Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Занятие 2: История экономических учений





 

Слово «хозяйство» – это перевод греческого термина «oikonomia», который буквально означает «домоуправление», порядок, закон в доме. Античное представление об «экономии» как раз и сводилось к опыту ведения домашнего хозяйства, управлению семейными делами, содержанию в порядке земельной собственности, рациональному использованию труда рабов и т.п. Общегосударственной экономической теории (того, что мы сегодня называем политической экономией, т.е. «экономикой государства»), как и философии хозяйственной деятельности мы не найдём ни у Платона, ни у Аристотеля. Для того чтобы экономика, хозяйственная деятельность стала самостоятельным предметом теоретического и философского рассмотрения, необходимо было, прежде всего, восстановить в правах чувственную природу человека во всём многообразии её материальных потребностей и интересов. Произошло это гораздо позже, в эпоху Возрождения с её культом «естественного» человека, из которого постепенно путём трансформации родился новоевропейский homo oikonomikus – человек экономический и экономичный, в том виде, в каком он был обрисован в Новое время в трудах А. Смита и Д. Риккардо.

В античную же эпоху хозяйственная деятельность ограничивалась лишь стенами дома и рассматривалась только с этических позиций. Хотя уже и тогда люди понимали необходимость осмысления хозяйственной жизни. У Аристотеля эта отрасль знания подверглась для той поры очень глубокому сущностному анализу. Он, например, различает два противоположных вида, или типа хозяйства – «экономику» и «хрематистику». Экономика – правильный тип хозяйственной деятельности, её цель – разумное удовлетворение хозяйственных потребностей «дома» или семьи – первичной единицы общества и государства. Экономика доставляет семье всё, что необходимо для того, чтобы её члены могли достигать высшей цели – блаженства. Приобретение, осуществляемое экономикой, – «приобретение согласно с природой». Хрематистика – отрицательный и осуждаемый Аристотелем тип хозяйственной деятельности. Цель хрематистики – служение не высшим задачам человеческой жизни, а неограниченной наживе, беспредельному приобретению и накоплению. Здесь стяжаниесамоцель.

Придерживаясь принципа меры, лежащей посредине между двумя крайностями (так называемая «доктрина золотой середины»), Аристотель среди различных форм скупости особенно сурово осуждал тот её вид, который состоит в чрезмерном приобретении, в жажде накопительства.

Для Аристотеля быть богатым означает скорее пользоваться, чем владеть: богатство – это действительное осуществление владения или пользования тем, что составляет имущество. Однако для богатой жизни имущество не беспредельно. Этически ценно только то, что необходимо для цели, которой подчинено богатство, и благо есть то, что оказывается не в избытке; то же, чего оказывается больше, чем нужно, дурно. Согласно Аристотелю между крайностями расточительности, т.е. недостаточной заботы о хозяйственных благах, и скупости или излишнего старания о них, лежит средняя мера в распоряжении имуществом. Это «щедрость», которая есть доблесть свободного и благородного человека. Щедрый наилучшим образом использует богатство: он помогает бедным, раздаёт блага ради прекрасного, осуществляет так называемую меценатскую деятельность.

Нельзя сказать, что античные мудрецы и философы с презрением и пренебрежением относились к материально-телесной стороне бытия. Просто это материально-телесное начало получило в античной культуре не экономическую, а эстетическую форму выражения. Античному сознанию мир представал не как хозяйство, т.е. способ достижения материальных благ, а как Космос, мировой порядок и гармония, располагающая к созерцанию прекрасного.

В глубокой древности, когда начинали складываться операции обмена, люди не ломали голову над тем, что такое стоимость вещей. Они просто меняли предметы, которыми располагали в избытке, на то, в чём нуждались. Со временем обмен приобретал всё более регулярный характер. Возникла потребность в нахождении посредника-эквивалента, т.е. потребность в таком товаре, который мог бы мерилом стоимости того, что продаётся и что покупается.

У разных народов эту роль выполняли разные предметы, в том числе скот. Например, на быка можно было выменять определённое количество злаковых культур; люди и рабы стоили не одного быка. Гомер в «Одиссее» пишет:

Шла Евриклея, разумная дочь Певсенорида Опса;

Куплена в летах цветущих Лаэртом она –

Заплатил он двадцать быков…

Скот на латинском языке – пекус, а деньги в Греции – пекунья. На Руси хранитель мерила обмена именовался скотником – тогдашний казначей. Затем стали прибегать к более удобным средствам обмена. Описывая времяпрепровождения воинов во время Троянской войны (XII в. до н.э.), Гомер свидетельствует:

…мужи ахейские меной вино покупали:

Те за звенящую медь, за седое железо меняли,

Те за воловые кожи или за волов круторогих,

Те за своих полонённых.

Само слово «деньги» (древн. деньга, денга) восходит к тюркскому «дамга» или «тамга» (насечка, знак, монета), далее тенге, деньги (Этимологический словарь русского языка / Под ред. А. Преображенского. – М., 1910-1914. – С. 179). Постепенно роль товарных денег перешла к металлам – железу, меди, серебру и золоту. В конечном итоге всеобщим эквивалентом стало золото.

Возникла необходимость в авторитетном удостоверении металла в слитках. Так появились монеты, для которых характерно установление веса, формы, пробы. Монета – это дискообразный металлический слиток, обе стороны которого занимают клейма в виде надписей и изображений. Родиной монеты является малоазиатское государство – Лидия (VII в. до н. э.). Существует предание о том, почему металлические деньги были названы «монетами». В Риме располагался храм богини Юноны по прозвищу «Монета» (от лат. советую, устраиваю). Однажды Юнона-советчица предоставила римлянам денежные средства для ведения войны с царём Пирром. И в 275 г. до н. э., а это уже исторический факт, Пирр потерпел сокрушительное поражение. Благодарные римляне перенесли денежный двор в храм богини Юноны, а его продукция стала именоваться монетой. Монеты имели хождение не по весу, а по номиналу, то есть в соответствии с тем количеством золота, которое указывалось на них. Однако хождение монет приводит к тому, что они стираются при передаче из рук в руки. Средняя золотая монета ежегодно теряет 0,07 % собственного веса. Таким образом, происходило ухудшение денег. Монеты постепенно становились неполновесными (неполноценными). Представителями денег стали выступать бумажные деньги. Первые бумажные деньги появились в средневековом Китае. О них упоминает Марко Поло, посетивший Пекин в 1286 г. В Европе бумажные деньги возникли в XVII в. Замена золота бумажными знаками происходила длительное время. Ограничение обмена бумажных денег на золото началось с введением слиткового стандарта, при чём менялось не любое количество бумажных денег, а только такое, которое было эквивалентно стоимости слитка золота. Позднее право обмена предоставили банкам, а затем только государствам. В 1971 г. был прекращён обмен бумажных знаков на золото и между государствами произошла демонетаризациялишение государственной властью монет законного платёжного средства. Теперь функции денег выполняют декретированные денежные средства.

Таким образом, в ходе человеческой хозяйственной деятельности товарообмен был заменён товарно-денежными отношениями, появилась насущная необходимость в специальной науке, которая могла бы пролить свет на специфику и закономерности этих отношений. Как самостоятельная наука, экономика получила своё развитие вместе со становлением капитализма. Первой научной школой (XVI-XVIII вв.) был меркантилизм, утверждающий, что источником богатства страны является неэквивалентный обмен во внешней торговле (вывозится больше, чем ввозится, что обеспечивает приток золота в государство). Затем появились физиократы (пер. пол. XVIII в.), считавшие земледелие главным источником богатства страны. С трудами французских экономистов-физиократов Э. Кинэ, А. Р. Тюрго был хорошо знаком английский мыслитель Адам Смит (1723-1790), который считается основоположником классической политической экономии, уделявшей главное внимание сфере производства товаров, как источнику богатства буржуазии.

Политическая экономия – это наука, раскрывающая суть хозяйственных связей и отношений, а также принципы и закономерности движения товарных и денежных масс в их качественной и количественной определённости.

А. Смит – автор фундаментального труда «Исследование о природе и причинах богатства народов». Здесь он обосновал идею товарного производства и обмена как сферу человеческой деятельности, которая развивается по объективным законам, а потому не нуждается в государственном регулировании.

«Деньги, по А. Смиту, – это предмет, отчуждение которого есть средство и в то же время мерило труда, через которое люди и народы производят взаимный обмен» (Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 1962. – С. 197). Деньги – воплощение стоимости.

Слово «стоимость», по утверждению А. Смита, имеет два разных значения: во-первых, полезность какого-нибудь предмета; во-вторых, покупательная сила по отношению к другим благам, которую даёт обладание каким-либо предметом. Первую можно назвать потребительской стоимостью, вторуюменовой. Вещи, имеющие огромную потребительную стоимость, часто обладают малой или не обладают вовсе меновой стоимостью и, наоборот, имеющие огромную меновую стоимость, наделены малой потребительной стоимостью или вовсе лишены её. Например, вода и воздух полезны – без них невозможна сама жизнь, однако при обычных условиях за них нельзя ничего получить в обмен. Золото же не обладает такой же силой полезности, как воздух или вода (это не предмет первой необходимости), но оно может обмениваться на большое количество других благ первой необходимости.

Смит считал, что единственным создателем стоимости в простом товарном производстве является труд, именно он определяет меру стоимости товара. Наша жизнь находится в роковой зависимости от удовлетворения наших потребностей. Вся история цивилизации есть не что иное, как постоянная деятельность людей, ориентированная на достижение материальных и духовных благ. Всякий нравственно оправданный успех в жизни есть успех труда.

Труд – это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества.

Потребности – это побудительные силы человека, «пусковой механизм», стартер. Они побуждают индивида к деятельности, определяют его мотивации. Помимо потребностей у человека есть ещё и способности – это деятельные силы индивида, силы, которые «работают» (память, мышление, умение, воображение). Все способности человека можно подразделить в соответствии с его духовно-телесной структурой на информационные (з н а ю) и операционные (у м е ю). Потребности и способности человека реализуются в деятельности, а деятельность (труд) определяет социальные отношения людей.

Деятельность – это специфический способ существования человека в отличие, например, от жизнедеятельности организмов, растений и животных. Нельзя сводить деятельность к процессу, т.е. к совокупности действий, операций. Любая деятельность включает в себя восемь компонентов:

1. Деятельность осуществляет субъект – индивид или социальная общность.

2. Деятельность субъекта направлена на объект – реальные явления или их свойства.

3. Субъект использует для воздействия на объект средства деятельности, помогающие субъекту изменять объект деятельности.

4. Субъект совершает процесс деятельности – совокупность функций и операций, составляющих собственно деятельность.

5. Для осуществления деятельности нужны определённые условия – компоненты других систем, без которых деятельность невозможна.

6. В процессе деятельности появляется результат – реализованная цель субъекта, преобразованные в ходе деятельности объект и все другие компоненты.

7. Совокупность соотношения всех компонентов деятельности составляет систему деятельности – её организованность, структурированность.

8. Все другие системы, с которыми взаимодействует данная система деятельности, образуют среду – активный фон и потенциал этой деятельности.

В политической экономии хозяйство понимается обычно как планомерная деятельность человека, направленная на удовлетворение таких его материальных потребностей, как производство жизненно необходимых благ.

Благоэто всё, что имеет ценность для человека.

Итак, главный признак хозяйства – это трудовое воспроизводство жизненных благ в противоположность даровому их получению. В этом смысле хозяйство есть трудовая борьба за существование. Почему же по Смиту, в простом товарном производстве именно труд определяет меру стоимости товара?

По словам А. Смита, чтобы произвести товар, необходимо затратить на него или вложить в него известное количество труда. И речь идёт не просто о труде, а об общественном труде. Человек, который производит предмет непосредственно для своих собственных надобностей, для того, чтобы самому его потребить, создаёт продукт, а не товар. Чтобы произвести товар, индивид должен произвести предмет, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность, т.е. потребность любого члена общества, но и сам его труд должен составлять неотъемлемую часть общей суммы труда, затрачиваемой обществом.

Адам Смит разрабатывает учение о рыночной цене. Он раскрывает её зависимость главным образом от производства, от условий предложения товаров на рынке. Однако он не исследует воздействие спроса покупателей на цену товаров.

Продолжением учения А. Смита является теория Давида Риккардо (1772-1823). Этот известный учёный в политической экономии развивал трудовую теорию стоимости. Его главный труд – «Начала политической экономии и налогового обложения». В отличие от Смита он не считал, что стоимость определяется только трудом. Стоимость, по Риккардо, лежит в основе доходов различных классов буржуазного общества: а) заработной платы; б) прибыли; в) процента; г) ренты. Прибыль – это неоплаченный труд рабочего. Капитализм, с точки зрения Риккардо, – единственно возможный и естественный общественный строй, а его экономические законы вечны.

Своё дальнейшее развитие экономическое учение нашло в трудах Карла Маркса (1818-1883). В течение 40 лет он занимался написанием своего главного труда – «Капитал». Почему названа так работа и что такое капитал? Маркс, считая, что в капиталистическом обществе политическая экономия выражает интересы собственников, стремится поставить свой вариант экономического учения на службу интересам рабочего класса.

Капитал можно определить как хозяйственный ресурс в его совокупности, как богатство общества, которое характеризуется всем массивом материальных, денежных и интеллектуальных средств и личностных сил, которые используются (или могут быть использованы) в социально-экономической и других сферах общественной жизни.

Согласно Марксу, обыкновенный рабочий, не имеющий капитала, вынужден продавать свой труд и, в некотором смысле, себя в качестве товара. Количество денег, которые работодатель платит рабочему, определяется общественной стоимостью рабочего, рассматриваемого как товар, которую работодатель обязан возместить. Однако рабочий обычно производит продукцию, общественная стоимость которой намного превосходит общественную стоимость, выраженную его заработной платой.

Общественная стоимость вещи (товара) определяется, как количество труда, необходимого для производства этой вещи в данном обществе, при некоторых средних для данного общества условиях производства, некоторой средней производительности труда и среднем уровне его квалифицированности.

Разницу между общественной стоимостью произведённой продукции и количеством денег, полученных рабочим за свой труд, Маркс назвал прибавочной стоимостью. Работодатель не доплачивает рабочему, присваивая прибавочную стоимость и используя её по своему усмотрению, главным образом как источник прибыли. Именно в таком контексте Маркс развивает трудовую теорию стоимости, основы которой были заложены А. Смитом и Д. Риккардо.

Согласно Марксу, капитализм порождает безнравственные отношения. Человечность во взаимодействии между людьми заменяется их использованием друг друга, она исчезает в бесчеловечной погоне за прибылью.

Учитывая тенденции развития знания в целом и философского в частности в кон. XIX – XX вв., можно отметить тот факт, что в философии хозяйства появляются неклассические и неоклассические школы и направления, например маржинализм – учение о предельной полезности. Экономика должна строиться по принципу: «Что полезно государству, то полезно и его гражданам». В 20-30 гг. XX в. сформировался институциализм, в основе которого лежал междисциплинарный анализ реальной экономики. Дж. Кейнс и его сторонники (кейнсианство) предложили теорию, признающую возможность ограниченного государственного регулирования при сохранении основ рыночной экономики. М. Фридман, создавший теорию монетаризма в сер. XX в., призывал ограничить вмешательство государства в экономику только борьбой с инфляционными процессами. В последнее десятилетие XX в. возродилась теория рыночного либерализма (Д. Сакс), базирующаяся на невмешательстве государства в экономику.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Экономическая жизнь общества – это, прежде всего, производство, распределение и обмен, потребление разного рода товаров и услуг.

2. Понятие целого и части.

3. Роль способа производства в жизни общества.

4. Социальные и экономические потребности.

5. Закон возвышение потребностей.

6. Диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений.

7. Объективные экономические законы.

8. Экономические отношения и экономические интересы.

9. Взаимодействие объективной и субъективной сторон жизни общества.

10. Психологические факторы экономической жизни.

11. Идеологическая направленность экономической теории.

 

Вопросы для самостоятельной работы студентов (СРС)

1. Вопросы:

– Почему древние греки не любили философствовать об «экономии»?

– Когда появилось понятие homo oikonomikus – человек экономический?

– Каковы принципы и цели хозяйственной деятельности?

– Что такое хозяйствование?

– В чём ценность и смысл труда?

– Какие типы денег вам известны?

– Почему деньги являются основой рыночной экономики?

– Что такое демонетаризация?

 

Основная учебно-методическая литература

1 Зеленов, Л. А. Основы философии: Учеб. пособие для пед. училищ / Л. А. Зеленов, А. А. Владимиров. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 73-76.

2 Назаров, В. Н. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – С. 193-198.

3 Поупкин, Р. Философия. Вводный курс: Учебник / Р. Поупкин, А. Стролл. – М.,1997. – С. 146-149.

4 Спиркин, А. Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – С. 592-657.

 

Дополнительная литература

1 Булгаков, С. Н. Философия хозяйства. – М., 1990. – С. 14-21.

2 Рих, А. Хозяйственная этика. – М.: Посев,1996. – С. 76-80, 273-304, 404-453.

3 Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства. – М., 1962. – С. 195-216.

4 Сен, А. Об этике и экономике. – М.: Наука, 1996. – 234 с.

Основные формы проверки знаний студентов

Мини-тест

1. Наука, изучающая искусство ведения хозяйства, называется:

а) философией;

б) эстетикой;

в) культурологией;

г) экономикой.

2. Экономической основой раннего капитализма была:

а) протестантская этика;

б) частная собственность;

в) поддержка государством предпринимателей;

г) взаимопомощь владельцев мануфактур.

3. Право вмешательства государства в экономику отрицают:

а) просветители;

б) либералы;

в) националисты;

г) технократы.

4. Идею государственного регулирования экономики отстаивал:

а) А. Смит;

б) Д. Кейнс;

в) К. Ясперс;

г) Б. Белл.

5. Дж. Кейнс отстаивал теорию:

а) невмешательства государства в экономику;

б) полного государственного контроля над экономикой:

в) сочетания рыночного саморегулирования и государственного планирования;

г) прибавочной стоимости.

 

Словарь терминов и понятий

 

Агностицизм – учение, утверждающее, что мир не познаваем, непознаваем в его причинах; непознаваем в его сущности.

Аксиология – учение о ценностях и их природе.

Антиклерикализм – это критика церкви, как организации, взявшей на себя обязанности обеспечить верующим общение с Богом.

Антиномии (греч. antinomia – противоречие) – парные суждения, каждое из которых исключает другое.

Антропоморфность – характерная черта мифологического сознания, когда человек не выделяет себя из мира, природы, а, наоборот, очеловечивает их, объясняя происхождение и существование всего, что его окружает по аналогии с самим собой.

Апатия (греч. – а – отрицательная частица, слово «patos» означает страсть), – искоренение страстных чувств, аффектов.

Апокатастасис – идея о конечном восстановлении и спасении всякой твари, включая и осужденных на страшные муки падших ангелов.

Апония (греч.) – отсутствие телесных страданий.

Апория (греч.) – затруднение, недоумение, трудноразрешимая задача.

Атараксия (греч.) ­– душевное спокойствие и невозмутимость.

Герменевтика – анализ любых текстов.

Гилозоизм (от греч. «гиле» – материя и «зое» – жизнь).

Гностицизм – философская концепция, признающая познаваемость мира.

Гражданское общество – общество, основанное на правовых и нравственных нормах регулирования поведения людей.

Гуманизм (от лат. «humanitas» – человечность) – данное понятие впервые было употреблено ещё в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 гг. до н.э.). Для него humanitas – это воспитание и образование человека, способствующие его возвышению.

Дедукция – такое действие ума, посредством которого мы из определённых предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определённые следствия, или, проще говоря, это определение неизвестного через ранее познанное и известное.

Деонтология (от греч. deontos – должное и logos – учение) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований.

Детерминизм – философская концепция, признающая причинно-следственные связи в мире.

Диалектика – метод познания, противоположный метафизики и учение о развитии, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий.

Дуализм – философское учение, утверждающее равноправие двух начал: материи и сознания.

Духовность. Характерной особенностью человеческого духа является его способность верить в Бога. Это высшая из всех человеческих способностей, но она не является единственной. Другая духовная способность, данная человеку, – разум, мышление, с помощью которого индивид способен познавать природу и общество. Однако разум лишь подкрепляет положения веры, но сам истины найти не может. Только сочетание этих способностей даёт человеку возможность направить свою жизнь к добру и отвернуться от зла, стать нравственно совершенным.

Естественное состояние общества, т.е. дообщественное, по Гоббсу, когда люди действуют согласно своей природе, подчиняясь страстям. Стремление людей к удовлетворению своих потребностей порождает постоянные конфликты и столкновения между ними, приводит к состоянию «войны всех против всех».

Идеализм – учение, признающее первичность идеального по отношению к материальному, первичность сознания (идеи) по отношению к бытию.

Индукция (лат. induction – наведение), т.е. движение познания от единичного к общему.

Индетерминизм – философская концепция, отрицающая причинно-следственные связи в мире.

Искусство – образное мировоззрение; система образов.

Истина – знание, адекватно отражающее действительность.

Катарсис (греч.) – очищение.

Категорический императив – безусловное, принудительное повеление, предписывающее человеку поступки, которые хороши сами по себе, без учёта возможных целей или обстоятельств. Категорический императив отличается от гипотетического императива, в котором имеются условия к исполнению («если-то-иначе»).

Концепт – осмысление восприятия.

Коэволюция (ко – вместе, эволюция – развитие) – гармония человека и природы, согласование общественного развития с естественными природными законами.

Креационизм – рассказ о сотворении мира и человека Богом.

Материализм – учение, признающее первичность материального по отношению к идеальному.

Метафизика – метод познания, противоположный диалектике. Метафизика в отличие от диалектики рассматривает все предметы, явления, процессы как автономные, независимые, не связанные друг с другом. Все изменения и развития сводятся только к количественным превращениям. Не признаётся внутренняя противоречивость явлений. Сущность метафизики как философского метода – односторонность.

Метемпсихоз – учение о «переселении душ».

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Мифология – фантастическое отражение реальности; бессознательно художественная переработка природы и общества народной фантазией. Мифология – символическое мировоззрение.

Монизм – философская концепция, согласно которой имеется только одно начало. Таким началом является материальная или духовная субстанция.

Наука – номологическое мировоззрение; система законов.

Общественно-экономическая формация – исторически конкретный тип общества с присущим ему способом производства, экономическим базисом и общественным устройством.

Онтология – учение о бытии.

Пантеизм – это философское учение, которое признаёт слияние Бога с природой, когда Бог воспринимается не как всемогущая личность, а как некая сверхъестественная, существующая во всех природных объектах сила.

Парадокс – неожиданное высказывание.

Плюрализм – учение, предполагающее несколько или множество исходных оснований. Плюрализм утверждает необходимость учёта множественности факторов, определяющих развитие мира, а значит, и множества точек зрения на сей счёт.

Рационализм (от лат. ratio – разум) – направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий истинности. У истоков западноевропейского рационализма стоял французский учёный и философ Рене Декарт.

Религия – догматическое мировоззрение; система догм и постулатов, фиксирующих отношение человека к сверхъестественному.

Риторика – искусство красноречия.

Сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) – теория познания, разработанная Дж. Локком, согласно которой единственным источником идей может быть только опыт, в опыте же, источниками идей являются ощущения и рефлексия.

Силлогизм – учение о сочетании высказываний. Смысл силлогизма состоит в том, что в нём два крайних высказывания S и P соединяются посредством третьего M, общего обеим посылкам. В итоге получается определение (вывод, заключение).

Символизм. Если у греков символ (цимболон) – знак благодарности; две половинки предмета, разделённого между людьми, т.е. намёк на утраченное единство, то в средние века символ – это своеобразный вызов умению человека находить скрытое значение того или иного предмета, явления. Яблоко символизировало зло, белая роза – девичество, просвира – тело Господне, а красное вино для причастия – кровь Господню. Весь средневековый мир представал как огромное многообразие символов.

Синкретичность – слитность, нерасчленённость.

Скептицизм – учение, отрицающее возможность однозначного ответа на вопрос «познаваем ли мир?», потому что есть познаваемые и непознаваемые объекты. «Мир познаваем и непознаваем», – утверждает скептик, хотя сомневается и в том, и в другом.

Солипсизм (от лат. solus ipse – только сам) – учение, признающее существование только данного субъекта, центральный принцип которого – «существовать значит быть воспринимаемым».

Софистика (от греч. sophisma – хитрая выдумка, уловка) – совокупность многообразных аргументов и рассуждений, построенных на преднамеренном нарушении принципов и правил логики с целью доказательства желаемого.

Субстанция (от лат. substantia – сущность, лежащая в основе) – то, что является причиной возникновения всего; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-либо постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

Теодиция – оправдание существования Бога.

Теоцентризм – характерная черта средневековой философии, когда Бог находится в центре внимания теологов, философов.

Универсалии – общие понятия, например, человек вообще, товары, деньги, животные, фрукты, овощи.

Универсум – это совокупность всех форм потенциального (прошлое, будущее) и актуального (настоящее) бытия.

Утопия (в буквальном переводе с греч. ou – нет, to-pos – место) – «место, которого нет».

Философия (греч. phileo – люблю, sophia – мудрость; любомудрие) – система концепций, понятийно-логическое осмысление отношения индивида к миру.

Ценность – это то, что дорого, значимо для человека; это не природное свойство чего-либо (предмета, события, явления), в ней отражено отношение индивида к чему-либо (предмету, событию, явлению).

Цивилизация – этап развития человеческой истории, связанный с переходом общества от организации по кровнородственным принципам – к обществу, организованному по социально-территориальному признаку (от родоплеменной изолированности к собственно социальным связям).

Эвдемония (греч.) – счастье.

Эйдос – слово, имеющее в древнегреческом языке много значений – вид, внешность, образ, облик. Платон придал этому понятию философское звучание. Эйдос, по Платону, – идея. Поэтому он считается создателем первого в истории идеалистического учения.

Эклектика – мировоззрение, полагающее, что в универсуме и человеке есть и постоянное, и изменчивое; и относительное, и абсолютное, так что чего-то определённого о состоянии объекта, явления, процесса сказать нельзя.

Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего, научно организованный опыт или эксперимент. Родоначальником эмпиризма был английский философ и политический деятель Френсис Бэкон.

Эристика – искусство ведения спора.

 

 

Литература

1 Алексеев, П. В. Теория познания и диалектика / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1991.

2 Антропономия. Общая теория человека. – Н. Новгород, 1991.

3 Барулин, В. С. Социальная философия. – М., 1993.

4 Бромлей, Ю. В. Этносоциальные процессы. – М., 1990.

5 Волков, Ю. Г. Интегральная природа человека / Ю. Г. Аолков, В. С. Поликарпов. – Ростов н/Д., 1994.

6 Гадамер, Х. Г. Истина и метод. – М., 1988.

7 Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1989.

8 Зеленов, Л. А. Система философии. – Н. Новгород, 1991.

9 Ильенков, Э. В. Философия и культура. – М., 1991.

10 Кон, И. С. Социология личности. – М., 1969.

11 Крывелев, П. А. История религий. – М., 1988.

12 Кутырев, В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. – Н. Новгород, 1994.

13 Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф. – М., 1982.

14 Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию. – М., 1991.

15 Межуев, В. М. Культура как проблема философии. – М., 1987.

16 Минюшев, Ф. И. Социальная антропология. – М., 1997.

17 Мифы народов мира. – М., 2003.

18 Ортега-и-Гассет. Что такое философия? – М., 1992.

19 Поршнев, Б. Ф. О начале человеческой истории. – М., 1974.

20 Проблема первоначала мира в науке и теологии. – СПб., 1991.

21 Реймерс, Н. Ф. Экология. – М., 1994.

22 Руткевич, М. Н. Диалектика и теория познания. – М., 1994.

23 Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

24 Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1987.

25 Тойнби, А. Постижение истории. – М., 1991.

26 Фёдоров, Ю. М. Универсум морали. – Тюмень, 1993.

27 Феномен человека: Антология. – М., 1993.

28 Философия: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Лавриенко, В. П. Ратникова. – М., 2001.

29 Философия: Курс лекций / Под ред. А. А. Радугина. – М., 1996.

30 Философия: Учебник / Под ред. В. П. Кохановского. – Ростов н/Д., 1996.

31 Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – М., 1991.

32 Франк, С. Л. Духовные основы общества. – М., 1997.

33 Франкл, В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

34 Фрейд, З. Психология бессознательного. – М., 1990.

35 Фролов, И. Т. О человеке и гуманизме. – М., 1989.

36 Фромм, Э. Иметь или быть? – М., 1986.

37 Фромм, Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

38 Фромм, Э. Душа человека. – М., 1992.

39 Хесле, В. Философия и экология. – М., 1994.

40 Человек. Мыслители прошлого о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1995.

41 Шпенглер, О. Закат Европы. – М., 1923.

 


* Анализ хода и результатов тестирования. Тест считается выполненным, если студентом допущено не более определённого минимума ошибок, в зависимости от категории теста. В некоторых случаях (со «слабыми» студентами) для облегчения выполнения заданий возможен вариант, когда студентам разрешается использовать конспекты лекций, учебную и дополнительную литературу. Полученные результаты позволяют преподавателю выявить рейтинг знаний у студентов. При ранжированной (2, 3, 4, 5) системе оценивания знаний студентов, оценка «отлично» ставится за безошибочное выполнение заданий тестов категории А и Б; оценка «хорошо» – за одну ошибку в тесте категории А и за две – в тесте категории Б; оценка «удовлетворительно» – за две ошибки в тесте категории А, за три ошибки – в тесте категории Б. Если в тесте категории А допущено более двух ошибок, а в тесте категории Б – более трёх, они считаются невыполненными. В этом случае студенту необходимо отработать тему и пересдать. При фиксированной (за каждый эпизод деятельности – за участие в игре, дискуссии, аннотацию, реферат, тест, конспект или выступление с сообщением, докладом присуждается фиксированное количество баллов, которое преподаватель считает оптимальным для данного задания) системе оценивания, конкретно в нашем случае, правильный ответ на вопрос теста категории А оценивается на + 1 балл (неправильный ответ – на - 1), правильный ответ на вопрос теста категории Б – + 5 (неправильный – - 5). Баллы суммируются, есл







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.