Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Итальянский оперный веризм





Отражение в культуре и искусстве Италии национального духовного подъема. Роль итальянских оперных театров в развитии демократической музыкальной культуры.

Джузеппе Верди (1813-1901). Историческое значение творчества Дж. Верди в итальянской и мировой музыке. Творческий путь. Тема социальной несправедливости в операх начала 50-х годов – «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Музыкальная драматургия опер. Психологически разносторонняя характеристика героев. Черты нового в трактовке традиционных форм итальянской оперы – речитатива, арии, ансамблей; использование бытовых жанров как средства характеристики. Разработка Дж. Верди принципов «музыкально-сценической драмы».

«Аида» – монументальная героическая опера. Углубление индивидуальных характеристик, обогащение выразительных средств, мелодика bel canto, система лейтмотивов, сквозное симфоническое развитие, тонкость гармонического письма.

Реквием. Особенности музыкальной драматургии и стиля.

«Отелло» – реалистическая музыкальная драма. Музыкальная драматургия. Сочетание замкнутых форм с принципами сквозного симфонического развития. Система лейтмотивов. Роль оркестра.

Новый этап в развитии итальянской оперы, обозначившийся с конца 80-х – начала 90-х годов XIX века. Возникновение под влиянием литературного веризма веристской оперы. Первые веристские оперы – «Сельская честь» П. Масканьи и «Паяцы» Р. Леонкавалло. Характерные особенности ранних веристстких опер: жестокие, правдивые конфликты из жизни простых людей, открытая эмоциональность, демократичность музыкального языка, опирающегося на интонации современной городской песни. Влияние речевой интонации веристского драматического театра на мелодико-декламационный строй веристских опер. Особенности драматургии веристской оперы: сжатость, напряженность действия, раскрытие душевного состояния героя в предконфликтной ситуации и в развязке. Отказ от развитых вокальных форм. Приемы натуралистической выразительности в вокальной интонации и в оркестровом письме.

Джакомо Пуччини (1858-1924). Общность и отличие принципов Верди и Пуччини. Развитие Дж. Пуччини принципов веризма. Творческий путь. Оперы «Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан», выработка особенного творческого метода. Интонационно разнообразный мелодический строй музыкального языка, яркость тематического материала. Сквозное симфоническое развитие, драматургическое единство музыкальной формы. Роль оркестра.

Влияние драматургии Дж. Пуччини на последующее развитие оперной драматургии.

 

Музыкальная культура Чехии, Норвегии и Финляндии

Второй половины XIX века

Бедржих Сметана (1824-1884) – основоположник чешской музыкальной классики. Богатство чешского народного музыкального творчества. Основные жанры танцевальной музыки, их своеобразие. Чешский музыкальный театр.

Творческий путь композитора. Оперное творчество. Новаторская трактовка жанра народной комической оперы «Проданная невеста».

Симфоническое творчество. Программно-симфонический цикл «Моя Родина». Национальные истоки музыкального тематизма. Оркестр и особенности оркестровой полифонии. Новаторская трактовка жанра симфонической поэмы.

Антонин Дворжак (1841-1904) – крупнейший представитель чешской музыкальной классики. Творческий путь. Ведущая роль симфонического творчества в наследии А. Дворжака. Развитие традиций Б. Сметаны в программных симфонических поэмах на народно-сказочную тематику. Симфония «Из Нового Света» – вершина чешского симфонизма. Богатство тематизма, народные истоки, программные тенденции. Концерт для скрипки с оркестром.

Значение творчества А. Дворжака.

Эдвард Григ (1843-1907) – основоположник норвежской музыкальной классики. Расцвет норвежской литературы и искусства в середине XIX века. Творческая деятельность Г. Ибсена и Б. Бьёрнсона. Народная музыка Норвегии, основные танцевальные жанры. Виднейшие норвежские композиторы и исполнители: У. Булль, Ю. Свенсен, К. Синдинг.

Композиторская, музыкально-общественная и исполнительская деятельность Э. Грига. Творческий путь. Тема Родины и её ведущее значение в его творчестве. Общая лирическая направленность музыки Э. Грига. Музыкальный язык.

Фортепианные и камерно-инструментальные произведения. Соната для фортепиано. Лирико-романтическая трактовка цикла. Лирические миниатюры. Концерт для фортепиано с оркестром. Рельефность тематизма, связь с народными истоками, особенности развития музыкальных образов.

Выдающиеся значение музыки Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Яркость сказочно-романтических образов, обрисовки пейзажа и жанрово-бытовых сцен. Использование народных музыкальных жанров. Картины природы.

Вокальное творчество. Связь с норвежской и датской национальной поэзией (Бьёрнсон, Ибсен, Андерсен). Поэтические картины природы. Романтические образы. Особенности песенных циклов.

Значение творчества Э. Грига в норвежской и мировой музыке.

Ян Сибелиус (1865-1957) – основоположник финской композиторской школы. Своеобразие финского народного музыкального искусства. Национальный эпос «Калевала». Тематика и образы народного музыкального искусства Финляндии, основные жанры. Особенности формирования в Финляндии в XIX веке национальной композиторской школы.

Творческий путь Я. Сибелиуса. Симфоническое творчество. Программные произведения. «Четыре легенды» – симфоническая тетралогия. Яркая образность музыкального тематизма, суровый, выразительный характер оркестрового письма, своеобразие ладоворитмической основы, монументальность масштабов формы, оригинальность фактуры. Концерт для скрипки с оркестром. Симфоническое развитие музыкальных образов, лейтинтонационные связи. Сопоставление мужественной героики и возвышенной лирики, суровой эпичности и драматической патетики.

Связи Я. Сибелиуса с русской музыкальной культурой.

 

Французский музыкальный импрессионизм.

Проблемы стиля

Общая характеристика музыкальной жизни Франции конца XIX века. Творческие направления, связанные с музыкальными классическими традициями и романтическими достижениями. Возникновение и развитие импрессионизма во французской музыке под воздействием импрессионистской живописи, символистской поэзии и традиций французской музыки XVIII века; использование достижений Ф. Шопена, Ф. Листа, композиторов «Могучей кучки». Стремление к возрождению национальных традиций французского искусства. Новаторство в области тематики, средств звуковой выразительности. Обогащение гармонии, инструментовки. Красочное воспроизведение пейзажей, тонкость в передаче различных нюансов и настроений.

Клод Дебюсси (1862-1918) – выдающийся композитор, пианист. Творческий путь. Особенности искусства К. Дебюсси: благородная поэтичность музыкального воплощения тем и образов, обращение к фольклору, опора на классические традиции французской художественной культуры. Симфонические произведения – достижения в области оркестрового письма («Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны»). Программность в творчестве К. Дебюсси, ее картинно-образный и лирический характер. Фортепианные произведения – новый этап в развитии фортепианной музыки. Особенность фортепианной фактуры, новые принципы виртуозности, способствующие тонкой звуковой выразительности. 24 прелюдии. Многообразие тематизма, гармоническое своеобразие, программные тенденции. Цикл «Детский уголок». Импрессионистическая красочность, особенности музыкального языка.

Морис Равель (1875-1937). Творческий путь. Освоение эстетических идей импрессионизма. Музыкально-сценические произведения. Балет «Дафнис и Хлоя» – воплощение импрессионизма в жанре балета. Особенности музыкальной драматургии. Симфонические произведения. Фольклорные тенденции – «Испанская рапсодия», «Болеро». Мастерское сочетание яркой импрессионистической красочности с классической стройностью и четкостью музыкальной формы. Сочинения для фортепиано. Многообразная сфера образов. Сюита «Гробница Куперена».

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.