Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Розквіт римської літератури епохи принципату: філософське забарвлення «Еподів», «Од» Горація, зміст і композиція «Метаморфоз» Овідія.





Принципат (лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. — 284 н. э.) особой формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты. Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных.

. Во главе государства стал Октавиан Август, Литература становится в этот период излюбленным занятием римского образованного общества

Квинт Гораций Флакк (65 - 8 гг. до н.э.) - другой крупнейший поэт периода принципата Первыми произведениями поэта были эподы - ямбические стихотворения, написанные двустишиями. Эти насмешливые стихотворения, полные иронии, а подчас и нарочитой грубости, резко контрастируют с чувствительностью буколических произведений Вергилия и с римской элегией. Гораций уже в первых своих произведениях выступает создателем оригинальной лирики, положившей начало сатире и оде, он пишет эподы на римские темы с римскими персонажами, высмеивает модные в те времена теории и неугодные ему литературные жанры. Положительных идеалов в эподах он еще не выдвигает, но иронически отвергает субъективную лирику и элегию, смеется над показным увлечением сельской жизнью, за которым скрывается ненасытное стяжательство. В эподах много насмешек над современниками, есть ряд зарисовок реальной римской жизни.

В 23 года он выпускает сборник своих лирических стихотворений, которые принято называть одами.

Римский поэт создает своеобразную лирическую поэзию, в которой мысль преобладает над чувством и художественные образы подбираются для иллюстрации отдельных положений "горацианской мудрости", известной нам по его сатирам, но обогащенной здесь мотивами древнегреческой лирики. Гораций считал своей заслугой то, что впервые перевел "эолийскую песню" на "италийские лады", то есть передал латинским стихом многие метрические размеры, впервые разработанные древнегреческими поэтами. Оды разнообразны по темам. Среди них - любовные и дружеские стихотворения, и гимны богам, и отклики на политические события. Однако, каково бы ни было содержание стихотворения, оно всегда несет печать характерной горацианской манеры. В одах поэт раскрывает свой идеал жизни. И здесь он выступает в защиту тихой и умеренной жизни, вдали от суеты шумного города. Он предлагает придерживаться в жизни "золотой середины", смирять свои страсти, довольствоваться малым. Любовные стихотворения Горация изящны, но лишены серьезного чувства. Он упоминает многих женщин (Лидию, Хлою, Левконою, Барину и др.) и часто говорит о них в шутливом и ироническом тоне.

Публий Овидий Назон называет себя младшим из четырех элегических поэтов Рима.«Метаморфозы»—главное произведение второго периода. Поэма состоит из 15 книг. Это увлекательное, живо написанное произведение с массой персонажей, с постоянной сменой места действия. Овидий собрал около 250 мифов о превращениях. Разрозненные мифы с различными героями соединены здесь в единое целое. Для придания единства произведению поэт пользуется различными приемами: он объединяет мифы по циклам (фиванский, аргосский и др.), по сходству персонажей, по месту действия. Часто придумывает связующие звенья между разнородными легендами. Как искусный рассказчик, он пользуется приемами рамочной композиции, вкладывая повествование в уста различных героев. Поэма начинается с рассказа о сотворении мира из беспорядочного хаоса, а кончается философским заключением Пифагора. Подобно своим предшественникам (Вергилию, Лукрецию), Овидий стремится дать философское обоснование избранной им темы. Однако у него это заключение не влияет на все произведение в целом. Овидий сосредоточивает внимание на образах действующих лиц, на их приключениях и переживаниях, на описании той обстановки, в которой происходит действие.

 

7.Поетизація подвигу в середньовічному героїчному епосі «Пісня про Роланда», «Пісня про мого Сіда», «Пісня про Нібелунгів» (за вибором студента).

Героический эпос - один из наиболее характерных и популярных жанров европейского средневековья. Во Франции он существовал в виде поэм, называвшихся жестами (chansons de geste), т. е. песнями о деяниях, подвигах

Тематическую основу жест составляют реальные исторические события, большинство из которых относится к VIII - X вв. Вероятно, сразу же после этих событий возникли предания и легенды о них. Возможно также, что предания эти первоначально существовали в виде кратких эпизодических песен или прозаических рассказов, сложившихся в дорыцарской дружинной среде. Однако очень рано эпизодические сказания вышли за рамки этой среды, распространились в народных массах и превратились в достояние всего общества: им с одинаковым восторгом внимало не только воинское сословие, но и духовенство, купечество, ремесленники, крестьяне.

Поскольку изначально эти народные сказания предназначались для устного напевного исполнения жонглерами, последние подвергали их интенсивной обработке, которая заключалась в расширении сюжетов, в их циклизации, во введении вставных эпизодов, иногда очень больших, разговорных сцен и т. п. В результате краткие эпизодические песни приняли постепенно вид сюжетно и стилистически организованных поэм - жест. Кроме того, в процессе сложного развития некоторые из этих поэм подвергались заметному влиянию церковной идеологии и все без исключения - влиянию идеологии рыцарской. Поскольку рыцарство обладало высоким авторитетом для всех слоев общества, героический эпос приобрел широчайшую популярность. В отличие от латинской поэзии, практически предназначенной для одних только клириков, жесты создавались по-французски и были понятны всем.

 

Ведя происхождение из раннего средневековья, героический эпос принял классическую форму и пережил период активного бытования в XII, XIII и отчасти XIV в. К этому же времени относится и его письменная фиксация. Жесты имеют объем от 900 до 20 000 восьми- или десятисложных стихов, связанных ассонансами. Они состоят из особых, неравных по размеру, но обладающих относительной смысловой законченностью “строф”, называемых лессами. Всего сохранилось около ста героических поэм.

Песнь о Роланде

Сюжет поэмы имеет историческую основу: в семьсот семьдесят восьмом году Карл Большой по просьбе одного мусульманского властителя вмешался у распри испанских мавров. Поход был неудачным. Возвращаясь домой узкой горной дорогой, арьергард французов испытать вражеского нападения со стороны местных басков, которых так и не удалось подвергнуть наказанию.

Из момента этого события прошло больше трехсот лет, пока появилась поэма. Поэтому в произведении, как и в народном творчестве, исторические факты и события постепенно переплелись с поэтической выдумкой.

Освободительный пафос произведения противопоставляется феодальному эгоизму Марсилия и предательству Ганелона. Саля Ганелон, посланец Карла, оказался предателем, войдя в заговорщицкое вранье Марсилия. Ганелон виновный в смерти своего пасынка Роланда, который возглавлял двадцатитысячный арьергард франков во время коварного нападения четырехсоттысячного вражеского войска.

Ганелон - не случайный предатель, а типичный пример феодальной непокорности. Он руководствуется собственными интересами и служит причиной гибели десятков тысяч соотечественников. Автор произведения, как передовой человек в свое время, понимая необходимость государственного единства, осуждает феодальное своеволие и прославляет патриотизм франков, ведь борьба французов с арабскими завоевателями отождествлялась с религиозным подвигом.

 

8. «Слово о полку Ігоревім» як найвидатніша пам’ятка героїчного народного епосу літератури доби Київської Русі.

Сло́во о полку́ И́гореве — самый известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета — неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. «Слово» было написано в конце XII века, вскоре после описываемого события (часто датируется тем же 1185 годом, реже 1-2 годами позже).

Проникнутое мотивами славянской народной поэзии с элементами языческой мифологии, по своему художественному языку и литературной значимости «Слово» стоит в ряду крупнейших достижений русского средневекового эпоса. В истории изучения памятника большой резонанс вызвала версия о «Слове» как фальсификации конца XVIII века (скептическая точка зрения), в настоящее время отвергнутая научным сообществом.

Загадочна история открытия и опубликования этого произведения. Рукопись в списке XVI века была найдена в одном из старых монастырей, потом она хранилась в библиотеке графа М. И. Мусина-Пушкина, который преподнес ее Екатерине II. Во время пожара в Москве в 1812 году она сгорела. Сохранился не ее подлинник, а список с оригинала, сделанный в XVIII веке.

Композиция «Слова о полку Игореве» достаточно стройная. Она состоит из вступления (зачина), трех частей и концовки (пятый слайд).

Вступление (зачин) - автор указывает на две манеры изложения: точное воспроизведение и вымысел. Повествователь вспоминает Бояна (шестой слайд). Прославляя воинские подвиги князей, он уносился мыслью под облака. Но создатель «Слова о полку Игореве» не хочет предаваться полету безудержной фантазии. Он стремится рассказать о событиях правдиво.

1 часть - две битвы Игоревой дружины с половцами. Вначале русские одержали победу и взяли большую добычу. Но радость храбрых русичей была преждевременна. Зловещей тучей двинулись на Игоря главные силы половцев. Под натиском громадного половецкого войска гибнет Игорева дружина, а князей уводят в плен.

2 часть - переносит читателя в Киев. Умудренный опытом полководец и государственный деятель, киевский князь Святослав горько сетует на своих двоюродных братьев - Игоря и Всеволода. Они решили в одиночку добыть себе славу. Их необдуманных поход принес великое горе. Святослав обращается к удельным князьям с призывом сообща выступить против половцев («Золотое слово» Святослава).

3 часть - плач Ярославны, жены Игоря, и его побег из плена, возвращение на родину.

Концовка - торжественная песнь в честь Игоря, русских князей, прославление Русской земли.

Расположение частей строго продумано. Сначала изображено событие, взволновавшее Русь, а затем объяснены причины поражения русского войска и намечен путь, который должен привести к победе над кочевниками.

Многочисленны лирические и публицистические отступления автора. Так, он вспоминает время храброго Олега, который «мечом ковал крамолу, сеял стрелы по земле по Русской…», размышляет о судьбе Родины.

Сложность композиции зависит от жанра произведения

До сих пор в литературоведении нет единственного мнения о том, в каком жанре написано «Слово о полку Игореве». Существуют следующие точки зрения (седьмой слайд).

1.«Слово…» написано в жанре красноречия. Само название говорит об этом. произведение написано в форме страстного, горячего призыва к единению. Автор как бы произносит речь, обращаясь к своим читателям, которых он называет «братия».

2.«Слово…» - это воинская повесть, так как рассказывает о военных событиях - походе Игоря.

3.Сам автор называет свое произведение «песнь».

4. В «Слове…» рассказ о событиях (эпическое начало) переплетается с непосредственными мыслями и чувствами самого автора (лирическое начало). Это позволяет определить жанр «Слова…» как лиро-эпическую поэму.

5.В 1941 году выдвинута точка зрения, что «Слово….» - это былина.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.