Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ музыкального произведения





 

Музыкальная форма (лат. forma – вид, образ, очертание, красота) – это сложное многоуровневое понятие, применяющееся в разных значениях.

Основные его значения таковы:

– музыкальная форма вообще. В этом случае форма понимается широко как категория, присутствующая в искусстве (в том числе и в музыке) всегда и вечно;

– средство воплощения содержания, реализуемое в целостной организации элементов музыки – мелодических мотивов, лада и гармонии, фактуры, тембров и др.;

– исторически сложившийся тип композиции, например канон, рондо, фуга, сюита, сонатная форма и т.д. В этом значении понятие формы сближается с понятием музыкального жанра;

– индивидуальная организация единичного произведения – неповторимый, не похожий на другой, единичный «организм» в музыке, например «Лунная соната» Бетховена. Понятие формы связано с другими понятиями: форма и материал, форма и содержание и др. Важнейшее значение в искусстве, как и в музыке в частности, имеет соотношение понятий формы и содержания. Содержание музыки – это внутренний духовный облик произведения, то, что она выражает. В музыке центральными понятиями содержания являются музыкальная идея и музыкальный образ.

Схема анализа:

1. Сведения об эпохе, стиле, жизни композитора.

2. Образный строй.

3. Анализ формы, структуры, динамический план, выявление кульминации.

4. Композиторские средства выразительности.

5. Исполнительские средства выразительности.

6. Методы преодоления трудностей.

7. Особенности партии сопровождения.

Средства музыкальной выразительности:

– форма;

– мелодия: фразировка, артикуляция, интонации;

– стиль;

– фактура;

– гармония;

– лад;

– жанр и т.д.

Анализ – в самом общем значении этого слова – процесс мысленного или фактического разъединения чего-либо целого на составные части (разбор). Это справедливо и по отношению к музыкальным произведениям, их анализу. В процессе изучения его эмоционально-смыслового содержания и жанровой природы его мелодика и гармония, фактурные и тембровые свойства, драматургия и композиция рассматриваются отдельно.

Однако, говоря о музыкальном анализе, мы имеем в виду и следующую фазу познавания произведения, представляющую собой объединение частных наблюдений и оценку взаимодействий различных элементов и сторон целого, т.е. синтез. Общие выводы можно делать лишь на основе разностороннего подхода к анализу, иначе возможны ошибки, порой очень серьезные.

Известно, например, что кульминация – наиболее напряженный момент развития. В мелодии обычно достигается в ходе подъема, высокий звук, после которого следует спад, точка перелома в направлении движения.

Кульминация играет важное значение в музыкальном произведении. Существует также генеральная кульминация, т.е. основная наряду с другими в произведении.

Целостный анализ надо понимать в двух значениях:

1. Как возможный более полный охват собственных свойств произведения в их специфических взаимосвязях.

2. Как возможно более полный охват связей рассматриваемого произведения с многообразными явлениями историко-культурного

направления.

Учебный курс анализа призван последовательно и систематично обучить умению разобрать музыкальное произведение. Цель анализа – в раскрытии сущности музыкального произведения, его внутренних свойств и внешних связей. Более конкретно это означает, что нужно выявить:

– жанровые истоки;

– образное содержание;

– типичные для стиля средства воплощения;

– характерные черты своего времени и места в сегодняшней культуре.

Для достижения поставленных целей, музыкальный анализ использует ряд специфических методов:

– опора на непосредственное личное и общественное восприятие;

– оценка произведения в связи с конкретными историческими

условиями его возникновения;

– определение жанра и стиля музыки;

– раскрытие содержания произведения через конкретные свойства его художественной формы;

– широкое привлечение сравнений, сходных по выразительности произведений, представляющих разные жанры и типы музыки – как средство конкретизации содержания, выявление значения тех или иных элементов музыкального целого.

Понятие музыкальной формы рассматривается, как правило, в двух аспектах:

– организация всего комплекса средств выразительности, благодаря которой музыкальное произведение существует как некое содержание;

– схема – тип композиционного плана.

Указанные аспекты противостоят друг другу не только по широте подхода, но и по взаимодействию содержания произведения. В первом случае форма столь же индивидуальна и неисчерпаема для анализа, так же как и неисчерпаемо само восприятие содержания произведения. Если речь идет о содержании-схеме, то она бесконечно более нейтральна по отношению к содержанию. А ее характерные и типичные свойства исчерпываются анализом.

Структура произведения – система отношений элементов в данном целом. Музыкальная структура – такой уровень музыкальной формы, в котором удается проследить сам процесс развития композиционной схемы.

Если форму-схему можно уподобить звукоряду лада, дающую о ладе самое общее представление, то структур соотносится с подобной характеристикой всех тяготений, существующих в произведении.

Музыкальный материал – та сторона звучащей материи музыки, которая существует и воспринимается как некий смысл, причем речь идет о сугубо о музыкальном смысле, который невозможно передать иным способом, и описать можно только языком специфических терминов.

Характеристика музыкального материала в значительной мере зависит от структуры музыкального произведения. Музыкальный материал достаточно часто, но не всегда связан с теми или иными структурными явлениями, что в какой-то мере смазывает различия между смысловыми и структурными сторонами музыкального звучания.

 

26. Система самостоятельных занятий

 

С педагогом учащийся (студент) занимается 2 часа в неделю, а на долю самостоятельных занятий приходится 21 час (если заниматься по 3 часа в день), то есть более чем в 10 раз. Очевидна значимость внеклассной работы.

Можно утверждать, что результаты обучения зависят от качества занятий дома. Даже при наличии таких показателей, как эстрадное дарование, музыкальность, виртуозные данные, умение работать решит вопрос: быть или не быть скрипачу.

Однако нередко домашние занятия учащегося проходят бессистемно, нерегулярно, при отсутствии самоконтроля и сводятся к проигрыванию или механической зубрежке. Организация домашних занятий разделяется по возрастным периодам: начальное обучение; формирование профессиональных навыков, сознательная работа. Период начального воспитания требует от педагога умения организовать домашние занятия в классе. Перед занятиями ученик должен внимательно прочесть и проговорить, чего именно добиться в данном разделе задания. Имея четкую установку, можно приступить к занятиям; это придаст работе целенаправленный характер и сделает ее продуктивной. Ученику важно вести ежедневно тетрадь учета домашних занятий, куда необходимо записывать, сколько времени отводилось работе над каждым разделом задания. Это дисциплинирует, приучает дорожить временем. На уроке в классе нужно определить время занятий, а также то, чем будет заниматься ученик (проговорить вслух задание).

Домашняя работа должна охватывать все разделы задания. Учащийся, концентрируя внимание на какой-либо детали, часто забывает главное. Он обязан все проиграть. Чтобы перевести ученика на «самостоятельные рельсы», ему необходимо ставить перед собой задачи.

Занимаясь дома, учащемуся, по возможности, надо играть выразительно, избегать абстрактности. Двигательный метод и возникает от того, что ученик идет от движения, а не от выразительного слухового представления. Домашняя работа должна подчиняться заранее составленному плану в зависимости от имеющего бюджета времени.

Постановка конкретных задач (установка) и регламентация времени их выполнения – важнейший фактор в самостоятельных занятиях, обеспечивающий их эффективность.

Установка организует занятия, ориентирует на цель, дает энергию, движение. С.И. Снитковский неоднократно подчеркивал, что нельзя заниматься «вообще». Необходимо работать над решением конкретных задач, четко представляя себе, что нужно сделать за отведенное время.

Например, продумать динамику экспозиции, выяснить кульминацию, найти ключ к исполнению трудных мест, которые были отмечены накануне, решить проблему распределения смычка (смены меха, педали и т.п.), выучить наизусть каденцию и т.д. Такие занятия, по его мнению, высокорезультативны и приносят удовлетворение. Ученик знает, что он постоянно идет к цели. В то же время, руководствуясь точными задачами, ученик знает, как работать, преодолеть недостатки. Понимая принципы работы в одном произведении, он может перенести их на другие.

Постановка конкретных задач, четкая регламентация времени – это качества профессионала. Если не выполнил задание – переходи к другому.

Каждый раз работа на конечный результат. Время для достижения поставленной цели должно регламентироваться и четко соблюдаться. У современного студента (учащегося) нет столько времени для занятий, сколько было у его коллеги в прошлом. Дефицит условий – сокращение бюджета времени, нехватка помещений для занятий и т.д., будет нарастать.

Отсюда вывод – научиться «сжимать» время; делать в единицу времени больше; научиться ставить перед собой задачи-установки, то есть программировать свою деятельность; подчинить свои занятия строгой логике продуманных исполнительских действий.

Высокая результативность достигается за счет интенсификации занятий, максимальной концентрации внимания на выполнение задач. Постоянная направленность на действие, на достижение конкретных целей активирует, мобилизует ученика, результативность работы повышается в несколько раз.

Работа на срок интенсифицирует занятия. В самостоятельных занятиях следует помнить заповедь: «Не начинай сразу играть. Продумай сначала план занятий, задачи, распредели время, создай, выстрой себе программу действий». Высокую интенсивность занятий важно обеспечивать с самого начала. Ученику нужно объяснить, что, обучаясь игре на инструменте, он не останется в стороне от развлечений.

Интенсивные домашние занятия нужны нам сразу, ибо следует помнить, что для развития техники (ее скоростных видов) лучший возраст 8-14 лет. До 14–15 лет в основном нужно создать аппарат, позже техника получается вымученной. Исполнительский аппарат всегда должен быть свежим. Внимание на занятиях необходимо акцентировать на их качестве, интенсивности, а не количестве. Три часа ежедневных занятий при полной мобилизованности внимания – это достаточно, если использовать их достаточно эффективно. Сначала намечается цель, потом принимается решение – во что бы то ни стало достичь ее. Если цель не достигнута, а время ушло – все равно переходить к другому заданию. Невыполненность задания и в связи с этим неудовлетворенность заставят в следующий раз работать интенсивнее.

Наше сознание стремится к инерции. Идти по проторенным путям легче, но это не мобилизует: одни и те же приемы разыгрывания, гаммы, упражнения, этюды вызывают пассивность, демобилизуют. Чтобы избежать этого, необходимо менять схему занятий. Занятия музыкой требуют интенсивной, активной работы. Необходимо перед занятиями иметь задачу (задачи), которую вы будете сегодня решать. Нужно знать, что делать и как делать – это и есть профессионализм. Осознанность задач, четкая организованность занятий – качества профессионала.

Необходимо постоянно ставить перед учениками задачи и намечать сроки их выполнения. Подчинение своей работы четким задачам-установкам делает труд рациональным и эффектным. Экономия времени – это организация. Сейчас больше успевает и побеждает тот, кто лучше организован. Постановка задач мобилизует внимание, регламентация сроков – волю. В.Ю. Григорьев среди всех способностей, которые необходимы для того, чтобы стать исполнителем-концертантом, хорошим педагогом, назвал организаторские, имея в виду прежде всего высокоразвитую способность к самоорганизации.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.