героя Язык видзна началась простотой, выразительностью и лаконизмом (так называемый \"телеграфный стиль\"стиль").Введение в литературу \"принципа айсберга\", который на одну восьмую возвышался над водой, а семь восьмых его спрятаны под поверхностью Прозаик считал, что именно так должен творить художник: он не должен говорить вс это, большая часть содержания должна быть заложена в подтексте Поэтика Е Хемингуэя характеризовала намеками и недомолвками Он обрисовал только факты, но за ними легко угадывались сложные психологические об этом си, душевные драмы героев Избегая детализированных описаний, авторских объяснений, \"самораскрытие\" персонажей, он превратил много рассказов на короткие драматические сцены, уменьшил дополнительные сведения в май же драматургических ремарок Слова, равнодушны и нейтральные, часто помогали не обнаружить, а наоборот, скрыть мысли и переживания Когда человеку стадо крайне плохо, когда ее душила боль и тоска, она говорила п ро какие-то мелочные вещи - еда, дорогу, погоду, спорт Внутреннее напряжение чувствовалось только в интонациях, в разорванной синтаксисе, в многозначности пауз.

57. Передумови й сутність реформи Б. Брехта в драматургії, основні принципи «античного театру». Теория театра Б. Oн напис о ней ряд статей, эссе. Одна из 1: "О не Аристотелевой драме". Отцом принц драм-и до 20 в был Ар, кот еще в антич опред прав и принц, на кот стр трагедии, коме и даже драм. А — отец театра. 1-й принцип трагедии - катарсис, эффект очищ души зрителя в процессе созерц и сопереж чужим трагедиям, Театр — это лицезр грехов др людей На этот принцип обруш Б. С его т зр иллюзия сопереж-я вредна, не нужна публике. для чела стан важн рацион-ый и аналит-й подход к сложн ситуац вокр нас. Искус-о долж помог челу сопереж-ть и отождес-ть, но не помогает разобраться. Б польз сюжетами, заведомо извест-ми зрителю, чтобы эффект любоп-ва и переж-е отсутст-ли. Эпическая драма

Б. Брехта

1. Несколько кульминаций и развязок.

2. Время драматического действия

и авторское время.

3. На сцене рассказ о событиях.

4. Открытый финал.

5. На сцене временная транспектива.

6. Свободное оперирование пластами времени.

Задача эпического театра – раскрытие социальных закономерностей к социальное просвещение зрителя, его перевоспитание на началах разума и справедливости.

Основные принципы эпического театра:

• Замена традиционного действия повествованием

• Зритель должен помнить, что не переносится в иллюзорный мир, а участвует в спектакле («театр не должен быть фабрикой снов»)

• Важнейшая принцип - отчуждения, отстранения: на близкое зритель смотрит со стороны, что должно стимулировать мысль. («Я смеюсь над плачущим, и плачу над смеющимся»). Зритель должен дальше видеть и больше понимать, чем сценические персонажи. Его позиция по отношению к действию – позиция духовного превосходства. «Смысл эффекта отчуждения заключается в том, чтобы внушить зрителю аналитическую, критическую позицию по отношению к изображаемым событиям» (Б Брехт)

• Нет эмоционального потрясения и катарсиса. Зритель не должен сопереживать герою, он обязан соотносить свои решения и оценки с поступками героев, сохранять если не спокойствие, то контроль над чувствами, ясное сознание и критическую мысль

• Драматург приравнивается к рассказчику, который использует сюжет как аргумент в дискуссии со зрителем

• Актер должен показывать определенный характер в определенных обстоятельствах, а не просто быть им. В определенные моменты стоять «рядом с образом», т.е. быть не только его воплотителем, но и его судьей

• Особые приемы в эпической драме: 1. Использование зонгов – песни хора, обращенные к зрителю; 2. Употребление парадоксов; 3. Наивное применение слов, значение которых противоречит смыслу контекста; 4. Перестройка декораций на сцене при раздвинутом занавесе; 5. Условный характер декораций; 6. Маски актеров.

Вершина творчества Б. Брехта – драма «Мамаша Кураж и ее дети» (1939) Сюжетные мотивы взяты Брехтом из повести немецкого писателя XVII в. Ганса. Гиммельсгаузена. «Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж». Антивоенная драма-предупреждение, в которой Брехт заставляет зрителя стать мудрее героини и понять, что платой на войне становится человеческая жизнь.

 

 

59 Особливості композиції, сенс центральної метафори, специфіка використання фантастичних елементів у новелі Ф. Кафки «Перевтілення». Перевоплощение Грегора в насекомого - яркая метафора отчуждения человека от всего мира. Потеряв человеческое подобие, герой оказался за пределами человеческого существования. Он автоматически был лишен права занимать в обществе хотя бы наиболее низкую ступень, и даже в собственной семье он не мог претендовать на какое-то “человеческое” место. История его постепенного выталкивания из круга близких людей, которая завершилась семейным судом и откровенным желанием Грегору смерти, в символическом плане прочитывается как процесс безжалостного отторжения “больной” своим несчастьем человека благополучным равнодушным обществом. В этом понимании метаморфоза охватывает не только Грегора, а и членов его семьи: если Грегора она калечит, то его отца, мать и сестру разоблачает, обнаруживая за фасадом семейной идиллии правду, корысть, эгоизм, отвращение к несчастному, готовность от него отречься. Для Грегора отчуждение стало трагедией, которая привела его к смерти. Но отчуждение переживает не только он - другие тоже ступили на фатальный путь. Так, Грета еще не сознает, что она так же одинока в этом мире. Никто не понимал ее увлечения музыкой, кроме брата, который мечтал о ее поступлении в консерваторию, и даже в образе насекомого ощущал прекрасное. Символически, что после смерти Грегора члены семьи называются уже не “отец”, “мать”, “сестра”, а “господин”, “госпожа”, “дочь”. Этим Кафка подчеркивает распад семейных и духовных отношений. Ужасные перевоплощения испытал не только Грегор Замза, а и все общество. Сюжет и композиция новеллы имеют свои особенности. “Перевоплощение” состоит из трех разделов, в каждом из которых вмещается определенный элемент сюжета. В первом - завязка произведения (перевоплощение Грегора), во втором - его кульминация (изгнание Грегора отцом, “бомбардировка” яблоками), в третьем - развязка (смерть Грегора). Каждый из разделов отображает определенный конфликт Грегора с миром. В первой части, где изображается столкновенье Грегора с поверенным и отцом, конфликтная ситуация предопределяется стремлением Замзи довести свое человеческое достоинство и неизменность своего социального статуса. Во второй, где разворачивается борьба героя с матерью и сестрой вокруг женского портрета, который символизирует любовь, оказывается желание героя сохранить свой интимный, снова же таки человеческий, но автономный от социума и семьи, внутренний мир. В третий Грегор отзывается на звуки скрипки, и это свидетельствует о его влечении к искусству, к высочайшим духовным сокровищам. И во всех трех случаях герой испытает поражение. Таким образом Кафка доказывает свою мысль о том, что важнейшие гуманистические ценности оказываются в начале XX ст. несостоятельными, а несчастье отчужденности - непреодоленным. При этом сопротивление, которое совершает Замза, имеет подчеркнуто невыразительный характер, ведь за человеческие привилегии борется насекомое. Это от начала новеллы предоставляет иронической тональности стремлениям и действиям Грегора. Число три вообще сыграет важную роль в поэтике новеллы Кафки. Произведение разделено на три части. В комнате Грегора трое дверей. Его семья состоит из трех членов. По ходу сказа появляются три служанки. Трое жильцов имеют три бороды. Три Замзи пишут три письма и т.д. Кафка использует прием трехкратного обрамления и градационной (так как с каждым вместе напряжение возрастает) эпифоры (так как все части заканчиваются за большим счетом одинаково, эпифорично - Грегора выгоняют: 1) с обычного круга общения; 2) из комнаты; 3) из этого мира). Каждая с трех частей состоит из “появления” Грегора в общей комнате и заканчивается “изгнанием”. Отличаются причины появления Грегора: в первой части он появляется по требованию тех, кто находится в комнате, во второй - старается помочь сомлевшей матери, в третий - привлеченный игрой сестры на скрипке. Кафка изображает и три состояния отношения к Грегору семьи. В первой части - растерянность. Во второй - Грегор для них уже чужой: сестра заходила к нему как к тяжелобольному или даже как к чужому”. Но семья еще надеется, что все уладится и Грегор снова будет иметь обычный вид: “и отец и мать ждали перед комнатой Грегора, пока сестра прибирала там, и как только она выходила, требовали подробно рассказать, какой вид имеет комната. Что Грегор ел, как он на этот раз вел себя и или ему, случайно, не стало лучше “. В третьей части “семья откровенно враждебно относится к Грегору: “Я не хочу называть этого урода своим братом, а говорю лишь одно: надо как-то избавиться от него. Мы делали все, что могли: проявляли заботу о нем, терпели его. Думаю, что никто нам ничего не может предьявить”. Три интерьера окружают Грегора в трех частях: сначала - это довольно неплохо обставленная комната молодого мужчины, потом - пустыня, а уже со временем - свалка ненужных вещей. И если во второй части вынесения мебели из комнаты Грегора объясняется заботой о нем: сестре пришло в голову забрать из комнаты мебель, чтобы Грегор имел больше места лазить, в третьей части комната уже другая: “…много лишних вещей, которые нельзя было продать, но которых родители не хотели выбросить, попали в комнату Грегора. Даже ящик на пепел и ящик на подонки из кухни. Все, что сейчас не было нужно, работница быстро несла просто к нему… в комнате уже почти не было свободного места…”

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.