|
Австро-немецкий симфонизм на рубеже XIX-XX веков.Австро-немецкая музыкальная культура XX века Вена конца XIX – начала XX веков – один из крупнейших центров художественной жизни Европы. Тенденции «чистого симфонизма» И. Брамса и музыкальной драматургии Р. Вагнера на рубеже XIX-XX веков. Формирование австрийского экспрессионизма. Символистские течения в искусстве. Интенсивная концертная и музыкальная жизнь Вены (оперный театр, филармония). Видные австрийские исполнители. Густав Малер (1860-1911) – выдающийся австрийский композитор и дирижёр. Творческий путь. Симфоническое творчество. Круг тем и музыкальных образов. Трактовка сонатно-симфонического цикла. Классические, романтические и экспрессионистские тенденции. Элементы сарказма, гротеска, злой иронии в Первой симфонии. Четвертая симфония. Оркестр Г. Малера. Тембровая драматургия. Вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья». Близость шубертовской песенности. Значение поэтического слова. Рихард Штраус (1864-1949) – выдающийся немецкий композитор, дирижёр. Творческий путь. Симфонические поэмы. Связь с принципами программного симфонизма Ф. Листа. Оперное творчество. «Саломея». Особенности музыкально-драматургической концепции. Мелодическое богатство музыкального языка, сложность и утонченность гармонического письма, театрально-действенная роль оркестра, тембровое богатство и виртуозность в использовании выразительных возможностей голоса и оркестровых инструментов. Комическая опера «Кавалер роз». Черты моцартианства как проявление черт неоклассицизма: оптимизм, богатство мелодики, классическая стройность. Продолжающаяся интенсивность художественной жизни. Развитие экспрессионизма. Ведущая роль «Нововенской школы» во главе с А. Шенбергом. Арнольд Шенберг (1874-1951) – виднейший представитель экспрессионизма в музыке, создатель метода и техники додекафонного письма. Творческий путь. Обращение к атональности, символистски-экспрессионистским образам и сюжетам. Вокальный цикл «Лунный Пьеро», отражение принципа «говорящего пения». Принципы додекафонной техники, серийной техники. Кантата «Свидетель из Варшавы» – отклик на события второй мировой войны. Значение творчества А. Шенберга в австрийской и мировой музыке. Творчество Альбана Берга (1885-1935). Опера «Воццек». Воплощение в музыке стихии кошмара, ужаса, насилия. Сгущенно-экспрессионистский характер оперной драматургии. Сочетание принципов атонализма с системой лейтмотивов. Антон Веберн (1883-1945) – один из наиболее видных представителей серийной и серийно-пуантилистской техники композиции в зарубежной музыке XX века. Пауль Хиндемит (1895-1963) – композитор, дирижер, педагог, музыковед. Эстетические взгляды. Обращение к имитационной полифонии, утверждение в противовес додекафонии оригинальной системы, ее теоретическое обоснование в трудах по композиции, художественно-практическое – в фортепианном цикле «Ludus tonalis». Тональный план цикла. Образный строй, жанровое разнообразие прелюдий, интерлюдий и фуг. Преломление принципов необарокко. Оперное и симфоническое творчество. Карл Орф (1895-1982) – композитор, музыковед, педагог. Сценическая кантата «Кармина Бурана» – первая часть монументальной вокально-хоровой трилогии «Триумфы». Оперное творчество. Музыкально-педагогические работы К. Орфа. «Трехгрошовая опера» К. Вайля и традиции эпического театра. Пародия на приемы и формы традиционной оперы как отражение принципа «снижения через жанр».
Музыкальная культура Испании, Венгрии, Чехии и Словакии конца XIX – первой половины XX века Испанское искусство. Музыкальная культура. Выдающиеся музыканты-исполнители. Композиторское творчество И. Альбениса, Э. Гранадоса, Ф. Педреля, Мануэль де Фалья (1876-1946) – выдающийся испанский композитор, представитель импрессионизма. Творческий путь. Вокальный цикл «Семь испанских народных песен». Претворение народных песенно-танцевальных интонаций. Фортепианное и оперное творчество. Музыкально-критическая деятельность. Значение творчества М. де Фальи. Музыкальная культура и искусство Венгрии. Музыкальное исполнительство. Новая опереточная школа. Творчество Франца Легара (1870-1948) и Имре Кальмана (1882-1953). Бела Барток (1881-1945) – выдающийся композитор, пианист, педагог. Многообразие жанров в его творчестве. Обработка народных песен, теоретические работы по фольклористике. Оперное творчество. Импрессионистские и экспрессионистские тенденции. Фортепианные сочинения. Циклы произведений, опирающихся на фольклор. «Микрокосмос». Чешская и словацкая литература. Исполнительская культура. Музыкальная наука. Творческий путь Леоша Яначека (1854-1928). Творчество Богуслава Мартину (1890-1959).
§ 15. Американская музыкальная культура конца XIX – Первой половины XX века Литература. Музыка. Творчество исполнителей-композиторов, создателей первых классических джазовых опусов. Луи Армстронг, Бени Гудмен, Дюк Эллингтон. Зарождение жанра «мюзикл». Творчество Джерома Керна, Ричарда Роджерса, Кола Портера. Фридерик Лоу и его мюзикл «Моя прекрасная леди». Джордж Гершвин (1898-1937). Музыкальное наследие. «Рапсодия в стиле блюз», её выдающиеся значение в развитии новых тенденций американской музыки (симфонизация джаза). Жанровое многообразие тематизма (блюз, свинг, регтайм). «Американец в Париже» – блестящая оркестровая сюита. Опера «Порги и Бесс». Своеобразие оперной драматургии. Вокальные симфонические характеристики персонажей. Леонард Бернстайн (1918-1990) – композитор, дирижер, пианист, музыкальный публицист. Мюзикл «Вестсайдская история». Новая трактовка жанра. Творчество Самюэла Барбера (1910-1981), Аарона Копленда (1900-1990), Джона Кейджа (1912-1992).
Музыкальная культура и искусство Англии, Франции, Италии и Польши конца XIX – начала XX века
Национальные английские композиторы. Э. Элгар, Р.В. Уильямс, С. Скотт, Г. Холст. Творчество Бенджамена Бриттена (1913-1976). Оперное творчество. Жанровое разнообразие. «Военный реквием». Своеобразие авторского замысла. Грандиозная композиция сочинения. Лейтмотивы, лейтритмы, лейтинтервалика «Реквиема». Традиции и новаторство. Французское искусство, литература, музыка. Исполнители, композиторы. Французская «Шестерка» и ее представители: Луи Дюрей (1888-1979), Артюр Онеггер (1892-1955), Жермен Тайфер (1892-1983), Дариюс Мийо (1892-1974), Франсис Пуленк (1899-1963), Жан Кокто (1899-1963). Творчество Ф. Пуленка. Оперное творчество. Монодрама «Человеческий голос». Музыкальная драматургия. Другие сочинения. Группа «Молодая Франция» и ее представители: Андре Жоливе (1905-1974), Оливье Мессиан (1908-1992). Развитие искусства, литературы, музыкальной науки в Италии. Исследование песенного и танцевального фольклора. Творчество Отторино Респиги (1879-1936), Ильдебрандо Пицетти (1880-1968), Джан Франческо Малипьеро (1882-1973), Альфредо Казеллы (1883-1974). Музыкальное искусство. Творческое объединение композиторов «Молодая Польша». Творчество, К. Шимановского, В. Лютословского, М. Карловича. Кшиштоф Пендерецкий (р. 1933) – яркий представитель польского музыкального авангардизма. Жанровое разнообразие творчества. «Страсти по Луке» – монументальное ораториальное произведение. Музыкальная драматургия. Серийно-интонационная логика развития музыкальных образов, принцип монтажа контрастных пластов.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|