Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Креативность против организации





Творческие люди бывают очень разными. Одни зависят от приливов энер­гии и интуиции, другие работают методически. Одни предпочитают ради­кальные большие идеи, другие занимаются мелкими экспериментами и усо­вершенствованием. Одни переходят с места на место, в то время как другим необходима стабильность больших организаций. Одни наиболее успешно работают в группах, для других важнее всего независимость. Кроме того, многие не занимают крайние позиции, потому их предпочтения в методах работы и образе жизни могут меняться с возрастом.

Общей для всех этих людей является настоятельная потребность в струк­турах и внешних условиях, которые благоприятствовали бы креативности — давали достойную оценку их деятельности, побуждали к творчеству, имели механизмы для мобилизации ресурсов вокруг идей и были равно восприим­чивы к незначительным переменам и новым идеям большого масштаба. Компании и географические пункты, удовлетворяющие этим требованиям, независимо от своего размера, имеют приоритет во всем, что касается обра­щения с креативными талантами, их привлечения и мотивировки. В таких компаниях и местах инновации обычно текут рекой — обеспечивая в крат­косрочном плане конкурентное преимущество, а со временем — более ус­пешное развитие.

Если определенные условия работы поддерживают креативность, другие могут оказывать на нее убийственное воздействие. Адам Смит указал на это еще в 1776 году в "Богатстве народов". В знаменитом описании булавочной фабрики Смит восхваляет разделение труда — концепцию, которая позво­лила изготавливать булавки более эффективно, разбив процесс производст­ва на восемнадцать операций, причем каждый рабочий или группа рабочих, как правило, выполняли только одну операцию. При этом он также преду­преждал, что данная система — серьезное креативное достижение своего рода — имеет и отрицательную сторону:

«Человек, чья жизнь целиком состоит в том, чтобы выполнять несколько нехитрых операций... не имеет шансов привести в действие свои мысли­тельные таланты или проявить изобретательность... Он естественным об­разом утрачивает подобные навыки, погружаясь в такой мрак тупости и невежества, какой вообще возможен для человеческого существа. Оцепе­нение, царящее в его мозгу, не только мешает ему наслаждаться беседой и принимать участие в мало-мальски разумном общении, но и лишает чело­века способности к какому бы то ни было благородству, великодушию и нежным чувствам»46.

В своей проницательной книге "Социальная жизнь информации" Джон Сиди Браун и Пол Дугид дают описание скрытого конфликта, который существует в организациях между методами производства знании и креатив­ности и методами перевода этих активов в реальные товары и услуги47. Ис­точником креативности служат отдельные индивидуумы, работающие не­большими группами, которые Браун и Дугид называют "сообществами практиков". Подобные сообщества придают особое значение исследовани­ям и открытиям. Каждое из них вырабатывает свои специфические навыки, традиции, приоритеты и формы творческой интуиции, составляющие сек­рет их креативности и новаторства. Однако для того, чтобы установить свя­зи между такими сообществами, обеспечить передачу знаний и информа­ции, расширить масштаб деятельности и гарантировать рост, важны процесс и структура. Практика, лишенная рамок определенного процесса, выходит из-под контроля, тогда как процесс без практического содержания притупляет креативность, необходимую для создания чего-то нового; про­тиворечие между этими двумя аспектами неизменно сохраняется. Только те организации, которые лучше других понимают суть проблемы, способны уравновешивать эти противоположные силы так, чтобы креативное разви­тие приобрело устойчивый характер.

Фундаментальное противоречие между организацией и креативностью, актуальное и в наши дни, находит отражение в диалоге двух крупнейших хроникеров повседневной жизни середины XX века, Уильяма Уайта и Джейн Джейкобе. Классическая работа Уайта "Организационный чело­век", опубликованная в 1956 году, документирует сдерживающее влияние организации и бюрократии на индивидуальность и креативность48. Уайт, журналист из журнала Fortune, дает подробное описание того, как крупные корпорации того времени культивировали тип человека, готовою приспо­сабливаться, чтобы преуспеть в жизни, в ущерб более конфликтному типу. Результатом стало "поколение бюрократов". Несмотря на увеличение фи­нансирования, бюрократизация коснулась даже исследований и разрабо­ток; "Всюду деньги, деньги... и ни цента на интеллектуальную деятель­ность". Организационный человек Уайта работал в среднем 50-60 часов в неделю, больше интересовался работой, чем женой, и в определении соб­ственной идентичности зависел от корпорации. Он предпочитал жить в пригородах стандартной застройки, вроде Парк-Фореста, штат Иллинойс, подробно изученного Уайтом. Новые пригородные сообщества казались тогда более прогрессивными и свободными, чем старые города. Однако, как показывает Уайт, они тоже стали оказывать свое давление, принуждая обитателей к социальной адаптации и конформизму. В Парк-Фореет, как и в корпорациях, на которые работали многие из его преуспевающих жите­лей, человек, не похожий на остальных, сразу подвергался осуждению.

В монументальном труде Джейн Джейкобе "Смерть и жизнь великих американских городов", вышедшем всего пятью годами позже, в 1961 году, превозносятся креативность и неоднородность городских районов вроде ее собственного, Гринвич-Вилидж4''. Если Уайт делает акцент на конформизме и гомогенности пригородов, Джейкобе рисует кварталы, служащие подлин­ным источником индивидуального своеобразия, различий и общественного взаимодействия. Главным чудом этих мест она считает кипучую уличную жизнь. Улица, где сходятся вместе самые разные люди, одновременно уста­навливает правила поведения и дает толчок креативности. Когда люди жи­вут поблизости в тесных отдельных квартирах, улица предоставляет им воз­можность более или менее постоянного общения и личных связей, которым придают интенсивность частые и беспорядочные контакты различных лю­дей и идей. Джейкобе в мельчайших подробностях изобразила, как это про­исходило там, где она жила — в районе улицы Хадсон-стрит, застроенной многоквартирными домами, городскими особняками, барами и магазина­ми, а также в прославленной таверне "Белая лошадь", где рабочие, писате­ли, музыканты и интеллектуалы собирались, чтобы расслабиться, поболтать и, при случае, заимствовать новую идею.

Феномен Хадсон-стрит возник благодаря сочетанию физических усло­вий и социальной среды. Она состояла из коротких кварталов, служа причи­ной бесконечного разнообразия уличной толпы. Здесь жили люди самой разной этнической принадлежности и каких угодно профессий. Широкие тротуары и великое множество типов построек — многоквартирные дома, бары, магазины и даже небольшие фабрики — означали, что улица всегда была полна людьми любого сорта и в любое время. Кроме того, на этой ули­це стояло много старых, почти не обитаемых домов, идеальных для всевоз­можных частных и творческих предприятий, от студий художников до кон­тор мелких бизнесменов. Хадсон-стрит привлекала и поощряла известный тип людей — столь важных для Джейкобе "авторитетных фигур" — владель­цев магазинов, торговцев и различных популярных деятелей местного мас­штаба. Все эти люди — прямая противоположность "организационному че­ловеку" — играли решающую роль в мобилизации ресурсов. В сообществе они выполняли функцию катализатора, используя свое социальное положе­ние для объединения людей и обмена идеями. Джейкобе утверждает, что для порождения новых идей, стимуляции всевозможных инноваций и должно­го применения творческого потенциала креативное сообщество нуждается в индивидуальном многообразии, соответствующих внешних условиях и че­ловеке определенных качеств.

Забавно, но не удивительно, что Джейкобе и Уайт были очень близкими друзьями. В марте 2001 года, когда отмечалась сорокалетняя годовщина вы­хода ее классической книги, Джейкобе попросили назвать современников, вызывающих у нее наибольшее восхищение. Вот как она ответила: "Холли Уайт, Уильям X. Уайт... Он много значил для меня, и наши идеи работали на одной волне. Именно через Холли я познакомилась со своим издателем... Я объяснила ему свои условия, а он согласился публиковать ее [книгу "Смерть и жизнь великих американских городов"| и предложил мне кон­тракт"50.

При ближайшем рассмотрении эту связь легко проследить по их работам. Уайт сетовал на усиление организационного общества и отчуждение, изоляцию и конформизм, его сопровождавшие. Джейкобе показала, что возмож­на альтернатива — условия, в которых могут процветать индивидуальные особенности, нонконформизм и креативность. Кто в то время мог предви­деть, как в итоге обернется история? Большую часть последних пятидесяти лег ученые — эксперты по вопросам современной жизни — полагали, что победу одержал мир Уайта. Однако сейчас становится ясно, что победить может и вариант Джейн Джейкобе. По всей стране появляются городские сообщества, подобные Хадсон-стрит, но этого мало: многие из принципов, оказавших плодотворное влияние на Хадсон-стрит, проникают в нашу экономику и общество. Работа, личная жизнь, целые отрасли промышленнос­ти и географические регионы начинают управляться принципами непре­рывного, динамического креативного взаимодействия.

Глава 3

Креативная экономика

 

Современная экономика по существу является креативной эконо­микой. Я, безусловно, согласен с теми, кто говорит, что развитые страны переходят к типу экономики, основанной на информации и управляемой знаниями. Питер Друкер, очертивший контуры развития "экономики знания", был наиболее влиятельным сторонником этой точки зрения: "Основным экономическим ресурсом — "средствами производства", если воспользоваться термином экономистов — является уже не капитал, не естественные ресурсы... и не "труд". Им стало — и останется — знание", — пишет Друкер со своей обычной склонностью к предсказаниям1. Тем не менее, я считаю главной движущей силой креативность, т.е. создание на базе этого знания практических новых форм. В моем представлении "зна­ние" и "информация" — это орудия и рабочий материал креативности. Ее продуктом является "инновация", будь то в форме нового технологического изобретения или новой модели или метода ведения бизнеса.

В прошлом столетии, особенно в его второй половине, на всей террито­рии США наблюдался бурный рост творческой активности. Мы увеличива­ли размеры инвестиций в исследования и разработки, благодаря чему росло количество изобретений и открытий, а также количество людей, занятых креативным трудом. Ничего радикально нового во всем этом нет; разумеет­ся, люди занимались креативными видами деятельности еще с античных времен, зачастую с впечатляющими результатами. Отличие в том, что в на­стоящий момент мы переводим эту деятельность с периферии в центр всей экономической инфраструктуры. Научная и художественная практика, к примеру, образовали отдельные индустрии, а в результате их сочетания воз­никли совершенно новые отрасли. Успехи экономики все больше зависят от совместного развития инноваций в области технологии и креативной по со­держанию активности.

Рассмотрим некоторые параметры поразительного роста креативной эко­номики в США.

■ Систематическое инвестирование в креативность в форме затрат на на­учно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР) начиная с 1950-х последовательно увеличивалось. Инвестиции на НИОКР выросли с 5 млрд. долларов до 250 млрд. и выше в 2000 году (рис. 3.1). Даже с учетом инфляции рост НИОКР инвестиций за этот период дает изумительный показатель — более 800%2.

■ Практическая отдача от исследований в течение последнего столетия также стабильно росла, значительно ускорившись после 1950 года. Ко­личество патентов, ежегодно выдаваемых в США. за период с 1900 по 1950 годы почти удвоилось, с 25 ООО достигнув 43 000. Затем оно более чем утроилось, составив 150 000 в 1999 году, что равняется приблизи­тельно 250% (рис. 3.2)3.

■ Количество профессионалов, занятых креативной технической работой (инженеры, ученые), также увеличилось существенным образом — с 42 000 в 1900 году, до 625 000 в 1950 году, после чего оно возросло еще в восемь раз и к 1999 году составило 5 миллионов (рис. 3.3). Рост креатив­ной рабочей силы становится еще более очевиден на фоне общей стати­стики. В 1900 году на каждые 100 000 человек в США приходилось всего 55 ученых и инженеров. Эта цифра увеличилась до 400 к 1950 году и до тысячи с лишним в 1980 году. К 1999 году на 100 000 человек приходи­лось более 1800 ученых и инженеров4.


 

■ Число людей, работающих в области культуры и художественного твор­чества, также резко увеличилось за последние сто лет, особенно после 1950 года. В 1900 году профессиональных художников, писателей и акте­ров — так называемой "богемы" — было примерно 200 ООО человек, в 1950 году — уже 525 ООО, а в 1999 году — 2,5 млн., т. е. после 1950 года их рост составил более 375% (рис. 3.3). В 1900 году на каждые 100 000 американ­цев приходилось 250 представителей богемы, в 1950 году — около 350, в 1980 году - более 500 и в 1999 году - 900s.

Насколько мне известно, журнал Business Week первым ввел в оборот по­нятие креативной экономики в августе 2000 года6. Затем Джон Хокинс в своей книге с подходящим названием "Креативная экономика" (2001) сделал попытку проследить ее влияние в мировом масштабе7. Его данные заслуживают внимания, хотя в понимании самого термина мы с ним несколько расходимся. Если я определяю креативную экономику на основе профессий (рода занятий), Хокинс делит ее на пятнадцать отраслей "креативной индустрии", включающие программирование, исследования и конструкторские разработки, а также индустрии креативного содержания, та­кие как кино и музыка. Эти индустрии производят интеллектуальную собственность в виде патентов, авторских прав, торговых марок и оригинальных разработок8. Приблизительный годовой доход от этих пятнадцати креативных отраслей за 1999 год Хокинс оценивает в 2,24 трлн. долларов (таблица 3.1). Креативная экономика США лидирует в мире с большим от­рывом: ее доход в 960 млрд. долларов превышает 40% от общей суммы доходов. причем в мировых затратах на НИОКР доля США также составила




лее 40%. Именно превосходство США в данных креативных областях — в большей степени, чем рост производительности, связанный с новыми методами и технологиями — стало основной причиной усиления наших позиций в международной экономической конкуренции начиная с 1980-х.

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.