Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Расчёт подшипников и уточнение размеров посадочных мест валов





Опорами валов в редукторах являются так называемые подшипниковые узлы, которые заключают в себе наружные кольца подшипников качения, установленные в расточки корпуса редуктора, тела качения (шарики или ролики) и внутренние кольца, насаженные на посадочные поверхности вала. Вал чаще всего опирается на два подшипниковых узла.

Исходными данными для расчёта подшипников являются составляющие реакции опор: радиальная Rr, определяемая по формуле (44), и осевая Ra = Fа (см. приложение к табл. 16). Имеются в виду наиболее нагруженные опоры, расположенные близко к ведущим зубчатым колёсам. Кроме того, к исходным данным относятся угловые скорости валов ω, сек-1 (см. табл. 3) и заданную долговечность редуктора Lh, час. Результаты расчёта для рассматриваемого примера сведены в таблицу 17.

На первом этапе следует определить диаметры валов по формуле (43) и выбрать для них стандартные значения согласно приложению 2. Размеры посадочных мест на концах валов под подшипники качения должны быть кратными пяти в соответствии с внутренними диаметрами подшипников. Выбор подшипников производится из таблиц приложения 3. Первая ступень редуктора состоит из косозубых зубчатых колёс, в зацеплении которых возникают осевые силы. Поэтому для быстроходного и промежуточного валов рекомендуется применять шариковые радиально-упорные подшипники типа 36000 или подобных типов.

Таблица 17. Результаты расчета подшипниковых узлов

 

Параметр и размерность Валы редуктора
быстроходный промежуточный тихоходный
       
Исходные данные
Радиальная составляющая реакции опоры Rr, Н: 1-я ступень (ф-ла (44))      
Радиальная составляющая реакции опоры Rr, Н: 2-я ступень (ф-ла (44))      
Осевая составляющая реакции опоры Rа, Н: 1-я ступень (табл. 16)    
Угловая скорость ω, сек-1(табл. 3)   21,4 6,0
Долговечность редуктора Lh, час      
Расчётный диаметр вала dmin, мм (ф-ла 43) 25,2    
Стандартный диаметр вала d мм (прилож. 2)      
Внутр. диаметр подшипника, мм      
Подшипник лёгкой серии (прил. 3): предварительный выбор*      
Динамическая радиальная грузоподъёмность C, кН (прилож. 3) 16,7 41,2 43,6
Статическая радиальная грузоподъёмность C0, кН (прилож. 3) 9,1 25,1  
       
       
Расчёт
Коэффициент вращения V      
Коэффициент безопасности Kσ 1,2 1,2 1,2
Температурный коэффициент Kτ (при t масла меньше 100° С)      
Относительная осевая нагрузка на подшипник Ra0 0,064** 0,023**
Предельное значение отношения осевой к радиальной нагрузке «e» 0,38*** 0,21***
Расчётное значение отношения осевой к радиальной нагрузке Ra/VRr 0,27 ˂ e 0,091 ˂ e
Коэффициент X      
Коэффициент Y      
Эквивалентная динамическая нагрузка на подшипники RE, Н      
Требуемая расчетная динамическая грузоподъемность подшипника Стр, кН 26,812 40,947 26,8
Номера принятых подшипников средней и лёгкой серий      
Динамическая грузоподъемность принятого подшипника С, кН 26,9 50,8 43,6
       

Примечание. *Предварительный выбор подшипников производится по конструктивным соображениям, в частности по диаметру вала в посадочном месте под подшипник. В случае, если после проверки подшипников на динамическую грузоподъёмность они не выдерживают расчётных нагрузок, то по таблицам приложения 3 следует подобрать им замену. **При определении относительной осевой нагрузки на подшипник по формуле Ra0 значения статической грузоподъёмности С0 следует подставлять не в кН, а в Н. *** Предельное значение отношения осевой к радиальной нагрузке «e» определяется в приложении 3.4 с помощью интерполирования значения «e» по значению относительной осевой нагрузки на подшипник Ra0. Например, для относительной нагрузки Ra0 = 0,064 для быстроходного вала предельное значение е = 0,38, т.к. значению Ra0 = 0,057 в табл. 3.4 соответствует е = 0,37, а Ra0 = 0,086 соответствует е = 0,41.

Для тихоходного вала, у которого нет осевой нагрузки, применяют радиальные подшипники типа 0000.

Для подшипников исходными данными к расчёту служат динамическая C и статическая C0 радиальные грузоподъёмности, выражаемые в ньютонах (Н). Расчёт на долговечность основан на динамической грузоподъёмности С, представляющей собой постоянную эквивалентную нагрузку, которую подшипник может выдержать в течении 106 оборотов (одного миллиона оборотов) при частоте вращения более 1 мин-1 (мин-1 означает об/мин).

Статическая грузоподъёмность подшипника С0 – это такая статическая нагрузка, при которой общая остаточная деформация тела качения (шарика или ролика) или колец в наиболее нагруженной зоне не превышает 0,0001 диаметра тела качения при частоте вращения до 1 мин-1.

На первом этапе расчёта на долговечность необходимо определить эквивалентную динамическую нагрузку на подшипники по формуле:

, (45)

где X и Y – коэффициенты радиальной и осевой нагрузки соответственно (табл. 3.4 приложения 3); V - коэффициент вращения (V = 1 при вращении внутреннего кольца по отношению к направлению нагрузки, V = 1,2 при неподвижном по отношению к направлению нагрузки внутреннем кольце); Rr – наибольшая из двух радиальных нагрузок на одной из опор, Н; Ra – осевая нагрузка на подшипник или осевая составляющая нагрузки, действующая на подшипник, H; Kσ = 1,2 – 1,4 – коэффициент безопасности; Kτ = 1 – температурный коэффициент (при температуре масла меньше 100° С).

Для нахождения значений коэффициентов X и Y определяется относительная осевая нагрузка Ra0 для выбранного подшипника (табл. 3.1…3.3 приложения 3). Таблица 3.4 приложения 3 позволяет определить коэффициент «е» по значению относительной осевой нагрузки Ra0. Этот коэффициент отражает предельное значение отношения осевой к радиальной нагрузке Ra/VRr. Если расчётное значение этого отношения не превысит предельного значения, т.е. Ra/VRr e, то принимаются значения коэффициентов: X = 1 и Y = 0. Это значит, что в дальнейшем расчёте будет учитываться только радиальная составляющая реакции опоры. Такой результат получен в примере расчёта (см. табл. 17). Если расчётное значение превысит предельное значение, то следует учитывать обе составляющие. В этом случае коэффициенты X и Y определяются по таблице 3.4 приложения 3.

Как следует в результате расчёта (табл. 17), формула (45) для определения эквивалентной динамической нагрузки RE на подшипники всех трёх валов в данном примере упрощается:

. (45а)

Результаты расчёта по этой формуле приведены в таблице 17.

Требуемая расчетная динамическая грузоподъемность подшипника Стр (Н) зависит от эквивалентной динамической нагрузки RE и заданной долговечности редуктора Lh. Она определяется по формуле:

, (46)

где w - угловая скорость, с-1; m – показатель степени корня (m = 3 – для шариковых подшипников и m = 3,33 – для роликовых); Lh – требуемая долговечность в часах.

Для проверки пригодности предварительно выбранных из конструктивных соображений в рассматриваемом примере подшипников легкой серии (для быстроходного вала – 36205, для промежуточного вала – 36209 и для тихоходного вала – 211) следует сравнить их динамическую грузоподъёмность C с требуемой расчетной динамической грузоподъемностью для этих подшипников Стр. Как следует их таблицы 17, у подшипников быстроходного и промежуточного валов грузоподъёмность оказалась меньше требуемой, т.е. C ˂ Стр. Следовательно, эти подшипники не удовлетворяют требованиям по долговечности и должны быть заменены. Подобраны следующие подшипники, удовлетворяющие требованиям долговечности: для быстроходного вала – 46305, для промежуточного вала – 46308, для тихоходного вала оставлен подшипник 211. При выборе подшипника быстроходного вала важно было не увеличивать диаметр вала под посадочное место подшипника (d = 25 мм), т.к. вал-шестерня быстроходной ступени имеет диаметр впадин зубьев меньше 30 мм (df = 29. 74 мм (табл. 11)). Для того, чтобы нарезать зубья червячной фрезой без повреждения вала, диаметры вала в непосредственной близости к зубчатому венцу должны быть меньше диаметра впадин. Это обеспечивается размером выбранного подшипника. Для промежуточного вала удалось подобрать подшипник меньшего размера. В этом случае нет ограничений по размерам подшипников, валов и зубчатых венцов.

На основе рекомендуемых конструктивных элементов редуктора (приложение 4), а также расчётных значений размеров валов и зубчатых колес выполняется эскизная компоновка редуктора.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.