|
Креативность против организацииТворческие люди бывают очень разными. Одни зависят от приливов энергии и интуиции, другие работают методически. Одни предпочитают радикальные большие идеи, другие занимаются мелкими экспериментами и усовершенствованием. Одни переходят с места на место, в то время как другим необходима стабильность больших организаций. Одни наиболее успешно работают в группах, для других важнее всего независимость. Кроме того, многие не занимают крайние позиции, потому их предпочтения в методах работы и образе жизни могут меняться с возрастом. Общей для всех этих людей является настоятельная потребность в структурах и внешних условиях, которые благоприятствовали бы креативности — давали достойную оценку их деятельности, побуждали к творчеству, имели механизмы для мобилизации ресурсов вокруг идей и были равно восприимчивы к незначительным переменам и новым идеям большого масштаба. Компании и географические пункты, удовлетворяющие этим требованиям, независимо от своего размера, имеют приоритет во всем, что касается обращения с креативными талантами, их привлечения и мотивировки. В таких компаниях и местах инновации обычно текут рекой — обеспечивая в краткосрочном плане конкурентное преимущество, а со временем — более успешное развитие. Если определенные условия работы поддерживают креативность, другие могут оказывать на нее убийственное воздействие. Адам Смит указал на это еще в 1776 году в "Богатстве народов". В знаменитом описании булавочной фабрики Смит восхваляет разделение труда — концепцию, которая позволила изготавливать булавки более эффективно, разбив процесс производства на восемнадцать операций, причем каждый рабочий или группа рабочих, как правило, выполняли только одну операцию. При этом он также предупреждал, что данная система — серьезное креативное достижение своего рода — имеет и отрицательную сторону: «Человек, чья жизнь целиком состоит в том, чтобы выполнять несколько нехитрых операций... не имеет шансов привести в действие свои мыслительные таланты или проявить изобретательность... Он естественным образом утрачивает подобные навыки, погружаясь в такой мрак тупости и невежества, какой вообще возможен для человеческого существа. Оцепенение, царящее в его мозгу, не только мешает ему наслаждаться беседой и принимать участие в мало-мальски разумном общении, но и лишает человека способности к какому бы то ни было благородству, великодушию и нежным чувствам»46. В своей проницательной книге "Социальная жизнь информации" Джон Сиди Браун и Пол Дугид дают описание скрытого конфликта, который существует в организациях между методами производства знании и креативности и методами перевода этих активов в реальные товары и услуги47. Источником креативности служат отдельные индивидуумы, работающие небольшими группами, которые Браун и Дугид называют "сообществами практиков". Подобные сообщества придают особое значение исследованиям и открытиям. Каждое из них вырабатывает свои специфические навыки, традиции, приоритеты и формы творческой интуиции, составляющие секрет их креативности и новаторства. Однако для того, чтобы установить связи между такими сообществами, обеспечить передачу знаний и информации, расширить масштаб деятельности и гарантировать рост, важны процесс и структура. Практика, лишенная рамок определенного процесса, выходит из-под контроля, тогда как процесс без практического содержания притупляет креативность, необходимую для создания чего-то нового; противоречие между этими двумя аспектами неизменно сохраняется. Только те организации, которые лучше других понимают суть проблемы, способны уравновешивать эти противоположные силы так, чтобы креативное развитие приобрело устойчивый характер. Фундаментальное противоречие между организацией и креативностью, актуальное и в наши дни, находит отражение в диалоге двух крупнейших хроникеров повседневной жизни середины XX века, Уильяма Уайта и Джейн Джейкобе. Классическая работа Уайта "Организационный человек", опубликованная в 1956 году, документирует сдерживающее влияние организации и бюрократии на индивидуальность и креативность48. Уайт, журналист из журнала Fortune, дает подробное описание того, как крупные корпорации того времени культивировали тип человека, готовою приспосабливаться, чтобы преуспеть в жизни, в ущерб более конфликтному типу. Результатом стало "поколение бюрократов". Несмотря на увеличение финансирования, бюрократизация коснулась даже исследований и разработок; "Всюду деньги, деньги... и ни цента на интеллектуальную деятельность". Организационный человек Уайта работал в среднем 50-60 часов в неделю, больше интересовался работой, чем женой, и в определении собственной идентичности зависел от корпорации. Он предпочитал жить в пригородах стандартной застройки, вроде Парк-Фореста, штат Иллинойс, подробно изученного Уайтом. Новые пригородные сообщества казались тогда более прогрессивными и свободными, чем старые города. Однако, как показывает Уайт, они тоже стали оказывать свое давление, принуждая обитателей к социальной адаптации и конформизму. В Парк-Фореет, как и в корпорациях, на которые работали многие из его преуспевающих жителей, человек, не похожий на остальных, сразу подвергался осуждению. В монументальном труде Джейн Джейкобе "Смерть и жизнь великих американских городов", вышедшем всего пятью годами позже, в 1961 году, превозносятся креативность и неоднородность городских районов вроде ее собственного, Гринвич-Вилидж4''. Если Уайт делает акцент на конформизме и гомогенности пригородов, Джейкобе рисует кварталы, служащие подлинным источником индивидуального своеобразия, различий и общественного взаимодействия. Главным чудом этих мест она считает кипучую уличную жизнь. Улица, где сходятся вместе самые разные люди, одновременно устанавливает правила поведения и дает толчок креативности. Когда люди живут поблизости в тесных отдельных квартирах, улица предоставляет им возможность более или менее постоянного общения и личных связей, которым придают интенсивность частые и беспорядочные контакты различных людей и идей. Джейкобе в мельчайших подробностях изобразила, как это происходило там, где она жила — в районе улицы Хадсон-стрит, застроенной многоквартирными домами, городскими особняками, барами и магазинами, а также в прославленной таверне "Белая лошадь", где рабочие, писатели, музыканты и интеллектуалы собирались, чтобы расслабиться, поболтать и, при случае, заимствовать новую идею. Феномен Хадсон-стрит возник благодаря сочетанию физических условий и социальной среды. Она состояла из коротких кварталов, служа причиной бесконечного разнообразия уличной толпы. Здесь жили люди самой разной этнической принадлежности и каких угодно профессий. Широкие тротуары и великое множество типов построек — многоквартирные дома, бары, магазины и даже небольшие фабрики — означали, что улица всегда была полна людьми любого сорта и в любое время. Кроме того, на этой улице стояло много старых, почти не обитаемых домов, идеальных для всевозможных частных и творческих предприятий, от студий художников до контор мелких бизнесменов. Хадсон-стрит привлекала и поощряла известный тип людей — столь важных для Джейкобе "авторитетных фигур" — владельцев магазинов, торговцев и различных популярных деятелей местного масштаба. Все эти люди — прямая противоположность "организационному человеку" — играли решающую роль в мобилизации ресурсов. В сообществе они выполняли функцию катализатора, используя свое социальное положение для объединения людей и обмена идеями. Джейкобе утверждает, что для порождения новых идей, стимуляции всевозможных инноваций и должного применения творческого потенциала креативное сообщество нуждается в индивидуальном многообразии, соответствующих внешних условиях и человеке определенных качеств. Забавно, но не удивительно, что Джейкобе и Уайт были очень близкими друзьями. В марте 2001 года, когда отмечалась сорокалетняя годовщина выхода ее классической книги, Джейкобе попросили назвать современников, вызывающих у нее наибольшее восхищение. Вот как она ответила: "Холли Уайт, Уильям X. Уайт... Он много значил для меня, и наши идеи работали на одной волне. Именно через Холли я познакомилась со своим издателем... Я объяснила ему свои условия, а он согласился публиковать ее [книгу "Смерть и жизнь великих американских городов"| и предложил мне контракт"50. При ближайшем рассмотрении эту связь легко проследить по их работам. Уайт сетовал на усиление организационного общества и отчуждение, изоляцию и конформизм, его сопровождавшие. Джейкобе показала, что возможна альтернатива — условия, в которых могут процветать индивидуальные особенности, нонконформизм и креативность. Кто в то время мог предвидеть, как в итоге обернется история? Большую часть последних пятидесяти лег ученые — эксперты по вопросам современной жизни — полагали, что победу одержал мир Уайта. Однако сейчас становится ясно, что победить может и вариант Джейн Джейкобе. По всей стране появляются городские сообщества, подобные Хадсон-стрит, но этого мало: многие из принципов, оказавших плодотворное влияние на Хадсон-стрит, проникают в нашу экономику и общество. Работа, личная жизнь, целые отрасли промышленности и географические регионы начинают управляться принципами непрерывного, динамического креативного взаимодействия. Глава 3 Креативная экономика
Современная экономика по существу является креативной экономикой. Я, безусловно, согласен с теми, кто говорит, что развитые страны переходят к типу экономики, основанной на информации и управляемой знаниями. Питер Друкер, очертивший контуры развития "экономики знания", был наиболее влиятельным сторонником этой точки зрения: "Основным экономическим ресурсом — "средствами производства", если воспользоваться термином экономистов — является уже не капитал, не естественные ресурсы... и не "труд". Им стало — и останется — знание", — пишет Друкер со своей обычной склонностью к предсказаниям1. Тем не менее, я считаю главной движущей силой креативность, т.е. создание на базе этого знания практических новых форм. В моем представлении "знание" и "информация" — это орудия и рабочий материал креативности. Ее продуктом является "инновация", будь то в форме нового технологического изобретения или новой модели или метода ведения бизнеса. В прошлом столетии, особенно в его второй половине, на всей территории США наблюдался бурный рост творческой активности. Мы увеличивали размеры инвестиций в исследования и разработки, благодаря чему росло количество изобретений и открытий, а также количество людей, занятых креативным трудом. Ничего радикально нового во всем этом нет; разумеется, люди занимались креативными видами деятельности еще с античных времен, зачастую с впечатляющими результатами. Отличие в том, что в настоящий момент мы переводим эту деятельность с периферии в центр всей экономической инфраструктуры. Научная и художественная практика, к примеру, образовали отдельные индустрии, а в результате их сочетания возникли совершенно новые отрасли. Успехи экономики все больше зависят от совместного развития инноваций в области технологии и креативной по содержанию активности. Рассмотрим некоторые параметры поразительного роста креативной экономики в США. ■ Систематическое инвестирование в креативность в форме затрат на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР) начиная с 1950-х последовательно увеличивалось. Инвестиции на НИОКР выросли с 5 млрд. долларов до 250 млрд. и выше в 2000 году (рис. 3.1). Даже с учетом инфляции рост НИОКР инвестиций за этот период дает изумительный показатель — более 800%2. ■ Практическая отдача от исследований в течение последнего столетия также стабильно росла, значительно ускорившись после 1950 года. Количество патентов, ежегодно выдаваемых в США. за период с 1900 по 1950 годы почти удвоилось, с 25 ООО достигнув 43 000. Затем оно более чем утроилось, составив 150 000 в 1999 году, что равняется приблизительно 250% (рис. 3.2)3. ■ Количество профессионалов, занятых креативной технической работой (инженеры, ученые), также увеличилось существенным образом — с 42 000 в 1900 году, до 625 000 в 1950 году, после чего оно возросло еще в восемь раз и к 1999 году составило 5 миллионов (рис. 3.3). Рост креативной рабочей силы становится еще более очевиден на фоне общей статистики. В 1900 году на каждые 100 000 человек в США приходилось всего 55 ученых и инженеров. Эта цифра увеличилась до 400 к 1950 году и до тысячи с лишним в 1980 году. К 1999 году на 100 000 человек приходилось более 1800 ученых и инженеров4.
■ Число людей, работающих в области культуры и художественного творчества, также резко увеличилось за последние сто лет, особенно после 1950 года. В 1900 году профессиональных художников, писателей и актеров — так называемой "богемы" — было примерно 200 ООО человек, в 1950 году — уже 525 ООО, а в 1999 году — 2,5 млн., т. е. после 1950 года их рост составил более 375% (рис. 3.3). В 1900 году на каждые 100 000 американцев приходилось 250 представителей богемы, в 1950 году — около 350, в 1980 году - более 500 и в 1999 году - 900s. Насколько мне известно, журнал Business Week первым ввел в оборот понятие креативной экономики в августе 2000 года6. Затем Джон Хокинс в своей книге с подходящим названием "Креативная экономика" (2001) сделал попытку проследить ее влияние в мировом масштабе7. Его данные заслуживают внимания, хотя в понимании самого термина мы с ним несколько расходимся. Если я определяю креативную экономику на основе профессий (рода занятий), Хокинс делит ее на пятнадцать отраслей "креативной индустрии", включающие программирование, исследования и конструкторские разработки, а также индустрии креативного содержания, такие как кино и музыка. Эти индустрии производят интеллектуальную собственность в виде патентов, авторских прав, торговых марок и оригинальных разработок8. Приблизительный годовой доход от этих пятнадцати креативных отраслей за 1999 год Хокинс оценивает в 2,24 трлн. долларов (таблица 3.1). Креативная экономика США лидирует в мире с большим отрывом: ее доход в 960 млрд. долларов превышает 40% от общей суммы доходов. причем в мировых затратах на НИОКР доля США также составила лее 40%. Именно превосходство США в данных креативных областях — в большей степени, чем рост производительности, связанный с новыми методами и технологиями — стало основной причиной усиления наших позиций в международной экономической конкуренции начиная с 1980-х.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|