|
Основные предположения Теории X и Теории Y.
На основе предложенной Д.Макгрегором теории можно выделить два основных типа управления организацией – авторитарный и демократический (См. Табл.)
Авторитарный и демократический типы управления. Таблица
Более подробно теории мотивации будут рассмотрены в следующем разделе. После второй мировой войны, которая явилась катализатором дальнейшего ускоренного развития теории и практики управления, менеджмент стал рассматриваться как наука. Новые направления в теории менеджмента стали отличаться широким применением математических и статистических методов в принятии управленческих решений. Новая концепция менеджмента получила название операционный менеджмент. Для решения производственных задач специалисты по операционному менеджменту широко используют математические методы, прогнозирование, моделирование запасов, линейное и нелинейное программирование, теорию массового обслуживания, построение графиков производства и т.д. Относительно новыми областями менеджмента являются управленческие информационные системы, связанные с внедрением быстродействующих компьютеров и их сетей, теория массового обслуживания, которая предполагает использование математического аппарата для минимизации времени ожидания клиентов в очередях. Появление общей теории систем послужило развитию принципиально нового подхода к исследованию организаций. Формирование и развитие системного подхода в науке связано с работами Н. Винера «Кибернетика» (1948 г.), Л. фон Берталанфи «Теория открытых систем» (1950 г.) и «Общая теория систем» (1951 г.), К.Боугдинга «Общая теория систем – скелет науки» (1956 г.). Общими свойствами систем являются целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, автономность, адаптивность, иерархичность, уникальность, множественность описаний. «Для перевода системы в иное состояние следует провести комплексный анализ ее особенностей и особенностей внешней среды и разработать целевую комплексную программу по переводу системы в новое состояние» [31]. Системный подход, как известно, оказал огромное влияние на развитие как науки в целом, так и ее отдельных отраслей. Не избежала этого влияния и социальная психология, и психология управления. Становление системного подхода к изучению организаций связано с появлением в конце 50-х начале 60-х годов таких научных работ, как «Системный анализ для руководителей» С.Оптнера, «Анализ сложных систем для решения военных проблем» Э.Квейда, «Системный анализ руководства» С.Янга. В 1966 году Д.Кац и Р.Кан в книге «Социальная психология организаций» обосновали целесообразность применения методологии общей теории систем к изучению организаций, учитывая системный характер целей организации. Они предложили рассматривать организацию как открытую систему и определили следующие ее характеристики: 1) ввод энергии и вещества из внешней среды; 2) преобразование ресурсов на входе в систему; 3) выход, обеспечивающий поступление произведенного продукта (услуги) в окружающую среду; 4) системы как циклы событий: продукт на выходе обеспечивает поступление новых ресурсов на вход, и начинается новый цикл; 5) организации как открытые системы запрашивают из среды больше энергии и других ресурсов, чем преобразуют в выход; 6) наличие информационного входа: системы выборочно собирают информацию о своей среде, а также о результатах своей деятельности; 7) устойчивость: системы могут длительное время не изменяться при неизменности параметров входа-выхода; 8) дифференциация: открытые системы движутся в направлении дифференциации и структурного развития; 9) эквифинальность: разнообразие путей достижения организационных целей [16]. Основными элементами организации как системы являются: цели, задачи, структура, техника и технология, люди. Связи в системе осуществляются через такие связующие процессы. Как коммуникации, равновесие, и принятие управленческих решений. В связи с пониманием организации как открытой системы возникают понятия внутренней и внешней среды организации. Во внутренней среде организации выделяют такие подсистемы, как цели и ценности, структура, управление, техническая и психологическая подсистемы. Эти подсистемы Каст и Розенцвейг описывают таким образом: · Техническая подсистема: техника, оборудование, процессы и вспомогательные средства, используемые в ходе превращения организацией ресурсов в продукты ее деятельности, передаваемые во внешнюю среду. · Подсистема целей и ценностей: стратегические цели, методы их достижения, философия и обязательства организации. · Психологическая подсистема: действия конкретных работников, ролевая и должностная иерархии, групповая динамика и схемы влияния внутри организации. · Структурная подсистема: формальные описания работы, правила и процедуры, формальные властные и коммуникативные связи, а также определенный производственный поток организации. · Управленческая подсистема: управленческие цели, планирование, организационная деятельность, контроль и осуществление связи организации с ее внешней средой. Согласно этому описанию внутренней среды организации как системы, предмет настоящего исследования – групповые процессы в организации – охватывает практически все подсистемы (за исключением технической). Таким образом, групповые процессы и групповую динамику можно рассматривать как системообразующие факторы и факторы развития организации [40]. О.С.Виханский выделяет во внутренней среде организации «несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация». Это кадровый, организационный, производственный, маркетинговый и финансовый срезы. Помимо этого вся внутренняя среда «как бы полностью пронизывается организационной культурой» [6]. Внешняя среда организации по Мескону и др. состоит из среды прямого и косвенного воздействия (см. Схема 1). Между организацией и ее внешней средой существует постоянный поток обмена информацией, энергией и материальными ресурсами [19].
Схема 1. Внешняя среда организации. Среда прямого воздействия:
Среда косвенного воздействия:
Одним из важнейших вопросов психологии менеджмента, начиная с 60-х годов является организационное развитие. Френч (1960) дает такое определение: «Организационное развитие связано и широкомасштабными усилиями по совершенствованию возможностей организации в разрешении проблем и ее способности откликаться на изменения во внешней среде с помощью внештатных или штатных специалистов в поведенческой науке, или агентов изменений» [11]. То есть, организационное развитие понимается как осознанные, планируемые действия с целью внесения конкретных изменений. Развитие организации непременно сопровождается развитием организационной структуры, стилей руководства, изменением стратегии и тактики всех подсистем, сменой их взаимоотношений, а также может вносить существенные изменения во взаимообмены внутренней и внешней среды организации. В развитии организации основное значение имеют процессы централизации и децентрализации, существующие одновременно и способствующие достижению состояния динамического равновесия организации как системы (см. Таблицу) [17]. Таблица
Управление в организации является централизованным, если высшее руководство оставляет за собой большую часть функций и полномочий, и децентрализованным, если оно распределяет функции и полномочия между нижними уровнями управления. Важным шагом в развитии школы науки управления является разработка ситуационного подхода. Сущность этого подхода заключается в определении понятия ситуации как конкретного набора переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время ее развития. При этом сторонники ситуационного подхода выделяют основные внутренние и внешние переменные, влияющие на организацию: внутренние переменные: цели, задачи, структура, техника и технология, люди; внешние переменные: а) переменные прямого воздействия: поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы б) переменные косвенного воздействия: состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные факторы (установки, традиции, обычаи), политические факторы, международные события. Все переменные как внутренней, так и внешней среды взаимосвязаны, и изменение в одной из них влечет за собой изменения во всех других. В 70-80-е годы американские корпорации стали широко использовать в своей деятельности так называемое стратегическое управление. Концепция стратегического управления основана на системном и ситуационных подходах к управлению: организация рассматривается как открытая система, основой управления является системный и ситуационный анализ внешней и внутренней среды. С конца 80-х годов одной из наиболее мощных тенденций западного менеджмента является повышение степени вовлечения работников в процесс управления организацией, развивается идея партисипативного управления, целью которого является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации. Работников организации привлекают к управлению по широкому ряду направлений: предоставление права самостоятельного принятия решений; привлечение работников к процессу принятия решений; предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы; предоставление работникам права создавать группы по интересам с целью более эффективного выполнения решений; участие работников в совершенствовании деятельности как всей организации в целом, так и отдельных ее подразделений. ![]() ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|