Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Некоторые методы системы Карла Орфа





 

Среди систем музыкального образования, распространенных на Западе, одной из наиболее популярных является концепция Карла Орфа, которая получила широкое распространение во многих странах. Особенно ценна методика Орфа заложенным в ней творческим потенциалом, направленностью на развитие креативности детей, воспитания у них основ музицирования.

Методика детского и юношеского музыкального воспитания, разработанная Орфом, опирается на широкое использование музыкального фольклора и развитие творческой инициативы студентов. Свое художественное воплощение эти принципы нашли в «Musikshculerwerk» («музыка для детей»).

Созданное К. Орфом совместно с Г. Кеетман пособие «Шульверк» – это пятитомное собрание пьес для хорового исполнения в сопровождении инструментов, упражнений в произношении и декламации, ритмических упражнений, театрализованных сценок. «Шульверк», таким образом, содержит материал для практического музицирования. Это своего рода общая начальная школа творчества, предшествующая специальному обучению музыке, обязательна для всех детей, если они не собираются в дальнейшем избрать своей профессией музыку.

«Шульверк» построен на народных песнях и старинной музыке, содержит большое количество фольклорных текстов: хоровых песен, пословиц, загадок, дразнилок, считалок. Всему этому сопутствует комментарий, сообщающий исторические или этнографические сведения.

Музыка пьес поражает свежестью и чистотой, простотой и естественностью. Она нацеливает на активное музицирование, на сотворчество. Пьесы – это модели, созданные рукой талантливого мастера для стимулирования музыкального творчества детей, коллективного музицирования.

Система детского музыкального воспитания К. Орфа и его «Шульверк» ведут свое начало от Песталоцци и с его стремления развить творческие способности и самостоятельность мышления ребенка.

Ганс Негель, швейцарский педагог-практик, доказал, что в основу музыкального развития должно быть положено воспитание ритмического начала. Иоган Гердер писал, что музыка, слово и жест в их взаимодействии открывают новый путь для художественного творчества.

Эмиль Жак-Далькроз создал систему музыкально-ритмического воспитания.

Бела Барток по-новому взглянул на фольклор, народные лады, ритм и его значение в детском музыкальном воспитании.

Пауль Хиндемит обратил внимание на старую немецкую песню.

Музыканты-педагоги ХХ века ратовали за возрождение музыкальной импровизации как метода музыкального воспитания.

Музыкальное воспитание, по мнению Орфа, не должно ограничиваться развитием слуха, ритма, слушанием музыки, обучением пению или игре на музыкальных инструментах. Задача музыкального воспитания – стимулировать творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования. В этой работе следует опираться на связь музыки с жестом, словом, танцем, пантомимой.

Дети – участники творческого процесса. Принципы народного варьирования и орнаментации способствуют проявлению детьми творческой изобретательности. В «Шульверке» ритму и музыкально-ритмическому воспитанию отводится первостепенная роль.

Ритму нельзя научить. Его можно освободить и «развязать» в человеке. Именно такого мнения придерживался Карл Орф. «Развязывание ритма» началось с хлопков рук, щелчков пальцами, притопами ногами. Все это украшалось погремушками и трещотками – древними инструментами человечества. Материалом для их изготовления послужили камешки, раковины, высушенные фрукты, скорлупки орехов, деревянные шары, а также ремешки с пришитыми к ним маленькими и большими бубенцами.

Первым настоящим инструментом, который использовал Орф, стал бубен с одной перепонкой на обруче.

Большое внимание на Карла Орфа оказало сотрудничество с Д. Гюнтер. В ее школе занимались свободной ритмической импровизацией. Погремушки, привязанные к ногам, создавали постоянный ритмический фон.

Солисты выступали со своими ритмами, строили ритмические импровизации. Также использовалось фортепиано. Одна партия повторяла звуки тонической квинты, на втором рояле импровизировалась мелодия.

Применялись бесполутоновые звукоряды: не получалось скверно звучащих звукорядов. Форма чаще всего была рондообразной, импровизировались простые пьесы в форме малагеньи и пассакалии. Помогали известные танцевальные ритмы: болеро, хабанера, сицилиана и колыбельная. Этот «стиль бурдон», как называл его Орф, мало сочетался с мажорно-минорной функциональной основой гармонии и был открыт этнографическому

разнообразию ладов.

Так называемый «стиль бурдон» стал фундаментом всей «элементарной музыки» в педагогической практике К. Орфа, а четырехручная игра заменялась реализацией простой партитуры для ударных, струнных басов и флейт. Кроме танца с маленькими ручными ударными и четырехручной импровизацией, применялась импровизация крупной формы под руководством «дирижера», который должен был без нот, жестами, предлагаемыми ритмами и тембрами организовать развертывающуюся композицию. Здесь часто использовались ритмы и формы старинных танцев (гальярды, паваны, сарабанды, морески).

Слову – элементу речи и поэзии, слову, из которого рождается пение, слову – его метрической структуре, мелодико-интонационному произнесению – уделяется особое внимание, и, конечно, рифмам, поговоркам, пословицам, детским дразнилкам, считалкам. В каждой стране, как считает К. Орф, сборник «Музыка для детей» должен обязательно существенно обогащен словесным и музыкально-народным достоянием, детским фольклором.

Основная идея «Шульверка» – воспитать личность ребенка через воспитание чувств и заложить прочный фундамент подлинной музыкальности, воспитать человечность в маленьком развивающемся человеке!

Развитие творческих способностей учеников в одной области, считает К. Орф, обязательно отразится и на другой: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитие желания и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности

ребенка».

«Шульверк» стремится помочь всем детям овладеть основами музыки. Новаторство Орфа с особой силой сказалось в планомерном использовании для работы с детьми «элементарной музыки».Элементарная музыка связана с движениями, танцем и словом, ее нужно самому создавать; в нее надо включаться не как слушатель, а как участник. Элементарная музыка близка детям. Она связана с небольшими хороводными формами, остинато и с простым видом рондо. В мелодии отправным пунктом стал «зов кукушки», нисходящая терция, попевки на двух ступенях. Речевой основой стали имена детей, считалочки и простейшие детские песни. Элементарная музыка опирается на национально-народные истоки.

По словам Орфа, принцип, положенный в основу работы по «Шульверку», сводится к тому, чтобы на каждом этапе развивать самостоятельность студентов, наталкивать их на творческие поиски.

«Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей».

Для детского элементарного музицирования К. Орфом, совместно с Куртом Заксом был разработан специальный инструментарий. Основной состав детского оркестра включает:

1) «штабшпили» – мелодические ударные инструменты с деревянными и металлическими пластинками красочного звучания (различного вида ксилофоны, металлофоны);

2) группу немелодических ударных инструментов (от детских литавр, двойного барабана и до маленьких тарелочек);

3) очень простые духовые инструменты, родственные народной свирели – разного диапазона блокфлейты;

4) некоторые смычковые инструменты, используемые на более высокой стадии музицирования.

Орф считает, что инструменты для музицирования должны обладать эстетически привлекательной звучностью и при этом быть очень простыми, удобными для игры и не требовать сколько-нибудь значительной выучки.

Кроме того, это должны быть инструменты, которые обязаны своим происхождением «элементарному» ритму – хлопки, удары, притопы, с одной стороны, и пению – с другой. Расширяет эту гамму группа маленьких ударных инструментов: трещотки, деревянные палочки, небольшие тарелочки, треугольники, кастаньеты, бубенцы, барабаны и др.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.