Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экспериментально-теоретическое развитие социальной психологии (с 20-х гг. ХХ века по настоящее время).





Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ векевключает два периода: 1 период характеризуется господством эксперимента в социальной психологии (20-е – 40-е годы), это прагматическое, прикладное направление в социальной психологии (В.Меде, Ф.Олпорт), рассматривающие влияние группы на поведение индивида. В этот период наблюдается переход к выявлению закономерностей социально-психологических процессов, формируются такие течения, как бихевиоризм, психоанализ и гештальт-психология. Происходит и развитие социальной психологии в России. Так, например, Н.К.Михайловский писал о «массовой психологии», Г.В.Плеханов об общественной психологии, Г.И.Челпанов об общетеоретической и экспериментальной психологии, П.П.Блонский о детерминированности психики человека с социальной средой. В.М.Бехтерев, М.В.Ланге, В.Н.Мясищев обратили внимание на проявление в поведении людей сознательного и бессознательного, сделали выводы о взаимосвязи личности и коллектива. Л.С.Выготский установил культурно-историческую обусловленность общественной психологии, взаимосвязь личности и коллектива. С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев утверждали о единстве сознания и деятельности.

2 период – развитие теоретического и экспериментального социально-психологического знания (с 50-х годов ХХ века по настоящее время) выделяет: необихевиористское, когнитивистское, психоаналитическое, интеракционистское, культурологическое и отечественное направления в развитии социальной психологии.

Необихевиористские концепции рассматривают две теории: 1. Теория агрессии и подражания (Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура) об оперантной обусловленности поступков и поведения, о промежуточных переменных между стимулами и реакциями; 2. Теории диадического взаимодействия: а) Теория «взаимодействия исходов» (Д.Тибо, Г.Келли) о зависимости взаимоотношений от суммы «вознаграждений», получаемых каждым (выигрыш в статусе, власти и т.п.); б) Теория социального обмена Г.Хоманса о зависимости качества взаимодействия от соотношения «вознаграждений» (позитивных подкреплений) и «издержек» (негативных подкреплений).

Когнитивистская социальная психология выделяет несколько теорий: 1. Теории когнитивного соответствия: а) Теория структурного баланса Ф.Хайдера (Р-О-Х) – поведение человека обусловлено стремление к сбалансированию межличностных отношений, отношений с миром («L» – «nL», «U» – «nU»); б) Теория коммуникативных актов Т.Ньюкома – у позитивно относящихся в диаде друг к другу, имеет место тенденция к развитию сходных ориентаций по отношению к объекту путем снятия дисбаланса; в) Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера – переживание противоречия между знанием и поведением (две когнитивные структуры), как фактор побуждающий к действию; г) Теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума об изменении отношений личности, под влиянием потребности установить соответствие когнитивной структуры (знаний, отношений), одновременно к двум объектам;

Особо значим когнитивный подход С.Аша, Д.Креча, Р.Крачфилда о восприятии человеком социальной действительности в зависимости от предшествующего знания, о «перцептивной интеграции» (соединении старого и нового знания).

Психоаналитическое направление социальной психологии рассматривает роль бессознательного в динамике развития личности следующим образом: 1. Динамическая теория функционирования группы В.Байона (2 уровня функционирования группы: рациональный компонент - осознанные действия и иррациональный уровень – групповая культура, между ними неизбежны конфликты, которые приводят в действие «коллективные защитные механизмы»); 2. Теория группового развития В.Бенниса и Г.Шепарда о двух фазах развития группы (решение вопроса о лидерстве и установление межличностных отношений); 3. Трехмерная теория интерперсонального поведения В.Шутца о 3- этапах развития группы (включение, контроль, любовь).

Интеракционистское направление в социальной психологии представлено различными школами: 1. Концепция символического интеракционизма Джорджа Мида о личности как продукте социального взаимодействия на основе символов (мимики, жестов), принятия роли другого, о зависимости поведения индивида от структуры личности, ее роли и референтной группы. Чикагская школа (Г.Блумер) – поведение человека это динамический процесс, его можно объяснить на основе символов, но нельзя предсказать; Айовская школа (М.Кун) – познав самооценку личности, в том числе на основе символов, можно предсказать ее поведение; 2. Ролевые теории (Т.Сарбин, Э.Гоффман, Р.Линтон, Р.Ромметвейт, Н.Гросс) о видах социальных ролей (конвенциональные, предписанные, активные и латентные), о межролевом и внутриролевом конфликтах; 3.Теории референтной группы (Т.Хайман, Т.Ньюком, М.Шериф): Т.Ньюком о типах референтных групп (позитивные, негативные); М.Шериф о группах членства и референтных группах и их роли в формировании социальных установок.

Культурологические социально-психологические концепции, авторами которой стали (С.Московичи, Г.Тэджфел, Р.Харре), стремились к созданию общей социально-психологической теории: 1. Концепция социальных представлений С.Московичи о предмете социальной психологии (совокупность социально-психологических представлений о социальном процессе), о структуре социальных представлений (информация, поле представлений, установка субъекта), детерминирующих поведение индивида; 2.Теория «межгрупповых отношений» Г.Тэджфела об опосредованности взаимодействия индивида с социальной средой через групповое взаимодействие; 3. «Этогенетический подход» Р.Харре - модель человека (мотив-борьба за репутацию, счастье человека в обретении репутации, борьба за репутацию способствует общественному развитию, необходимость программы поведения в борьбе за репутацию и создания для этого необходимых условий).

Основные категории: описательный этап возникновения социально – психологического знания, этап относительно самостоятельного развития социально – психологических идей, этап экспериментально – теоретического развития социальной психологии, западная социальная психология.

Контрольные вопросы:

1. Какие основные этапы и периоды возникновения и развития социально – психологического знания вам известны?

2. Назовите основные направления описательного этапа социально – психологических идей.

3. Назовите основные социально – психологические школы 2–го этапа развития социально – психологического знания.

4. Назовите основные направления 1–го периода 3 – го этапа развития социально – психологического знания.

5. Какими направлениями представлена современная зарубежная социальная психология?

Литература:

- Основная:

1. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008.

2. Шихарев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.

- Дополнительная:

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., 1989.

2. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1995.

4. Шихарев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., 1984.

5. Шихарев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.