Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос. Сущность и функции финансов организаций. Принципы организации и функции финансов компаний





Показатели эффективности использования внеоборотного капитала.

К – фондоотдача, определяемая как отношение среднемесячной выручки и стоимости внеоборотного капитала, и характеризующая эффективность использования внеоборотного капитала. Ее сравнивают со среднеотраслевыми показателями фондоотдачи;

К1 – коэффициент инвестиционной активности, рассчитываемый как частное от деления суммы стоимости внеоборотных активов в виде незавершенного строительства, доходных вложений в материальные ценности и долгосрочных финансовых вложений

 

Оборотные активы предприятия: классификация видов и способы финансирования. Эффективность использования оборотных активов компании.

Оборотные активы – это денежные средства которые имеет в своем распоряжении предпр или те виды активов которые в случае необходимости будут обращены в денежные средства, проданы или использованы в течении года: 1. По характеру формирования финансовых источники выделают чистые, оборотные и вало-вые активы. а) Валовые активы – общие активы сформированы за счет собственного и заемного капитала. б) Чистые оборотные активы – характеризуют ту часть активов, которая сформирована из собственного капитала и долгосрочно заемного. в) Собственные оборотные активы – сформированы за счет собственных капиталов компа-нии. 2. Виды оборотных капиталов: запасы, НДС, дебиторка, краткосрфинвлож, ден ср-ва и пр об активы. 3. По характеру участия оборотных активов в производственной цикле: а) Оборотные активы предприятия, которые участвуют в производственном цикле в виде сырья, материалов и полуфабрикатов. б) Оборотные активы предприятия, которые участвуют в финансовом цикле предприятия – это все товарно-материальные запасы в форме дебиторской задолженности.



Способы финансирования: самофинансирование, финансирование через механизмы рынка капитала (долевое долговое), банковское кредитование, бюджетное кредитование и взаимное финансирование хозяйствующих субъектов.

Типы управления: агрессивный, консервативный и умеренный. Политика финансирования, основанная на краткосрочных источниках, носит название агрессивной. Как правило, при этом постоянная часть оборотных активов полностью или частично финансируется краткосрочными источниками. В случае суперагресивной политики из краткосрочных источников может формироваться даже часть внеоборотных активов.удешевляется капитал в целом, следовательно, повышается рентабельность капитала. В то же время возрастает риск потери ликвидности. В консервативной модели финансирования краткосрочными источниками покрывается переменная потребность в текущих активах (или ее часть). При этом периодически возникает излишек финансирования. Применение консервативной модели повышает финансовую устойчивость фирмы, но увеличивает в целом стоимость капитала в связи с высокой долей дорогих долгосрочных источников.
Умеренная политика финансирования соответствует случаю идеального финансирования, когда долгосрочными источниками финансируются внеоборотные активы и постоянная часть оборотных активов.

Для оценки эффект-ти используют показатели оборачиваемости, которые характеризуют периодичность, с какой средства, вложенные в оперативную деятельность, возвращаются вновь на предприятие. 1. Оборачиваемость ОА - сколько раз за период данный вид актива оборачивается. К= Выручка/Величина ОА. 2. Длительность 1 оборота. Д=360-365 дней/Кобор. 3. Коэффициент загрузки ОБС характеризует величину оборотных средств, приходящихся на 1 руб. реализованной продукции: Кз=Со/Vреал., где Со — остатки оборотных средств за период; Vреал — сумма реализованной продукции. 4. Рентабельность оборотных средств исчисляется как отношение прибыли предприятия к среднегодовой стоимости оборотных средств. В результате ускорения оборачиваемости (интенсивности использования ОС) определенная сумма ОС высвобождается. Длительность производственного цикла (ДПЦ): ДПЦ= Длительность оборота сырья и материалов+Длит. Оборота незавершенного производства + длит. Оборота готовой продукции. Она показывает сколько времени занимает полный оборот мат. Элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса начиная с момента поступления сырья, материалов и заканчивая моментом отгрузки изготовленной продукции. Длительность финансового цикла. ДФЦ=ДПЦ+Длит. Оборота дебиторской задолженности – длит.оборота кредит. Задолженности Длит. Оборота дебиторской задолженности = длит.оборота кредит. Задолженности – не кредитуем покупателей.

Классификация оборотных активов

Классификация оборотных активов может быть построена по следующим основным признакам.

1. По характеру финансовых источников:

· валовые оборотные активы;

· чистые оборотные активы;

· собственные оборотные активы.

2. По видам:

· запасы сырья, материалов, полуфабрикатов;

· запасы готовой продукции;

· собственные оборотные активы;

· денежные активы;

· прочие виды оборотных активов.

3. По характеру участия в операционном процессе:

· Оборотные активы, обслуживающие производственный цикл организации;

· Оборотные активы, обслуживающие финансовый (денежный) цикл организации.

4. По периоду функционирования:

· Постоянная часть оборотных активов;

· Переменная часть оборотных активов.

Финансы строительства

Строительные или подрядные организации осуществляют свою деятельность на договорных условиях по заказу инвестора, за счет которых и выполняются работы по строительству (реконструкции, ремонту) объектов. Таким образом, в строительном процессе участвуют два вида финансов: финансы заказчика (инвестора) и финансы подрядчика.

Финансы инвестора представляют собой совокупность средств, предназначенных для финансирования затрат во вновь создаваемые, реконструируемые, расширяемые или модернизируемые основные средства, а также для наделения вновь создаваемых и расширяемых производств оборотными средствами. Источниками инвестиций служат амортизационные отчисления, прибыль от основной деятельности, прибыль от выбытия высвобождающихся основных средств, прибыль и экономия от снижения себестоимости строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве, долгосрочные кредиты банка, налоговый инвестиционный кредит, ассигнования из бюджета (в случае участия в государственных или муниципальных программах) и прочие источники (от продажи ценных бумаг, взносы на основе долевого участия и пр.). Процесс управления инвестициями подробно изучается в курсе «Инвестиции».

Финансы подрядных организаций организуются в основном так же, как и финансы промышленности. Тем не менее специфика производственно-коммерческого цикла обусловливает некоторые особенности организации финансов строительства. Существенность в управлении финансами подрядных организаций создает длительность производственного цикла, а также необходимость в передаче готового объекта заказчику по особому законодательно установленному порядку. Процесс передачи объекта не всегда завершается подписанием акта государственной приемки или приемки-передачи. Чаще после подписания акта подрядные организации приступают к устранению недоделок (в основном, за свой счет), на что также расходуются время и средства, хотя объект считается завершенным. Кроме того, в строительстве принято устанавливать достаточно длительный гарантийный срок, в течение которого подрядчик обязан устранить неявные недостатки по мере их обнаружения.

Учитывая длительность производственно-коммерческого цикла в отрасли, потребность в оборотных средствах в строительстве очень велика. В основном она покрывается за счет авансов заказчиков (инвесторов), а также за счет долгосрочных кредитов банков. Собственный оборотный капитал в строительстве, как правило, невелик и не имеет тенденции к росту. Для ускорения оборачиваемости оборотного капитала в строительстве рекомендуется равномерная по месяцам и годам закладка новых объектов (задел) и, соответственно, сдача готовых объектов. Полностью ликвидировать неравномерность в потребности в оборотных средствах вряд ли возможно, однако следует максимально стремиться к этому.

Особенности функционирования предприятий ЖКХ:

- отношение между эксплуатирующим жилищно-коммунальные фонды и собственником складываются в виде аренды или найма

- новое строительство осуществляется за счет бюджетов соответствующих территориальных единиц

- коммунальные хозяйства осуществляют свою деятельность на основе самоокупаемости

- все денежные средства, закрепляемые за коммунальными хозяйствами, имеют строго целевое назначение

- за каждым хозяйством закреплена определенная территория, жилищно-коммунальный фонд и все доходы от них остаются в распоряжении коммунального хозяйства.

Затраты:

- затраты по подготовке, осуществлению и совершению производственной деятельности

- затраты по обслуживанию и управлению производством

- затраты по подготовки кадров, оплате труда

- налоги, сборы и отчисления

- внепроизводственные затраты и потери.

 

19.Особенности финансов общественных, религиозных и бюджетных организаций.

Финансы общественных и религиозных организаций имеют следующие особенности:

- основным источником ресурсов являются вступительные и членские взносы;

- общественные объединения владеют недвижимостью и имуществом, в том числе на долевых основах, причем собственность не выступает источником доходов для отдельных членов общественных организаций;

- организация финансов регламентируется их уставами и лишь частично государством;

- все доходы общественных объединений направляются на уставные нужды.

Участники общественных и религиозных организаций не обладают какими-либо имущественными правами по отношению к созданным ими организациям. В связи с этим имущество, переданное в собственность организаций, включая членские взносы, учредителям и участникам не возвращается. Участники общественных и религиозных организаций не несут ответственности по обязательствам организации, равно как и организации не отвечают по долгам своих учредителей и участников. После ликвидации общественных и религиозных организаций оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество между участниками (членами) этих организаций не распределяется, а передается другим организациям, созданным для достижения таких же целей, что и ликвидированные.

Особенностями финансов бюджетных организаций являются источники финансирования деятельности и направления расходования средств. Так, основными источниками финансовых ресурсов бюджетных учреждений являются: бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетов разных уровней (федерального, субъектов РФ и местных), в разрезе отдельных видов расходов, определенных бюджетной классификацией; поступления от оказания платных услуг населению. Оказание платных услуг должно быть направлено на улучшение обслуживания населения путем предоставления социально значимых услуг по профилю деятельности учреждений и не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае все средства, полученные от оказания этих видов платных услуг, изымаются в бюджет.

Направления использования финансовых ресурсов, независимо от источника их образования (бюджетных либо внебюджетных средств), определяются в строгом соответствии с подразделениями экономической классификации расходов Бюджетной классификации РФ, устанавливающими конкретные цели расходования средств. Все расходы делятся на две основные группы: текущие и капитальные расходы. В первую группу входят расходы на оплату труда, начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог, уплачиваемый в государственные внебюджетные фонды), приобретение продуктов питания, медикаментов, мягкого инвентаря, расходы на командировки и служебные разъезды, оплата различных видов услуг (коммунальных, транспортных, услуг связи и др.), выплата стипендий и т.д. Во вторую группу включаются затраты на капитальное строительство, капитальный ремонт, приобретение оборудования и инвентаря и т.д.

Формы унитарных предприятий

В соответствии с ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных:

§ на праве хозяйственного ведения (ГУПы и МУПы);

§ либо на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия (КУПы).

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный правительством Российской Федерации, субъектом РФ или органом местного самоуправления.

Собственник-учредитель вправе изъять:

§ излишнее имущество;

§ неиспользованное имущество;

§ используемое не по назначению имущество.

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Рис. 1. Порядок утверждения программы деятельности унитарного предприятия

вопрос. Сущность и функции финансов организаций. Принципы организации и функции финансов компаний

Финансы организаций - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для осуществления производственной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Основная характеристика финансов организаций как элемента финансовой системы состоит в том, что именно на этом уровне происходит первичное распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению (заработная плата, прибыль, амортизационные отчисления и пр.), т.е. это первоначальная сфера возникновения финансовых отношений, а также дальнейшее ее перераспределение по субъектам хозяйствования. Поэтому финансы организаций можно охарактеризовать как исходное звено финансовой системы, которое во многом определяет уровень доходов, формируемых государством, банковской системой, населением и пр.

Финансовые отношения организаций можно сгруппировать по следующим направлениям:

- возникающие между учредителями в момент создания организации по поводу формирования уставного (складочного) капитала;

- между организациями, связанные с производством и реализацией
продукции, возникновением вновь созданной стоимости;

- между организацией и его подразделениями: филиалами, цехами,
отделами, бригадами по поводу финансирования расходов, распределения
оборотных средств;

- между организацией и работниками организации при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций организации, выплате дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц;

- между организацией и финансовой системой государства при уплате
налогов и других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов,
предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, получении
ассигнований из бюджета;

- между организацией и банковской системой в процессе хранения денег
в коммерческих банках, при организации безналичных расчетов, получении и
погашении ссуд, уплаты процентов за кредит, покупке и продаже валюты,
оказания других банковских услуг;

- между организацией и страховыми организациями при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;

- между организацией и инвестиционными институтами в ходе
размещения инвестиций, приватизации и др.

На сегодня нет единства мнений в количестве и содержании функций финансов предприятия. Однако в большинстве своем экономисты выделяют следующие из них:

· Обеспечивающую - заключается в систематическом формировании в необходимом объеме денежных средств из различных альтернативных источников для обеспечения текущей хозяйственной деятельности фирмы и реализации стратегических целей ее развития.

· Распределительную - тесно связана с обеспечивающей функцией, проявляется через распределение и перераспределение общей суммы сформированных финансовых ресурсов предприятия, через формирование фондов денежных средств, определение основных стоимостных пропорций в процессе распределения доходов и финансовых ресурсов, через обеспечение оптимального сочетания интересов отдельных товаропроизводителей, предприятий и государства в целом.

· Контрольную - предполагает осуществление финансового контроля за результатами производственно-хозяйственной деятельности организаций, а также за процессом формирования, распределения и использования их финансовых ресурсов.

 

Принципы организации финансов предприятий:

1. Принцип хозяйственной самостоятельности

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы.

Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимные отношения коммерческих организаций с бюджетами разных уровней.

2. Принцип самофинансирования

Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.

Таким образом, самофинансирование относится к методам рыночного ведения хозяйства, когда собственных финансовых источников достаточно для финансирования хозяйственной деятельности. Самофинансирование предполагает, что распределяемая прибыль предприятия после платежей в бюджет и во внебюджетные фонды освобождается от государственной регламентации. Прибыль коммерческой организации, амортизационный и иные фонды денежных средств становятся главными источниками финансирования его экономического и социального развития. Кредиты банков и иных кредитных учреждений погашаются самим предприятием из собственных источников. В условиях рыночной экономики обеспечение принципа самофинансирования достигается путем использования акционерного капитала, дивидендов, прибыли от финансовых операций.

Самофинансирование имеет целый ряд преимуществ:

· исключаются расходы по займам (оплата процентов и погашение кредита);

· предприятие становится более независимым от внешнего капитала;

· за счет дополнительного собственного капитала повышается надежность и кредитоспособность предприятия;

· облегчается процесс принятия решения по дальнейшему развитию за счет дополнительных инвестиций.

3. Принцип материальной заинтересованности

Смысл принципа материальной заинтересованности, или принципа финансового стимулирования (поощрение/наказание) заключается в том, что именно в рамках системы управления финансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказания.

4. Принцип обеспечения финансовыми резервами

Принцип обеспечения финансовыми резервами диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Кроме того, в экономической борьбе за покупателя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата денег в срок. Финансовые вложения организаций также связаны с риском невозврата вложенных денежных средств, либо получением дохода ниже предполагаемого. Наконец, могут иметь место прямые экономические просчеты в разработке производственной программы. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение предприятия в критические моменты хозяйствования.

Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет. АО обязаны формировать финансовый резерв в законодательно установленном порядке. На практике, из-за низких финансовых возможностей, не все предприятия образуют финансовые резервы, необходимые для их финансовой устойчивости.

5. Принцип сочетания финансового планирования и коммерческого расчета

Важным принципом организации финансов предприятий является сочетание финансового планирования и коммерческого расчета. Имеются точки зрения о том, что коммерческий расчет несовместим с планированием финансов. Однако в мировой и отечественной практике общепризнанным рычагом финансового управления являются целевые комплексные программы как элемент планирования. В инвестиционной деятельности ни одна фирма не начинает дело до тех пор, пока нее разработает проект (план) с обоснованием финансирования и конечным финансовым результатом. На основе внутрифирменного планирования заключаются договоры, размещаются заказы на конкурсной основе. Разработка планов (за рубежом их называют проектами) основывается на глубоком изучении спроса потребителей, изучении опыта конкурентов, анализе финансовых возможностей предприятия. Хорошо разработанный план служит хорошим результатом коммерческого расчета.

6. Принцип материальной ответственности

В любом предприятии складывается система мер поощрения и критериев оценки деятельности структурных единиц и отдельных работников. Составным элементом такой системы является идея материальной ответственности, суть которой состоит в том, что отдельные лица, имеющие отношение к управлению материальными ценностями, отвечают рублем за неоправданные результаты своей деятельности. Формы организации материальной ответственности могут быть различными, однако основные их них две: индивидуальная и коллективная материальная ответственность.

Индивидуальная материальная ответственность означает, что конкретное материально-ответственное лицо (кладовщик, руководитель подразделения, продавец, кассир и др.) заключает договор с руководством предприятия, согласно которому любая недостача товарно-материальных ценностей должна быть возмещена этим лицом. В некоторых ситуациях устанавливаются нормативы, в пределах которых может иметь место отклонение учетных оценок от фактических; в этом случае материально-ответственное лицо должно возместить лишь сверхнормативные потери. Перечень материально-ответственных лиц определяется предприятием. В случае коллективной материальной ответственности за возможные недостачи отвечает уже не конкретное лицо, а коллектив (например, бригада продавцов, сменяющих друг друга в отделе магазина). Эта форма ответственности помогает избежать неоправданно частых инвентаризаций.

7. Принцип экономической эффективности

Смысловая нагрузка принципа экономической эффективности определяется тем обстоятельством, что, поскольку создание и функционирование некоторой системы управления финансами предприятий с неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми или косвенными доходами.

Деятельность предприятия в целом, его подразделений и отдельных должна периодически контролироваться. Системы контроля могут быть построены по-разному, однако практика показывает, что финансовый контроль является наиболее эффективным и действенным.

3.Особенности организации финансов внутриотраслевых структур (ФПГ, холдинг, картель и т.п.).

1. Концерн – это крупное объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе добровольной централизации функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и другой деятельности. Структура концерна представляет собой единый хозяйственный комплекс с централизованной системой управления.

Предприятия – участники концерна самостоятельно формулируют свои цели, задачи, приоритетные направления финансирования. Однако следует отметить, что формулировка этих целей, организация их финансовых отношений и финансовых потоков осуществляется в контексте финансовой стратегии и тактики всего концерна.Для финансового обеспечения решения стратегических и тактических задач концерна в его границах возникают консолидированные финансовые потоки. Они являются результатом дополнительных распределительных отношений между всеми участниками концерна. Цель распределительных процессов – аккумуляция части доходов предприятий – участников концерна в руках головной организации или обособленного аппарата управления. Эти финансовые ресурсы подлежат дальнейшему перераспределению в границах концерна для финансирования приоритетных направлений его развития, для оказания финансовой поддержки отдельным его подразделениям, участникам.

2. Картель – это объединение предприятий, фирм одной отрасли с целью снижения потерь от падения цен и сохранения своих квот на рынках. Для картелей характерно сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим правом их хозяйственная, финансовая, юридическая самостоятельность. Картельное соглашение позволяет регулировать цены на реализуемую продукцию таким образом, чтобы обеспечить всем участникам картеля высокую прибыль.

3. Холдинг – специфическое объединение предприятий, являющихся звеньями технологической или более высокой бизнес-вертикали.

Холдинговая система основана на акционировании и, в частности, на концентрации в одних руках контрольного пакета акций предприятий, фирм, входящих в объединение. Контрольный пакет и является тем инструментом, который позволяет холдингу реализовать на практике свое целевое предназначение. В итоге без прямого слияние капиталов предприятий осуществляется их функциональное взаимодействие. Ответственность по обязательствам холдингов их участники несут в пределах своего участия в них. Этот же «долевой» инструмент положен в основу распределения получаемой холдингом прибыли.

4. Финансово-промышленные группы (ФПГ)– это продукт более развитой формы интеграции предприятий, организаций, учреждений. Концентрация и сращение капитала всех участников ФПГ и создает базу, на которой образуется их финансовый потенциал и проявляются их основные преимущества.Участники ФПГ сохраняют свою независимость, они самостоятельно действуют на внутреннем рынке, вступают в международные торговые сделки. Центральной компании передаются только функции стратегического управления инвестициями, финансами, производством и сбытом продукции.Финансовые аспекты создания и функционирования ФПГ связаны с определением механизма объединения капитала его участников, с формирование и использованием ее прибыли, налогообложением ФПГ, установлением системы ответственности участников по обязательствам, с осуществлением ее реорганизационных и ликвидационных процедур.

 

4. Финансовое планирование: понятие, цели, задачи, классификация. Методы финансового планирования.

 

Финансовое планирование – процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Цель финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития.

Финансовый план - это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности.

К основным задачам финансового планирования можно отнести:

1) определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

2) определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

3) обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;

4) создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5) определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов - к планам, а также маневрировать ресурсами.

Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

Классификация:

1. По охватываемому периоду времени работки финансовых планов различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное финансовое планирование, они отличаются друг от друга продолжительностью промежутка времени (сроками), необходимого для выполнения плановых финансовых показателей.

a. Долгосрочное– от 10 до 25 лет.

b. Среднесрочное конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом. (3-5 лет)

c. Краткосрочное планирование (1-3г.) Краткосрочные планы включают конкретные способы использования ресурсов, необходимых для достижения целей, определенных в среднесрочных и долгосрочных планах. Содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам.

2. По масштабности поставленной цели различается стратегическое, тактическое и оперативное финансовое планирование.

Стратегическое планирование – это разработка исходя из результатов финансового анализа состояния предприятия и прогноза изменений внешней и внутренней среды, стратегии финансовой деятельности на определенный период.

Тактическое планирование решает вопросы распределения ресурсов организации для достижения стратегических целей.

Оперативное планирование – процесс разработки финансовых показателей, обеспечивающий наилучшее использование всех ресурсов предприятия (как собственные так и привлеченные). Оперативное планирование помогает осуществлять текущее регулирование хода производства в целях равномерности и ритмичности работы, позволяет быстро и вовремя практически исправить или направить ход дел, координировать отдельные действия различных подразделений, объединенных единой целью – обеспечением финансовой стабильности предприятия через выполнение финансовой стратегии.

3. В зависимости от использования информации о прошлом, настоящем или желательном финансовом состоянии предприятия в будущем различают реактивное, инактивное, преактивное, интерактивное направления планирования.

Реактивное планирование направлено в прошлое, и только в прошлое. Основной метод реактивного планирования – это исследование всех проблем с точки зрения их возникновения и развития в прошлом.

Инактивное планирование нацелено на приспособление к настоящему, и только к настоящему. Означает инертность – делать что-либо по привычке, без сознательных усилий. При инактивном планировании не считается нужным возвращаться в прошлое или стремиться к движению вперед.

Преактивное планирование означает высшую степень активности. Ориентировано в основном на будущие изменения. Направлено на поиск оптимальных решений. Из нескольких вариантов развития выбирают тот, который представляется оптимальным с экономической точки зрения. Планирование осуществляется сверху вниз: на высших уровнях прогнозируются внешние условия, формируются цели, стратегии, затем определяются цели низших уровней и программы их действий.

Интерактивное планирование основано на принципе участия и максимальной мобилизацией творческих способностей работников организации. Оно предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом сози









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.